Слайд 2
Искусство Византии (IV-XV в.в.)
В 330 году
из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин
I Великий перенёс свою столицу в город Византий (входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь.
В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской.
С тех пор Византия стала на многие века центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.
Слайд 4 Наивысший расцвет искусства Византии приходится на время
правления императора Юстиниана (482-565 г.г.), когда империя достигла размеров, почти
равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское искусство приобретает полную самостоятельность.
Искусство отразило в своих образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской империи.
Слайд 5 Своеобразие официального искусства времени Юстиниана – это
показ дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа.
Слайд 6Во дворце Халкэ в Константинополе был создан цикл мозаик, в
которых изображены военные триумфы византийских полководцев.
Слайд 7Конная статуя Юстиниана была установлена на одной из площадей столицы.
Слайд 8К числу выдающихся памятников середины V в. относится мавзолей Галлы
Плацидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы, дочери императора Феодосия.
Усыпальница с куполом имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены.
Слайд 9Стены украшала внизу драгоценная мраморная облицовка. Над входом в усыпальницу
— мозаика с изображением Христа в образе пастуха среди овец
на фоне пейзажа. В центре купола — символический крест.
Слайд 10В столице Византии, в Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль:
Ипподром, Большой дворец с полом, выложенным мозаиками, и центральное здание
города — храм святой Софии (строился в 532—537).
Затем здание было уничтожено огнем и вновь возведено на одном из холмов Константинополя
Слайд 12Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской
истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но и
единственным местом, где народ мог общаться с правителями.
Слайд 13Большой или Святой дворец в Константинополе (оставался главной резиденцией византийских
императоров на протяжении восьмисот лет, с 330 по 1081 гг.
Слайд 14Формируется стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика, берущая
истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем богатством красочного спектра.
Наибольшей силы мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном. Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ богатства и роскоши, и как самый яркий из всех цветов.
Слайд 15Непревзойденный образец монументального искусства Византии середины IX в. — мозаика
Софии Константинопольской. Величественная, сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии
с младенцем на руках — воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной красоты.
Слайд 17В Византии в VIII—IX вв. появляется иконоборчества — социально-политическое и
религиозное движение, направленное против культа икон. В искусстве борьба выразилась
в отрицании священных изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников церковного искусства.
Слайд 18В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные мотивы: в храмовых росписях
изображали птиц, животных среди растительности, архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах
мозаиковые росписи прославляли победы императоров или изображали придворные церемонии.
Слайд 19Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества. Только
в 787 г. в Никее, а не в столице собрался
Седьмой Вселенский собор, на котором был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.
Слайд 20Византийское декоративно-прикладное искусство разнообразно и широко представлено:
резьба по слоновой
кости;
книжная миниатюра;
обработка металлов (простая и перегородчатая эмаль); - ткачество.
кресло
Максимиана с рельефами из слоновой кости
Слайд 21В середине XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно
называется Македонским Возрождением, что было связано с усилением экономической, политической,
военной и международной мощи Византии.
Слайд 22В церковной архитектуре появляется крестово-купольный храм, имевший в плане форму
креста с равными ветвями и куполом в центре.
Распространение получают сравнительно
небольшие церкви, предназначенные для городского квартала, сельского прихода, монастыря или замка.
Слайд 23До этого периода главную роль в культовых сооружениях играло внутреннее
пространство.
В XI—XII вв. все большее значение приобретает внешний вид
храма. Фасады храмов украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных проемов, впервые появляется асимметрия.
Слайд 24Новый тип храма был воплощен в новой базилике Василия Македонянина
«Новая церковь».
Современники отмечали, что храм был украшен, как невеста. Он
имел пять куполов и белую колоннаду снаружи. Мозаики располагались по строго определенному церковно-догматическому плану, отражая тему иерархии феодального общества. Церковь признается классическим памятником этого периода.
Слайд 26К XI в. относятся такие памятники архитектуры, как храм Католикон
в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде
Слайд 27 и Монастырь Дафни близ Афин, предоставляющие собой варианты крестово-купального
храма.
Слайд 28В искусстве с X—XI вв. начинает господствовать пышная декоративность. Торжественный
монументализм все чаще соединяется с усложненной символикой. В живописи и
архитектуре утверждаются строгая рассудочность, симметрия. На фресках и мозаиках храмов преобладает уравновешенность линий и движений человеческих фигур.
В XI—XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи
Слайд 29византийская икона XII в. — «Григорий Чудотворец
Слайд 30Византийские мастера XIV в. предпочитали фреску, миниатюру и икону вместо
мозаики.
Византия XIV в. испытывает признаки внутреннего оскудения.
Византийское искусство дряхлеет
и развиваться дальше не может. Многие мастера вынуждены покинуть родину.
Слайд 31 Тысячелетняя история византийской империи была не только хранительницей античных традиций,
но и создала свою неповторимую художественную культуру, передав ее другим
народам