Слайд 1Исследования в маркетинге персонала
Слайд 2Содержание
Сущность и направления исследования рынка труда
Анализ отечественной и зарубежной научной
концепции маркетинга персонала
Совершенствование системы управления персонала организации в процессе реализации
маркетинга персонала
Слайд 3Сущность и направления исследования рынка труда
Слайд 4Рынок труда – это такой рынок, где труд обменивается на
заработную плату. Также его можно охарактеризовать как место, где обычно
происходит встреча соискателя, занятого поиском работы, с работодателем, который в свою очередь ищет работника, чтобы заключить договор о найме.
Предмет изучения рынка труда - весь предназначенный к использованию потенциал рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда
Слайд 5Сущность и направления исследования рынка труда
Слайд 6Маркетинговое исследование - любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть
система сбора, обработки, сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для
конкретной маркетинговой деятельности.
Цель проведения подобного исследования - уменьшение неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Слайд 7Предмет изучения рынка труда - весь предназначенный к использованию потенциал
рабочей силы. Этот потенциал охватывает как внешний рынок труда, так
и уже имеющийся в наличии коллектив, т.е. внутренний рынок труда. Направления анализа внешнего рынка труда: структура рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная; мобильность рабочей силы; источники покрытия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда; стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала. Исследование внутреннего рынка труда направлено на покрытие потребности в персонале за счет внутриорганизационных источников.
Слайд 8Систематический мониторинг кадрового рынка позволяет составить общую картину рынка -
соотношение спроса и предложения, реальных и ожидаемых зарплат, уровней занятости
и оплаты труда в различных регионах, а также помогает оценить изменения и получить сравнительные данные.
Слайд 9Анализ отечественной и зарубежной научной концепции маркетинга персонала
Слайд 10Маркетинг персонала - в широком смысле - философия и стратегия
управления человеческими ресурсами. При этом персонал рассматривается в качестве внешних
и внутренних клиентов фирмы.
Слайд 11 Виды маркетинга:
Стратегический Операционный маркетинг
маркетинг
Существует 2
подхода к определении маркетинга персонала:
Рыночный подход Рыночный подход
(Я. Кибанов). (Я. Кибанов).
Слайд 12Рынок труда и организация
Современный рынок труда требует от работодателя
организации взаимодействия с ним:
1) потенциальные работники, осуществляющие поиск рабочего места;
2)
подходы, взаимодействующие с персоналом организации и оценивающие его труд;
3) организация, осуществляющая профессиональную подготовку персонала;
4) государство и его представители;
Слайд 135) организация посредников, представляющий персонал;
6) организация, занимающаяся информационной поддержкой рынка
труда;
7) маркетинговые фирмы, проводящие исследования на рынке труда;
8) организация конкурентов.
Можно
сказать, что маркетинг персонала – это деятельность, ориентированная на потребности рынка труда работодателя и работника на основе договорных отношений.
Слайд 14Потребности в персонале
Целью маркетинга персонала является – определение долгосрочной потребности
персоналу работодателя и её удовлетворение с помощью маркетинговых инструментов.
Маркетинговая деятельность
в области персонала представляет собой комплекс взаимосвязанных этапов ( см. схему. ). Общая методология маркетинга персонала базируется на основных положениях теории «производственного» маркетинга.
Слайд 15
Маркетинговой деятельности в области персонала
Исходную информацию для определения направлений маркетинговой
деятельности, формирования плана маркетинга персонала и мероприятий по его реализации
дает анализ внешних и внутренних факторов.
Под внешними факторами понимаются условия, которые организация как субъект управления, как правило, не может изменить, но должна учитывать для правильного определения качественной и количественной потребности в персонале и оптимальных источников покрытия этой потребности. Учет внешней среды позволяет избежать крупных ошибок при отработке направлений маркетинговой деятельности.
Под внутренними подразумевают факторы, которые в значительной степени поддаются управляющему воздействию со стороны организации. Полный и точный учет всех внешних и внутренних факторов определяет уровень и особенности реализации основных направлений маркетинговой деятельности в области персонала.
Слайд 16Потребности в персонале
Одном из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющем установить
на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Качественную и
количественную потребность в персонале рассчитывают в единстве и взаимосвязи.
Качественная потребность , т. е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается на основе: профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс; требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных и рабочих инструкциях, описаниях рабочих мест; штатного расписания организации и ее подразделений, где фиксируется состав должностей и рабочих мест; документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.
Слайд 17Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем
последовательной разработки следующих организационных документов: система целей как основа организационной
структуры управления.
Общая организационная структура, а также организационные структуры подразделений; штатное расписание; должностные инструкции и описания рабочих мест.
Для определения общей потребности в персонале суммируется количественная потребность по отдельным качественным критериям. Расчет качественной потребности по профессиям и специальностям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Слайд 18Задача определения количественной потребности в персонале сводится к выбору метода
расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному
расчету необходимой численности работников на определенный временной период.
Следует отметить, что принципиальных различий в подходах к определению численности персонала, принятых в отечественной и зарубежной практике, не наблюдается. Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.
Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса
Слайд 19 Расчет численности рабочих
Данные о времени трудового процесса позволяют рассчитать
численность рабочих, количество которых определяется непосредственно его трудоемкостью. Для расчета
численности рабочих используют следующую типовую зависимость:
Слайд 20где Т н — время, необходимое для выполнения заданной программы;
Ф t — нормативный (полезный) фонд рабочего
времени одного работника;
Кп — коэффициент пересчета явочной численности в списочную (в нашем случае равен 1,1).
Слайд 21 В свою очередь
где n - количество номенклатурных позиций изделий
в производственной программе;
Nі - количество
изделий;
i -й номенклатурной позиции;
Ті - время выполнения процесса (части процесса) по изготовлению изделия i -й номенклатурной позиции;
Т н.пр і - время, необходимое для изменения величины незавершенного производства в соответствии с производственным циклом изделий i -й номенклатурной позиции;
Слайд 22Kв - коэффициент выполнения норм времени (в зарубежной литературе -
уровень производительности, уровень использования времени), который, в свою очередь, находят
по формуле:
Слайд 23Количество рабочих мест может быть определено дифференцированно по профессиональным видам
работ, по квалификационной сложности работ при соответствующем выделении исходных данных
о времени изготовления изделия в соответствии с качественными параметрами потребности в персонале.
В ходе расчетов используют такой показатель, как нормативный (полезный) фонд рабочего времени, разрабатываемый Министерством труда и социальной политики Украины. В случае, когда режим работы на предприятии отличается от разработанного министерством, предприятие самостоятельно рассчитывает фонд рабочего времени на основе баланса рабочего времени одного работника.
Слайд 24
Совершенствование системы управления персонала организации в процессе реализации маркетинга персонала
Слайд 25Основными направлениями маркетинга персонала являются:
разработка требований к персоналу;
определение
потребности в персонале;
расчет затрат на приобретение и дальнейшее использование
персонала;
выбор путей покрытия потребности в персонале.