Периодизация
средневекового искусстваДороманский период (или «темные века») (V–X века)
Романский период (XI–XII века)
Готический период (XII–XVI века)
В ходе же Четвертого крестового похода, в 1204 году, «освободители Гроба Господня» и вовсе вместо того, чтобы идти на Иерусалим, взяли штурмом и разграбили столицу христианской – православной – Византии. Обосновавшись на византийских землях, крестоносцы создали Латинскую империю. Эта империя просуществовала более пятидесяти лет и значительно подорвала могущество Византии.
Всего было девять больших крестовых походов на Восток, последний из которых состоялся в 1272 году. Малые крестовые походы продолжались до середины XV века.
Петр Пустынник указывает крестоносцам путь на Иерусалим. Миниатюра 1270 г.
Предполагалось, что стандартная метла в состоянии выдержать человека, чей вес не превышает 50 кг, поэтому чаще всего в колдовстве обвиняли худощавых. Первые упоминания об изобретенных в городе Адеватер «Ведьминых весах» датируются XVII в. В 1650-х годах студент-богослов Николас Боремас, побывавший в городе, описал удивившую его процедуру «взвешивания ведьм». Обвиняемую заводили в Весовую палату и ставили на огромные весы, которые обычно использовали для крупногабаритных товаров. Если вес признавался нормальным, то выдавался сертификат, подтверждавший пожизненную непричастность к дьявольскому делу. Эти весы спасли в Нидерландах в разгул охоты на ведьм многие жизни.
«Ведьмины весы»
в городе Аудеватер
(Нидерланды)
Укрепленный лагерь таборитов. Окружен повозками, скрепленными цепями и досками
Члены клюнийской конгрегации выступали за соблюдение устава Бенедикта, строгой морали и целибата для духовенства, большое внимание уделяли торжественности литургий. В начале XI века конгрегация насчитывала 30 монастырей, а в XII веке их было уже больше тысячи.
Бенедиктинские монастыри зачастую находились на путях паломничеств. Рост числа верующих требовал создания больших храмов, что, соответственно, приводило к некоторым изменениям в их структуре.
В цистерцианском ордене критически относились к роскоши клюнийских храмов. Архитектурно они схожи, но храмы бенедиктинцев намного богаче украшены рельефом и живописью.
Бернард Клервосский
Романская базилика
Архитектура. Романский период
Изначально разделения на романский и готический стиль не было. Вся средневековая архитектура называлась готической.
Термин романика возник в XIX веке. Им стали обозначать храмы базиликальной формы, имеющие ряд схожих элементов с римской архитектурой (использование арок и сводов).
В целом романская архитектура производит впечатление простоты, строгости и некоторой тяжеловесной приземистости. Скульптурное и художественное оформление романских храмов имеет те же черты.
Романская базилика –трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами (поперечными нефами)
Схема романской базилики
Архитектура. Романский период
Также использовался купол, который устанавливался обычно на пересечении главного нефа и трансепта. Полуцилиндрический потолок и полуциркулярные арки, массово использовавшиеся при строительстве храмов, стали отличительной особенностью романского стиля.
Каменные своды романских церквей были очень тяжелыми. Держали их стены и столбы. Изначально архитекторы из осторожности делали меньше проемов в стенах, а неф не очень высоким. От этого в храмах было довольно темно. Мощная стена и малое количество проемов – отличительная черта романских храмов.
Стремление расширить неф и сделать его более светлым позже приведет архитекторов готических храмов к созданию каркасных сводов и стрельчатых арок.
Архитектура. Романский период
Архитектура. Романский период
Входной портал
Центральный неф
Боковые нефы
Трансепт
Средокрестия
Хор
Обход
Капеллы
Архитектура. Романский период
Церковь Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Феранне.
Овернь. 1099–1185 гг.
Архитектура. Романский период
Нотр-Дам-ля-Гранд
Пуатье. XI в.
Длина – 57 м
Ширина – 13 м
Высота – 16,5 м
Архитектура. Романский период
При этом базилика в Пуатье богато украшена рельефом. В романских храмах декором обычно выделялись определенные места – портал, алтарь, ниши, капители. Создатели же Нотр-Дам ля Гранд поступили по-другому, щедро украсив весь западный фасад и башни. Благодаря этому здание, несмотря на свою суровость, приобрело живой и необычный вид.
Базилика Сакре-Кёр в Паре-ле-Моньяль
Архитектура. Романский период
Архитектура. Романский период
Собор Сен Лазар в Отэне
Архитектура. Романский период
Монастырь в Фонтене. XII в.
Монастырь в Фонтене. Франция
Лаахское аббатство. Германия
Даремский собор. Англия
Архитектура. Романский период
Архитектура. Романский период
Церковь Св. Троицы в Кане
Архитектура. Романский период
Церковь Сен Фрон в Перигё
подобно тому как стена сложена из каменных квадров. Правда, в отличие от башен соседних романских церквей, ярусы башни тулузского собора имеют более стройные пропорции. Кроме того, ряды высоких окон, прорезывающих ярусы, усиливают впечатление стройности, снимают ощущение чрезмерной массивности башни.
Особенно выразителен облик собора со стороны хора. Отсюда ясно воспринимается впечатляющий контраст высокой башни с мощным массивом трансепта.
Саксонская школа была самой ранней. Она еще имела тесную связь с каролингской и оттоновской традициями, но уже опиралась на клюнийские образцы. Особенностью саксонских церквей являлось наличие двух хоров, двух трансептов и двух средокрестий. Вход находился сбоку храма. При этом вокруг хора не было обхода, как во французских базиликах. Германские соборы венчались мощными башнями.
Архитектура. Романский период
Церковь св. Михаила в Гильдесгейме.
1010–1033 гг.
В этом соборе характерно полное отсутствие не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений. В отличие от большинства романских церквей других школ, здесь отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается и в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма.
Западный портал
Минденского собора.
XI век
Архитектура. Романский период
Капелла Св. Варфоломея
в Падерборне
Вормсский и Майнцский соборы имеют ясно выраженные западные абсиды и, наоборот, мало подчеркнутые абсиды с восточной стороны. Внешний облик рейнских соборов определяется четко выраженным снаружи членением внутреннего пространства, большой протяженностью (особенно в Шпайере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. В соборах рейнской школы допускался лишь скупой архитектурный декор.
Большой имперский собор в Шпайере.
1030–1061 гг.
Архитектура. Романский период
В Шпайерском соборе захоронены четыре германских короля и четыре императора Священной Римской империи. В романский, как и в дороманский, период захоронения производились в криптах – подземных сводчатых помещениях под алтарем.
Архитектура. Романский период
Собор в Бамберге
В-третьих, романское и готическое искусство вообще развивались в Англии крайне неравномерно. Так, скульптура не получила здесь такого развития, как в странах континентальной Европы.
Архитектура. Романский период
Церковь Сант Амброджо в Милане.
XI–XII вв.
Архитектура. Романский период
Архитектура. Замок
Архитектура. Замок
Важным элементом французского замка был донжон – башня внутри крепости, где жил феодал и располагались все важные помещения. Фактически, это был замок внутри замка.
Со временем жилые помещения были вынесены из донжона, а по периметру крепостной стены стали появляться оборонительные башни. Донжон также иногда переносили в стену. А сам замок с развитием артиллерии из крепости все больше начал превращаться в мирное жилище.
Донжон замка в Лоше.
Франция. X век
Архитектура. Замок
Замок Вартбург в Эйзенахе. Германия. XI век
Сеговийский Алькасар – большая крепость с толстыми массивными стенами, защитными обходами и бойницами, крепкими входными дверями, большими и малыми башнями с высокими пирамидальными и конусообразными кровлями. Силуэт Алькасара стал неотъемлемым знаком Сеговии, древней резиденции кастильских королей.
Надо сказать, что готическая конструкция как таковая неприменима к архитектуре крепостного типа. Поэтому в готический период замки сохранили свой прежний романский облик.
Христос во славе. Сен Сернен
Скульптура. Романский период
Безусловно, главная задача средневековой храмовой скульптуры состояла в создании у людей необходимого состояния, позволяющего им приблизиться к Богу. Одновременно пластическое искусство являлось «библией для бедных». Те, кто не умел читать, изучали религиозные сюжеты по многочисленным рельефам. Отличительной чертой романской скульптуры было сочетание условности с экспрессивной выразительностью.
Скульптура. Романский период
Скульптура. Романский период
Двухвостая русалка неоднократно появляется на капителях средневековых храмов. Данный образ встречается в кельтских и германских легендах – это фея Мелюзина, дух свежей воды в святых источниках и реках. Во Франции несколько родов считали такую русалку своей прародительницей.
Портал собора Сен-Лазар в Отене.
1130–1140 гг.
Скульптура. Романский период
Скульптура. Романский период
Ева. Рельеф «Грехопадение»
северного портала собора Сен Лазар в Отене.
1130–1140 гг.
Скульптура. Романский период
Пророк Исайя.
Статуя портала церкви в Суйяке. Середина XII в.
Св. Петр. Статуя портала церкви Сен Пьер в Муассаке. 1130–1135 гг.
Резной столб.
Церковь в Суйяке
Скульптура. Романский период
Апостол.
Статуя с западного фасада
церкви аббатства Сен Жиль. Фрагмент. 1160–1170 гг.
Статуи собора Сен Трофим в Арле
Скульптура. Романский период
Скульптура. Романский период
Скульптура. Романский период
Статуи пророков в Шартрском соборе. Ок. 1135–1155 гг.
Внутреннее убранство храма было богаче, чем внешнее. Для создание своих произведений немецкие мастера помимо камня часто использовали дерево и бронзу.
Во второй половине XI – первой половине XII веков шла острая борьба между религиозными и светскими властями. Большое влияние и в немецких княжествах имело клюнийское движение. Скульпторы Германии принимают в этом конфликте сторону сурового аскетизма, возникает так называемый «строгий стиль».
Лишь во второй половине XII века на некоторых немецких храмах появляются, под французским влиянием, многофигурные сюжетные сцены.
Портал большого имперского собора
в Шпайере
Скульптура. Романский период
Распятие из церкви
Св. Георгия в Кельне. Дерево. Ок. 1067 г.
Распятие Имерварда. Брауншвейгский собор.
Ок. 1160 г.
Скульптура. Романский период
Надгробие Рудольфа Швабского. Конец XI века
Надгробие архиепископа Фридриха фон Веттин. Конец XII века
Скульптура. Романский период
Брауншвейгский лев. 1166 г.
Скульптура. Романский период
Капитель церкви
Сен Пьер в Шовиньи
Капитель монастыря
Санто Доминго
Капитель собора в Майнце
Скульптура. Романский период
Рельеф на капители Пармского собора.
Вавилонская блудница – двухвостая русалка – Богоматерь оранта
Рельеф на капители Пармского собора.
Дракон кусает львов
Скульптура. Романский период
Скульптура. Романский период
К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы – голова четвероногого. Здесь зверь спереди конь, а сзади половина козы, там рогатое животное являет с тыла вид коня. Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе Божьем, поучаясь».
Рельеф Пармского собора
Скульптура. Романский период
Скульптура. Романский период
Черная Дева Монсерратская. Испания. XII век
По цвету фона фресок во французской живописи выделяли «школу светлых тонов» и «школу синих тонов».
Основным памятником «школы светлых фонов» являются фрески церкви Сен Савен сюр Гартамп в области Пуату, созданные в начале XII в. Фрески эти являют собой редчайший пример почти полностью сохранившегося живописного убранства обширного романского храма Франции.
Церковь Сен Савен сюр Гартамп.
Бог обращается к Ною. XII в.
Живопись. Романский период
Капелла Берзе ла Виль.
Христос, благословляющий апостолов.
Много фресок, относящихся главным образом к XII в., сохранилось в Испании. Особенно богаты ими церкви Каталонии. Росписи испанских мастеров обладают грубоватой и суровой, но совершенно особой выразительностью. Наиболее известные фрески сохранились в церкви Сан Клементе де Тауль.
Живопись. Романский период
Св. Петр принимает ключи.
Миниатюра Книги евангельских чтений Генриха II.
1007–1014 гг. Мюнхен
Живопись. Романский период
Гобелен из Байё. XI в.
Апокалипсис Сен Севера.
Четыре всадника Апокалипсиса
Живопись. Романский период
Адам дает животным имена. Фрагмент «Абердинского бестиария». XII век
Огненосные камни. Фрагмент «Абердинского бестиария». XII век
Василиск. Фрагмент «Абердинского бестиария». XII век
Верблюд. Фрагмент «Абердинского бестиария». XII век
Изображение Христа
из Виссембургского аббатства.
1060 г.
Также в XI веке были созданы витражи Аугсбургского собора, изображающие библейских персонажей. Фигуры эти достаточно хорошо сохранились. На образы этих витражей оказали явное влияние иллюстрации к средневековым манускриптам.
Считается, что впервые технику изготовления витража описал в 1100 году немецкий монах Теофил в своей работе Diversarum articem schedulae. К XII веку витраж приобрел свой классический вид.
Наиболее же полное развитие витражное искусство получит уже в период готики.
Витражи. Романский период
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть