Слайд 1Историческое значение религий и учений о Боге
Урок № 12
Слайд 2План
Происхождение религий и учений о Боге.
Историческое значение религий и
учений о Боге.
Слайд 3Проблема происхождения религий и учений о Боге до сих пор
остаётся весьма актуальной.
Сторонники и противники религии выдвигали множество её
решений. Однако до сих пор
нет одной – единственной –
общей точки зрения по этому вопросу.
Слайд 4Наиболее известные версии происхождения религий
Теологическая концепция первобытного монотеизма
Гипотеза о существовании
дорелигиозного периода
Теологическая теория внутренней религиозности человека
Идеалистическая теория Г.Гегеля
Антропологическая теория
Л.Фейербаха
Материалистическая гипотеза Ф.Энгельса
Психологическая концепция религиозности
Эзотерическая теория происхождения религий
Слайд 5Теологическая концепция
первобытного монотеизма
Вильгельм Шмидт
1868-1954
Немецкий этнолог и религиовед
Эндрю Лэнгл
1844-1912
Британский
филолог
Множество древних и современных религий есть порождение общей архидревней веры
в единого Бога-творца. Эта вера существовала до появления религий, в которых предстала уже в искажённом виде.
Слайд 6Теологическая теория внутренней религиозности человека
Бог реально существует как всемогущее Высшее
Существо.
Человек это всегда внутренне чувствовал и ощущает по сей день.
Из
этого субъективного ощущения и возникает идея о неком Высшем Существе – Боге, появляется стремление понять Его и религию как социальный феномен.
Слайд 7Идеалистическая теория Г.Гегеля
Религия находится в самом человеке, в его духе
и разуме, так как человеческий дух есть отражение мирового Духа.
Через человека дух познаёт самого себя.
Религия – один из важнейших инструментов познания.
Слайд 8Антропологическая теория Л.Фейербаха
Людвиг Фейербах
(1804-1872) -
немецкий философ
Человек порождает Бога. Человек отчуждает
от себя свои лучшие духовные качества и переносит их на
выдуманное всемогущее Существо (Бога). Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо через Высшее Существо – Бога.
Слайд 9Материалистическая гипотеза Ф.Энгельса
Фридрих Энгельс
(1820-1895) – немецкий философ
Религия появляется как фантастическое
отражение в головах людей реальных внешних сил, которые господствуют над
ними.
Слайд 10Психологическая концепция религиозности
Зигмунд Фрейд
(1856-1939) -
австрийский психолог, психиатр и невролог,
основоположник психоанализа
Представления о Боге появляются в результате естественного взаимодействия человека
и природы, когда человек ещё не обладает реальными познаниями её законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым миром природы и внутренним миром инстинктов.
Слайд 11Эзотерическая теория
происхождения религий
Елена Петровна Блаватская
(1831-1891) – религиозный философ, основатель
Теософского общества
Высшие Духовные Существа реально существуют и представляют собой формы
жизни более высокого уровня развития, чем человек. Все духовные учения появились под влиянием этих Существ, которые инициировали их развитие в соответствии с уровнем эволюции сознания конкретной нации и историческим моментом.
Слайд 12Историческое значение религий и учений о Боге
По вопросу об историческом
значении религий и учений о Боге существуют различные ответы,
порой
прямо противоположные.
Они зависят от идеологии, типа культуры, доминирующей в конкретном обществе, и от мировоззрения человека,
отвечающего на этот вопрос.
Объективная историческая оценка, свободная от идеологического давления, признаёт, что с религией связаны как прогрессивные, так и регрессивные социальные явления и процессы.
Слайд 13Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Утверждение этических принципов,
укрепление морали и нравственности
Слайд 14Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Объединение последователей одной
религии
Слайд 15Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Политическое и социальное
укрепление государства
Новоскольцев А. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского на борьбу
с Мамаем
Слайд 16Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Социальная помощь населению
(приюты, больницы и т.д.)
Слайд 17Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Развитие отдельных направлений
образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие, церковные школы и университеты).
Слайд 18Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Развитие культуры (архитектура,
живопись, иконография, скульптура, музыка и т.д.)
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
(XVI век)
Слайд 19Иконография
Икона Казанской Божьей Матери (1579 г.)
Икона Спаса Вседержителя (начало
XIII века)
Слайд 20Живопись
Андрей Рублёв «Троица»
1411 или 1425-27 гг.
Рембрандт
«Возвращение блудного сына»
(1666/1669)
Слайд 21Скульптура
Микеланджело Буонаротти
Оплакивание Христа
Статуя святого Андрея
в соборе святого
Петра
в Риме
Слайд 22Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Психологическая поддержка человека
Слайд 23Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Психологическое подавление личности
Догматизм
и инертность относительно различных новшеств
Слайд 24Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Разъединение последователей различных
религий и даже единоверцев
Христианство
Православие
Католицизм
Протестантизм
Ислам
Шиизм
Суннизм
Суфизм
Слайд 25Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Нетерпимость и фанатизм
в вопросах веры, идеологии и политики (крайняя форма выражения –
инквизиция)
Аутодафе
Слайд 26Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Препятствование свободному развитию
науки и образования во всей их полноте
Суд инквизиции выносит приговор
Галилео Галилею
Слайд 27Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Религиозные войны
Крестовые походы
Слайд 28Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Перенесение ответственности с
человека на судьбу (Бога, демона и т.д.) и упование на
Высшие Силы вместо активной общественной деятельности