Слайд 1Исследовательская технология
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Копьёвская средняя общеобразовательная
школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Учитель математики Гулеева М.А.
2020г.
Слайд 2Главной целью современного урока является гармоничное развитие каждой личности в
процессе обучения и воспитания. Это реализуется при помощи личностно-ориентированного и
системно-деятельностного подхода к обучению. Организация современного урока должна быть динамична и вариативна. На уроке необходимо использовать современные педагогические технологии. Развивающим обучением можно считать только обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
Слайд 3 Исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса,
направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идёт
о том, что при включении исследовательской деятельности в урок развиваются исследовательские способности всех учащихся, у них формируется исследовательская компетентность.
Слайд 4Стадии работы
Технология обучения исследовательской деятельности детей всех возрастов предполагает,
что педагог сначала объясняет разницу между научным подходом к оценке
ситуации и всеми другими.
Слайд 5Исследовательские технологии —
такие способы передачи знаний и умений,
при которых ученик не получает новую информацию в готовом виде.
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель, школьник должен почувствовать прелесть открытия
Слайд 6Этапы исследовательской работы:
мотивация исследовательской деятельности;
постановка проблемы;
сбор фактического материала;
систематизация и анализ
полученного материала;
выдвижение гипотез;
проверка гипотез;
доказательство или опровержение гипотез
Слайд 7 Именно в школе важно выявить всех, кто интересуется
различными областями науки и техники, помочь претворять в жизнь их
планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности
Слайд 8 Под исследованием следует понимать разновидность творческой деятельности, направленной
на получение качественно нового знания. При этом характер полученного знания
может быть различными.
Слайд 9Виды тем для исследования:
эмпирические;
теоретические.
Слайд 10Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста
на разных
этапах обучения по-разному, с различной степенью глубины.
Слайд 11Плюсы использования элементов исследовательской деятельности:
повышается мотивация к изучению предмета;
учащиеся получают
навыки самостоятельного приобретения
знаний, развивается стремление к познанию;
развивается аналитическая культура,
исследовательское творчество;
развивается способность занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям;
учащиеся учатся планировать свою деятельность;
учащиеся совершенствуют поисково-информационную деятельность;
развивается культура эстетического оформления работы, умение представить свою работу;
приобретается чувство ответственности за своё решение;
развиваются коммуникативные умения.
Слайд 12Один из компонентов исследовательской деятельности обучающихся –
исследовательские умения, которые определяются
как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого
для самостоятельного исследования или его части.
Слайд 13Исследовательские задания –
это задания, содержащие проблему, причем не всегда лежащую
на поверхности, поэтому прежде чем приступить к решению необходимо сначала
проблему обозначить сформулировать, а уже потом переходить к решению; зачастую выявление проблемы и ее решение требуют проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых обучающиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Слайд 14Элементы урока, на котором применяется исследовательский метод:
ситуация успеха;
ситуация затруднения (ощущения
проблемы);
постановка учебной проблемы;
решение учебной проблемы.
Слайд 15Исследовательский метод способствует достижению оптимальных результатов обучения при построении в
рамках учебного предмета системы задач, при пропедевтической подготовке к их
решению, обеспечении психологического климата, благоприятствующего творчеству.
Слайд 16Классификация исследовательской технологии
Проблемная подача нового материала.
Частично-поисковый метод.
Научно-исследовательская технология
обучения
Слайд 17Исследовательский проект учащегося
проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается
совместно с руководителем в соответствии с выбранными этапами.
Слайд 18Принципы технологии исследовательской деятельности учащихся
Целенаправленность процесса обучения.
Доступность, учёт возрастных и
индивидуальных способностей учащихся.
Самостоятельность, активность, сознательность, инициативность учащихся.
Наглядность.
Сочетание требовательности и уважения
к ученику.
Сотрудничество учителя и ученика.
Слайд 19Формы организации исследовательской деятельности:
включением элементов исследования в урок;
проведением групповых и
индивидуальных занятий по выбору;
проведением практических занятий (экскурсий, лабораторных практикумов);
участием в
исследовательских (творческих) экспедициях;
участием в научно-практических конференциях (конкурсах, фестивалях).
Слайд 20Сравнение исследовательской и проектной деятельности
Проектная деятельность –это способ организации образовательного
пространства, учеников, это обязательно практическая деятельность, где школьники сами ставят
перед собой задачи, планируют и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причём решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт.
Исследовательская деятельность –это особый вид деятельности,
построенный на основе естественного стремления ребёнка
к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель её –
формирование у ребёнка готовности и способности самостоятельно,
творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности
в любой сфере человеческой культуры.
Слайд 21Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков,
управляемых учителем, их самостоятельной познавательной деятельности, необходимо организовать эти поиски,
развивать познавательную деятельность учащихся, что, несомненно, более сложно и требует методической подготовки более высокого уровня, чем объяснение изложенного в школьном учебнике материала и требование его заучивания учащимися