Слайд 2 Начало XIX века - время культурного
и духовного подъема в России. Если в экономическом и политическом
развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.
Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на преобразования предшествующего времени. Города становились основными культурными центрами.
Существенное влияние на искусство оказала Отечественная война 1812 года.
Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства.
Слайд 3Классицизм в русской архитектуре
Конец XVIII
и начало XIX в.— это эпоха классицизма в русском зодчестве,
наложившая яркий отпечаток на архитектурный облик обеих столиц и других городов.
В русской литературе и музыке век классицизма был сравнительно короток и неярок, зато в живописи и особенно в архитектуре он оставил подлинные шедевры.
Постройки в стиле классицизма отличаются ясностью, уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония частей и целого. Парадный вход в здание располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и фронтоном). Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Обычно колонны были белыми, стены — желтыми.
Слайд 4 Еще в середине XVIII в. Петербург
был городом одиночных архитектурных ансамблей, утопал в зелени усадеб и
был во многом похож на старую Москву.
Затем началась регулярная застройка города вдоль прорезавших его проспектов, лучами расходившихся от Адмиралтейства.
Петербургский классицизм — это архитектура не отдельных зданий, а целых проспектов и ансамблей, поражающих своей уравновешенностью, единством, гармоничностью.
Работа по упорядочению центра Петербурга началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811)
Слайд 8Горбатый мост в Дворцовом парке
Слайд 9Андрей Никифорович Воронихин (1759 —1814) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма,
один из основоположников русского ампира.
Главным творением Воронихина стал собор в
честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 1801 года, окончены работы были в 1811 году.
Слайд 11Дом Государственного казначейства
Слайд 13 Карл Иванович Росси (1775—1849) — российский архитектор итальянского
происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и
его окрестностях.
Выдающееся архитектурное и градостроительное мастерство Росси воплощено в ансамблях Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819—1825)
Слайд 19Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода
(1829–1834) на знаменитой Сенатской площади.
Слайд 20Анри Луи Огюст Рикар де Монферран (1786-1858) архитектор, строитель Исаакиевского
собора в Санкт-Петербурге. На русский манер его также называли Август
Августович Монферран
Слайд 22Алекса́ндровская коло́нна – памятник в стиле ампир, находящийся в центре
Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Воздвигнута в 1834 году по указу императора
Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном
Слайд 24Тома де Томон (1760-1813), русский архитектор. Француз по происхождению.
Здание фондовой
биржи
Слайд 25Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге
Слайд 26 Московский классицизм был характерен отдельными зданиями, а не
ансамблями.
После пожара в Москве были возведены такие
выдающиеся по красоте здания, как Большой театр, Манеж.
архитектор Осип Иванович Бове (1784-1834)
Слайд 28Русско-византийский стиль появился, как попытка придать архитектуре большую "русскость".
Константин
Андреевич Тон (1794-1881). Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах
России, придворный архитектор Николая I. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве.
В своем творчестве попытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви с узкими арочными (закругленными) окнами, использовал декор русского и византийского происхождения.
Слайд 30Московский вокзал в Санкт-Петербурге
Слайд 31Скульптура первой половины XIХ века
Иван Петрович
Мартос (1754-1835) — российский скульптор-монументалист.
Памятник Минину и Пожарскому
Слайд 32 Василий Иванович Демут-Малиновский — русский скульптор XIX века украинского происхождения, его
скульптуры дополняет многие имперские композиции в Санкт-Петербурге. Большинство его работ
связано с тематикой Отечественной войны 1812 года.
Основная работа в Санкт-Петербурге была сконцентрирована в создании декоративного оформления строившихся Казанского собора и Горного института
Слайд 33Центральный парадный портик Казанского собора
Слайд 34Для Казанского собора скульптор исполнил статую Андрея Первозванного
Слайд 35Центральная башня Главного Адмиралтейства
Слайд 36Пётр Карлович Клодт (1805—1867) — российский скульптор.
Сильным продолжением карьеры стал
большой правительственный заказ на скульптурное оформление Нарвских ворот совместно с
такими опытными скульпторами как С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. На аттике арки установлена шестёрка коней, несущая колесницу богини славы, выполненная из кованой меди по модели Клодта в 1833 году.
Слайд 37Конные скульптуры на Аничковом мосту. Украшения дворцовой пристани Адмиралтейской набережной
Слайд 41Пименов Степан Степанович (1784-1833)
Теребенёв Иван Иванович (1780-1815)
Толстой Фёдор Петрович (1783-1873)
Слайд 42Классицизм в русской живописи
Для русского изобразительного
искусства были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом
был классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовавшим любым попыткам свободы творчества. Она требовала строго следовать канонам классицизма, поощряла написание картин на библейские и мифологические сюжеты.
Слайд 43 Ивáнов Андрей Иванович (1776-1848),
русский живописец, представитель классицизма.
Пытался воплотить в
своих композициях идеи гражданственности и патриотизма
Был
видным педагогом и мастером академического рисунка. Среди учеников — его сын А. А. Иванов и К. П. Брюллов.
Слайд 47Егоров Алексей Егорович (1776-1851). Один из самых одаренных мастеров академического
рисунка, А. Е. Егоров недаром получил у современников имя "русского
Рафаэля".
Истязание спасителя
Слайд 50Шебуев Василий Козьмич (1777-1855), русский живописец, один из ведущих мастеров
позднего классицизма и академизма.
Слайд 55Романтизм в русской живописи
Сильвестр Феодосиевич Щедрин (1791—1830)
Слайд 59Михаил Иванович Лебедев (1811-1837)
Слайд 63Максим Никифорович Воробьёв (1787-1855)
Слайд 64Дуб, раздробленный молнией. Аллегория на смерть жены художника
Слайд 66Знакомство с творчеством
живописцев ХIХ века
Слайд 67 Кипренский Орест Адамович (1782- 1836), русский художник.
Выдающийся мастер русского изобразительного искусства романтизма, известен как замечательный портретист.
Слайд 68Дмитрий Донской на Куликовом поле
Слайд 73Василий Андреевич Тропинин (1776- 1857), русский живописец, мастер романтического и
реалистического портретов.
Автопортрет
Слайд 75Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника
Слайд 79Карл Павлович Брюллов (1799—1852).
Итальянский полдень
Слайд 84Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847), русский живописец, мастер жанровых сцен из
крестьянской жизни, педагог, основатель так называемой венециановской школы.
Слайд 90Александр Андреевич Иванов (1806—1858), русский художник, создатель произведений на библейские
и антично-мифологические сюжеты, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».
Слайд 92Иван Фомич Хруцкий (1810-1885) известен как художник работавший в русле
русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.
Бидермейер
Слайд 96Павел Андреевич Федотов (1815-1852), русский живописец и график, родоначальник критического
реализма