Разделы презентаций


Использование здоровьесберегающих технологий у различных категорий населения

Содержание

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Использование здоровьесберегающих технологий у различных категорий населения. Образовательные здоровьесберегающие технологии. «Если нельзя

вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком

случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно», - академик Н.М. Амосов
Использование здоровьесберегающих технологий у различных категорий населения. Образовательные здоровьесберегающие технологии.  «Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он

Слайд 2Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во

многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от

6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет.

Слайд 3Исследования Института возрастной физиологии позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости

и силы влияния на здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и

технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
Исследования Института возрастной физиологии позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:Стрессовая педагогическая

Слайд 4Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога

в вопросах охраны и укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского

контроля;
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Провалы в существующей системе физического воспитания;Интенсификация учебного процесса;Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;Частичное разрушение

Слайд 5Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки,

которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют

развитию хронических болезней. Существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.  Поэтому учителю, реабилитологу необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. 
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических

Слайд 6Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько

лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог

санитарно-гигиенических мероприятий. Так, К.В.Дубов (2002) определяет их как “полноценное медицинское обеспечение работы образовательного учреждения”. А.Н.Акимова (2002) включает в это понятие своевременное проведение прививок и профилактику “школьных заболеваний”.
Понятие “здоровьесберегающие образовательные технологии”появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими

Слайд 7эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих

здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов

и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач.
Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей
эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого

Слайд 8Здоровьесберегающие образовательные технологии –
системно организованная совокупность программ, приемов, методов

организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
качественная характеристика

педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью

Слайд 9Принципы здоровьесберегающей педагогики
Принцип ненанесения вреда
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье

учащихся и педагогов
Принцип триединого представления о здоровье
Принцип непрерывности и преемственности
Принцип

субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
Комплексный, междисциплинарный подход
Принципы здоровьесберегающей педагогикиПринцип ненанесения вредаПринцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагоговПринцип триединого представления о здоровьеПринцип

Слайд 10Принцип медико-психологической компетентности учителя
Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих воспитывающих и

развивающих педагогических воздействий
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений)
Приоритет активных методов обучения
Принцип сочетания

охранительной и тренирующей стратегий
Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
Принцип отсроченного результата
Принцип контроля за результатами
Принцип медико-психологической компетентности учителяОбщепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих воспитывающих и развивающих педагогических воздействийПриоритет позитивных воздействий (подкреплений)Приоритет активных

Слайд 11Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на

три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной

организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном про­цессе, можно разделить на три основные группы:технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия

Слайд 12 Элементы медико-профилактической технологии
 
организация мониторинга здоровья школьников
разработка рекомендаций по оптимизации

детского здоровья;
организация и контроль питания
физического развития
закаливания;
организация профилактических

мероприятий
организация контроля и помощь в обеспечении санитарных требований
организация здоровьесберегающей среды

Элементы медико-профилактической технологии организация мониторинга здоровья школьниковразработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питанияфизического развития

Слайд 13Физкультурно-оздоровительные технологии
 
развитие физических качеств, двигательной активности
становление физической культуры
дыхательная гимнастика
массаж

и самомассаж
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки
воспитание привычки к

повседневной физической активности и заботе о здоровье

Физкультурно-оздоровительные технологии развитие физических качеств, двигательной активности становление физической культурыдыхательная гимнастикамассаж и самомассажпрофилактика плоскостопия и формирование правильной осанки

Слайд 14
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
Ребенок, имеющий какую-либо проблему в

развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное развитие. В образовательном

учреждении применяется песочная терапия, психогимнастика и другие формы работы с ребенком.

технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.


технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка Ребенок, имеющий какую-либо проблему в развитии получает квалифицированную помощь, направленную на индивидуальное

Слайд 15Технологии валеологического просвещения родителей.
Главными воспитателями ребенка являются родители. От того,

как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители

здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др.формы работы.

Технологии валеологического просвещения родителей.Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое

Слайд 16Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского,

в частности – его гипотезе о том, что знания являются

не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики: антропоцентрическая философская основа, признание основным фактором развития психогенного, развивающая концепция усвоения и т. д. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности – его гипотезе о том,

Слайд 17Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в

динамике – и на его здоровье, является принятый в ТРО

характер оценки учебной деятельности.
Вместе с тем использование технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления.

Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье, является

Слайд 18Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В.

В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.

Среди классификационных параметров этой группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье учащихся видится в таких, как приспосабливающая философская основа, система малых групп среди типов управления познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития

Слайд 19Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую

для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию

знаний учащихся.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощённого развития детей», разработанную физиологом В. Ф. Базарным. Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
Важной отличительной особенностью данной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный

Слайд 20Технология доктора Базарного В.Ф. – единственная здоровьесберегающая технология:
- признана научным

открытием Академией медицинских наук;
- защищена патентами и авторскими правами;
- одобрена

институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН;
- прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и
школ;
- имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ;
- позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной
природе школьника;
- дает гарантированный результат улучшения здоровья учащихся в целом.
Технология доктора Базарного В.Ф. – единственная здоровьесберегающая технология:- признана научным открытием Академией медицинских наук;- защищена патентами и

Слайд 21Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз,

для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью –

парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка
2. Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажёры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма.
Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с

Слайд 26Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации

и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации

в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).  3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина-панно), распложенный на одной из стен класса и изображающий уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.
Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в

Слайд 27Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая

нагрузку на зрение. 4. Важная особенность уроков состоит в том, что

они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние. 
Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения в начальной школе, снижая нагрузку на зрение. 4. Важная особенность уроков

Слайд 285. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические

прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную

систему «глаз – рука». 6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке. 7. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. 8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство

Слайд 299. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие

технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчёт перед родителями

о полученных результатах. При использовании технологии Базарного результаты внедрения обучения по его системе показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья и т. п., т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников.
9. Одно из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии,— регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и

Слайд 30Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н.

К. Смирновым как модель внедрения в работу школы принципов психологии

здоровья и педагогической психотерапии. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний. Учителям, освоившим эту технологию становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.               
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым как модель внедрения в работу

Слайд 31Здоровьесберегающее обучение

Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается

на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через

– учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
Здоровьесберегающее обучение Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся. Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической

Слайд 32Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий
Правило 1.

Правильная организация урока  Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная

цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес и мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
проявлением и тренировкой познавательной активности;
показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологийПравило 1. Правильная организация урока  Во-первых, это учет всех критериев

Слайд 33Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними

из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют

его успешность в учебной деятельности. Организация урока должна обязательно включать три этапа: -  1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы); -  2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы -3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья,

Слайд 34Правило 2. Использование каналов восприятия
Особенности восприятия определяются одним из важнейших

свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между

полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга: - левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; - правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение; - равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
Правило 2. Использование каналов восприятияОсобенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением

Слайд 35На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное

восприятие; - кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный

материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают: - аудиальное восприятие; - визуальное восприятие; - кинестетическое восприятие.Знание этих

Слайд 36Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум

работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в

течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихсяЭкспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и

Слайд 37Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три

основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью,

объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице 1.3.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельностиПри организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые

Слайд 38Информационные ресурсы
http://www.best-school.info/news.php?extend.52
http://www.openclass.ru/io/9/kostenko

д/з
Использование здоровьесберегающих технологий у студентов и в рабочих

коллективах

Информационные ресурсыhttp://www.best-school.info/news.php?extend.52http://www.openclass.ru/io/9/kostenkoд/з Использование здоровьесберегающих технологий у студентов и в рабочих коллективах

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика