Слайд 1Историческая тема в литературе 30-х годов
На 30-е годы падает расцвет
жанра исторического романа.
А. Новиков- Прибой
«Цусима»
О. Форш трилогия «Радищев»
В. Шишков
«Емельян
Пугачев»
С. Сергеев-Ценский
«Севастопольская страда»
А. Чапыгин «Степан
Разин»
Слайд 2Историческая романистика 30-х годов
отличалась следующими признаками:
преодоление вульгарно – социологических представлений
о прошлом
подлинно исторический конфликт
повествование о подлинной исторической личности
сокращение доли художественного
вымысла
В. Шишков писал: «Вся пугачевская эпопея (корни, предпосылки, окружение, последствия) сама по себе – готовый сюжет»
Слайд 3В исторической романистике 30 – х годов происходит расширение тематики,
жанровое
обогащение романа и усложнение проблематики
Исторические произведения этого периода показывали борьбу
народа за национальную независимость страны, этапы формирования русской государственности
Слайд 4Тематика исторической романистики
30-х годов:
тема русской воинской славы
тема русского национального
характера
тема революционного прошлого России
тема освободительной борьбы
историческая трагедия выступлений
народных масс
Поход Ермака
в Сибирь («Гуляй Волга!» А. Веселый), разинское движение («Гуляющие люди А. Чапыгин), эпоха крестьянских войн конца 18 в. («Емельян Пугачев» В. Шишков , «Радищев» О. Форш), русско-японская война («Цусима» А. Новиков-Прибой), первая русская революция 1905-1907 г. («Грач – птица весенняя» С. Мстиславский)
Слайд 5Система героев исторической
романистики 30-х годов:
образы народных
героев – борцов
за
свободу, образы
государственных деятелей
образы ученых и деятелей культуры
образы
полководцев, возглавлявших
национально – освободительные войны
Характеристика крупных
исторических деятелей,
оценка событий дается
через призму народного
восприятия
Слайд 6ТОЛСТОЙ
Алексей Николаевич
1883-1945
Мы связаны большими нитями с нашей историей…
И чтобы
понять многое из свершающегося теперь,
необходимо заглянуть в прошлое»
Слайд 7Авторский взгляд на строительство Петербурга в рассказе «День Петра» и
романе «Пётр Первый».
Слайд 8Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«…Грабили на дорогах, на
мостах, в тёмных переулках. Толпами искалеченные воины тянулись на московские
базары.»
«Но не сытно было и в Москве… Всё стало дорого. Денег ни у кого нет. Хлеб привозили - с мусором, мясо червивое…Озлобленно, праздно, голодно шумел огромный город.» (Кн.1, глава 3,8).
Слайд 9Выдержки из текста, иллюстрирующие необходимость преобразований Петра:
«И
вот - ночь без сна…Удивить-то он удивил, а что ж
из того? Какой была – сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых, у сильных… А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза…Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?
Чёрт привёл родиться царём в такой стране!» (Кн.1, глава 5,15.)
Слайд 10Работа с текстом.
Как Толстой изображает становление личности Петра?
Слайд 11Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра?
«Пётр рванул
дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев.
Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Слайд 12Пример использования глаголов для передачи горячности, вспыльчивости Петра:
«Пётр рванул дверь…
На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр
сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»
Слайд 13А.Н.Толстой:
«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние,
и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее
психологию»
«Внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя
Слайд 14 Средства раскрытия образа Петра:
приём «внутреннего жеста»;
приём контраста;
речевая характеристика.
Слайд 15
Интерес к образу Петра
А. Толстой пронёс
через всё
творчество; взгляды автора на
роль петровских
преобразований
претерпевали изменения;
в романе «Пётр
Первый» А.
Толстой показал становление
личности Петра и
необходимость
преобразований; в романе
отражена противоречивость
деятельности Петра; наиболее
значимыми при создании образа
Петра стали следующие
художественные средства:
«внутренний жест», приём
контраста, речевая
характеристика
Слайд 16Работа с текстом.
Докажите, что Россия нуждалась в преобразованиях.
Слайд 17Работа с текстом.
Отразил ли Толстой противоречивость деятельности Петра?
Слайд 18Работа с текстом.
Какие художественные средства использовал автор при создании образа
Петра?
Слайд 19Особенности речи Петра:
эмоциональность;
лаконичность;
образность;
близость к народной.
Слайд 20Работа с текстом.
Почему Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем
России?