Слайд 1
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Шаралапова В.Н.
Слайд 2Главная цель исследовательской деятельности – формирование у ребенка у ребенка
способности осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере
человеческой культуры
Слайд 3Значение исследовательской деятельности:
создает условия для психического развития ребенка (саморазвитие);
является главным
источником получения научных представлений о мире;
способствует развитию причинного и эвристического
мышления, творческих способностей;
способствует формированию основ исследовательской культуры;
способствует освоению новых способов деятельности
Слайд 4Факторы, способствующие развитию исследовательской деятельности
Предоставление возможности для свободной фантазии,
поисковой, конструкторской деятельности.
Игры – исследования, сюжетно-ролевые игры, компьютерные игры, логические
игры
Изобразительная деятельность (коллективная и индивидуальная)
Конструирование (строительный, технический конструкторы, оригами, танграм, природные материалы, подручные материалы).
Общение с учеными, специалистами
Изучение природы
Экспериментальная деятельность( проведение опытов (экспериментов, исследований
Слайд 5Б.Больцано (19век)
Точно сформулировать вопрос , на который мы ищем ответ
выбор инварианта, то есть необходимо ограничить область исследования.
Оценить, является ли
истинный ответ на поставленный вопрос возможным с точки зрения имеющихся знаний.
Разбить задачу на подзадачи и подвопросы и искать ответы на них
Выдвинуть гипотезы методом полной или неполной индукции или аналогии.
Сопоставить полученный результат с известными знаниями.
Проверить точность использования логических приемов.
Проверить правильность всех определений и суждений, используемых в решении.
Выразить все понятия решаемой задачи в символах
Стремиться к выработке наглядных образов объектов задачи
Результат решения формулировать логически строго
Оценить все за и против полученного результата.
Решать по возможности с большим сосредоточением внимания на задаче.
Слайд 6Инструментальные умения
Видеть проблемы;
Задавать вопросы;
Выдвигать гипотезы;
Давать определения понятиям;
Классифицировать;
Наблюдать;
Умения и навыки
проводить эксперимент;
Структурировать полученный в ходе исследования материал;
Делать выводы умозаключения;
Доказывать и
защищать свои идеи.
Слайд 7Этапы детского исследования:
С. Кейплан
Выбор темы
Постановка вопросов
Проведение исследований
Подведение итогов
Слайд 8Темы исследования:
Фантастические- ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические
– темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические – темы,
ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
Слайд 9Правила выбора темы:
Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать.
Тема
должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам
исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней должен быть элемент неожиданности и необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Слайд 10Трениниг
Исследовательская практика
Мониторинг
Слайд 11Тренинг
Культура мышления
Методы исследования
Научная теория
Научное прогнозирование
Искусство задавать вопросы и отвечать на
них
Ассоциации и аналогии
Как правильно делать выводы
Умение выявлять проблемы
Как подготовиться к
защите
Слайд 12Правила определение
должны быть соразмерным
не должно содержать «порочного» круга
должно быть
четким и ясным
не должно быть двусмысленным
Слайд 13Приемы определения понятий:
Логическое определение
Описание
Характеристика
Разъяснение посредством примера
Сравнение
Различение
Слайд 14Общеучебные умения
«Понимать проблему»
«Характеризовать проблему»
«Представлять проблему»
«Решать проблему»
«Размышлять над решением»
«Сообщать решение проблемы»
«Размышлять
над решением» - исследовать полученное решение и при необходимости искать
дополнительную информацию для его уточнения; оценивать полученное решение с различных точек зрения для создания более социально или технологически приемлемого решения; объяснять полученное решение.
Слайд 15Исследовательская практика
Определение проблемы и выбор темы
Индивидуальная работа по планированию и
проведению исследования
Индивидуальные консультации
Самостоятельная исследовательская деятельность
Слайд 16Мониторинг
Подготовка к защите исследовательских работ
Защита исследовательских работ
Слайд 17Правила организации исследования:
Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых
инструкций;
Не сдерживайте инициативы детей;
Не делайте за них то, что они
могут сделать самостоятельно;
Не спешите с вынесением оценочных суждений;
Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
Учить анализировать и синтезировать, проводить классификацию, обобщение информации.
Слайд 18Формы организации НИД учащихся
Конференции
Проекты
Олимпиады
Конкурсы
Экспедиции
Кружки
НОУ
НИР
Турниры
Практикумы
Исследовательские проекты
Творческие, исследовательские, конструкторские задания, задачи
Практикумы
Наблюдения
Слайд 19Виды НИР
Тезисы
Конспекты
Рефераты
Рецензии
Аннотации
Рефераты
Научно- исследовательские работы