Слайд 2НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
ПОЗИТИВИЗМ: научный идеал заключается в верификации.
Проверенные предположения и высказывания
накапливаются и формируют достоверное («позитивное») знание.
Индукция – от частного к
общему.
Слайд 3НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Поппер Карл. Логика научного исследования.
Окончательная верификация невозможна логически: мы
не знаем все случаи.
Слайд 4НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Фальсификация: «Эмпирическая система должна допускать опровержение опытом»,
Т.е. теория должна
давать предсказания, которые в принципе могут оказаться ложными при соотнесении
с реальным миром.
«Кто боится подвергнуть риску опровержения свои идеи не участвую в научной игре»
Не накопление знаний, постоянная их проверка.
Слайд 5НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Томас Кун. Структура научных революций.
Не бывает решающих логических аргументов
против теории.
Недвусмысленная фальсификация невозможна.
Слайд 6НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Новые открытия усложняют старые теории до определенного предела.
Борьба авторитетов,
соперничество интересов, поколений.
«Научная революция»: смена парадигмы (картины мира).
Четкие эмпирические критерии
отсутствуют.
Слайд 7НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Релятивизм утверждает, что значимость текста зависит от индивида и/или
социальной группы
Слайд 8КОНЦЕЦПИИ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XX в.
1. Отрицание закономерностей исторического развития
(неопзитивизм, неоклассическая экономическая теория)
2. Неомарксистские концепции
3. Теории модернизации
4. Цивилизационный подход
Слайд 9ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
ДРЕВНОСТЬ
МИФ О ВЕЧНОМ ВОВРАЩЕНИИ
Слайд 10ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
ХРИСТИАНСТВО
КРЕАЦИОНИЗМ
ЛИНЕЙНОЕ ВРЕМЯ
ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ
Слайд 12ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
Идея развития (от простых форм к сложным)
Психическое единство человечества
Однолинейное развитие
Поэтапное
развитие
Позитивное развитие
Неизбежное развитие
Слайд 14КУЛЬТУРНАЯ (СОЦИАЛЬНАЯ) АНТРОПОЛОГИЯ
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ
ДИФФУЗИОНИЗМ
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
ПСИХОАНАЛИЗ
СТРУКТУРАЛИЗМ
НЕОЭВОЛЮЦИОНИЗМ
ПОСТСРУКТУРАЛИЗМ
Слайд 19НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
СВЕРЛЕНИЕ И ШЛИФОВАНИЕ
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
СКОТОВОДСТВО
ПРЯДЕНИЕ, ТКАЧЕСТВО, ГОНЧАРСТВО
ОСЕДЛОСТЬ
Слайд 21ВАСИЛИЙ СТРУВЕ
(1889-1965)
«ПЯТИЧЛЕНКА»
Слайд 23РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ
Сельское хозяйство на протяжении всей его истории оставалось безраздельно
господствующей областью производства, неизменно обеспечивая основное богатство городов.
Производство оставалось незначительным
и зачаточным.
Техника была простой, спрос—ограниченным, а транспорт—непомерно дорогим.
В результате, производство в эпоху античности развивалось не благодаря росту концентрации, как в более поздние эпохи, а благодаря рассредоточению и рассеянию, поскольку относительные издержки производства определялись скорее расстояниями, чем разделением труда.
Греко-римская античность была средиземноморской по самой своей структуре.
Греческие города-государства впервые сделали рабство «чистым» и преобладающим, превратив его тем самым из вспомогательного средства в систематический способ производства.
Паралич производства как в сельском хозяйстве, так и в промышленности.
Слайд 24АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
Крупномасштабные деспотические государства в Азии использовали прямое принуждение
для присвоения результатов труда.
Барщинный труд был организован там централизованными
институциями, в то время как труд крепостных и трудовые повинности в Европе использовались на местном уровне манориальными сеньорами.
В Азии блок военных и чиновников получал крупную выгоду от принудительного труда, тогда как в Европе феодалы извлекали из труда большую часть прибавочной стоимости для себя.
Слайд 25Карл Виттфогель
ИРРИГАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ
Слайд 26ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля
и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были
товарами.
Непосредственный производитель—крестьянин—был связан со средствами производства—землей—особым социальным отношением – крепостным правом.
Крестьяне, занимавшие землю и обрабатывавшие ее, не были ее владельцами.
Земельная собственность находилась в руках класса феодалов, изымавших у крестьян излишки при помощи политико-правовых отношений принуждения.
Это внеэкономическое принуждение, принимавшее форму барщины и натурального или денежного оброка.
Юридическое слияние экономической эксплуатации с политической властью.
Слайд 27ФЕОДАЛИЗМ - способ производства, в котором решающую роль играли земля
и натуральное хозяйство, а труд и продукты труда не были
товарами.
В то же время права собственности этого господина на его землю обычно были условными—они предоставлялись ему вышестоящим знатным лицом (или знатными лицами), которому он был обязан служить, предоставляя войско во время войны.
Цепочка таких условных держаний, связанных с военной службой, тянулась до самой вершины феодальной иерархии—в большинстве случаев, до монарха, который, в принципе, обладал высшими правами на всю землю.
Слайд 28ФЕОДАЛИЗМ
Политический суверенитет никогда не был сосредоточен в едином центре.
Функции государства распределялись сверху вниз по вертикали, на каждом уровне
которой, с другой стороны, политические и экономические отношения сливались воедино.
Слайд 29ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ КАПИТАЛА
Слайд 30СУЩНОСТЬ КАПИТАЛИЗМА
Капитал — самовозрастающая стоимость, рождающая так называемую прибавочную стоимость.
Создатель
прироста стоимости (прибавочной стоимости) - труд наемных рабочих.
Капитал —
отношение между наемными рабочими и капиталистами.
«Капитал - это мёртвый труд, который, как вампир, оживает лишь тогда, когда всасывает живой труд и живёт тем полнее, чем больше живого труда он поглощает. Время, в продолжение которого рабочий работает, есть то время, в продолжение которого капиталист потребляет купленную им рабочую силу»
Слайд 31ИММАНУИЛ ВАЛЛЕРСТАЙН
«время-и-пространство»
«исторические системы»: относительно автономны; имеют временные границы; обладают пространственными
границами
отказ от линейности: социальные процессы могут разворачиваться вспять, замедляться и
останавливаться
Слайд 33ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902-1985)
Анализ экономики (материальной культуры), поскольку именно материальная культура
дает наиболее полное представление о том пути, который прошла определенная
цивилизация.
Геосоциальное пространство разделено на «миры-экономики» — индивидуальные, самостоятельные цивилизации, обладающие социально-экономическим, культурным и политическим потенциалом для выживания и развития.
Слайд 34ФЕРНАН БРОДЕЛЬ (1902-1985)
Мир-экономика существует, если он занимает определенное географическое пространство,
границами которого могут быть как естественные, природные, так и экономические,
культурные, ментальные, религиозные рамки; имеет центр — капиталистический город или держава; имеет иерархическую структуру, т. е. существуют развитые, менее «разность потенциалов» между ними обеспечивает функционирование всей системы мира-экономики.
Слайд 35Три аспекта «глобальной истории» Ф. Броделя
1) историческая действительность "эшелонирована в глубину",
она слоиста, ступенчата, имеет несколько уровней, или ярусов;
2) социальное
время, которое воплощается (в зависимости от глубины залегания пластов этой действительности) в различных по своей продолжительности ритмах;
3) пространственный аспект - это внутренняя логика социального пространства, воплощающаяся в разнообразных формах исторической действительности, высшей среди которых является цивилизация.
Слайд 36Уровни исторической действительности
Микроистория, вписывающаяся в рамки коротких промежутков времени
(le temps bref). Событие - это "взрыв", "звонкая новость". К
микроистории должно применяться не время, измеряемое событиями, а время, измеряемое короткими хронологическими единицами. Масштаб этого времени соразмерен с ритмом повседневной жизни индивида.
Более продолжительные циклы, характерные для ритма экономической жизни. Изучение кривых цен и заработной платы, демографической прогрессии, развития производства, анализ товарного обращения - все это потребовало значительно более крупных масштабов времени. Появился новый способ исторического повествования, "речитативом" которого стали экономическая конъюнктура, цикл или "интерцикл", исчисляемые временными единицами в 10,25, 50 лет.
Технология, политические институты, многие явления духовной жизни, методы познания, цивилизации, обладают своим ритмом жизни и развития и относятся к истории "большой продолжительности" ("longue durée").
Слайд 37Этапы развития капиталистической мир-экономики
-- в конце длинного XVI столетия (ок.
1640) Голландия, Англия и северная Франция образуют ядро, полупериферия состоит
из Средиземноморской Европы (Испании, Португалии, Италии, Южной Франции), периферия из Восточной Европы и Латинской Америки;
-- в период 1640-1760 происходит умеренный рост КМЭ: в полупериферию перемещается север США, Пруссия и Швеция, в периферию - Юг США и Карибский регион, большинство мира находится за пределами МКС, образуя ее внешнюю зону;
Слайд 38Этапы развития капиталистической мир-экономики
-- в период с конца XVIII по
начало XX столетия - “вторая эра великой экспансии капиталистической мир-экономики”,
возникает устойчивая конфигурация ядра из США, Великобритании, Франции, Германии, полупериферии из государств Восточной и Южной Европы, Россия, Япония и некоторых развитых стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии, Мексики, Чили, Уругвая), периферии из колониальных и полуколониальных государств Азии, Африки и Латинской Америки.
Слайд 39Отличительные черты капиталистической мир-экономики:
1) непрерывное накопление капитала в качестве движущей
силы КМЭ;
2) осевое разделение труда, создающее напряжение между центром и
периферии системы, ибо неравный обмен внутри КМЭ принимает пространственные формы;
3) существование в структуре КМЭ полупериферийных зон;
4) значительная роль, наряду с наемным, различных форм ненаемного труда;
Слайд 40Отличительные черты капиталистической мир-экономики:
5) соответствие границ КМЭ границам межгосударственной системы
суверенных государств;
6) происхождение КМЭ не в XIX, а значительно ранее
- в “долгом XVI столетии”;
7) возникновение КМЭ первоначально в одной части мира (северо-западной Европе) и позднее ее распространение на весь остальной мир через особый процесс “инкорпорации”;
8) обязательное существование в структуре КМЭ государств-гегемонов, чей период полного и неоспоримого господства является, однако, относительно кратким;
Слайд 41Отличительные черты капиталистической мир-экономики:
9) вторичный характер государств, этнических групп и
семейных единиц, которые постоянно создаются и пересоздаются;
10) фундаментальное значение расизма
и сексизма в качестве организующих принципов функционирования системы КМЭ;
11) возникновение антисистемных движений, одновременно подрывающих и усиливающих КМЭ;
12) структурная модель циклических ритмов и вековых трендов, которые воплощают внутренние противоречия системы (и которые являются причиной системного кризиса КМЭ, переживаемого нами ныне)
Слайд 42Причины кризиса современной мир-системы
1. Разрушение сельского уклада жизни (дерурализация). «Резервная
армия труда», готовая работать за минимальную плату важнейший элемент поддержания
нормы прибыли.
2. Экологический кризис. Экологические проблемы сокращают возможности накопления капитала.
3. Демократизация мира. Люди требуют того, чтобы минимально допустимый уровень этих благ постоянно повышался. Для стран полупериферии и периферии данные требования практически невыполнимы.
4. Государства утрачивают свою власть так как утрачивают легитимность, которую им придают народы. Упадок традиционных антисистемных движений. (успокаивали общественные опасные классы)
Слайд 43РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит
Множественные элиты «возникают в том
случае, если группа акторов (либо внутри старой элиты, либо пришедших
с неэлитарных позиций) развивает возможность извлекать ресурсы из не элит таким образом, что другие элиты должны терпеть это для того, чтобы сохранить собственный доступ к ресурсам не элит».
Элиты гораздо больше озабочены своей внутренней борьбой, а эксплуатируемым массам зачастую проще войти в тактический альянс с одной из конкурирующих элит и добиться улучшений своего положения в краткосрочной перспективе, чем ввязываться в длительный процесс воспитания «классового сознания».
Превосходство «организованного меньшинства над неорганизованным большинством» объясняется структурными условиями.
Возможность гегемонии определяется структурно, а закрепляется на уровне институтов, формирующихся в результате конфликта. Чаще такие возможности открываются в ситуациях, где состав игроков ограничен элитами, не обременённых участием производящих классов и потому более динамичных.
Слайд 44РИЧАРД ЛАХМАН: Теория конфликта элит
«Структурные изменения можно прогнозировать и
анализировать, только помещая агентов изменения в отношения с другими акторами,
которые косвенно или неосознанно создают стратегический просвет собственными действиями внутри той же самой общей структурной обстановки»
Поскольку на уровне производственных отношений элиты сталкиваются не только друг с другом, но и с сопротивлением производящих классов, возможности для перестройки социальной структуры чаще открываются в ходе конфликта элит, а не классов.
Именно с элит поэтому начинаются «цепочки благоприятных возможностей» (chains of opportunities): рационально преследуя свои краткосрочные интересы, элиты создают «стратегический просвет» в социальной структуре, запуская тем самым последовательность непредвиденных долгосрочных эффектов, приводящих к социальному изменению. Переход начинается на национальном уровне межэлитного конфликта, а не на локальном, где извлекается прибавочный продукт.
Слайд 45Benno Teschke «Myth of 1648», 2003
Слайд 46Benno Teschke «Myth of 1648», 2003
Классы и их взаимоотношения определяют
формы и владению собственностью и, соответствующим образом, природу политических единиц,
к которым они принадлежат.
Балансы сил во временной перспективе находят свое выражение в институтах, которые задают правила воспроизводства системы.
Политические институты определяют правила и нормы, они обладают силой и санкцией для этого воспроизводства.
Стратегии воспроизводства определяют внутренние и международные отношения, выступая таким образом, как обоснование различных практик, способов действия в геополитических порядках.
Слайд 47Benno Teschke «Myth of 1648», 2003
Во времена же кризисов, институционально
ограниченный конфликты, могут выходить наружу; классы могут менять стратегии действия
и саму схему воспроизводства общества.
Но и международные отношения влияют на внутренний порядок. Впрочем, влияние это не представляет обособленную реифицированную сферу международного, как то делают реалисты.
Международные отношения ограничивали или усиливали государство, меняли направления их развития. Социальные революции меняли природу международных отношений.
Слайд 49Исторические эпохи Кастельса
Аграрная - количественны рос трудовых усилий и добычи
ресурсов.
Индустриальная - введение новых энергетических источников.
Информационная - технологии генерирования знания
и обработка информации.
Слайд 50Информационная эпоха
Базисной структурной моделью социального взаимодействия в современном капиталзме становится
сетевой проект.
Централизованная система принятия решений Метрополии к Периферии уступает
место сетям, базирующимся на принципах децентрализации и совместно координации самопрограммируемых и самонаправляемых субъектов.
Сетевая организация набирает силу, прежде всего, в транснациональны корпорациях.
К этим же организационным принципам вынуждено прибегать и государство.
Слайд 53ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА
Слайд 54ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
1) патримониализм — время (вплоть до
XV в. на большей территории Европы), когда главную роль в
ведении войны играли такие основанные на обычае силы, как племена, феодальные сборы, городские ополчения и подобные. Когда монархи добывали необходимый капитал как дань или ренту с тех земель и населения, которые находились под их непосредственным контролем;
Слайд 55ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
2) брокераж — эпоха (приблизительно 1400–1700
гг. в основных районах Европы), когда военной деятельностью занимались главным
образом наемники, набранные контракторами, а правители сильно зависели от формально независимых капиталистов, у которых они брали в долг, которые управляли приносившими доходы предприятиями, а также устанавливали и собирали налоги;
Слайд 56ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
3) формирование современных армий национальных государств
— период (на большей части Европы особенно в 1700–1850 гг.или
около того), когда государства создают массовые армии и флоты, набирая главным образом собственное национальное население, а суверенные правители включают вооруженные силы непосредственно в государственные административные структуры и переходят к прямому управлению фискальным аппаратом, решительно ограничивая деятельность независимых контракторов;
Слайд 57ЧАРЛЬЗ ТИЛЛИ: ПРИНУЖДЕНИЕ И КАПИТАЛ
4) специализация — эпоха (примерно с
середины XIX в. до на- стоящего времени), когда военные силы
становятся мощной специализированной властью, фискальная деятельность организационно все больше отделяется от военной, усиливается «разделение труда» между армией и полицией, представительные институты все больше влияют на определение расходов на военные цели, а государства все больше занимаются распределительной, регулирующей, определяющей компенсации и судебной деятельностью.
Слайд 58Дипак Лал
Непреднамеренные последствия
Слайд 59Материалистические основания возвышения Запада по Д. Лалу
В период господства Рима
выделялись географические обстоятельства: различия в обеспеченности факторами производства территорий вокруг
Средиземного моря сделали торговлю двигателем интенсивного роста смитовского типа.
Нехватка рабочей силы в средние века породила специфику европейского феодализма: неизвестное на Востоке взаимное признание квазиюридических прав и обязательств.
Перемены в сельском хозяйстве и начало промышленной революции ликвидировали эту нехватку, что привело к исчезновению крепостничества.
Промышленная революция превратила традиционные органические аграрные экономики в промышленные, основанные на минеральном сырье, что сделало интенсивный рост прометеевского типа нормой для Запада.
Слайд 60Институциональные основы возвышения Запада по Д. Лалу.
1. Важность городов-государств в
создании благоприятного климата для купцов и коммерции.
2. Развитие коммерческого договорного
права, позволявшего заменить сделки, основанные на доверительных связях, на сделки между независимыми сторонами.
3. Признание государством прав частной собственности. При этом в отличие от Востока укрепление абсолютизма сопровождалось не снижением экономической гарантированности собственности, а, напротив, ее укреплением, движением в сторону всеобщих прав на частную собственность.
4. Постепенная трансформация «греческого духа любознательности» в повседневную практику науки.
Исключительная техническая креативность Запада видится ему как порождение его уникальной особенности — индивидуализма.
Слайд 61Почему индивидуализм возник только на Западе?
Первая папская революция папы Григория
I (Григорием Великим) в VI в.
Папские запреты VI в.
увеличивали число бездетных, снижали количество наследников (в том числе наследников мужского пола), сужали семьи, мешали им сохранить собственность и способствовали отчуждению ее в пользу церкви. «Церковь стала непревзойденным участником гонки за наследством»
Церковь поощряла браки по любви, так как они повышали вероятность завещания ей нажитого имущества. В самостоятельном выборе партнера по браку исток западного индивидуализма.
Слайд 62Почему индивидуализм возник только на Западе?
Вторая папская революция Григория VII
в 1075 г.
Он издал буллу, в которой, следуя концепции,
идущей еще от «Града божия» св. Августина, вознес церковную власть над светской.
Церковь была поставлена выше государства. Поддерживала она свою власть через угрозу отлучения. «Для компенсации своей слабости в этом мире она использовала власть над загробным миром» (Там же: 107).
В результате имущество церкви стало неприкасаемым, а глубокая вовлеченность ее в мирские дела потребовала создания всех правовых и институциональных атрибутов, которые до сих пор служат рыночной экономике.
Церковь-государство, преследуя свои выгоды, строилась как правовое государство. Постепенно ее установления заимствовали и светские государства.
Слайд 63Таблица по А.П. Заостровцев. Дипак Лал: модернизация без вестернизации. СПб,
2012. С. 20.
Слайд 64McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern
World. 2010.
Слайд 65McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern
World. 2010.
Причиной «возвышения Запада» оказался «широко распространенный и значительный сдвиг
в общественном мнении в отношении жизни и деятельности буржуазии».
«Буржуазная переоценка»: «Двойное этическое изменение, придающее достоинство и свободу обычной буржуазной жизни, привело к господству смысла и восприимчивости, благодаря которым мы до сих пор извлекаем выгоду».
«Cовременный мир не есть продукт новых рынков и постоянных инноваций, но результат изменившегося отношения к ним».
Когда быть «буржуазным» в глазах общества стало не стыдно, а, напротив, достойно и почетно, был дан старт промышленной революции и современному экономическому росту.
Слайд 66McCloskey D.N. Bourgeois Dignity: Why Economics Can’t Explain the Modern
World. 2010.
В основе величайшего поворота в истории человечества лежит риторика,
провозглашавшая достоинство и свободу и ставшая в таком качестве обыденным явлением («повседневным разговором»).
Достоинство можно рассматривать как социологический фактор, а свободу — как экономический. «Достоинство имеет отношение к мнениям, которые другие имеют о лавочнике. Свобода относится к законам, которые его ограничивают».
Законы можно изменить без изменений в общественном мнении, и вместе с тем общественное мнение может меняться без изменения законов. Примером первого служит «сухой закон» в США, примером второго — мысль о независимости, обретавшая популярность среди колонистов Северной Америки.
Пальма первенства принадлежит достоинству. «Свободы самой по себе недостаточно». Если не будет «уважающей бизнес цивилизации», то свобода не поможет.
Слайд 67Таблица по Заостровцев А.П. Дейдра Макклоски: неэкономический взгляд экономиста на
историю СПб., 2014. С.17.
Слайд 68Модерн закончился, потому что:
Завершилась эпоха «больших нарративов».
Индустриальное общество сменилось постиндустриальным.
Развился
эклектизм в культуре, произошло стирание границы между высоким и низким
в искусстве.
Разум утратил наше доверие, мы живем в эмоционально-ориентированном обществе (например, в «обществе впечатлений»).
Наступило «общество знания».
Мир стал глобальным, значение государств в нем неумолимо сокращается, их функции переходят на наднациональный и локальный уровень.
Основные теории постмодерна
Слайд 69
Модерн «всегда состоял из многих различных проектов, которые никогда не способны к полной
интеграции и не являются гомогенными, часто, напротив, находятся в конфликте между собой».
«я не назвал бы
ничего такого, что переживаем сейчас и что бы полностью, тотально отличалось от того, что происходило тогда на рубеже [XIX-XX] веков. <…> Я не верю в то, что есть какая-то такая совершенно новая и при этом единая вещь, как состояние постмодерна. Это всего лишь еще одна версия той исторической амнезии, которая типична для американской культуры,—это тирания нового».
Стюарт Холл. Постмодерн и артикуляция
Стюарт Холл о постмодернизме
Слайд 70Традиционное общество: технологическая цивилизация и культура неизменны на протяжении многих поколений.
Индустриальное общество: технологический уклад и образ жизни является устойчивым на протяжении хотя
бы одного поколения.
Постиндустриальное общество: ни одно поколение не проживает жизнь без фундаментальных цивилизационных трансформаций, вызванных технологическими революциями.
Модерн и динамика технологических изменений
Слайд 71Теория «конца истории» и «конца философии»: Гегель, Маркс, Александр Кожев,
Френсис Фукуяма.
Кристаллизация культуры - «такое состояние некоторой области культуры, которое
наступает после того, как все заложенные в ней возможности получили развитие в своем фундаментальном составе».
«При этом кристаллизованная система по-прежнему может предъявлять образ значительной подвижности и суетности ... Возможны нововведения, возможны неожиданности, возможна удивительная продуктивность, но только в уже размеченном поле и на основе уже обжитых предпосылок, каковые уже нельзя покинуть».
Arnold Gehlen. Über kulturelle Kristallisation.
Конец модерна как кристаллизация культуры
Слайд 72ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919-2011)
Доиндустриальное (добывающее) -«взаимодействие человека с природой».
Индустриальное (производящее) -«взаимодействие
человека с преобразованной природой», или машиной.
Постиндустриальное (обрабатывающее) - «взаимодействие человек
с человеком», или «игры между людьми».
Слайд 73ДАНИЭЛ БЕЛЛ (1919-2011)
Базисные черты постиндустриального общества:
преобладание «белых воротничков»,
превалирование сектора
услуг,
возрастание роли высокообразованных профессионалов,
ценность образования и информации,
первенство теории на
эмпиризмом,
кодификация информации в абстрактны системах символов
Слайд 75Общество потребления
1. После Второй мировой войны окончательно оформляется массовое производство
товаров широкого потребления.
2. Кейнсианская политика и построению в западных обществах
модели социального государства.
Слайд 76Общество потребления
Средний класс был основным бенефициаром социального государства, и именно
он сформировал современную мощную потребительскую культуру. Для того, чтобы он
мог реализовать свой потребительский запрос, необходима была и соответствующая индустрия производства товаров потребительского назначения.
Слайд 77Общество потребления
Концепция вещи изменилась: вещи мы меняем, а не чиним.
Символическая
составляющая потребительских товаров, делается более значительной с точки зрения влияния
на мотивацию потребления
Слайд 78Общество переживаний
Люди ориентированы не на достижение отложенных целей, а на
максимальную интенсивность своей текущей жизни.
«Проживи свою жизнь» - таково
новое кредо.
Интенсивность этого проживания связана, прежде всего, с эмоциональным внутренним состоянием, то, что можно назвать словом «переживание», «впечатление».
Слайд 79Теория компенсации
Иррациональность так же органична для модерна, как и рациональность,
исторически восходящая к идеям Просвещения.
Модерн и представляет собой пространство
взаимодействия этих двух разнонаправленных представлений о мире, которые только в его рамках и можно рассматривать как нечто самостоятельное и определенное.
Их соприсутствие и состязание, их взаимный баланс определяют всю структуру модерна, и «победа» одного из них равносильна концу современности.
Слайд 86Ориентализм
Западная наука о Восточном мире неразрывно связана с империалистическими интересами.
Это
делает востоковедение политическим инструментом колонизации.
Слайд 87Джек Гуди
Похищение истории
«Моя цель состоит в том, чтобы показать,
как Европа не просто пренебрегала историей остального мира или преуменьшала
ее значение, что приводило к последовательному искажению собственно европейской истории, но и как в Европе разрабатывали исторические концепции и периодизацию, усиливавшие восприятие Азии в определенном ключе, что, несомненно, повлияло и на понимание ее прошлого, и на представление о ее будущем»