Разделы презентаций


ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН

Содержание

ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН» – формирование представления о взаимосвязи истории и литературы на примере развития жанра исторического романа в английской, французской и русской литературах.ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:– установить межпредметные связи между

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН
Кислова Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской,

зарубежной литературы и методики преподавания литературы
2019

ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАНКислова Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы2019

Слайд 2ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН» –
формирование представления о взаимосвязи

истории и литературы на примере развития жанра исторического романа в

английской, французской и русской литературах.


ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:
– установить межпредметные связи между литературой и историей на материале изучаемых художественных произведений;
– актуализировать и расширить знания по истории стран изучаемых художественных произведений;
– дать представление о художественных особенностях исторического романа как жанра;
– представить литературу как искусство слова, отражающее общественное сознание;
– формировать навыки культурно-исторического анализа литературно-историче­ского материала.
ЦЕЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН» – формирование представления о взаимосвязи истории и литературы на примере развития жанра

Слайд 3Учебно-методическое обеспечение
Основная литература.
История русской литературы. XX век: В 2 ч.

Ч. 2.: Учеб. / Под ред. В.В. Агеносова. – М., 2007.

Курдина

Ж.В., Модина Г.И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: Учеб. пособие. – М., 2010.

Осьмухина О.Ю. От античности к XIX столетию: История зарубежной литературы: Учеб. пособие – М., 2010.

Исторический роман: программа дисциплины. Сост. Н.Н.Кислова. – Самара, 2013

Учебно-методическое обеспечениеОсновная литература.История русской литературы. XX век: В 2 ч. Ч. 2.: Учеб. / Под ред. В.В. Агеносова.

Слайд 4Взаимосвязь истории и литературы
Подлинный исторический роман как художественная реставрация той

или иной исторической действительности - мог возникнуть только с развитием

исторической науки, раскрывшей всю несхожесть отдаленных исторических эпох и между собой, и с данной современностью и, вместе с тем, показавшей внутреннее культурное единство всех сторон жизни, их образующих и выражающихся в идеях, чувствах, в одежде, языке исторических персонажей.
Взаимосвязь истории и литературыПодлинный исторический роман как художественная реставрация той или иной исторической действительности - мог возникнуть

Слайд 5Взаимосвязь истории и литературы
Метод такой реставрации сформулировали немецкие романтики:
требование точной

и согласной с действительностью разработки времени (couleur historique) и места

(couleur locale), в рамках которых располагается действие данного художественного произведения;
соответствие нравам, обычаям, внешнему виду, особенностям быта (художественный принцип «местный колорит»).

Взаимосвязь истории и литературыМетод такой реставрации сформулировали немецкие романтики:требование точной и согласной с действительностью разработки времени (couleur

Слайд 6Взаимосвязь истории и литературы
Н.А. Приймакова:
« наше знание истории всегда

будет неточным, то есть приблизительным - и в исторической науке,

и в художественном творчестве. Правда, последнее обладает, в отличие от науки, одним важнейшим качеством - оно познает и изображает историю в живых лицах, картинах, событиях, фактах, что создает впечатление «всамделишности» происходящего.
Трудность и сложность исторического творчества в том и состоит, что в нем художник должен быть одновременно и художником, и историком, чтобы его творение было и искусством, и историей».
Взаимосвязь истории и литературыН.А. Приймакова: « наше знание истории всегда будет неточным, то есть приблизительным - и

Слайд 7Исторический роман как литературный жанр

Термин «историзм».

«Историзм в литературе – художественное освоение

конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а также ее неповторимого

облика и колорита».


(Кожинов В.В. Историзм в литературе // Краткая литературная энциклопедия. Т. 3. М., 1996. Стлб. 227.)

В.В.Кожинов

Исторический роман как литературный жанрТермин «историзм».«Историзм в литературе – художественное освоение конкретно-исторического содержания той или иной эпохи, а

Слайд 8Исторический роман как литературный жанр

«….в более скрытом и часто неосознанном

виде историзм выступает как неотъемлемое свойство любого подлинно художественного произведения,

ибо историзм есть прежде всего способность схватить ведущие тенденции общественного развития, проявляющиеся в общенародных событиях и индивидуальных судьбах.

Задача художника – запечатлеть тончайшие отражения общего хода истории в поведении и сознании людей.

Подлинно художественное произведение, начиная с древнейших эпопей, всегда передает исторический смысл своего времени».

Исторический роман как литературный жанр«….в более скрытом и часто неосознанном виде историзм выступает как неотъемлемое свойство любого

Слайд 9С другой стороны – «проблема историзма приобретает особый характер, когда речь

идет об историческом жанре, то есть о романе, поэме, драме

и т.д., в которых ставится цель воссоздать человеческую жизнь прошедших времен. В этом случае писатель неизбежно сталкивается с требованиями историзма и сознательно стремится их осуществить».

Исторический роман как литературный жанр

В.В.Кожинов

С другой стороны – «проблема историзма приобретает особый характер, когда речь идет об историческом жанре, то есть о

Слайд 10
«историзм как принцип художественного освоения действительности, базирующийся на понимании закономерностей

развития и временной детерминированности общества и предполагающий наличие у автора

определенной исторической концепции»

(Соколянский М.Г. Историзм // Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Коломна, 1999. С. 37–40).


Историзм присутствует в произведениях, у авторов которых есть определенная концепция исторического развития, философия истории и т.д.

Исторический роман как литературный жанр

«историзм как принцип художественного освоения действительности, базирующийся на понимании закономерностей развития и временной детерминированности общества и предполагающий

Слайд 11Роман как жанр
Первоначально романом назывались все произведения, написанные на романских

языках.

В романе в центре повествования стоит личность с начала

ее становления до завершения судьбы.
Развитие этой личности осуществляется, как правило, на большом промежутке времени и пространства.

Личность проходит все перипетии своей драматической судьбы.

Итоги развития романического героя представляют, как правило, коллективный интерес, ибо сублимируют в себе кульминационные моменты общественной жизни.


Роман как жанрПервоначально романом назывались все произведения, написанные на романских языках. В романе в центре повествования стоит

Слайд 12Роман как жанр
Романическая личность, как правило, относительно свободна от влияния

жизненных обстоятельств, она самостоятельно формирует свою психологическую и социальную эволюцию.



Романический герой в целом нравственно свободен и в состоянии сам влиять на среду, обстоятельства жизни.

В классических романах герой, как правило, вступает в конфликт со средой, что часто определяет трагический пафос внутреннего бытия романической личности.
Роман как жанрРоманическая личность, как правило, относительно свободна от влияния жизненных обстоятельств, она самостоятельно формирует свою психологическую

Слайд 13Н.Тамарченко:
…роман занимает в литературе уникальное положение, «поскольку он, во-первых, в

является ведущим жанром, “законодателем норм”;
во-вторых, представляет собой единственный “неканонический”

жанр (то есть не имеет канона – представленной “образцовыми» произведениями и постоянно воспроизводимой в истории литературы системы признаков)».
(Тамарченко Н.Д. Роман // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Коломна, 1997. С. 33–34).

Н.Тамарченко:…роман занимает в литературе уникальное положение, «поскольку он, во-первых, в является ведущим жанром, “законодателем норм”; во-вторых, представляет

Слайд 14Н.Тамарченко
Главный признак классического исторического романа - «сочетание авантюрности и историзма»,

которое можно считать «внутренней мерой».


Н.Тамарченко	Главный признак классического исторического романа - «сочетание авантюрности и историзма», которое можно считать «внутренней мерой».

Слайд 15Г.Лукач:
«Главное в историческом романе – не пересказ великих исторических событий, но

поэтическое изображение людей, участвовавших в этих событиях. Это значит, что

мы должны заново понять социальные и человеческие мотивы, которые заставляли людей думать, чувствовать и поступать так, как они это делали в исторической реальности.
Г.Лукач:«Главное в историческом романе – не пересказ великих исторических событий, но поэтическое изображение людей, участвовавших в этих событиях.

Слайд 16Исторический роман как литературный жанр
Исторический роман - это художественное произведение,

темой которого является историческое прошлое (некоторые исследователи обозначают хронологические рамки

- не ранее, чем 75 лет до написания текста, то есть жизнь трех поколений).

Художественной целью и задачей художника является воспроизведение и исследование важнейших характеристик известной личности, показ взаимосвязи личности и эпохи. То есть в историческом романе должны сочетаться исторический, социальный и гуманистический подходы

Исторический роман как литературный жанрИсторический роман - это художественное произведение, темой которого является историческое прошлое (некоторые исследователи

Слайд 17Исторический роман как литературный жанр
Автор в пределах художественной необходимости и

идеи произведения, несомненно, имеет право на вымысел, фантазию, использовать художественные

приемы усиления, при этом, не допуская искажения исторической действительности.

Доля вымысла в данном инварианте романа не должна быть преобладающей, особенно в интерпретации исторических событий, предметного мира, характерных, установленных документально черт личности и портрета исторических персонажей.

Исторический роман как литературный жанрАвтор в пределах художественной необходимости и идеи произведения, несомненно, имеет право на вымысел,

Слайд 18Роман-эпопея
Этот жанр не получил широкого распространения в мировой литературе, но

он тем не менее представляет вершину художественно-эстетической трактовки мира и

человека.

Романом он называется потому, что там присутствует воля личности, существует персонаж, который олицетворяет собой вершину человеческого духа.

В эпопее выражены коллективные, национально-исторические и государственные идеи времени.

Роман-эпопеяЭтот жанр не получил широкого распространения в мировой литературе, но он тем не менее представляет вершину художественно-эстетической

Слайд 19Роман-эпопея

Роман-эпопея

Слайд 20Роман-эпопея

Роман-эпопея

Слайд 21Роман-эпопея

Роман-эпопея

Слайд 22Роман-эпопея

Роман-эпопея

Слайд 23Разновидности жанра исторического романа
авантюрно-психологический роман (В. Скотт),
авантюрно-философский роман («Собор Парижской

Богоматери» В. Гюго),
народно-эпический роман(Н.В. Гоголь).

Основные традиции, повлиявшие на современный русский исторический роман:


западноевропейская, возникшая в русле художественных исканий романтизма (В. Скотт, А. де Виньи, В. Гюго и др.);
отечественная классическая XIX - н. XX вв., в русле которой выявляются такие инварианты, как авантюрно-психологический роман (А.С. Пушкин, М.Н. Загоскин, А.А. Лажечников, Н.А. Полевой); авантюрно-философский роман (Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Г.П. Данилевский, А.Ф. Писемский, Вс. Соловьев, В.Я. Брюсов, Д.С. Мережковский и др.);
советского периода (А. Толстой, В. Пикуль, Д. Гранин, Ю. Тынянов, О. Форш и др.).
Разновидности жанра исторического романаавантюрно-психологический роман (В. Скотт), авантюрно-философский роман («Собор Парижской Богоматери» В. Гюго),народно-эпический роман(Н.В. Гоголь).Основные традиции, повлиявшие на современный

Слайд 24РОЛЬ РОМАНОВ ВАЛЬТЕРА СКОТТА В РАЗВИТИИ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНА
Классический исторический

роман возник в начале XIX столетия, почти одновременно со свержением

Наполеона. И до XIX в. были попытки обратиться к прошлому, но только с приходом в литературу Вальтера Скотта создается подлинно исторический роман.
РОЛЬ РОМАНОВ ВАЛЬТЕРА СКОТТА В РАЗВИТИИ ЖАНРА ИСТОРИЧЕСКОГО РОМАНАКлассический исторический роман возник в начале XIX столетия, почти

Слайд 25Почему исторический роман возник в начале XIX в.?
В результате Французской

революции 1789 г., революционных войн, возвышения и падения Наполеона интерес

к истории пробудился в народных массах.

Массы получили небывалый исторический опыт. Усиливается убеждение, что история действительно существует, что она представляет собой процесс непрерывных изменений и, наконец, что история вторгается непосредственно в личную жизнь каждого человека, определяет эту жизнь.
Почему исторический роман возник в начале XIX в.?В результате Французской революции 1789 г., революционных войн, возвышения и

Слайд 26Почему исторический роман возник в начале XIX в.?
То, что прежде

доводилось испытать только немногим людям, большей частью, людям с авантюристическими

склонностями - объездить и узнать всю Европу или, по крайней мере, значительную ее часть - стало теперь, в годы наполеоновских войн, доступным и даже необходимым для сотен тысяч и миллионов людей из различных слоев населения почти всех европейских стран.

Так возникает для масс конкретная возможность понять, что все их существование исторически обусловлено, увидеть в истории нечто такое, что вторгается в повседневный быт - и, следовательно, то, до чего есть дело каждому человеку.

На такой социальной почве возник исторический роман, созданный Вальтер Скоттом.
Почему исторический роман возник в начале XIX в.?То, что прежде доводилось испытать только немногим людям, большей частью,

Слайд 27Вальтер Скотт ( 1771-1832)
   Сын состоятельного шотландского юриста. Детство и

юность писателя прошли в Эдинбурге и его окрестностях.

В 1792

Скотт выдержал в Эдинбурге, в университете экзамен на звание адвоката, с 1799 он — шериф Селкиршира, с 1806 — секретарь суда.

У Скотта рано пробудился интерес к народному творчеству и прошлому своей родины. Странствования по Шотландии принесли ему знание страны, народа и его обычаев. К этому же времени относится увлечение Скотта немецкой литературой.

В 1796 он опубликовал свой перевод поэмы Г. А. Бюргера «Ленора», в 1799 — перевод драмы И. В. Гёте «Гёц фон Берлихинген».
Вальтер Скотт ( 1771-1832)    Сын состоятельного шотландского юриста. Детство и юность писателя прошли в Эдинбурге и его

Слайд 28Вальтер Скотт ( 1771-1832)
   Первое оригинальное произведение Скотта увидело свет

в 1800. Это была «страшная» романтическая баллада «Иванов вечер», переведенная

на русский язык В. А. Жуковским под названием «Замок Смальгольм».
С 1800 г. Скотт занялся собиранием шотландским народных баллад, включив их в сборник «Песни шотландской границы».

За 30 с лишним лет литературной деятельности Скотт создал (помимо ранних баллад) 9 поэм, 26 романов, несколько повестей, литературно-критические и исторические труды.
Вальтер Скотт ( 1771-1832)    Первое оригинальное произведение Скотта увидело свет в 1800. Это была «страшная» романтическая баллада

Слайд 29Вальтер Скотт
Сюжеты исторических романов Вальтер Скотт заимствовал
из шотландской истории:
«Веверлей»,

«Ламермурская невеста», «Пертская красавица», «Иванхоэ», «Роб-Рой» и др.;
из английской истории:
«Айвенго»

и др.;
из общеевропейской истории:
«Квентин Дорвард», «Карл Смелый», и др.;

в пределах от завоевания Англии норманнами до XVIII в.
Вальтер СкоттСюжеты исторических романов Вальтер Скотт заимствовал из шотландской истории:	«Веверлей», «Ламермурская невеста», «Пертская красавица», «Иванхоэ», «Роб-Рой» и

Слайд 30Предшественники Вальтера Скотта
Создатели сентиментально-готического романа
Хорас Уолпол («Замок Отранто», 1764 г.);
София Ли

(«Убежище, или Повесть иных времен», 1783);
Анна Радклифф («Удольфские тайны», 1794).


Отличия В.Скотта:
блестящая эрудиция,
мастерское изображение средневекового быта,
архаичность языка,
художественное правдоподобие его героев при героизации их в стиле народно-эпического творчества

Предшественники Вальтера СкоттаСоздатели сентиментально-готического романаХорас Уолпол («Замок Отранто», 1764 г.);София Ли («Убежище, или Повесть иных времен», 1783);Анна Радклифф

Слайд 31Особенности романов В. Скотта
История как материал эпического произведения
Вальтер Скотт первым

обратил внимание на то, что история может быть материалом для

современного романа.

Он хотел воскресить к новой жизни старые, давно забытые времена, сделать их близкими чувству читателя.

Он создает образы англичан прошлых веков. Для этого он стал изучать прошлое как настоящий историк.

Скотт нарисовал картины жизни различных слоев Англии средних веков. Он создал саму атмосферу истории.    Но это только одна сторона его романов.
Особенности романов В. Скотта История как материал эпического произведения Вальтер Скотт первым обратил внимание на то, что

Слайд 32Особенности романов В. Скотта
История как материал эпического произведения
Скотт не просто

обращается к любому периоду истории Англии.

Он осуществляет выбор таких

периодов и таких общественных слоев, которые дают наибольший материал для изображения самодеятельности людей.

Для этого он находит бурные периоды исторических конфликтов.

История для него – борьба различных сил.

В этой борьбе происходит историческое возникновение нации

Особенности романов В. Скотта История как материал эпического произведения Скотт не просто обращается к любому периоду истории

Слайд 33Герои романов Вальтера Скотта
    В романах Вальтера Скотта появляются как

реально действовавшие исторические личности, так и вымышленные герои.
Никогда главным

героем романа Скотта не становится реальное лицо. Главный герой романов Скотта – это всегда более или менее заурядный английский дворянин. Он честен и смел, благороден, способен на самопожертвование, но не одержим великой страстью.
Второстепенные герои всегда отстаивают одну правду, главный герой хочет примирить враждебные силы.
Скотт всегда выбирает такую главную фигуру, которая, в силу своего характера и своей судьбы, невольно завязывает личные отношения в обоих враждующих лагерях.
Герои романов Вальтера Скотта     В романах Вальтера Скотта появляются как реально действовавшие исторические личности, так и

Слайд 34Историзм В.Скотта
Важно то, что частная жизнь героев развивается на фоне

государственной жизни страны.

«Домашняя» сторона истории была, конечно, поразительным открытием Скотта.



События часто рассматриваются сквозь сознание хозяйки, сидящей у своего очага, сквозь сознание оружейного торговца или пахаря, спасающего свою жатву.
Иногда кажется, что это пейзаж, рассмотренный из-под какого-нибудь близлежащего куста, так что ноги лошадей, несущих всадников в атаку, видны лучше, чем расположение войск и общая тактика боя.
Однако нарочитая «близорукость» наблюдателя не противопоставлена перспективам, которые открываются стоящему высоко над событиями философу.

Это происходит потому, что частная жизнь людей не противопоставлена государственной жизни страны.
Историзм В.СкоттаВажно то, что частная жизнь героев развивается на фоне государственной жизни страны.«Домашняя» сторона истории была, конечно,

Слайд 35Исторические личности в романах Вальтера Скотта
В сочинениях Вальтер Скотта можно

видеть самых знаменитых людей английской и французской истории - Ричарда

Львиное Сердце, Людовика XI, Елизавету, Марию Стюарт, Кромвеля и других.

Для Вальтер Скотта великая историческая личность - это, прежде всего, представитель значительного общественного течения, которое захватывает большие народные массы. Величие человека связано с тем, что его личные страсти, его личные цели совпадают с духом и целями народа. Рисуя реальные жизненные условия и приближение большого общественного кризиса, изображение которого – обязательное условие возникновения романа Скотта, писатель вскрывает все проблемы народной жизни, которые к этому историческому кризису ведут.

Исторические личности в романах Вальтера Скотта В сочинениях Вальтер Скотта можно видеть самых знаменитых людей английской и

Слайд 36Исторические личности в романах Вальтера Скотта
Скотт показывает, как великие люди

порождаются противоречиями эпохи, и он никогда не выводит характер эпохи

из характера ее выдающихся представителей

В 1813 году В.Скотт утверждал, что «прикрасы поэтического вымысла скорее оскорбляют величие истории, чем отдают ей дань уважения», и потому «исторические персонажи можно вводить лишь эпизодически и так, чтобы не нарушать общепринятой истины».
Исторические личности в романах Вальтера СкоттаСкотт показывает, как великие люди порождаются противоречиями эпохи, и он никогда не

Слайд 37Поиск среднего пути в романах Вальтера Скотта
Изучая прошлое Англии, Вальтер

Скотт пытается найти "средний" путь, отыскать "середину" между борющимися крайностями.


Из войны саксов с норманнами возник английский народ, в котором слились и прекратили свое отдельное бытие оба враждующих народа;
из кровавой войны Алой и Белой розы возникло "славное" царствование династии Тюдоров, особенно – Елизаветы I.
Скотт - патриот, он гордится историей своего народа, и это одна из необходимых предпосылок для создания настоящего исторического романа, который делает правдиво изображенное прошлое близким и дорогим для современников.
Поиск среднего пути в романах Вальтера СкоттаИзучая прошлое Англии, Вальтер Скотт пытается найти

Слайд 38Особенности романов В. Скотта
 Скотт установил законы нового жанра и блестяще

воплотил их на практике:

в его произведениях показаны в действии огромные

массы людей, конфликты, определяющие перевороты в судьбах целых сословий и классов, отражено движение истории.

Скотт вывел роман за узкие рамки, связав даже семейно-бытовые конфликты с судьбами нации и государства в целом.

Романист мастерски характеризует черты поведения, свойственные людям определенной социальной среды; обычаи, нравы, типичные для разных форм общества, быта.

Особенности романов В. Скотта Скотт установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике:в его произведениях показаны

Слайд 39Особенности романов В. Скотта
В языке писатель умело держался на грани

между воспроизведением особенностей речи прошлых эпох и современным литературным языком.



Новые художественные черты, которые внесены Вальтер Скоттом в эпическую литературу: широкое изображение обычаев и реальных обстоятельств, драматизм действия и, в тесной связи с этим, новое значение диалога в романе.

Историзм Скотта заключался не в точном соответствии романа с документами, а в воспроизведении психологии и проблематики эпохи, ее "души". А «душа» эпохи может быть выражена вымышленными персонажами так же, как и персонажами историческими.
Особенности романов В. СкоттаВ языке писатель умело держался на грани между воспроизведением особенностей речи прошлых эпох и

Слайд 40Влияние В.Скотта на развитие жанра исторического романа
Творчество Вальтера Скотта оказало

огромное влияние на литературу Англии и других стран Запада.
Его

романы породили множество подражаний. Исторический роман стал одним из наиболее популярных жанров в эпоху романтизма.
В. Гюго, А. Дюма-отец, П. Мериме, Ф. Купер и др. создали свои варианты исторического жанра, зачинателем которого явился Скотт.
Влияние В.Скотта на развитие жанра исторического романаТворчество Вальтера Скотта оказало огромное влияние на литературу Англии и других

Слайд 41Влияние В.Скотта на развитие жанра исторического романа
В России Скотт был

хорошо известен уже с 20-х гг. 19 в. А. С.

Пушкин отметил, что Скотт не имел «...холопского пристрастия к королям и героям», другими словами, без идеализации изображал коронованных особ и вельмож, в отличие от писателей периода абсолютизма.
Высоко оценив Скотта как создателя исторического романа, В. Г. Белинский писал о нем: «...дать историческое направление искусству XIX века — значило гениально угадать тайну современной жизни».
   Творчество романиста оказало влияние и на историческую прозу русских писателей, в том числе на повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», на повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», на роман А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Влияние В.Скотта на развитие жанра исторического романаВ России Скотт был хорошо известен уже с 20-х гг. 19

Слайд 42История - это роман, бывший в действительности... Эд. и Ж. Гонкуры
Трепет

охватывает при мысли, какого труда требуют поиски истины, даже самой малой

ее части. Стендаль
История - это роман, бывший в действительности... Эд. и Ж. Гонкуры Трепет охватывает при мысли, какого труда

Слайд 43Исторический роман во французской литературе
Исторические жанры в эстетике французского романтизма.


1826
Соединение исторического и романического в одном герое, политике и любовнике


Альфред де Виньи

Исторический роман во французской литературеИсторические жанры в эстетике французского романтизма. 1826Соединение исторического и романического в одном герое,

Слайд 44История в интерпретации Альфреда де Виньи
Еще в начале 20-х годов

XIX в. он внимательно читал исторические сочинения современников и порой

вслед за ними склонялся к легендарной и сказочной интерпретации прошлого.
В освоении писателем исторической темы превалировал следующий принцип: основанное на тщательном изучении документов прошлого установление закона истории, затем поэтическое пересоздание образов известных лиц и событий отдаленной эпохи, что было характерно для французской романтической историографии.

Для романа «Сен-Мар» Виньи выбрал переломный период истории своей родины - первую треть XVII в., когда министр Людовика XIII кардинал Ришелье утверждал внешнее могущество Франции, закреплял ее внутреннюю структуру как единого, подчиненного самодержавному монарху государства.

В основу сюжета лег действительный факт - заговор против Ришелье, организованный братом короля Гастоном Орлеанским и крупным феодалом герцогом Бульонским, к которым примкнул фаворит короля, ставленник Ришелье, молодой аристократ Сен-Мар. Именно Сен-Мар, а не вельможные его сподвижники, был обвинен в государственной измене и сложил голову на плахе одновременно со своим другом де Ту.

История в интерпретации Альфреда де Виньи	Еще в начале 20-х годов XIX в. он внимательно читал исторические сочинения

Слайд 45История в интерпретации Альфреда де Виньи
Виньи тщательно изучил мемуары, литературные

памятники, письма, документы - все, что было доступно читателю парижских

библиотек начала XIX в. По примеру Скотта он создал динамические и масштабные картины французской действительности XVII в., вывел на страницы своего романа множество лиц, нарисовал массовые сцены и создал эпизоды, где с глазу на глаз беседуют сильные мира сего, решая судьбы страны и народа.

Но в отличие от Вальтера Скотта, Виньи хотел создать исторический роман, главными персонажами которого были бы не безвестные вымышленные лица, а крупные государственные деятели, чьи характеры и страсти в их столкновении определили бы собой трагический конфликт романа и представили бы сущность изображаемого исторического события.
История в интерпретации Альфреда де Виньи	Виньи тщательно изучил мемуары, литературные памятники, письма, документы - все, что было

Слайд 46История в интерпретации Альфреда де Виньи
«Сен-Мар» - первый философско-исторический роман

нового типа.
Эпоха Людовика XIII – время утверждения французского абсолютизма,

начало процесса, который должен был закончиться французской революцией. 1789 и 1793 годы – историческая перспектива, определяющая смысл романа, его «философию». Чтобы объяснить революцию, нужно было вскрыть ее причины. В известной мере это было бы оправданием революции как неизбежного зла и в данных условиях – столь же неизбежного добра.
История в интерпретации Альфреда де Виньи«Сен-Мар» - первый философско-исторический роман нового типа. Эпоха Людовика XIII – время

Слайд 47Исторический роман во французской литературе
Исторические жанры в эстетике французского романтизма.


1829
В основе сюжета малоизвестное историческое событие
Писатель не только может, но и

должен изменять исторические события. История, т.е. достоверные факты, должна составлять только фон, на котором развивается вымысел более правдивый, чем факт.
Исторический роман во французской литературеИсторические жанры в эстетике французского романтизма. 1829В основе сюжета малоизвестное историческое событиеПисатель не только

Слайд 48Классические образцы французского исторического романа XIX века: «Хроника времен Карла

IX» П.Мериме
Исторический роман во французской литературе
1829

Классические образцы французского исторического романа XIX века: «Хроника времен Карла IX» П.Мериме Исторический роман во французской литературе1829

Слайд 49Французский исторический роман
Теоретики литературы - историки:
«Жизнь Шекспира» (1821) Франсуа Гизо;
«Жизнь

Шиллера» (1821), «История герцогов Бургундских» (1824) Проспера де Баранта;
«История

завоевания Англии норманнами» (1825) Огюстена Тьерри; и др.









Решающее значение в развитии литературы, теории литературы и историографии имело творчество Вальтера Скотта.
Французский исторический романТеоретики литературы - историки:«Жизнь Шекспира» (1821) Франсуа Гизо;«Жизнь Шиллера» (1821), «История герцогов Бургундских» (1824) Проспера

Слайд 50Французский исторический роман

Исторический процесс, т.е. непрерывное становление человеческого ума и

общества, – это процесс борьбы. Чтобы понять его, нужно понять

глубокий внутренний конфликт, в котором заключена причина движения. Такова задача исторического романа, который всегда изображал борьбу не столько отдельных лиц, сколько исторических сил, классов и государств.



Французский исторический романИсторический процесс, т.е. непрерывное становление человеческого ума и общества, – это процесс борьбы. Чтобы понять

Слайд 51история мнений
История, по мнению романтиков, – это жизнь народа, поэтому

его интересы и страсти, его мнения входят в содержание истории.

То или иное событие может приобрести значение в зависимости от того, как отразилось оно в сознании народа. Поэтому история фактов и история нравов должна быть дополнена историей мнений. Так романисты открывали себе путь к изучению народного сознания.
Широкой струей вошел в роман фольклор во всех его формах, – от преданий и песен до поверий и пословиц. Историческая правда настойчиво требовала чудесного, так как чудесное жило в сознании далеких эпох, отражало интересы народа и побуждало его к действию

Французский исторический роман:

история мненийИстория, по мнению романтиков, – это жизнь народа, поэтому его интересы и страсти, его мнения входят

Слайд 52В 20-е годы XIX в. роман превратился в исследование, так как требовал

знаний, знакомства с хрониками, со старым языком, с философией и,

в частности, с философией истории.

Материал исторического романа требовал особого к себе подхода. Нужно было изображать множество совершенно различных персонажей, каждый из которых был порождением особой среды, выражал особую психологию и принадлежал эпохе, мало похожей на современную. Исторический роман требовал искусства перевоплощения.

В историческом романе особое место занял диалог – не только как средство характеристики, но и как средство объективации изображаемого. Автор хотел уйти из повествования, стать незаметным, чтобы предоставить своим героям самостоятельность, чтобы не затемнять их исторического существа собственными взглядами и симпатиями.

В роман вступают несколько сюжетов, автономных друг к другу, но связанных общими для всех действующих лиц интересами эпохи. Образуется несколько сюжетных центров и возникает полицентризм («метод картин», хроникальная композиция).

В 20-е годы XIX в. роман превратился в исследование, так как требовал знаний, знакомства с хрониками, со старым языком,

Слайд 53Классические образцы французского исторического романа XIX века: «Собор Парижской Богоматери»

В.Гюго.
Исторический роман во французской литературе
1831
отказ от воссоздания исторических событий, использование

лишь колорита эпохи
Классические образцы французского исторического романа XIX века: «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго.Исторический роман во французской литературе1831отказ от воссоздания

Слайд 54В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Виктор Гюго занялся XV веком, так как,

по мнению современных историков, это был критический момент в истории

Франции – переход от средневековья к новому времени. Старая политическая и идеологическая структура общества начинает разваливаться. Возникает коллективное сознание справедливости. Монах разочаровывается в своей религии и в своей науке, стоящая вне классов и вне общества девушка-цыганка, пожалев преступника, пробуждает в нем идею справедливости.
Новые времена не даются легко, они требуют жертв, которыми полна история. Герои «Собора Парижской Богоматери» погибают, но их смерть, будь то кара за преступление или искупительная жертва, по нравственному своему смыслу есть предвещание той справедливости, которая приведет к революциям 1789 и 1830 годов.

Виктор Мари
Гюго

В.Гюго «Собор Парижской Богоматери»Виктор Гюго занялся XV веком, так как, по мнению современных историков, это был критический

Слайд 55Французский исторический роман
Одним из законов исторического жанра был закон перспективы:

нужно было показать, куда влекут события, к чему приходит эпоха,

показать будущее, возникающее из развалин прошлого в катастрофах настоящего.

Французские романисты 20-х годов изображали исторических персонажей приблизительно такими, какими они были в документах и сохранялись в памяти потомков.

Постепенно в историческом романе историческое лицо, закованное в свои документы, оказывалось недостаточно гибко для романа и только стесняло повествующего в его работе над правдой. Ради исторической правды роман расстается с историческими событиями и персонажами. Он превращается из романа об исторических событиях в роман об исторических нравах, получая свободу и в сюжетосложении, и в типотворчестве.
Французский исторический романОдним из законов исторического жанра был закон перспективы: нужно было показать, куда влекут события, к

Слайд 56«Превращения» исторического повествования в авантюрно-приключенческий: романы А.Дюма, «Капитан Фракасс» Т.Готье
Исторический

роман во французской литературе

«Превращения» исторического повествования в авантюрно-приключенческий: романы А.Дюма, «Капитан Фракасс» Т.ГотьеИсторический роман во французской литературе

Слайд 57«Превращения» исторического повествования в авантюрно-приключенческий: «археологический», «экзотический» или восточный роман

(«Саламбо» Флобера).
Исторический роман во французской литературе

«Превращения» исторического повествования в авантюрно-приключенческий: «археологический», «экзотический» или восточный роман («Саламбо» Флобера).Исторический роман во французской литературе

Слайд 58Исторический роман во французской литературе
Поиски нового способа повествования в историческом

романе (романы Ж.Барбе д' Орвильи).

Исторический роман во французской литературеПоиски нового способа повествования в историческом романе (романы Ж.Барбе д' Орвильи).

Слайд 59Исторический роман во французской литературе
Состояние жанра в ХХ в.

Исторический роман во французской литературеСостояние жанра в ХХ в.

Слайд 60Исторический роман во французской литературе
Состояние жанра в ХХ в.

Исторический роман во французской литературеСостояние жанра в ХХ в.

Слайд 61СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика