Слайд 1Использование дифференцированного подхода при обучении детей с ОВЗ
Шаргородская Л.В., к.п.н.
ст.
преподаватель кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики ИСОиКР МГПУ
Слайд 2Основные трудности при групповой форме обучения детей с ОВЗ
Разный уровень
интеллектуального развития
Качественно разные познавательные стратегии
Разный уровень освоения учебных навыков учащимися
Индивидуальные
эмоционально-волевые особенности
Слайд 3Распределение учащихся коррекционного класса по уровню интеллектуального развития на начало
школьного обучения
Слайд 4Индивидуальный (индивидуально-ориентированный) подход предполагает
частичное, временное изменение ближайших задач и отдельных
сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных
форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика для обеспечения всестороннего ее развития
учет личности ребенка и социальных факторов его развития
учет состояния его высших психических функций
Слайд 5Необходимые условия при организации группового обучения детей с ОВЗ
Наличие команды
специалистов, осуществляющих коррекционную помощь учащимся
Развёрнутая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы
Наличие
индивидуальной адаптированной образовательной программы (АОП).
Малокомплектный класс и/или наличие тьютора
Слайд 6Основные задачи
Поддержание работоспособности и обеспечение адекватного восстановления сил
Развитие познавательной сферы
Развитие
эмоционально-волевой сферы, в том числе учебной мотивации
Формирование и развитие учебных
навыков
Слайд 7Обеспечение адекватного восстановления сил учащихся
смена видов деятельности
регулярное чередование периодов напряженной
активной работы и расслабления
смена произвольной и эмоциональной активации
поддержание осознания ребенком
успешности обучения (правило «одной трудности»)
Использование на уроке микроциклов: настройка на работу, реализация задачи, получение подкрепления
Слайд 8Приёмы организации учебного процесса
Структурирование времени
Структурирование пространства класса
Использование игровых приёмов
Физкультминутки, дежурство
по классу
Опора на собственные интересы ребенка
Включение в уроки предметной деятельности
Предъявление
плана действий в наглядной форме
Использование наглядных опор и др. способы привлекать разные сенсорные модальности
Слайд 9Структурирование времени
Составление наглядного расписания
Стереотипное начало и окончание уроков, учебного дня
Использование
определенных предметов или событий для маркировки времени (например, песочных часов)
Слайд 10Структурирование пространства класса
Четкое зонирование классного помещения
Закрепление рабочего места за конкретным
ребенком
Определение правил по использованию классного помещения (например, нельзя бегать и
играть в классе, а только в игровой комнате)
Слайд 11Использование игровых приемов *
разрешение играть за партой после выполнения задания
использование
театрализованных действий на уроке
включение дидактических игр в ход урока
предъявление заданий
в игровой форме
Слайд 12Опора на собственные интересы ребенка
использование рисования на уроках чтения, русского
языка и др.
разрешение нумеровать задания, строчки, слова (если любит цифры)
ребенок
проверка на калькуляторе просчитанных вручную примеров
использование компьютера и интерактивной доски
и т.д.
Слайд 13Включение в уроки предметной деятельности *
лепим цифры, буквы из пластилина
или раскрашиваем их
раскладываем предметы на кучки при изучении деления
проращивание растений
на уроках «Окружающий мир»
выполнение общих макетов из бумаги
и т.д.
Слайд 14Использование наглядных опор
использование наглядных расписаний (уроков, заданий)
использование картинок, карточек и
предметов в качестве учебного материала
использование справочных материалов, алгоритмов решений
использование наглядных
настенных материалов
И др.
Слайд 15Педагогические приемы
Индивидуальный подбор заданий
Использование вспомогательных средств обучения
Использование педагогического инструмента «подсказка»
Разноуровневые
задания
Слайд 16Использование педагогического инструмента «подсказка»
Адекватно выбранная на основе обратной связи мера
подсказки
Качественная и количественная спецификация для детей с разными проблемами. Например,
Стимулирующая
или организующая помощь при проблемах программирования и контроля
Помощь в ориентировке на странице тетради при слабости зрительно-пространственной функции
Слайд 17Разноуровневые задания
Общая деятельность, в которой у каждого ученика своя роль.
Внешне
схожие задания с разными уровнем сложности;
Сходные задания с разной долей
помощи педагога;
Сходные задания, выполняемые с применением вспомогательных средств или на общих условиях;
Разные формы ответа на одно задание.
Сходные задания разного объёма;
Сходные заданиях на разном материале (в соответствии с интересами ребёнка).