Слайд 1Использование исследовательских приемов обучения на уроках биологии
РМО учителей биологии
Пролетарского района
города Донецка.
Слайд 2Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне действовать самому,
И я научусь.
(Древнекитайская мудрость)
Слайд 3Сухомлинский отмечал: « Страшная эта опасность – безделье за партой,
безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека и ...
ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником – в сфере мысли».
Слайд 4
Во время исследовательской деятельности каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить
имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
Слайд 5Структура исследовательской деятельности определяется следующим образом:
Поисковая активность
анализ
оценка прогнозирование развития ситуации действия
результат.
Слайд 6Виды исследовательской деятельности:
1. Применение исследовательских методов изучения (учитель предлагает
проблемное задание, учащиеся ищут способ решения)
Слайд 7
Урок в 5 классе по теме «Почвенное питание растений. Удобрения»
Постановка
познавательной задачи. В почву попало семя кабачка диаметром 5 мм,
а выросло громадное растение длинной до нескольких метров, с огромными плодами. За счет чего происходит рост растения?
Слайд 8Урок в 11 классе по теме: «Экологические проблемы и пути
их решения»
Это трудный, но в то же время мудрый
прием. «Обрати вред в пользу». В настоящее время в нашей Республике уменьшилось число работающих промышленных предприятий и сельских хозяйств. Это плохо. А что хорошего? Ответ: Экологическая обстановка многих районов стала заметно лучше.
Слайд 9Урок в 7 классе по теме «Пресмыкающиеся»
Показ фрагмента фильма
«Гарри Потер и философский камень». Разговор Гарри со змеей. Задание:
Найти ошибку сценариста в данном фрагменте («киноляп»)
Слайд 102. Экспресс-исследование
По такому типу строится исследовательская деятельность учащихся на
экскурсиях даются индивидуальные задания для проведения исследований, какие птицы живут
в городе, какие декоративные растения используются для озеленения нашей школы, экологическая ситуация в городе, окрестностях школы, изучение агоэкосистем своей местности и т.д.
3. Проведение учебного эксперимента
Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 5-по 11 класс. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания. Учебный эксперимент – один из продуктивных методов обучения.
4. Нетрадиционные уроки
(урок-презентация «Древние пресмыкающиеся», урок
– дискуссия, круглый стол «Заболевания, вызываемые вирусами. Профилактика», «Здоровье человека. Укрепление здоровья. Факторы нарушающие здоровье» и т.д)
Слайд 13Летние задания:
1. Составить гербарий (различных семейств покрытосеменных растений, виды
сложных листьев у растений, виды жилкования листьев у растений и
др.)
2. Составление коллекций (коллекция бабочек, коллекция раковин брюхоногих или двустворчатых моллюсков, коллекция жуков и т.д)
Слайд 14Виды исследовательской деятельности во внеурочное время:
1. Подготовка и участие в
олимпиадах по биологии, экологии.
2. Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях и
акциях «Моя цветущая школа», «Птица года» и другие.
3. Проведение кружка «Цветоводство»,
4. Выполнение мини – исследований, например,
«Мой любимый цветок», Моё любимое животное».
5. Создание буклетов.
6. Создание моделей (цветкового растения, цветка и т.д)
7. Создание картин и панно из гербарных растений
8. Оформление паспортов растений.