Слайд 1Основные этические теории. Законы биоэтики
Выполнили: студенты группы П-203
Миндияров Р.П.
Алимов Т.С.
Проверил: доцент Трусов Сергей Викторович
Слайд 3Теория добродетелей Аристотеля
Аристотель объяснение нравственных понятий искал не в отвлеченных
идеях, а в действительной жизни людей: в их стремлениях к
счастью и в разуме человека. В этих исканиях, учил он, вырабатываются главные добродетели: дружба, любовь к людям, общительность и справедливость.
Факты действительной жизни, которые рассматривал Аристотель, состояли в том, что все стремятся к благу, счастью или даже к блаженству.
Слайд 4Утилитаристские концепции блага
Термин «утилитаризм» происходит от латинского «utilitas» – польза,
выгода. Родоначальники утилитаризма - британские философы 18-19 веков Дэвид Юм,
Иеремия Бентам, Джон Милль. Принципиальным для утилитаристских теорий является то, что все они исходят из результата действия, последствий, к которым оно привело, а именно, оценки пользы или вреда результатов действия человека. Иногда учитывается цель действий. Поэтому эти теории еще называются телеологическими (telos– цель), но все, что относится к мотивам, побуждающим к действиям, остается на втором плане, либо вообще не принимается во внимание.
Слайд 5Учение о моральном долге Канта (Деонтологическая этика)
Термин «медицинская деонтология» был введен
сравнительно недавно, в 30-х годах прошлого столетия (от греческих слов deоntes– нужное,
должное иlogos– слово, понятие, учение, т.е. учение о должном). Деонтологические теории при оценке действий принимают во внимание не только их результаты, но и мотивы, замыслы действующих лиц.
Первой теорией, выдержанной в деонтологическом ключе, явилась этика И. Канта (1724-1804). Кант хотел открыть основные законы нравственности путем отвлеченного мышления. Он пришел к убеждению, что такой основой является наше сознание долга, которое не вытекает ни из соображений пользы, ни из чувства симпатии, а представляет свойство человеческого разума.
Слайд 6Теория моральных обязательств У.Д. Росса.
Выдвинутую в первой половине ХХ столетия
американским этиком У. Россом теорию называют плюралистической концепцией (плюрализм –
признание множества точек зрения).
При таком подходе, который можно назвать «соотносительным», мы не отказываемся ни от того, чтобы следовать принципам и правилам, ни от того, чтобы в полной мере учитывать своеобразие конкретных ситуаций.
Слайд 7Натуралистическая теория
Изложена гуманистом, ученым и революционером П.А.Кропоткиным (1842-1921). П.А.Кропоткин создал
достаточно обоснованную, подкрепленную фактами концепцию универсальной нравственности на основе явления
взаимопомощи, хорошо известного в животном мире из работ Ч. Дарвина и других ученых-эволюционистов. Как и конкурентная взаимная борьба, взаимопомощь имеет природные основания. Именно взаимопомощь в человеческом обществе облагораживает индивида, способствует прогрессу всего сообщества, составляет благопроятную почву для развертываения свободы.
Слайд 8Законы биоэтики
Законы биоэтики – это объективные, необходимые, общие, существенные отношения,
которые в ситуациях морального выбора, связанных с вмешательством личности в
процессы жизнедеятельности, представляющим для них возможную или действительную опасность, определяют изменение и развитие сознания и воли разумного и нравственного человека в направлении высшего блага – жизни.
Слайд 9Первый закон биоэтики.
Закон благоговения перед жизнью.
В ситуации морального выбора, связанной
с вмешательством личности в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них
возможную или действительную опасность, разумному и нравственному человеку присуще благоговение перед жизнью.
Слайд 10Второй закон биоэтики.
Закон разумного и нравственного обоснования.
Любое вмешательство в
процессы жизнедеятельности, которое представляет для них возможную или действительную опасность,
требует разумного и нравственного обоснования.
Слайд 11Третий закон биоэтики.
Закон оснований морального выбора.
Основаниями морального выбора цели и
средств любого вмешательства в процессы жизнедеятельности, которое представляет для них
возможную или действительную опасность, служат разум и добрая воля, направленные на высшее благо, которым является жизнь.