Слайд 1Выполнил: ученик 3»А» класса
МБОУ СОШ №23 г.Элиста
Богзыков Айс
Руководитель: Блохина
Маргарита Владимировна
Исследовательская работа:
Мемориальный комплекс под Хулхутой
Слайд 2Актульность работы:
В нашей Республике Калмыкия есть не так уж и
мало памятников, посвященных героям войны.
Каждый из них играет в
нашей жизни немаловажную роль. Они должны нам напоминать о тех, кто сложил свою жизнь за нас и наше будущее.
Памятник – это история и мы его должны хранить как символ благодарности к павшим.
Тема исследовательской работы:
«Мемориал под Халхутой»
Слайд 3Предмет исследования: памятник «Мемориальный комплекс павшим героям» в Великой Отечественной
войне под Хулхутой.
Гипотеза. Я предполагаю, что памятники, как символы мужества и
героизма воинов, символы памяти, способствуют объединению людей разных поколений.
Слайд 4Цель исследования: восстановить историю создания памятника в районе Хулхуты.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Организовать сбор иллюстративного материала по
теме.
2.Определить дату создания памятника, авторов создания Мемориального комплекса.
3.Узнать, в честь кого он был создан.
4.Выяснить, какую роль играют памятники в жизни нашего народа.
5. Проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы исследования.
6. Оформить работу и презентацию к ней,
Слайд 5Этапы работы:
1.Сбор материала: фотографии, информация в интернете и из библиотеки,
а также беседа со взрослыми, которые располагают сведениями.
2.Обработка собранных материалов:
сканирование фотографий, отбор материала по направлениям.
3.Анализ полученных данных.
4.Оформление работы, презентации к ней.
Слайд 7
«Армия двадцать восьмая
Крепла в жестоких боях.
Родину-мать защищая,
Славу
стяжала в веках.
Армия двадцать восьмая
Клятве священной верна,
С
честью свой долг исполняя,
Стала гвардейской она!...»
Хулхута — сельский населенный пункт в Яшкульском районе Калмыкии.
В годы войны именно здесь проходила линия фронта. В 1942 году посёлок был кратковременно оккупирован. В ходе упорных боёв освобождён 21 ноября 1942 года. Здесь под Хулхутой в 1942 году, во время ожесточенных боев за Сталинград была сформирована 28 Армия, с боями дошедшая от берегов Волги до Берлина, освобождавшая Прагу.
Слайд 8
Имея полное превосходство в силах, противник вёл бешеное наступление. Гитлеровцы
считали, что они легко овладеют Калмыкией и Астраханью, которая имела
ключевое значение для экономики страны как стратегический узел коммуникаций.
Через Астрахань шел основной грузопоток продукции производимой на Кавказе: нефть, марганец, уголь, ферросплавы, боеприпасы, самолеты, минометы, автоматы, запчасти для военной техники и знаменитых «Катюш». Через Астрахань шли также и стратегические грузы из-за рубежа. В случае перехвата астраханских транспортных коммуникаций (речного пути по Волге, железной дороги до Саратова и шоссе до Сталинграда) военная экономика СССР могла оказаться на грани коллапса.
Однако для Красной Армии, также как и для вермахта, еще большее значение имела нефть: без бензина и мазута не могли плавать корабли, летать самолеты, ездить бронетехника и автомашины, возникли бы серьезные проблемы с доставкой на фронт боеприпасов и продовольствия, вывозом раненых.
Астрахань была своего рода аортой. Калмыкия же представляла для врага огромный источник мяса, шерсти, овчины, кожи, зерна, хлопка и лошадей.
Слайд 1012 августа 1942 г. – фашисты овладели Элистой, столицей Калмыкии.
14
августа 1942 г. – захвачен п. Улан-Эрге.
31 августа 1942 г.
– в Астрахани сформирована боеспособная группировка, получившая
наименование 28-я Армия (первого формирования).
27 августа 1942 г. – немецкая 16-я моторизованная дивизия «Бурый медведь» начала
наступление на Астрахань через п. Яшкуль.
28 августа 1942 г. – немцы захватили п. Яшкуль.
29 августа 1942 г. – противник захватил п. Утта.
30 августа 1942 г. – враг остановлен на Хулхутинском рубеже.
21 ноября 1942 г. – освобождена Хулхута.
22 ноября 1942 г. – освобожден п. Утта.
29 декабря 1942 г. – освобожден п. Яшкуль.
31 декабря 1942 г. – освобождена столица Калмыкии г. Элиста.
21 января 1943 г. – территория Калмыкии полностью освобождена от немецко-
фашистских захватчиков.
Слайд 11 Мемориальный комплекс, состоящий из обелиска и нескольких братских могил, построен
на возвышении, которое расположено на левой стороне дороги Астрахань-Элиста примерно
в 2 километрах от Хулхуты.
К обелиску ведёт лестница с несколькими проёмами. В подножии лестницы установлен информационный памятный знак в виде широкого прямоугольника с надписью на красном фоне:
Славным защитникам Родины
От трудящихся Калмыцкой АССР
Слайд 12 Внутри обелиска по обе стороны сквозного прохода находятся ниши, в
которых размещены информационные таблички с наименованиями воинских формирований, участвовавших в
сражении при Хулхуте.
На правой стороне от обелиска находятся несколько братских могил, в которых похоронены павшие воины 28-й армии, останки которых обнаружены в наше время поисковыми отрядами. При могилах установлены таблички с именами погибших.
Памятник был установлен в 1982 году. Авторы мемориала — скульптуры Н. Х. Бораев, С. Е. Курнеев, В. Б. Гиляндиков, Э. Э. Лиджи-Горяев, М. Б. Пюрвеев.
Слайд 13Ежегодно на хулхутинскую землю из Астрахани и Элисты приезжают ветераны Великой Отечественной войны,
представители молодёжных организаций и религиозные деятели, чтобы почтить память погибших воинов
28-й Армии.
Слайд 14
В боях под Хулхутой обессмертила свое имя московская комсомолка медсестра
Наталья Качуевская. Здесь повторил подвиг Александра Матросова комсомолец Забуров. Своей
героической смертью бесстрашный воин помог подразделению выполнить боевой приказ. За родную землю и родную Элисту боролись сыны и дочери Калмыкии, служившие в различных частях и соединениях 28 армии.
Слайд 16 Ассоциация поисковых отрядов «Калмыкия», поисковый отряд «Санл» УФССП России по
Республике Калмыкия ведут раскопки и по сей день. Находят останки
солдат, их личные вещи и фрагменты писем-треуголок, значки, боеприпасы. Хоронят останки в братские могилы.
«Война не закончена, пока не похоронен последний солдат»
Суворов А.В.
Слайд 18Практическая значимость работы.
1. Собранная информация может быть полезна всем, кто
интересуется краеведением.
2.Материал данного проекта можно использовать на классных часах ,
уроках краеведения, при проведении часов общения, мероприятий патриотического направления.
Выводы:
Мое предположение, что памятники способствуют объединению людей разных поколений, подтвердилось. Вечной памятью павшим, напоминанием нам будут стоять каменные изваяния-символы славы, несокрушимости, величия нашего солдата.
Закончилась работа. Я узнал много нового из истории своей малой Родины. Книга жизни - самая великая книга, а имена людей - это имена героев. Долг живых- не забывать о той страшной войне, о тех, кто спасал Родину не жалея себя.