Слайд 1Искусство в период
Среднего царства
Карта Древнего Египта
Слайд 2Задания к уроку № 5:
Прочитать внимательно материал урока.
Выписать все определения
и пояснения к ним.
Из Презентации Викторина к уроку выписать
все примеры, запомнить и научиться их узнавать.
Слайд 3 Эпоха Среднего царства
Особенности:
Возникновение
художественных
школ при дворах
провинциальных правителей
Более свободная трактовка сюжетов
и
композиции
в рельефах и живописи
Усиление индивидуальных черт
в скульптурном портрете
Попытка соединить
храм с пирамидой
Слайд 4Территория Древнего Египта в эпоху Среднего царства
Среднему царству, т.е.
правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри,
временный распад древнего государства на отдельные области.
Слайд 5Первым памятником нового типа
в период Среднего царства стал
ХРАМ-УСЫПАЛЬНИЦА
МЕНТУХОТЕПА I
в Дейр-эль-Бахари (XXI в. до н. э.).
Храм-усыпальница
Ментухотепа I положил начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Реконструкция
Слайд 6В эпоху
СРЕДНЕГО ЦАРСТВА повышается внимание к индивидуальным чертам в
изображении человека
Статуя фараона Аменемхета III Порфир
XIX в. до н.э.
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Голова статуи фараона Сенусерта III. Обсидиан. 19 в. до н. э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк
Слайд 7Голова фараона Сенусерта III
Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости
царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет
индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое - то внутреннее сомнение и скрытую грусть.
Слайд 8Статуя фараона Аменемхета III (черный гранит)
Этот портрет отличается индивидуальностью черт:
пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица
с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Слайд 9Сфинкс Сенусерта III
Среднее царство
XIX в. до н.э. Нью-Йорк, Метрополитен-музей
СФИНКСЫ вошли
в архитектуру Египта, как опекуны и хранители священных мест. Начиная
с доисторических времён львов из-за силы, свирепости и устрашающего рёва связывали с царями. Этот сфинкс имеет лицо Сенусерта III, правителя 12 династии. На нем символический, плиссированный головной платок, который отождествляет капюшон и голову кобры.
Слайд 10Усыпальница-храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри.
Реконструкция.
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить
храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого
продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени.
Слайд 11Пилон в Эдфу. Храм бога Гора
Нововведением были пилоны — две
мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на
пути людей, вступающих в храм.
Слайд 12Обелиск
Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые
иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед
храмами и дворцами.
Слайд 13Стела вельможи Хунена.
Конец III тысячелетия до н.э. Москва.
ГМИИ им. Пушкина
Сам вельможа и жена его рельефно изображены
слева внизу. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении.
Слайд 14Жан-Франсуа Шампольон
Смысловое значение иероглифов совершенно забытое после падения египетской
державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк,
лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Слайд 15Розеттский камень
Каменная плита найденная близ города Розетта недалеко от
Александрии.
Слайд 16В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир
должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот
культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.
Слайд 17Суд Осириса – взвешивание сердца (души) покойного.
Слайд 18 Сцена охоты на берегах Нила.
Гробница Хнумхотепа II в
Бени-Хасане (XX в. до н. э.)
В живописи снижается
пафос монументальности, особенно в искусстве местных школ, проявляется оттенок обиходности. А отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции.
Слайд 20Удод. Деталь росписи гробницы номарха Хнумхотепа II в Бени-Хасане.
Слайд 21Мелкая пластика
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие,
показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике
Среднего царства.
Слайд 22Фаянсовые сосуды
Совершенны яркие фаянсовые сосуды и фаянсовые фигурки животных, в
изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Слайд 23*Пектораль — нагрудное украшение в виде прямоугольной, слегка скошенной вверх
пластины, которую клали на грудь умершему; пектораль была одним из
обязательных предметов заупокойного культа.
При Сенусерте III наступил расцвет придворного ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА.
Его образцы обнаружены в погребении дочери фараона, Ситхатор.
Ювелирные изделия:
1 — ожерелье;
2 — пектораль;
3 — кольцо;
4 — подвеска со скарабеем.
Слайд 24РОСПИСИ ГРОБНИЦ И ХРАМОВ
в период Среднего царства приобретают большую
самостоятельность.
Одни из самых замечательных настенных росписей были созданы в
гробнице Хнумхотепа в Бени-Хасане (XX в. до н. э.)
Сбор плодов
Птицы на акации
Слайд 25
Охота в нильских зарослях
Фрагмент росписи из гробницы в
Фивах.
XV—XIV вв. до н. э. Британский музей, Лондон
Клеевая живопись