Слайд 1Методическое обеспечение социально-культурной деятельности
Автор-составитель: преподаватель кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ
им. Ф.М. Достоевского, К.п.н. А.С. Чернов
Слайд 2
А.С. Чернов
Методическое обеспечение
социально-культурной деятельности
Учебно-методическое пособие
Омск 2007
Слайд 3Рецензент:
Д.п.н., профессор, зав. кафедрой социально-культурной деятельности
ОмГУ им. Ф.М. Достоевского
В.Е. Новаторов
Чернов А.С. (авт.-сост.) Методическое обеспечение социально-культурной деятельности. Омск:
ОмГУ, 2007г.
В учебно-методическом пособии, подготовленном аспирантом кафедры социально-культурной деятельности ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, преподавателем А.С. Черновым, освещаются вопросы, связанные с теорией методического обеспечения и сопровождения работы учреждений социально-культурной сферы и практикой методической деятельности в сфере культуры на региональном уровне на примере г. Омска и Омской области.
Утверждено и рекомендовано к изданию
решением кафедры социально-культурной деятельности
от 6 сентября 2007 года.
© Кафедра социально-культурной деятельности ОмГУ
им. Ф.М. Достоевского, 2007
Слайд 4
Содержание
Глава первая.
Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности
Глава
вторая
Профессиональная компетенция специалистов – методистов
как фактор интенсификации социально-культурной
деятельности
Глава третья
Координация научных исследований в сфере культуры. Информационное сопровождение и методическое обеспечение учреждений культуры
Рекомендуемая литература
Приложения
Слайд 5
Предисловие
Методика, методическая деятельность, методическое руководство, методическое обеспечение - понятия, с
которыми связана всякая сколько-нибудь организованная практика. Без методического обеспечения не
может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.
Профессионально-предметная практика предопределяет обновление методики, ибо качественная методика является неотъемлемым свойством качественной работы. Развитие методики определяется ценностными ориентациями методиста в профессионально-предметном отношении, его методической мыслью. Индивидуальные способы и приемы деятельности, индивидуальные образцы методических подходов позволяют выработать общие взгляды и группируются в несколько направлений методической мысли и практики. Совокупность методических идей, ценностных установок, с помощью которых обеспечивается определенная организация культурно-досуговой деятельности, обуславливает конкуренцию индивидуальных образцов, позволяет в определенном порядке и системе использовать приемы и способы профессиональной деятельности.
Социокультурная ситуация в обществе характеризуется постоянными преобразованиями, изменяются культурные компоненты повседневной жизнедеятельности людей. Существенно меняется и структура культурно-досуговой деятельности. Для её природы характерны гуманистическое, общечеловеческое содержание, своеобразие, национальная самобытность, авторское начало. Это предполагает постоянное переосмысление общественной значимости культурно-досуговой деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности. Изучение теоретико-методологических, методических и организационно-управленческих проблем в этой сфере дает возможность преодолевать возникающие в ней проблемы. Изучение теории, методики и организации культурно-досуговой деятельности не может быть ограничено изучением явлений, относящихся к клубам, библиотекам,
Слайд 6
паркам, музеям и т.д. Культурно-досуговая деятельность пронизывает и систему просвещения,
и производство, и политические процессы, и национальные отношения, и повседневный
быт людей. Необходим поиск новых способов изучения ее многообразных компонентов на базе интеграции различных культурологических дисциплин. Все это выдвигает на первый план проблемы научно-теоретического осмысления роли и места культурно-досуговых учреждений в культурологических процессах, уточнения их функции, задач и целей, с одной стороны, и методического обеспечения практиков культурно-досуговой деятельности новой передовой методикой, эффективными средствами и формами работы, - с другой. Все это предъявляет высокие требования к практикам и методистам культурно-досуговой сферы, к их теоретической и методической подготовке, уровню и качеству методических материалов, культурных программ.
Понятие "методическое обеспечение" выражает определенное понимание методической деятельности. Методическое обеспечение рассматривается не как управленческий процесс с его управленческими функциями, а как одна из сфер, направлений, функций методического руководства. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности по своей сущности и назначению предполагает создание "сервисных" условий в обслуживании и обеспечении передовой методикой практиков культурно-досуговых учреждений.
Слайд 7Глава первая
Методическое обеспечение как компонент технологий культурно-досуговой деятельности
Технология культурно-досуговой деятельности
во многом зависит от совершенствования системы методического обеспечения. Сокращение научно-методических
центров вызывает затухание процесса познания технологии культурно-досуговой деятельности. Специалисты в связи с этим начинают по-разному выстраивать технологический процесс в учреждениях культуры, без учета его научной основы.
Статья 39 Закона о культуре гласит. Компетенция органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры
К ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации в области культуры относятся:
-определение республиканской государственной культурной политики;
-принятие законодательства республики о культуре.
К ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в области культуры относятся:
-осуществление федеральной политики в области культуры, разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение;
-формирование территориальных и иных органов государственного регулирования культурной деятельности;
-создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры соответствующего подчинения;
Слайд 8
-формирование фондов развития культуры и утверждение объемов средств, направляемых на
финансирование культуры в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации,
местных бюджетах, установление местных налогов и сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования культурной деятельности;
-международные культурные связи;
-установление дополнительных к устанавливаемым федеральными органами государственной власти и управления льгот, видов и норм материального обеспечения организаций и работников культуры;
-информационное и научно-методическое обеспечение культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры;
-организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры;
-контроль за исполнением законодательства Российской Федерации о культуре.
В пределах своей компетенции республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург имеют право самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными организациями по вопросам культуры.
Федеральные органы государственной власти и управления не могут издавать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Органы государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга не могут принимать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти и управления.
Проблемы методического обеспечения деятельности учреждений культуры чрезвычайно остры. Это объясняется все более усиливающимися противоречиями
Слайд 9между изменяющимися условиями, установками, назначением культурно-досуговой деятельности и ее практическим
воплощением. Выражается это в поисках назначения культурно-досуговой деятельности в целом,
кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования областных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.
Систему методического обеспечения культурно-досуговой деятельности отличает, прежде всего, предмет деятельности. Г.М. Бирженюк, Л.В. Бузене, Н.А. Горбунова считают, что "предметом методического руководства культурно-просветительной работой является методика культурно-просветительной работы, воспринимаемая как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на осознание, чувства и поведение в условиях свободного времени". Связи между объектом и субъектом методического обеспечения носят особый характер, определяющийся специальными методами. Методическое обеспечение опирается, прежде всего, на стимулирующие методы, которые создают специальный для этой системы набор методов управления (консультации, беседы, методические рекомендации, обсуждения, рецензирование, показ и т.п.).
Сущность методического обеспечения заключается в сокращении разрыва между проектируемой культурно-досуговой деятельностью и практическим ее воплощением, в обеспечении этого процесса всеми видами практической помощи учреждениями культуры. Технология, используемая в конкретном учреждении культуры, не может рассматриваться обособленно от общих тенденций развития культурно-досуговой деятельности не только региона, но и страны в целом с учетом зарубежного опыта.
Сущностное назначение методического обеспечения — в анализе, поиске передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов культурно-досуговой деятельности, в корректировании, регулировании процесса в соответствии с актуальными проблемами реформирования всех сфер жизни
Слайд 10общества с учетом изменяющихся потребностей и уровня духовного развития различных
групп населения.
Методическое воздействие на технологию культурно-досуговой деятельности как систему осуществляется
через следующие элементы: цели и задачи, определяющие главное направление методического воздействия; объект методического воздействия; содержание методической деятельности; субъект методического воздействия; средства, методы и формы методического воздействия; организационно-педагогические условия методического воздействия, т.е. через драматургический материал и методические рекомендации.
Вычленение отдельных элементов позволяет увидеть структурную целостность методической системы, выражающую количественный и качественный состав связей между ее элементами и способ организации этих связей. В этом аспекте методическое обеспечение следует понимать как:
а) упорядочение, налаживание, устройство, приведение в систему методической деятельности учреждения культуры;
б) строение, взаимосвязь, взаимное расположение, соотношение частей в единое целое в деятельности учреждений культуры региона, района.
Осваивая и развивая все лучшее, что накопили, республиканские, областные культурно-методические центры, районные дома культуры призваны обеспечить: более глубокое, всестороннее изучение состояния и основных тенденций развития культурно-досуговой деятельности, ее наиболее существенных проблем; проблемное рассмотрение сложившегося положения, глубокий анализ и обобщение результатов деятельности учреждений культуры, оценку их с точки зрения тех требований, которые к ним сегодня предъявляет жизнь; разработку рекомендаций учреждениям культуры, способствующих эффективному решению проблем, выявлению в практике действенных рычагов, при помощи которых можно улучшить дело; творческое конструирование эффективных способов совершенствования работы, активное содействие их рождению, экспериментальный поиск; широкую, систематическую и действенную рекламу
Слайд 11
наработанных рекомендаций, апробацию их в управленческих органах и на местах,
последовательное внедрение в деятельность учреждений культуры.
Анализ деятельности районных домов культуры
показывает, что объем выпускаемой ими продукции по изучению, обобщению и распространению передового опыта очень низок. Районные дома культуры обобщают и распространяют передовой опыт культурно-досуговой деятельности в районе; готовят семинары профессиональных работников учреждений культуры, руководителей коллективов художественной самодеятельности, проводят показательные программы, создают на своей базе художественные коллективы, клубы по интересам, любительские объединения.
В настоящее время возросло значение областной и районных методических служб культурно-досуговой деятельности, изменились и усложнились их задачи и функции. Если раньше они касались, в основном, вопросов обучения, методической, практической помощи и творческой деятельности, то сегодня методическая работа заключается в методическом сопровождении процесса реструктуризации культурно-досуговой отрасли.
В настоящий период специалисты методических служб содействуют внедрению инноваций в практику деятельности культурно-досуговых учреждений с целью их адаптации к социально-экономической ситуации, обретения каждым клубом, домом культуры «своего лица», своего места в жизни своего села, города.
Основными видами деятельности методических служб становится аналитическая работа, социокультурное программирование и проектирование, развитие социального пространства в условиях реструктуризации и оптимизации деятельности КДУ.
В Омской области методическим руководством и обеспечением КДД занимаются Государственный центр народного творчества (ГЦНТ) и 32 районные методические службы.
Деятельность методических служб областного и районных уровней подробно представлена в отчетах министерства культуры Омской области.
Финансово-экономические и другие реформы последнего времени
Слайд 12значительным образом могут изменить сегодняшнюю относительно стабильную социально-культурную ситуацию в
Омской области. Последствия этих реформ, в случае их произвольного, неуправляемого
течения самым отрицательным образом могут отразиться на сохранении единого культурного пространства на территории нашей области, в том числе, на сохранении и развитии народного творчества и КДД.
В связи с этим, к примеру, ГЦНТ, среди других приоритетных направлений деятельности, особо выделил такое направление работы, как методическое сопровождение преобразовательных процессов в культурно-досуговой сфере, происходящих в связи с реформой местного самоуправления и реформой бюджетной сферы (Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Успех этой уже начатой работы ГЦНТ видит в тесном взаимодействии с отделами (комитетами) культуры МО, ГОУ «РИЦ», другими методическими центрами различных уровней при активном руководстве Министерства культуры Омской области.
Работники культуры области ещё 3 года назад включились в работу по подготовке проектов реструктуризации КДУ (Муромцевский, Омский, Полтавский, Таврический, Марьяновский, Кормиловский, Тарский районы).
Ещё в январе-феврале 2004 года на базе ГОУ «РИЦ» состоялись занятия по программе повышения квалификации (80 часов) на тему: «Модернизация методической работы в сфере досуга в современной социокультурной ситуации». В учебном процессе приняли участие сотрудники ГЦНТ, а также руководители районных методических служб, руководители и методисты сельских культурно-досуговых учреждений области. Программа занятий была интересна и разнообразна, насыщена современными теоретическими методиками и практическими занятиями.
В октябре - декабре 2004 года на базе ГОУ «РИЦ» при участии ГЦНТ состоялось 5 занятий экспериментальной лаборатории по теме «Реструктуризация и оптимизация деятельности учреждений культуры». Сотрудниками ГЦНТ были
Слайд 13подготовлены предложения и рекомендации по созданию новых типов КДУ (материалы
переданы в МК Омской области и ГОУ «РИЦ»). Занятия лаборатории
были продолжены и в 2005 году.
Эффективность деятельности клубной сферы во многом зависит от результативности работы областной и районных методических служб. Будучи стержнем всей культурно-досуговой системы эти службы по роду своей деятельности соединяют науку с практикой.
Специалисты по направлению этой деятельности одновременно являются инициаторами идей, непосредственными участниками исследований, управленцами-менеджерами и лидерами, умеющими сплотить вокруг себя практиков и обеспечить внедрение инновационных методик.
Например, одно из приоритетных направлений деятельности Нововаршавского районного методического центра - сбор, анализ и обработка информации о работе КДУ и социокультурном пространстве района, а также проведение различных исследований.
В проводимом ежегодно мониторинге отражаются качественные и количественные показатели работы КДУ в динамике.
Специалистами инновационно-методического отдела Кормиловского РДК разработана и реализована «Комплексная многоуровневая программа инновационного развития КДД на 2004-2006гг.», а также программа работы с сельскими клубами малых сел «Клуб для всех».
Центр методической работы и народного творчества Крутинского района представляет собой теоретическую, информационную, справочно-библиографическую базу исследований и организационно-методической деятельности. Центр является своеобразной творческой лабораторией.
Ежегодно специалистами центра разрабатывается и реализуется районная программа «От клубной теории к клубной практике». Согласно программе при методическом центре действуют 5 учебно-методических объединений: информационно-аналитический клуб для директоров сельских домов культуры «Клуб и мы», для художественных руководителей «Думаем. Дерзаем. Творим»,
Слайд 14для методистов «Дни творческих идей» и другие. С целью активизации
организации досуга молодежи был проведен районный конкурс «На лучший проект
организации молодежного досуга».
Большое место в повышении эффективности и качества работы учреждений культуры занимает учебный процесс. Районные методические службы совместно с отделами (комитетами) культуры направляют своих работников КДУ на областные семинары, практикумы, лаборатории.
В отчете министерства культуры за 2005 год отмечена хорошая работа в этом направлении в таких районах, как: Омский, Тюкалинский, Марьяновский, Одесский, Шербакульский, Москаленский.
Одним из приоритетных направлений деятельности информационно-методического отдела Калачинского муниципального образования являются организация и совершенствование системы повышения квалификации клубных работников. В этом направлении ИМО тесно взаимодействовало с комитетом по культуре и искусству.
Для более полной картины и результативности данного направления работы были проведены предварительные исследования: анкетирование и тестирование по самооценке профессиональной, деловой и личностной компетенции.
В соответствии с целевой программой «Совершенствование системы работы с кадрами культуры» Калачинского 2003-2005гг. специалисты ИМО ежемесячно проходили разнообразные учебные мероприятия.
Большим творческим потенциалом обладают специалисты Центра по организации досуговой деятельности и оказанию методической помощи сельским учреждениям культуры Управления культуры Омского муниципального образования.
Деятельность ЦОДД направлена на формирование единого культурного пространства района. Общность целей требует объединения усилий и ресурсов всех социокультурных, досуговых учреждений и организаций района. У ЦОДД стабильные деловые и творческие связи со многими комитетами, управлениями и коммерческими структурами.
Слайд 15Опытные методисты работают в РДК Муромцевского МО. В арсенале работы
отдела большое количество инноваций и современных методик. Вся деятельность строится
в соответствии с разработанными перспективными программами, такими, как: «За здоровый образ жизни», «Достойное детство - достойное, будущее», «Плывут над Русью звоны колокольные», «Муромцевский родник». Умело организованный и проведенный районный смотр-конкурс «Клуб для всех» позволил значительно укрепить материально-техническую базу КДУ района, повысить качество творческих акций. В ходе смотра-конкурса во всех учреждениях были проведены косметические ремонты, благоустроены территории СДК и СК, внедрены новые формы работы, подготовлены видеофильмы, альбомы.
Методические образования областного и районных уровней активно ведут работу по формированию информационных и методических банков.
Для реализации данного направления работы используются самые различные методики и новейшие технологии.
В течение отчетного периода из фондов ГЦНТ было выдано большое количество сборников сценариев. Кроме полученных материалов из областного центра, многие методические службы находят контакты и финансовые возможности осуществлять взаимообмен сценариями с другими методическими центрами (Красноярский край, Курганская, Кемеровская, Челябинская, Псковская области).
Большим подспорьем в формировании творческого банка является наличие современной оргтехники: компьютеров, принтеров, сканеров, ксероксов (Омский, Азовский, Большереченский, Тарский, Кормиловский, Москаленский, Нововаршавский, Калачинский и ряд других районов). Некоторые из этих районов имеют возможность выхода в Интернет.
С 2005 году значительно возросли объемы выпуска печатной продукции ГУК «ГЦНТ». Этому способствовали следующие факторы:
- запланированное бюджетное финансирование печатной продукции на реализацию Плана основных мероприятий ГЦНТ на 2005 год;
Слайд 16- использование возможностей выпуска тематической печатной продукции по конкретным областным
целевым программам (тематические сборники сценарных и методических материалов, афиши, пригласительные
билеты и программы на культурно-досуговые мероприятия по каждой целевой программе).
Сравнительная таблица полиграфического исполнения печатной продукции:
Слайд 17Следует отметить и качественное улучшение выпускаемой продукции. Наиболее удачными по
качеству и дизайнерскому решению стали комплекты печатной продукции таких значимых
программ, как цикл праздничных мероприятий к 60-летию Победы, областной праздник «Певческое поле», III Всероссийский фестиваль любительских театров Урала и Сибири и др.
С увеличением количества выпущенных сборников сценарных и методических материалов возросла доля опубликованных материалов КДУ районных муниципальных образований области.
Наряду с положительными факторами и примерами внедрения инновационных методик и развития всей информационно-методической деятельности в области, существует ряд задач и проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.
Создание современной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.
Методика должна предусматривать функциональные особенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности предоставляемых услуг; возможности доступа населения к культурным благам.
Также существует ряд проблем, связанных, прежде всего, с уровнем оснащения компьютерной и множительной техникой, созданием современных технических средств доставки информации потребителю и расширением источников информации.
Для совершенствования и реализации данной программы необходимо:
- обеспечить методические службы необходимой компьютерной и множительной техникой;
- провести учебу и повысить квалификацию специалистов в области новых технологий;
- вести постоянный мониторинг информационно-методических потребностей и обеспеченности отрасли основными видами информации;
Слайд 18- организовать доступ субъектов к сети Интернет. Исполнение данных программных
мероприятий позволит:
- сформировать единое областное информационно-методическое пространство;
- обеспечить
свободный доступ специалистов области к информационным ресурсам;
- обеспечить экстренный обмен информацией на областном уровне;
- внедрять дистанционные формы организации и управления процессами развития социокультурной деятельности и народного творчества на основе современных информационных технологий;
- модернизировать методико-управленческую работу различных уровней;
- разрабатывать методики, позволяющие создать каркас концепции реструктуризации сети подведомственных культурно-досуговых учреждений.
Наращивает усилия по выполнению своих функций в оказании методической и практической помощи муниципальным образованиям Омской области в вопросах информационной и культурной жизни области и ГУК «Дворец искусств «Сибиряк».
В течение года база сценарного материала пополнилась на 3500 сценариев. Собран большой объем звукового материала. Положено начало созданию архива видеоматериалов с записями культурно-массовых мероприятий, праздников, народных гуляний.
Налажены контакты с районами Омской области: Омского, Нововаршавского, Седельниковского, Таврического, Одесского, Крутинского района и Исилькуля, которые в течение 2005-2006 года неоднократно обращались в методическую службу Дворца искусств «Сибиряк».
Сотрудники методической службы за истекший период не пропустили ни одного значимого в культуре и искусстве мероприятия и принимали участие в большинстве из них («Наша слава, наша память», торжественно-театрализованное представление, посвященное 60-летию Победы в ВОВ, «16-ый Сибирский международный марафон», «Мост тысячелетия», открытие омского метромоста, и
Слайд 19т.д.) в разных качествах, и постоянно следят за культурной жизнью
региона.
При участии отдела «Информ. культура» Омской областной научной библиотеки им.
Пушкина была налажена система обмена и пополнения методического материала.
Особое место в работе методической службы занимает сотрудничество с Омским областным «Государственным центром народного творчества».
Как правило, в течение одного месяца в ведущих учреждениях культуры проводится 5–6 массовых и 3–4 групповых культурно-досуговых программ. Для осуществления столь большого объема работы специалисту волей-неволей приходится готовить программы по более простой технологии.
В результате сложившейся практики методическое руководство деятельностью учреждений культуры теряет свой смысл. Опрос директоров РДК показал, что в 80% случаев методическая деятельность в технологическом процессе подменяется административной, когда методисты выполняют функции инспектора, выдавая их за методические. Отсутствие четкого понимания того, что такое методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности, приводит к ее искажению на практике. В беседах с методистами районных домок культуры было выявлено, что 68% из них не смогли ответить на вопрос о том, какие конкретно функции методического обеспечения они должны осуществлять и как именно. Узкое толкование функций методического обеспечения, сводящегося чаще всего только к оказанию методической помощи в процессе подготовки и проведения отдельной программы, отрицательно сказывается на совершенствовании технологии культурно-досуговой деятельности. Отмечено также, что эти специалисты не могут учитывать, анализировать, оценивать, обобщать материал для культурно-досуговой программы.
Ниже приведены данные о методах работы, используемых методистами сельских учреждений культуры.
Как видим, первое место отведено беседам с работниками учреждений культуры. Личное наблюдение занимает одно из последних мест. Пока специалистам учреждений культуры не представляется возможным посетить
Слайд 20семинары, поэтому они изучают деятельность учреждений культуры по отчетам и
отзывам участников.
Слайд 21Здесь следует уяснить, что компетентную методическую помощь учреждениям культуры можно
оказать лишь при условии знания существующего состава кадров специалистов учреждений
культуры и потребностей населения в новых формах культурно-досуговой деятельности.
Соотношение видов и форм деятельности методистов РДК показано ниже.
Слайд 22Из приведенных данных видно, что исследовательская деятельность у методистов районных
домой культуры занимает последнее место. Постоянный учет практического использования и
применения методических рекомендаций является, с одной стороны, заключительным этапом методической деятельности, а с другой — ее источником, отсчетом уже достигнутого и началом нового этапа в этом виде деятельности. Методическая деятельность осуществляется как бы по спирали: каждый достигнутый результат является исходным моментом очередного этапа и одновременно продолжением его.
Итогом исследовательского типа деятельности являются предметы-продукты, необходимые для сохранения информации как основы для принятия новых решений о продолжении деятельности. Исследовательский тип деятельности пронизывает весь процесс методической деятельности и выполняет информационную функцию. В свою очередь информацией для методической деятельности являются объективные данные о материально-бытовом, социально-демографическом, культурном состоянии района; пожелания вышестоящих органов культуры и администрации района, области.
Одним из носителей информации являются наглядные средства, расположенные в методическом кабинете районного дома культуры, поэтому оформление несет двойную нагрузку. С одной стороны, методический кабинет представляет для специалистов учреждения культуры образец для выбора той или иной формы наглядного оформления продукции, а с другой — является источником информации о новом в культурно-досуговой деятельности. Самую высокую оценку наглядные средства получили за конкретность и доступность. Однако эти качества не всегда сочетаются с актуальностью и насыщенностью информацией, тем более что свыше 10% сельских работников культуры считают недостаточную информативность о новых формах практики отрицательным фактором в деятельности методических кабинетов районных домов культуры.
Изучение деятельности методических кабинетов районных домов культуры показывает, что в каждом из них в среднем сценарии различных форм культурно-досуговой деятельности занимают первое место, методические указания и разработки — второе, а методические пособия отсутствуют вообще.
Наблюдается также неравномерность насыщения методическими разработками и сценариями по различным формам культурно-досуговой
Слайд 23
деятельности. Основная их доля приходится на праздники и обряды. В
связи с этим необходимо разработать паспорт каждого района, где должны
содержаться сведения о природно-климатических, демографических особенностях, обеспеченности его школами, больницами, культурно-бытовыми, культурно-просветительными и физкультурно-оздоровительными учреждениями. Без этого сегодня трудно правильно развернуть дело.
Информационное обеспечение методического кабинета, кроме указанных средств и методической продукции, включает карту-схему и картотеку. Карта-схема наглядно показывает обеспечение культурным обслуживанием всех населенных пунктов района, т.е. работу всех действующих учреждений культуры в нем. Картотека дает представление о наличии и размещении коллективов художественной самодеятельности, народных коллективов, дипломантов смотров и конкурсов.
Работникам культуры трудно ориентироваться в потоке книжной методической продукции. Особое значение в настоящее время приобретают рационализация и унификация документов, проблема их хранения и использования, т. е. проблема создания информационной системы, включающей данные о состоянии, сохранении и развитии культурно-досугового процесса в районе, области, стране: об учреждениях культуры; составе кадров; состоянии материально-технического обеспечения; реальной и потенциальной аудитории, о результатах внедрения методических рекомендаций. Система картотек — это и есть система информационного обеспечения методической деятельности районного дома культуры, имеющая материальное воплощение.
Методическая информация - не только исходный момент в процессе деятельности, но и важнейший компонент в технологии культурно-досуговой деятельности.
Поскольку всякая система представляет собой не только формальные, но и неформальные отношения между субъектом и объектом, то здесь на первый план выдвигаются индивидуальные особенности, которые могут оказывать заметное влияние на эффективность труда. Качество и эффективность методической
Слайд 24деятельности во многом зависят то творчества субъекта, его активности, изобретательности
и находчивости в выборе форм, методов и средств интеллектуального и
эмоционального воздействия. Однако активность и оригинальность опираются на глубокие профессиональные знания. Поэтому методист должен в совершенстве знать проблемы культурно-досуговой деятельности, тенденции развития практики, замечать ростки нового, передового, обобщать опыт, передавать его другим, уметь обращаться с техническими средствами культурно-досуговой деятельности, иметь навыки оформления наглядной агитации, быть хорошим психологом, организатором, проявлять инициативу во внедрении всего нового, что накоплено теорией и практикой.
Методическая деятельность всех уровней методического воздействия строится на обобщенном и освещенном теорией культурно-досуговой деятельности передовом опыте. Поэтому она чрезвычайно разнообразна по содержанию, формам выражения, географии. Между субъектом и объектом существует целая система взаимодействий через различные формы и средства. Субъект методической деятельности получает информацию о социальных задачах культурно-досуговой деятельности, используя имеющийся опыт.
Под опытом культурно-досуговой деятельности следует понимать совокупность практически усвоенных работниками культуры знаний, умений, навыков, способных достичь положительных результатов. Еще А.И. Герцен отмечал, что "опыт есть хронологически первое в деле знания, но он имеет свои пределы, далее которых он или сбивается с дороги, или переходит в умозрение". Опыт можно приобрести экспериментальным путем в специально созданных условиях с целью проверки научных знаний.
Передовой опыт в культурно-досуговой деятельности предполагает освоение творческого процесса, поиски новых форм и методов, способных усовершенствовать технологический процесс в учреждении культуры. Передовой опыт следует рассматривать и во времени. Он может быть кратковременным, способствующим комплексной перспективной реализации задач, стоящих перед учреждениями культуры. Массовый опыт отражает достигнутый уровень
Слайд 25развития практики учреждений культуры. На примерах работы отстающих учреждений культуры
можно точнее выявить факторы, тормозящие их функционирование. Изучение передового опыта
и анализ причин механизма торможения позволяет объективно оценить деятельность учреждений культуры, проанализировать причины низкой эффективности работы некоторых из них.
Целесообразно выделить основные этапы изучения передового опыта: определение цели и задач изучения, выбор актуальной темы; выявление носителей передового опыта; изучение, сбор фактического материала. Методы: непосредственное наблюдение, беседа, изучение документов и ответов на заочные методические задания (вопросники, письма-обращения с просьбой описать опыт и т.д.); подробное описание опыта, анализ, обобщение, выводы; типичные, характерные черты изучаемого опыта, его сущность и значение; проверка на практике эффективности приемов, форм и методов культурно-досуговой деятельности, которые выделены для распространения; выработка методических рекомендаций для распространения и внедрения изученного передового опыта.
Подняться до обобщения и выводов в изучении передового опыта — значит оценить его с позиций практических задач, определить, в каком направлении и с какой пользой для широкой практики он может быть использован. Уровень обобщения и сущность опыта определяют и формы его обобщения: научный отчет, справка, статья, методическое письмо, рекомендации, брошюра, книга, диссертация.
Видный психолог С.Л. Рубинштейн выделил два вида обобщения опыта: эмпирический и аналитический, раскрывающие его закономерные связи. Обобщение на эмпирическом уровне способно оперативно, во всем богатстве и своеобразии изучаемого явления, отразить его, трансформировать в знания. На этом уровне происходит выявление нового опыта, сопоставление конкретно изучаемого опыта с массовым.
Практически в каждом районе накоплен определенный опыт по всем направлениям культурно-досуговой деятельности, распространение которого должно быть основной обязанностью методической службы, так как обучение на
Слайд 26лучших образцах культурно-досуговой деятельности становится закономерным способом движения вперед. В
этом смысле методический кабинет может стать местом концентрации передового опыта
работы учреждений культуры района. Обязанность методистов не только самим изучать его, но и широко пропагандировать среди работников учреждений культуры.
В передовом опыте должны найти отражение цель, задачи, основные этапы изучения опыта, вопросы, способствующие более полному раскрытию темы. В процессе изучения клубного опыта нужно использовать основные методы: анализ документальных источников, устные формы, непосредственное наблюдение за фактами и событиями в деятельности учреждений культуры.
Одним из этапов изучения опыта является его квалифицированное описание. Необходимо, чтобы в описании указывалось место изучаемого опыта в общей системе работы, содержались обобщения и выводы, которые помогли бы работникам культуры, слушателям семинаров использовать этот опыт в своей деятельности, ориентировали бы на дальнейший самостоятельный поиск. На этом этапе выявляется, чем данный опыт отличается от опыта другого учреждения культуры, коллектива самодеятельности, с какими трудностями пришлось столкнуться, как они были преодолены.
Важнейшим этапом в обобщении передового опыта является глубокий и всесторонний анализ его результатов. Анализ — это тщательный отбор фактов, их систематизация и группировка. Цель анализа — раскрытие способов и приемов, посредством которых достигнут положительный результат, вскрытие причины того или иного факта, явления, основных недостатков и путей их ликвидации; освещение нового, передового, что должно внедряться.
Обобщение передового опыта должно отвечать ряду требований. Это смысловая значимость, точность в выборе целей, задач, методов; научная достоверность и обоснованность выводов и обобщений, т.е. отражение достижений методики и практики культурно-досуговой деятельности; выделение тех сторон и черт, которые способствуют развитию организации и методики культурно-досуговой деятельности; использование передового опыта, т.е.
Слайд 27конкретный показ путей его широкого распространения и внедрения в практику
учреждений культуры.
Внедрение передового опыта требует сложной организаторской деятельности, которая складывается
из многих элементов. Для этого недостаточно сделать доклад, напечатать статью, выпустить методическое пособие. Следует организовать практическое обучение работников учреждений культуры, причем нужно, чтобы они овладевали не только общей методикой решения той или другой конкретной задачи, но и методической техникой. Естественно, что результативность этого обучения, с одной стороны, зависит от квалификации, стажа методиста, с другой — от уровня профессиональной подготовки работника культуры. Культурно-досуговая деятельность нередко сравнивается со школой практических навыков и умений. Проходя эту школу, каждое новое поколение специалистов усваивает заново все те истины и весь тот опыт, которые получены их предшественниками.
Наличие в программе местного материала позволяет достигнуть одновременного коллективного восприятия происходящего, что увеличивает силу эмоционального воздействия. В технологии культурно-досуговой деятельности творческий потенциал направлен на конкретную аудиторию, знание психологических особенностей которой побуждает рассматривать творчество как результат совместной деятельности субъектов и объектов.
При ответе на вопрос: "Откуда вы берете материалы для подготовки программ?"- работники культуры, как правило, говорят, что отдают предпочтение готовым сценариям.
На вопрос: "Что, по вашему мнению, является самым трудным при подготовке и проведении культурно-досуговых, программ требующих сценарно-режиссерского решения?" 68,3% респондентов ответили: "Найти актуальную проблему".
На вопрос: "Что лучше: самому написать сценарий или "достать" готовый?" 73% ответили: "Лучше достать готовый?". На вопрос "Можете ли вы самостоятельно решить сценарно-режиссерскую проблему?" 86,3% ответили:
Слайд 28"Да", хотя оказалось, что только 21,6% способны это сделать.
В деятельности
учреждений культуры часто бывает так, что причиной неудачного заимствования опыта
является неумение уловить его методическую суть. В связи с этим особую важность приобретают различные формы живой передачи опыта с личным участием его создателей, методистов, практическая помощь, консультации, руководство процессом внедрения.
Усвоить опыт — значит, сделать его органической составной частью своей работы, неотъемлемым элементом творческой деятельности. Готовит к восприятию нового опыта наглядный его показ, раскрытие его сущности на научно-практических конференциях, семинарах, практикумах, консультациях, в школах передового опыта, творческих лабораториях и т. д.
При внедрении в практику наиболее интересных рекомендаций надо добиваться того, чтобы на местах к ним относились творчески: перерабатывали, дополняли, развивали, обогащали местными материалами с учетом особенностей аудитории и имеющегося опыта
Необходимо знать, с каким конкретно населением работают учреждения культуры того или иного района (социальный и демографический состав, образовательный уровень, интересы и культурные запросы различных возрастных групп) Однако передовой опыт становится школой для молодых начинающих работников культуры, руководителей-общественников не всегда. Если эффективные приемы, способы, формы и методы учебно-творческой работы учреждений культуры будут вовремя замечены, подхвачены, закреплены, но не будут иметь научной основы, то такой опыт будет малопоучителен, да и вообще вряд ли его можно назвать опытом
А пока, как показывает анализ, основные запросы в помощи сводятся главным образом к проведению показательных программ (41,3%), составлению плана работы (30,4%), повышению квалификации (30,1%), созданию советов (10,4%). Следовательно, районный дом культуры, как непосредственный субъект методического воздействия, неспособен решить весь круг проблем развития новых форм, средств и актуализации содержания культурно-досуговой
Слайд 29деятельности. На практике помогают решить их базовые или опорные учреждения
культуры. Выбор базового учреждения культуры диктуется наличием различных видов предметной
деятельности, его материально-техническим состоянием, профессионализмом кадров, географическим положением и транспортным сообщением. Базовые учреждения культуры являются учебно-методическими центрами, своеобразными лабораториями, где работники культуры приобретают навыки самостоятельного поиска, решения организационных проблем и вопросов руководства культурно-досуговой деятельностью.
Из всего многообразия форм методического обеспечения для учреждений культуры самыми распространенными являются материалы, разработанные методистами районного дома культуры, достоинство которых оценивается работниками учреждений культуры, прежде всего, за их актуальность, информативность и возможность применения на практике. Диспропорцию в запросах и предложениях можно ликвидировать путем равномерного создания материалов по всем направлениям деятельности учреждения культуры. Состояние методической продукции учитывается на первом этапе деятельности методистов — на этапе разработки, на котором определяется целевая направленность моделируемой программы.
Источником саморазвития для методической деятельности, на наш взгляд, является прогнозирование, цель которого — создание модели будущей программы. Однако этому аспекту деятельности специалистов учреждений культуры не уделяется должного внимания Проведение семинаров клубных, библиотечных работников, направленных на повышение квалификации, не учитывает основного требования — систематичности и последовательности в развитии прогностической функции. В большей степени эти недостатки могут быть преодолены другими формами обучения, такими, как университеты культуры, школы передового опыта, которые не получили еще широкого распространения из-за организационных трудностей.
Актуальным становится и вопрос о создании методических служб в культурно-спортивных комплексах. Необходимость оптимизации методического
Слайд 30обеспечения деятельности учреждений культуры продиктована изменением функций, характером взаимоотношений объекта
и субъекта, организаторской и методической видов деятельности.
Методическая деятельность осуществляется определенной
категорией специалистов. Она направлена на совершенствование культурно-досуговой деятельности, определение актуальных путей, овладение формами, средствами, методами вовлечения в неё всех слоев населения.
Особое внимание необходимо уделить характеру организационно-методической деятельности, ее научной основе, включающей проведение глубокого анализа состояния и тенденций развития форм, методов и средств в конкретном учреждении, регионе, содействие внедрению результатов научных исследований в практику отдельного учреждения культуры. Такой подход к осуществлению методического обеспечения в условиях региона пока отсутствует.
Учет данных факторов в технологии культурно-досуговой деятельности позволяет, с одной стороны, решать насущные методические проблемы развития, совершенствования ее форм, методов, выразительных средств воздействия на человека, с другой — обогатить содержание организаторской деятельности районных домов культуры, модифицировать их цели и задачи в зависимости от региональных особенностей.
В современных условиях развитие системы научно-методического руководства культурно-досуговой деятельностью предполагает более четкое функциональное разграничение методического воздействия разных уровней автономно действующих учреждений культуры.
Итак, потребности специалистов учреждений культуры в методическом обеспечении технологии культурно-досуговой деятельности — это первоначальный этап постоянного стимулирования совершенствования знаний и умений, обусловленный современными требованиями новых технологий.
Слайд 31Глава вторая
Профессиональная компетентность специалистов – методистов как фактор интенсификации
социально-культурной деятельности.
В современном ритме функционирования, как мы видим, немаловажным условием
эффективной деятельности учреждений культуры и, в частности, методических служб является профессионализм и компетентность специалистов культуры – методистов.
Компетентность методиста видится нам, прежде всего, как профессиональная подготовленность и осведомленность в области информационно-методического обеспечения культурно-досуговой деятельности.
Составить определенное представление о тех навыках, умениях, качествах, факторах влияющих на продуктивную работу специалиста по данному профилю.
Во-первых – знание законов о культуре и нормативных актов регулирующих всю деятельность культурно-досуговых учреждений и взаимоотношений между ними. В этом списке конечно, должны оказаться: Закон о культуре, все его 10 разделов, О кадровой политике Омской области, Об учреждениях культуры клубного типа, Об объектах культурного наследия, Об общественных формированиях, различные постановления и положения Министерства культуры Омской области и т.д.
Во-вторых, – владение основами делопроизводства, навыками фиксации и хранения и обработки полученной информации, умением структурировано выстроить систему хранения данных архива методической службы.
В-третьих, – уверенное пользование компьютером, компьютерными программами и соответствующими устройствами вода и вывода и, сейчас, даже мультимедийной аппаратурой (оптические и цифровые проекторы и пр.)
В-четвертых, - знание в теории и умение реализовать на практике основные формы культурно-досуговой деятельности, будь то образовательные,
Слайд 32информационные, рекреационные или другие их виды.
В-пятых, - современный специалист
– методист КДУ, должен однозначно обладать развитыми коммуникативными способностями, поскольку
по роду своей повседневной деятельности вынужден и должен обращаться за помощью в самые различные организации. Будь то сельская библиотека или Министерство культуры Омской области, умение наладить контакт и поддержать творческую, как правило, взаимовыгодную связь пригодиться ему в любой ситуации.
В-шестых, - не стоит забывать, что методист культурно-досугового учреждения, конечно же, ещё и менеджер. Правильно распределить собственное рабочее время, составить график пользования методическим кабинетом, написать план или подготовить отчет по текущей работе, суметь выстроить благоприятные отношения с руководством и коллективом, на всё это требуется специальная подготовка или как минимум смекалка и находчивость управленца, т.е. менеджера.
Вот всего лишь несколько моментов влияющих на профессиональный облик специалиста культуры – методиста КДУ. И этот список можно продолжать, поскольку с каждым новым днем, с каждым новым посетителем культурно-досугового учреждения его (методиста) функции могут расшириться, а значит, и изменятся критерии его компетентности. Этот вопрос в свою очередь необходимо исследовать более подробно и обстоятельно с помощь социологических исследований.
Опорным свойством методиста по художественной самодеятельности являются специальные способности. Они отвечают требованиям рассматриваемой деятельности и помогают исполнителю реализовать другие свойства.
Коммуникативные способности методиста обеспечивают ему широкую систему общения. Эта система включает внешние и внутренние контакты. Внешние - общение с людьми, непосредственно не связанными с клубом, внутренние - отношения с руководителями кружков и участниками художественной самодеятельности. Коммуникативная мобильность методиста при внешних и внутренних контактах является предпосылкой успешного
Слайд 33проявления его организаторских данных. Основой названных способностей является высокий уровень
волевых и интеллектуальных свойств. Наиболее соответствует рассматриваемой деятельности практический характер
мышления. К ведущим нравственным свойствам следует отнести принципиальность, гуманизм, честность, к характерологическим - самостоятельность, требовательность, общительность, активность, инициативность.
Опорным свойством методиста по клубной работе являются конструктивные данные. Они определяют успех исполнителя в работе над теоретической частью клубных мероприятий. Большое значение для методиста имеют организаторские способности, вытекающие из характера и содержания его деятельности.
В формировании названных способностей большую роль играют память, творческое воображение, автономно проявляющиеся волевые усилия. Ведущими нравственными и характерологическими свойствами для данной деятельности следует признать идейность, убежденность, гуманизм, самостоятельность, активность и инициативность, организованность.
Слайд 34Глава третья
Координация научных исследований в сфере культуры. Информационное и
методическое сопровождение учреждений культуры
Как вариант развития системы информационного обеспечения
и методического обеспечения учреждений культуры области, возможно создание одного или нескольких информационно-аналитический центров, которые проводили бы ряд социологических исследований по проблемам социально-культурной жизни области.
В проекте концепции такого центра (центров) могли быть обозначены приоритетные направления аналитической и информационной работы:
- создание целостного образа культурной сферы региона;
- описание социально-культурного разнообразия и его типологизация, прогнозирование перспектив развития культурных феноменов;
- разработка рекомендаций для усовершенствования культурной политики в регионе.
Кроме того, центром обозначены главные цели областной культурной политики, которые должны быть реализованы по следующим направлениям:
Формирование самобытной региональной культуры и её распространение среди населения области;
Поддержание, сохранение традиций и передача их последующим поколениям;
Развитие, модернизация, приспособление существующих в регионе культурных феноменов к меняющейся реальности.
В целях предварительного анализа явлений социокультурной жизни необходимо было бы организовать и провести встречи с представителями областных и муниципальных учреждений культуры, этнических и религиозных
Слайд 35культурных групп. В качестве результата таких встреч, могла быть проделана
существенная работа по подготовке инструментария для проведения качественных обследований культурно-ценностных
установок, формирующих идейно-нравственный, художественно-эстетический и профессионально-деловой уровни работников учреждений культуры.
Необходимо разработать программу социологического исследования «Социально–профессиональный портрет работников учреждений культуры». Целью программы должно стать исследование культурно-ценностного пространства, в котором происходит социализация и аккультурация личности работников учреждений культуры. Необходимо разработать анкеты для преподавателей и учащихся образовательных учреждений культуры, работников иных учреждений культуры. Итоги программы необходимо подвести с представлением практических рекомендаций и предложений по улучшению работы областных учреждений культуры.
На протяжении деятельности аналитического отдела непрерывно необходимо проводить мониторинги информационных агентств, периодических публикаций и отчетов с целью отбора и систематизации информационных данных о культуре Омской области и соответственно о её кадрах. Необходимо осуществлять сбор и анализ данных через Интернет о характере, направлениях и видах культурных мероприятий других регионов Российской Федерации для сравнительных характеристик с учреждениями культуры нашей области.
Планом информационно-аналитического центров должны быть предусмотрены:
-подготовка информационно-аналитического отчёта и практических рекомендаций по программе социологического исследования «Социально-профессиональный портрет работников учреждений культуры»;
-проведение социологического исследования деятельности различных общественных объединений, действующих при учреждениях культуры области;
-проведение контент-анализа освещения культурной жизни региона в СМИ по тематическому дайджесту лент новостей информационных агентств,
Слайд 36периодических публикаций, и отчётов;
-изучение существующей в России законодательной базы
в области культурной политики;
-организация и проведение научно-практических семинаров по
обучению работников учреждений культуры и специалистов по культуре местных органов власти в проведении прикладных социологических исследований.
Информационно-методический отдел предлагаемого центра решал бы вопросы информационно-методического обеспечения учреждений культуры досугового типа. Проводил бы курсы, семинары, мастер-классы, под руководством высококвалифицированных специалистов с целью повышения профессионального мастерства работников культуры. Вёл бы разработку нормативных документов (положений), методических рекомендаций и материалов по различным жанрам любительского искусства, традиционной культуре, прикладному творчеству. Вёл бы работу по обеспечению центров методической литературой и распространению литературы на национальных языках. Фонд методической и учебной литературы пополнялся бы как силами самих центров, так и за счет поступлений из районов. Как смежное направление деятельности - занятие издательской работой.
Предлагаемые центры целенаправленно занимались бы организацией и проведением фестивалей, праздников, конкурсов, научно-практических конференций, семинаров, творческих лабораторий.
Как отдельное направление деятельности реализовывались бы программы по повышению квалификации кадров учреждений культуры города и области. Хорошим подспорьем в деле методического обеспечения стало бы создание периодического издания, к примеру, газеты или журнала, затрагивающих на своих страницах проблемы исключительно культуры области. Газета освещала бы значительные события подробно и разнообразно. Кроме развёрнутых статей и интервью, в каждом номере могла бы публиковаться хроника культурных событий. Увеличилось бы количество материалов, рассказывающих о культурной жизни городов и районов области. Регулярно публиковались бы акты
Слайд 37администрации области, положения о различных конкурсах, планы мероприятий в сфере
культуры области.
Особое внимание в материалах газеты могло бы уделяться
перспективам и проблемам сферы культуры и образования в ней, темам православия, народного творчества, нравственности. Газета рассказывала бы о представителях литературы и искусства, предлагала бы им свои страницы для размышлений и воспоминаний. Учитывая неоднородность мировоззренческих позиций представителей различных кругов творческой интеллигенции, газета предоставляла бы им возможность для дискуссий на своих страницах.
Полноцветные обложка и внутренний разворот могли бы дать газете уникальную возможность не только иллюстрированно отражать художественную жизнь области, но и в цвете показывать наиболее яркие страницы культурных событий.
Слайд 38Рекомендуемая литература
1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство
культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. - М. Просвещение, 1989.
2.
Громов С.Н., Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой
деятельности. - М.: МГУК, 1989.
3. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы, -
М.: Просвещение, 1989.
4. Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность:
теория, практика и методика научных исследований: Учеб. пособ. - М.: МГУК,
1994.
5. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения:
Учеб. пособ. - М.: МГУК, 1989.
6. Мосалев Б. Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения:
Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1989.
7. Организация и методика художественно-массовой работы/Под ред.
Генкина Д.М. - М.: Просвещение, 1987.
8. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной
работы. - М., 1988.
9. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности:
Учеб. пособ. - М.: МГИК, 1991.
ПИШЕМ СЦЕНАРИЙ
Обстоятельства вынуждают ведущих игровых программ или клубных вечеров отдыха самостоятельно сочинять сценарии таких мероприятий и самим же воплощать их в жизнь на зрительской аудитории. Какие советы можно дать людям, взявшим в руки перо и бумагу, как облегчить им творческие муки?
Сочинительство требует быть не элементарно, а хорошо грамотным, чутко относиться к русскому языку. К сожалению, большинство ведущих развлекательных программ в родном языке «плавает». Сценарист находится у истоков праздника, ему надо придумать концепцию, ход события от начала до конца, всевозможные «манки» и «зацепки», на что уходит обычно много энергии. А изложение всего этого на бумаге считается «техникой», и люда позволяют себе о чистоте языка не задумываться. На одном из конкурсов ведущих развлекательных программ я столкнулся с таким случаем. Девушка представила интересную программу на спортивную тему, хорошо играла с залом. Но когда я попросил сценарий, протянула мне полторы странички текста. Это был каркас, развернутый план действия, отталкиваясь от которого она импровизирует. Так, может, и не надо писать сценария? Только в том случае, если у человека есть культура мышления. Но лучше все-таки полностью написать сценарий, по которому, кстати, никто не возбраняет импровизировать. В чем беда всех сценаристов? Их язык полон штампов: «ваша задача, вы должны, а сейчас мы посмотрим» и т.д. Импровизируя, они чаще всего этими штампами пользуются, обойтись без них удается редко кому. А вот если положить текст на бумагу, потом внимательно его отредактировать, найти слова - синонимы для более точного и яркого выражения мысли, убрать повторы, придумать интересное обращение к аудитории вместо набившего оскомину «участники вечера» — выступление будет более удачным. Многое в этом жанре зависит от человека, которому необходимо постоянно заниматься самообразованием, а некоторые успокаиваются на
Слайд 41достигнутом, в результате топчутся на месте. Известный в среде шоуменов
Александр Владимирович Зайцев, выпускник нашей кафедры, может с ходу импровизировать
на высоком уровне, так как он очень начитанный человек, имеет богатый словарный запас, внимательнейшим образом изучает книжные и журнальные новинки, связанные с художественным словом, организацией досуга. Основная задача ведущего - не только научиться придумывать всяческие шутки, но и излагать их литературным языком. Часто мне задают вопрос: существует ли стандартная форма записи сценария и насколько трудно ее усвоить?
Отвечаю: имеется давно отработанная форма записи пьес, и она вполне подходит нам. Раскройте любую пьесу, посмотрите, надо ли ставить точку или двоеточие после слов действующих лиц, когда употребляется курсив и т.д. Сложностей никаких в форме записи нет, и если вы будете ей следовать, то читатель, взяв в руки ваш сценарий, легко в нем разберется, поймет, о чем там речь, что вы прогнозируете. Форма записи — это своеобразный «ГОСТ», а значение последнего, думаю, объяснять не надо. Во время обучения студентов сценарному мастерству заметил, что формальные признаки ребята постигают быстро и дальше они работают, как говорится, на автопилоте. Придумывают всяческие ходы, репризы, трюки, игру, не отвлекаясь на форму записи.
Когда я сам пишу сценарий, то начинаю с титульного листа, с заглавия, количества действующих лиц и только потом приступаю к сценарию. Всегда пишу подробную ре - марку, причем обязательно эмоциональную, чтобы постановщик понял настроение действующего лица, проникся его темпераментом, характером. Так часто делает драматург в пьесе, а пьеса, повторяюсь, для нас, сценаристов, — профессиональный пример.
В книге Выготского «Психология искусства», я ее считаю очень важной для постижения сценарного мастерства, есть анализ басни Крылова «Ворона и Лисица». В чем мораль басни, она же идея? Крылов говорит: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок...» Он учит нас, что льстец гнусен, но, читая басню, мы ловим себя на том, что Лиса нам нравится, хотя должно быть наоборот, а Ворона — кажется этакой дурочкой. Что же
Слайд 42
дедушка Крылов обманывает нас? Да, обманывает. Идея утверждается компонентами формы.
И возникает она к финалу басни. Вот и у сценариста
одна из задач состоит в том, чтобы доказать свою идею, словесно ее не формулируя, то есть не в лоб, а скрытно. Приведу в пример один анекдот. Муравей с большого бодуна просыпается под танком, оглядывается и говорит: «И чего только по пьянке не притащишь!» О чем анекдот? О вреде пьянства, о тщеславии? Это само собой, но прежде — о вере в собственные силы. Муравей убежден, что смог это сделать! И не надо пафосных слов. Можно рассказать смешной анекдот и выразить нечто важное. В этом и заключается хитрость сценариста.
Мне пришлось как-то выступать в Башкирии перед ведущими игровых программ. Тему дали свободную, и я определил ее так: «»Прямо» и «криво» в сценарии». Объясняю, делается, только через образ, ассоциацию. Например, хотите пожелать человеку здоровья. Впрямую в игровой программе этого делать нельзя. Как быть? Прокрутите мысленно слово «здоровье» и остановитесь на какой-то ассоциации, связанной с ним, с нее и начните. Ну, хотя бы так: благодарю наш киоск «Союзпечать» за то, что в нем можно приобрести журнал «Здоровье», читая который вы совершаете... Дальше фантазируйте в зависимости от того, кто перед вами на сцене. Ведущих развлекательных программ, особенно тех, кто работает в небольших городках, поселках часто приглашают провести свадьбу, юбилей. Такие мероприятия тоже требуют сценария. И очень важно, какое место в нем ведущий отведет тостам, которые, как правило, сочиняет сам. На мой взгляд, это хорошее упражнение для развития сценарных навыков. Приведу пример. Лежат на блюде три вареных рака. Один говорит: «Был бы тигром, убежал бы в джунгли или тайгу». Другой говорит: «Был бы орлом, взлетел бы в поднебесье». А третий: «Раньше надо было думать, а то глаза выпучили и все галдели: «По девочкам, по девочкам». Так выпьем за то, чтобы нам не краснеть за свои поступки.
В тосте пропускается объяснение, что рак краснеет после варки — это остается в подтексте. А слушателю между первой и последней фразой тоста надо догадаться об этом — в этом хитрость воздействия ведущего, его искусство заставить слушателя стать соучастником. Если же вы «разжевали и в рот положили» и
Слайд 43слушателю остается только «проглотить», ему, как правило, скучно это делать.
Когда же зрителю надо вдумываться, напрягаться, а потом он еще
вдруг попадает в унисон с ведущим, вот такой момент радует человека, ему интересно с вами общаться. Поэтому будущему сценаристу очень важно научиться говорить не впрямую. Очень хорошо, если в сценарии большое место занимает загадка. Я всегда говорю студентам: «Чем больше загадок на квадратный сантиметр сценария, тем лучше. Тем увереннее сумеете держать аудиторию». Простой пример. У вас тематический вечер. Необходимо вызвать на сцену героя. Можно фразу построить так: приглашаю на сцену героя Сидорова Ивана Ивановича, заслуженного металлурга, 25 лет проработавшего у мартена и т.д. А можно так: приглашаем на сцену человека, который четверть века простоял у мартеновской печи... Чувствуете разницу? Мы уже загадали загадку, так как даем признак предмета, не называя сам предмет. Вы заставили зрителя думать-гадать. Говорите дальше: у которого старший сын тоже мастер горячего производства, да и младший после учебы стремится сюда же... Подсказка сужается, делается более подробной, а человек все более узнаваемым. И часто бывает так, что его фамилию называет не ведущий, а зрительный зал. Прием загадки помогает сценаристу поддерживать зрительский интерес.
Николай ШИЛОВ,
профессор, заведующий кафедрой
театрализованных представлений и праздников Челябинской академии культуры и искусств
Слайд 44Сценарий презентации и организация (проведение) мероприятия
Ничего не бывает так
жалко, как блестяще поведённой презентации, о которой не появилось не
единой строчки ни в одной в газете! В таких случаях не стоит обижаться на журналистов: скорее всего, сами организаторы допустили какие-то пробелы в сценарии презентации.
Написать по-настоящему качественный сценарий презентации - значит так обеспечить организацию (проведение) мероприятия, чтобы оно прошло как актуальное и общественно-значимое. Тогда СМИ просто не смогут обойти презентацию своим вниманием, а обязательно пришлют корреспондентов и сделают публикации.
Но успех презентации заключается не только в том, чтобы представляемый объект или событие (победа на выборах, выход на рынок новейшего товара, новый офис, кинофильм, CD-альбом и т.п.) сами по себе затрагивали интересы значительного количества людей. И не только в том, чтобы грамотно обеспечить присутствие vip-персон и пригласить журналистов так, чтобы они на самом деле пришли. Нужно, чтобы организация (проведение) мероприятия послужила полноценным "информационным поводом".
Каким образом сценарий презентации и организация (проведение) мероприятия могут обеспечить публикации в прессе?
Для этого сценарий презентации должен, естественно, учитывать те обстоятельства, что журналист при написании материала ориентируется на информационную повестку дня и старается органично вписываться в профильный сектор медиа-пространства (в данном случае - в соответствующие рубрики своей газеты). Хорошая постановка организации (проведения) мероприятия подразумевает действенную индивидуальную работу с пришедшими журналистами, стремление установить личные отношения (от сообщения эксклюзивной информации до банального фуршета).
Слайд 45Презентация является таким же инструментом ньюсмейкинга, как пресс-конференция, брифинг, пресс-туры
и многое другое. Успешно проведённое мероприятие, сопровождающееся серией публикаций, преобладанием
положительных оценок в прессе кладёт начало хорошим отношениям и творческим связям со СМИ и их непосредственными представителями - журналистами. Но, чтобы научиться всё делать самостоятельно, поначалу не грех привлекать для сотрудничества профессионалов работы с прессой.
Искусство ньюсмейкинга ("делания новостей") означает умение планировать и организовывать так называемые "информационных поводы". В зависимости от задач это может быть одно событие, а может и цепочка событий (при проведении информационных кампаний).
Мероприятия должны быть актуальными и общественно-значимыми, чтобы СМИ просто не могли обойти их своим вниманием. Эти мероприятия должны естественно, органично вписываться в бизнес - (политическое) поле в целом и в информационную повестку дня.
Режиссура, постановка и проведение событий может происходить как в реальной действительности, так и в рамках самого информационного поля.
Ньюсмейкинг чрезвычайно разнообразен по жанрам. Информационными поводами могут служить бизнес-форумы, общественно-политические, культурные, спортивные мероприятия, научно-методические семинары, конференции, благотворительные пикеты, митинги и многое другое.
Собственно "информационный ньюсмейкинг" - это организация и публикация интервью, комментариев ведущих политиков, бизнесменов, экспертов.
Правильно проводимый ньюсмейкинг должен сопровождаться квалифицированным общением с журналистами (иначе все труды могут пропасть зря).
Любая информационная кампания начинается с предварительной разработки концепции кампании. Исходя из постановки целей и задач, определяются:
- целевые аудитории;
Слайд 46- каналы воздействия (центральные и региональные);
- характер и стиль кампании,
соотношение "прямой рекламы" и пиара;
- общее число, структура размещения и
сроки выхода публикаций.
Каналами воздействия выступает информационные агентства, массовые и специализированные СМИ, как печатные, так и электронные (телевидение, радиовещание, Интернет).
Как фактическая основа, "информационные поводы" для нужных интерпретаций используются события, "естественно" происходящие. Но "красной нитью", на которую "нанизываются" публикации, является "ньюсмейкинг". Специально организуемая в соответствии с планом кампании цепочка общественно-значимых событий является невидимым каркасом информационной кампании, "кухней новостей".
Внешне информационные кампании предстают как серии публикаций в СМИ, состоявшихся в соответствие с медиа-планом.
Медиа-кампания предваряется, сопровождается и подытоживается "контрольными замерами" - мониторингом СМИ и анализом динамики медиа-образа (частоты упоминаний, соотношения негативных и позитивных трактовок).
Медиа-политика - это основные принципы ваших связей с общественностью при помощи СМИ. Принципы эти выстраиваются на фундаменте вашего имиджа и уже сформированного устойчивого медиа-образа.
Концепция медиа-политики формулирует, что и как вы хотите донести через СМИ до общественности (цели, задачи, тактика, этапы) и инструментарий, прикладные приёмы работы с редакциями и журналистами.
Медиа-планы текущей информационной поддержки или целевых кампаний представляют собой "сетки" планируемых публикаций (СМИ, ориентировочные даты) с необходимыми расходами.
В "текущем" режиме взаимодействие со СМИ осуществляют чаще всего пресс-секретари (пресс-службы) и пиар-менеджеры (департаменты по связям с общественностью). Для проведения медиа-кампаний пользуются услугами специализированных пиар-агентств или формируют комплексную бригаду
Слайд 47специалистов.
Любая информационная кампания начинается с предварительной разработки концепции кампании.
Исходя из постановки целей и задач, определяются:
- целевые аудитории;
-
каналы воздействия (центральные и региональные);
- характер и стиль кампании, соотношение "прямой рекламы" и пиара;
- общее число, структура размещения и сроки выхода публикаций.
Каналами воздействия выступает информационные агентства, массовые и специализированные СМИ, как печатные, так и электронные (телевидение, радиовещание, Интернет).
Как фактическая основа, "информационные поводы" для нужных интерпретаций используются события, "естественно" происходящие. Но "красной нитью", на которую "нанизываются" публикации, является "ньюсмейкинг". Специально организуемая в соответствии с планом кампании цепочка общественно-значимых событий является невидимым каркасом информационной кампании, "кухней новостей".
Внешне информационные кампании предстают как серии публикаций в СМИ, состоявшихся в соответствие с медиа-планом.
Медиа-кампания предваряется, сопровождается и подытоживается "контрольными замерами" - мониторингом СМИ и анализом динамики медиа-образа (частоты упоминаний, соотношения негативных и позитивных трактовок).
Слайд 48РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению мероприятий, посвященных 60-летию Победы
в Великой Отечественной войне
Предшествующее празднование юбилея Победы имеет важную особенность. Работники Домов культуры должны бережно отнестись к возможности прижизненно оказать почести непосредственным участникам войны и поэтому в своих планах по проведению мероприятий необходимо предусматривать использование всего многообразия форм предлагаемых мероприятий, исходя из творческих и финансовых возможностей.
При проведении юбилейных мероприятий можно выбрать один из двух подходов планирования мероприятий.
Первый - когда на протяжении нескольких предпраздничных дней проводится цикл мероприятий с использованием форм проведения от вечеров встреч с ветеранами войны на предприятиях, в школах до тематических вечеров, театрализованного концерта или представления в Доме культуры.
Второй - когда 9 мая, в течение дня на разных площадках проводятся различные по форме мероприятия, а финальным становится массовое театрализованное представление, на которое приглашается основное население поселка или райцентра.
В рекомендации рассматриваются основные формы мероприятий, которые могут быть использованы при проведении юбилейных торжеств.
Массовые праздники, массовые зрелища и массовые театрализованные представления - понятия далеко не однозначные. Разница между ними в том, что массовый праздник - понятие более широкое, нежели массовое зрелище праздник предполагает большую инициативу и импровизационный характер участия в нем зрителей, да и место праздника обширно.
Это могут быть парки культуры, площади и даже весь город, где действия одновременно происходит в разных местах.
Массовое зрелище предполагает конкретное разделение на зрителей и
Слайд 49артистов, участвующих в представлении. Оно должно быть точно дифференцированно, так
как включает в себя представление разножанровых номеров и место действия
его ограничено одной театрально - концертной площадкой (или же стадионом).
При составлении сценария мероприятия режиссеру и сценаристу необходимо сформировать собственное эмоционально - образное впечатление планируемого действа, которое должно будет получить свое развитие у зрителей.
Первоэлементом сценария массового представления является эпизод, который входит составной частью в представление.
Продолжительность его невелика - всего несколько минут. Эпизодом может стать и отдельный концертный номер.
Работая над концепцией представления необходимо заранее предусматривать, как раскрыть глубокую и значительную тему Победы в Великой Отечественной войне через отдельные разножанровые номера, объединенные общей идеей, целью.
Театрализованные концерты - являясь центральной программой или кульминацией; завершением праздника, являются и самостоятельной формой массового представления.
Своеобразие театрализованных концертов в том, что режиссер имеет дело не с развитым сюжетом, в который можно вмонтировать отдельные художественные выступления, а с художественно-целостными концертными номерами, связанные между собой смыслово, драматургически и пластически.
Для этого необходимо четко определить сверхзадачу, конкретную тему, найти для каждого концерта свои художественные приемы и средства выразительности.
Драматургическая основа театрализованного концерта - единство общей темы и темы номеров, а также художественная соразмерность. Значительность темы и образность театрализованного концерта предъявляют каждому номеру такие требования, которые выполнимы лишь при условии высокого индивидуального и коллективного мастерства.
Слайд 50Работая над театрализованным концертом, мы должны себе точно представлять, что
это не обычный концерт, а театрализованный. Значит, мы должны работать
над созданием на сцене особого мира, синтезированного из элементов театра, музыки, хореографии, живописи и пластических искусств. Здесь мы стремимся не механически соединить их в цепочку, а стараться с их помощью выразить ту главную мысль, ради которой задумали этот концерт.
Театрализованный концерт строится по законам музыкальной драматургии, так как он является одной из форм музыкально-сценического действия.
Большое внимание необходимо уделить опорным "точкам" театрализованного концерта - прологу, финалу 1-го отделения, началу 2-го отделения и эпилогу.
Одна из трудных проблем, стоящих перед режиссером, - нахождение верного темпоритма. Точно найденный характер звукового ряда (песня - сольная или хоровая, оркестровый фрагмент, имеющий самостоятельное значение, или же фоновая музыка) является важным компонентом в нахождении нужного темпа-ритма и образного решения массовых сцен.
Такой концерт не может включать в себя слишком много номеров или слишком мало. Здесь действуют законы меры и времени, законы пространства. В таких концертах режиссер должен активно использовать сценическое пространство, насыщая его непрерывным движением.
В них режиссер и сценарист используют документальные фрагменты, органически соединяя стихи, художественную прозу, публицистику, воспоминания очевидцев. Очень важно учитывать в подготовке театрализованного концерта оформление сцены, образно - декоративное решение, в основе партитуры образного оформления должны быть зрительно-пластические формы, и цвет, и свет.
Значительность содержания концертов, их эмоциональный накал, режиссерская изобретательность, размещение хоров, и отдельных исполнителей, вовлечение зрителей, а непосредственное участие в действии - исполнение песен, и т.д. - сближали сцены и зрительный зал, создавая атмосферу единства, в
Слайд 51которой не было бы места пассивной созерцательности.
Мемориальные представления.
Мемориальные представления отличаются
от театрализованных представлений тем, что они проводятся на памятных местах,
у примечательных зданий, у монументов, мемориальных комплексов.
Их содержание определяется произошедшими на данном месте событиями.
К мемориальным представлениям относятся:
- мемориальный ритуал, театрализованный митинг, торжественный митинг-манифестация, документально-художественное представление, светозвукоспектакль, торжественный реквием.
В каждом из таких мероприятий режиссер художественными средствами воспроизводит факты беспримерного мужества и высокого патриотизма воинов, подлинные факты Великой Отечественной войны.
Постановочный принцип светомузыкальных спектаклей заключается в том, чтобы средствами света и звука на фоне того или иного исторического сооружения, памятника ведется рассказ о событиях.
Светозвукоспектакль частично напоминает радиотеатр, но в отличие от радио - звук должен быть стереофоническим, и зритель погружается в звуковую атмосферу событий. Главная особенность этого спектакля в том, что необычная "декорация" - открытое небо, деревья, окружающие здания, памятник - подчеркиваются снегом, тематически и художественно взаимодействующим со звуком.
Торжественные реквиемы проводятся на местах, где установлены монументальные мемориальные комплексы.
Разнообразными художественными элементами ритуала, умело объединенные в определенной последовательности и в соответствующем темпоритме, создается целостный образ величавой светлой скорби народа или всенародного ликования в дни Победы.