Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИКИ
Совет молодых ученых Красноярского
ГАУ
Миронов А.Г., кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры психологии, педагогики и
экологии человека
Коротченко И.С., кандидат биологических наук, доцент кафедры экологии и естествознания
Пеллинен Н.Р., обучающийся Красноярского ГАУ
Слайд 21-й этап – подготовительный
2-й этап - продуктивная работа
3-й этап —
оценки и поощрения
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Слайд 31-й этап – подготовительный
Первый блок – Выбор темы работы, подтверждение
новизны и актуальности
Второй блок – Формулировка гипотезы
Третий блок –
Определения задач исследования
Слайд 4Первый блок
Выбор темы работы
Тема отражает проблему в её характерных чертах.
Правила выбора темы
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
Тема
должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Помогая учащемуся выбрать тему, старайтесь сами держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одаренным.
Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
Слайд 6ВЫБОР ТЕМЫ
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - НАУЧНО ЗНАЧИМАЯ КРУПНАЯ ПРОБЛЕМА, ПОДЛЕЖАЩАЯ ИЗУЧЕНИЮ.
ПРИ
ВЫБОРЕ ТЕМЫ:
Учитывать собственные возможности;
Не брать слишком широкие или узкие темы;
Не
выбирать хорошо изученные темы, если вы не уверены, что сможете внести что-то принципиально новое;
Иметь определенные познания в выбранной области исследования.
Учитывать обеспеченность источниками и литературой.
Тема должна быть актуальной и разрешимой.
Тема должна быть проблемной, т.е. ориентированной на получение нового знания.
Слайд 7ТРЕБОВАНИЯ К НАЗВАНИЮ ТЕМЫ
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
Конкретность.
Проблемность.
Определенность понятий.
Краткость.
Название темы отражает предмет или
объект исследования.
Слайд 8 Актуальность исследования – это степень его важности на данный момент и
в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Загрязнение
почвы
Загрязнение водных ресурсов
Загрязнение атмосферы
Актуальность и новизна исследований в биологии и экологии
Слайд 9Актуальность исследования
Определяется несколькими факторами:
необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к
изучаемому явлению;
потребностью науки в новых эмпирических данных;
потребностью в
совершенствовании используемых психолого-педагогических методов и конкретных, частных методик.
Обосновать актуальность – значит, проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать
Слайд 10АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
обусловлена новыми ... условиями ...,
объясняется необходимостью выявления тенденций...,
определяется
вниманием к проблемам ...,
обусловлена необходимостью рассмотрения ... явлений в их
взаимосвязи..,
обусловлена отсутствием до настоящего времени .. материала, способствующего пониманию...,
соотносится с ... проблемой ...,
заключается в том, что впервые представлено .., решение проблемы ...,
связана с назревшей необходимостью ..,
мотивирована тем обстоятельством, что ...
Или: актуальность исследования (проблемы, темы исследования, вопроса, научного поиска, поставленной цели)
определяется (неразработанностью ..., необходимостью ..., отсутствием..., стремлением ..., поиском ..., недостаточной изученностью )
определяется тем, что ...; обусловлена ...; обусловлена тем, что ..; объясняется тем, что ...; заключается ...; заключается в том, что ...; диктуется ...; диктуется тем, что ...; усматривается в ...; усматривается в том, что...
Слайд 11Научная новизна
В ней указывается, что сделано из того, что другими
не было исследовано, какие результаты получены впервые.
Слайд 12Научная новизна исследования
Заключается (состоит, проявляется) в том, что проанализированы ... (раскрыты
.., выявлены ..., рассмотрены ..., доказаны..., обоснованы.., подготовлены .., могут
быть использованы .., экспериментально подтверждены .., определены критерии .., установлена взаимосвязь…, разработана методика .., созданы и экспериментально проверены .., выделены .., предложен вариант.., описаны приемы ..., типологизированы…, конкретизированы .., составлены ..., показаны ..., предпринята попытка…, реализованы .., моделируются .., классифицируются ... сопоставляются…, предлагается ... характеризуются .., приводится трактовка .., прогнозируется ...).
Научная новизна исследования (работы, темы) определяется тем, что проанализированы... и т.д.
Научная новизна исследования состоит в следующем: в анализе ... в раскрытии... и т.д.
Слайд 13Биология
Могут быть представлены работы по исследованиям в
традиционных фундаментальных областях
(теория эволюции, филогения растений,
молекулярная биология и т.д.),
в новых
направлениях (нейробиология, биология развития),
работы по биологической экологии, медицине и валеологии.
Слайд 14Название
Должно абсолютно правильно отражать содержание работы и быть предельно конкретным.
Например, если вы изучаете загрязненность близлежащего пруда, не стоит называть
вашу работу, например, так: «Исследование проблемы загрязнения городских водоемов».
Если вам нравятся подобные названия, то необходимо уточнение, скажем, такое: «на примере пруда Петропавловского каскада г. Ярославля» и т.п. Вряд ли темы «Кровь человека» или «Нитраты или жизнь» позволят грамотно организовать выполнение научного исследования.
Название работы должно быть созвучно с целью и задачами исследования. Рекомендуется уже при первоначальной формулировке темы начинать ее со слов: анализ, сравнение, изучение, влияние, определение, выявление и т п.
Слайд 15Цели научного исследования
это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся
в итоге своей работы.
Простая схема составления цели исследовательской работы:
1.Выберите одно
из слов типа:
изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, проанализировать, установить, показать, проверить, привлечь к проблеме, обосновать, обобщить, описать, узнать и др.
2. Добавьте название объекта исследования
Слайд 16Цель работы должна быть сформулирована конкретно, а не в общих
словах.
Например, нельзя писать “Цель нашей работы изучить поведение
чаек”. Здесь содержатся сразу две неточности.
Во-первых, каким видом чаек собрался заниматься автор?
Во-вторых, поведение их достаточно сложно: бывает поведение на кормежке, при гнездовании и размножении, иерархическое поведение, отношения между молодыми особями и их родителями и т.д. и т.п. Кроме этого, поведение птиц и чаек в частности зависит от времени года, от места наблюдения и др. Поэтому изучать поведение чаек вообще нельзя.
Типичная ошибка, характерная для школьников при написании вводной части работы, состоит в следующем.
Вместо научной цели ставится цель учебная, интересная только для самого исполнителя.
Например, так: “Мы решили научиться выращивать астры на пришкольном участке”. Конечно, такая цель заслуживает всяческого поощрения, однако науки здесь никакой нет. Вот после того, как вы научитесь выращивать астры, можно с ними проводить какие-то исследования, а пока такая работа научной не является.
Слайд 17Экология
В основе работы должна лежать
научная методика экологического исследования,
научный
эксперимент должен быть точным, запротоколированным, многократно повторенным.
Желательно, чтобы работа сопровождалась
схемами, картами, фотографиями, графиками, и, возможно, видеоматериалами.
Большую объективность работе дает, математическая (статистическая) обработка данных.
Важно избежать ошибок, недостоверных результатов и погрешностей методик, чем зачастую страдают школьные научные проекты, не адаптированные к школьному уровню анализа.
Слайд 18Объект и предмет исследования
В каждом научном исследовании должны быть четко определены объект и предмет исследования.
Объект
исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное
для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь.
Предмет исследования - целостная составляющая объекта исследования, определенный аспект его рассмотрения, одна или несколько сторон, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные свойства, признаки, отношения, характеризующие объект исследования. Предмет исследования часто включается в формулировку темы работы.
Слайд 19Второй блок – Формулировка гипотезы
это утверждение, содержащее предположение относительно решения
стоящей перед исследователем проблемы.
Слайд 20Третий блок
Задачи исследования
В соответствии с поставленной целью определяется круг задач.
Задачи должны как бы логически расчленять цель на первичные составные
элементы.
Основополагающим требованием при этом является выделение логического основания, по которому будет произведена классификация задач.
Чаще всего в качестве основания классификации задач выдвигают этапы исследовательской работы
Слайд 212-й этап - продуктивной работы
Четвертый блок - Литературный обзор
Пятый
блок - Анализ и оценка полученной информации, принятие решения
Шестой блок
– Выбор и освоение методик исследования
Седьмой блок – Выполнение научной работы
Восьмой блок – Оформление исследовательской работы
Слайд 22Четвертый блок - Литературный обзор
Слайд 23Литературный обзор дается для того, чтобы показать, что сделано по
данной проблеме другими авторами, отразить свою эрудицию по теме исследования,
показать, что тема вашей работы изучена недостаточно или не изучена совсем.
В обзоре литературы не надо писать все, что вы нашли по интересующему вас предмету, а только то, что напрямую относится к теме вашей работы.
Например, если вы изучаете поведение птиц, не следует подробно описывать их анатомию, строение гнезда и т.д.
Слайд 24
Работа с литературными источниками
Рекомендуется начинать изучение литературы по
теме исследований с источников самых последних лет издания.
Затем, используя
ссылки на цитируемую литературу, расширять объём поисков.
Очень полезно ознакомиться с содержанием соответствующих академических журналов. Желательно просмотреть последние номера журналов, где имеется указатель на все статьи, опубликованные в данном журнале за год. Обычно это VI, реже ХII номер. Выходят следующие журналы: Агрохимия; Биохимия; Генетика; Ботанический журнал; Зоологический журнал; Микробиология; Молекулярная биология; Онтогенез; Почвоведение; Физиология растений; Физиология человека; Цитология; Энтомологическое обозрение; Экология; и др.
Слайд 25Неоценимую помощь в ознакомлении с научной литературой может оказать работа
с реферативными журналами.
Реферативный журнал ВИНИТИ "Биология" состоит из 12
разделов (Биотехнология; Ботаника; Вирусология. Микробиология; Генетика. Цитология; Зоология; Иммунология; Общие проблемы биологии; Онкология; Психология; Фармакология. Токсикология; Физико-химическая биология; Физиология и морфология человека и животных), выходящих каждый месяц.
В них оперативно и наиболее полно освещается вся научная биологическая и экологическая литература, выходящая в мире, путём публикации рефератов и аннотаций, составляемых на монографии, статьи, сборники, материалы конференций и другие издания.
Слайд 26При работе с литературными источниками необходимо составить каталог публикаций по
теме исследований, не забывая фиксировать их страницы, что значительно упростит
составление списка литературы при оформлении работы.
Слайд 27Пример 1. В работах П.А. Генкеля (1976, 1982), O. Stocker (1958)
отмечается, что жароустойчивость растений определяется способностью их...
Пример 2. В
исследованиях ряда авторов (Битюцкий, 2011; Гродзинский, 1991; Кабата-Пендиас, Пендиас, 1989; Barber, 1988) выявлен комплексный характер адаптации …
В том случае, если соавторов работы два, то они цитируются оба. Если же соавторов три или больше, то указывается первый (с указанием «и др.»).
Пример 1. В работе А.П. Авцына и др. (1991) описаны отличительные признаки микроэлементозов человека, позволяющие диагностировать …
Слайд 28Пример 2. Известно (Кандыбин и др., 2007), что насекомые-вредители быстро
адаптируются к используемым инсектицидам.
Ссылки могут быть и цифровыми.
Пример
1. Многие авторы [3, 7, 24] высказывают предположение ...
Пример 2. В работе В.Б. Иванова [21] выявлено, что токсичность металлов….
В этом случае необходимо, чтобы список литературы был прономерован и располагался не в алфавитном порядке, а согласно очередности цитирования в тексте работы.
Слайд 29 Пятый блок - Анализ и оценка полученной информации, принятие решения
Шестой
блок – Выбор и освоение методик исследования
Слайд 30Седьмой блок – Выполнение научной работы
Слайд 31 Восьмой блок – Оформление исследовательской работы
Слайд 32 Девятый блок - Экспертная оценка
Десятый блок - Участие в конференции
3-й
этап — оценки и поощрения
Слайд 33Требования к исследовательским работам учащихся:
К конференции допускаются исследовательские, реферативные, прикладные,
творческие работы.
Работы должны быть выполнены самостоятельно.
Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность,
оригинальность взглядов или подходов.
Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
Оценивается личностная (с точки зрения автора) новизна исследования.
Учитывается графическая грамотность выполнения схем, рисунков.
Слайд 35Критерии оценки работ дистанционного тура
Слайд 39Критерии оценки работ научно-практической конференции
Слайд 41КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Слайд 42КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ НА ВОПРОСЫ ЖЮРИ