Разделы презентаций


История Древней Руси - Часть 20 «Искусство Древней Руси»

Содержание

Успенский собор во ВладимиреЦерковь Покрова на НерлиДревнерусская иконаНеоспоримые свидетельстваКнижная сладостьРусские храмыХрамы Владимиро-Суздальской землиПлан

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История Древней Руси
Часть 20
Искусство
Древней
Руси

История Древней РусиЧасть 20ИскусствоДревнейРуси

Слайд 2Успенский собор во Владимире
Церковь Покрова на Нерли
Древнерусская икона
Неоспоримые свидетельства
Книжная сладость
Русские

храмы
Храмы Владимиро-Суздальской земли
План

Успенский собор во ВладимиреЦерковь Покрова на НерлиДревнерусская иконаНеоспоримые свидетельстваКнижная сладостьРусские храмыХрамы Владимиро-Суздальской землиПлан

Слайд 3Неоспоримые свидетельства
Несмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает

и расширяется.

Неоспоримые свидетельстваНесмотря на междоусобицы, Древнерусское государство в XII веке возрастает и расширяется.

Слайд 4И происходит это не только за счет освоения новых земель

и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего за счет своей

мощной духовной основы. А духовная сила и красота жизни обязательно отображаются в произведениях искусства.

Петр Кончаловский. Новгород

И происходит это не только за счет освоения новых земель и укрепления границ. Русь возрастает прежде всего

Слайд 5Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя

Владимира, с новой силой засияла в Софии Новгородской, Софии Киевской,

в других многочисленных древнерусских храмах, иконах, книгах, церковных песнопениях, праздниках церковных и народных, песнях народных, сказаниях, былинах, обрядах и обычаях.
Красота, о которой твердили возвратившиеся из Софии Константинопольской послы князя Владимира, с новой силой засияла в Софии

Слайд 6Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и

узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир и человек, прошедшее

и будущее — все предстало перед нашими предками в новом освещении.
Первые века русской христианской культуры пронизаны светлой радостью открытия и узнавания нового, прекрасного и прежде неизвестного. Мир

Слайд 7Древнерусский мастер — художник, зодчий, книжник, — познавший Творца Бога,

в духовном восторге сам творил новое, великое и чудное.
Строительство города

Ярослава. Миниатюра Радзивилловской летописи.
Древнерусский мастер — художник, зодчий, книжник, — познавший Творца Бога, в духовном восторге сам творил новое, великое

Слайд 8Древнерусские храмы, иконы и книги — самые яркие и неоспоримые

свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких предков.
Икона «Никола Липный»,

12 век
Древнерусские храмы, иконы и книги — самые яркие и неоспоримые свидетельства духовных устремлений и идеалов наших далеких

Слайд 9Книжная сладость
Глядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения

древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем, что больше всего

радовало и окрыляло человека, что давало ему духовное наслаждение. В древнерусской литературе нет слов «удовольствие» и «прелесть» в современном понимании. Более того, слово «прелесть» тогда вообще не употреблялось в положительном смысле. Корень «лесть» означал ‘ложь’, следовательно, «прелесть» — это ‘ложь в превосходной степени’. Желая выразить чувство возвышенного и прекрасного, древнерусский писатель употреблял другое слово — «сладость».
Книжная сладостьГлядя на прекрасные храмы, иконы, книги и другие произведения древнерусского искусства, мы непосредственно соприкасаемся с тем,

Слайд 10«Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием.

«Послушать в сладость» означало слушать с превеликим удовольствием.

Слайд 11Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных

тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто получал новые знания,

а умел наслаждаться чтением.
Составитель «Киево-Печерского патерика» говорит от лица читателя: «Мы наслаждаемся духовных тех словес». Значит, древнерусский читатель не просто

Слайд 12Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не

«к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной сладостью».

Митрополит Иларион в «Слове о Законе и Благодати» обращался не «к неведущим» читателям, а к «насытившимся книжной

Слайд 13Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто

говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче меда», то есть

слаще меда.

Куприяновские или Новгородские листки. Евангелие апракос.
X-XI в

Чтобы показать превосходство духовного над вещественным, древнерусский писатель очень часто говорил, что получаемое от книг наслаждение «паче

Слайд 14Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош

сахар, но того и другого добрее книжный разум: это сокровище

жизни вечной». Поэтому труд книжника в Древней Руси любили сравнивать с трудом пчелы.
Выдающийся древнерусский проповедник Кирилл Туровский говорил: «Сладок мед и хорош сахар, но того и другого добрее книжный

Слайд 15Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил,

ни у философов не учился, но был как пчела —

припадая к разным цветам и собирая мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их и собрал, как в мех воды морские».

Рукопись Моления Даниила Заточника. Список XVI в.

Даниил Заточник писал: «Князь, я ни за море не ходил, ни у философов не учился, но был

Слайд 16А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и

простые люди шли к святому, чтобы насладиться «медоточивыми речами», исходящими

из уст его.

Архангельское Евангелие 1092 г. Заставка

Дополнительная иллюстрация

А в «Житии Феодосия Печерского» указывается, что и князья, и простые люди шли к святому, чтобы насладиться

Слайд 17Остромирово Евангелие 1056-57 гг.

Остромирово Евангелие 1056-57 гг.

Слайд 18Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Лука

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Лука

Слайд 19Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Марк

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Евангелист Марк

Слайд 20Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Заставки

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Заставки

Слайд 21Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Буквицы

Остромирово Евангелие 1056-57 гг. Буквицы

Слайд 22Изборник Святослава (1073 г.)

Изборник Святослава (1073 г.)

Слайд 23Изборник Святослава (1073 г.). Отцы Церкви (фрагмент)

Изборник Святослава (1073 г.). Отцы Церкви (фрагмент)

Слайд 24Фрагмент большого сиона из Софийского собора в Новгороде, 1108 г.

Фрагмент большого сиона из Софийского собора в Новгороде, 1108 г.

Слайд 25Инициал В
с изображением проповедающего Иоанна Предтечи миниатюра из Мирославова

Евангелия
1180-90

Инициал В с изображением проповедающего Иоанна Предтечи миниатюра из Мирославова Евангелия 1180-90

Слайд 26Заставка и буквицы из Евангелия XII в., нижний ряд -

буквицы из Евангелия 1120 г.

Заставка и буквицы из Евангелия XII в., нижний ряд - буквицы из Евангелия 1120 г.

Слайд 27Русские храмы
Вместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство.
Строительство

Печерской церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

Русские храмыВместе с распространением христианства на Руси развивалось и храмостроительство.Строительство Печерской церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи

Слайд 28Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения — все это

предназначалось для храма.
Мозаика Десятинной церкви в Киеве

Лучшие мастера, лучшие строительные материалы, лучшие украшения — все это предназначалось для храма.Мозаика Десятинной церкви в Киеве

Слайд 29Не было такого города в Древней Руси, который не заботился

бы украсить себя величественным и красивым храмом.
Ярославль. Вид церкви Иоанна

Предтечи. Виллие М.Я.
Не было такого города в Древней Руси, который не заботился бы украсить себя величественным и красивым храмом.Ярославль.

Слайд 30Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни.

В храме собирались все люди на молитву: в праздники и

в часы испытаний, в радости и в беде.

Великий мост и Св. София Новгородская. Реконструкция Д.П. Сухова

Храм был средоточием не только церковной, но и общественной жизни. В храме собирались все люди на молитву:

Слайд 31В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские

художники учились у греков не только каменному зодчеству, но и

мозаичному искусству, и секретам фресок — настенной живописи храмов.

София Константинопольская

В XI веке на Русь мастера-храмоздатели ехали из Византии. Русские художники учились у греков не только каменному

Слайд 32В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И

в середине ХI века наступил первый расцвет древнерусского храмового искусства.

До сего дня радуют наш взор София Киевская и София Новгородская.

София Киевская (1036-1043 гг.)

Открыть

Открыть

София Новгородская (1036-1043 гг.)

В удивительно короткий срок русские мастера обучились этим искусствам. И в середине ХI века наступил первый расцвет

Слайд 33Храмы Владимиро-Суздальской земли
Новый расцвет — это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен

князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Успенский и Дмитриевский

соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, церковь Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем — все это шедевры архитектуры, имеющие мировую известность. По свидетельству письменных источников и археологических исследований, в древности эти храмы были украшены прекрасными иконами, богатой утварью, светильниками и другими предметами прикладного искусства.
Храмы Владимиро-Суздальской землиНовый расцвет — это храмы Владимиро-Суздальской Руси времен князей Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо.

Слайд 34Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той

красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь столетий назад.
Открыть
Церковь Святых

Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем

Открыть

Георгиевский собор Юрьева-Польского

Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

Подходя к этим храмам сейчас, мы созерцаем только отблеск той красоты, которая сияла в этих храмах пять-семь

Слайд 35Успенский собор во Владимире
Первоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило

в 1158–1160 годах.
Закладка г. Владимира и Успенского собора кн. Андреем

Боголюбским
Успенский собор во ВладимиреПервоначальное строительство Успенского собора во Владимире происходило в 1158–1160 годах.Закладка г. Владимира и Успенского

Слайд 36Для великой святыни — чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии

наименование «Владимирской», — князь Андрей Боголюбский решил воздвигнуть лучший на

Руси храм.
Для великой святыни — чудотворной иконы Божией Матери, получившей впоследствии наименование «Владимирской», — князь Андрей Боголюбский решил

Слайд 37Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров

из всех земель».
Успенский собор во Владимире. XIII в.Н. Усачев

Летописец говорит, что для постройки этого собора «Бог привел мастеров из всех земель».Успенский собор во Владимире. XIII

Слайд 38По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им

храму десятину от своих стад, от торговли, кроме того, город

Гороховец и села.
По примеру великого князя Владимира Андрей Боголюбский дал воздвигнутому им храму десятину от своих стад, от торговли,

Слайд 39Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского

собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям.
Торжественное шествие в Успенский

собор. 1670-е гг.
Современники, в том числе и иностранные гости, поражались великолепию Успенского собора, блеску иконостаса и всем церковным украшениям.Торжественное

Слайд 40Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор

сгорел.
Владимир Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С.В.Заграевского
Владимир Успенский собор во

Владимире. 1158-1160. Реконструкция Н. Воронина
Через несколько лет после окончания постройки случился пожар и собор сгорел.Владимир Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С.В.ЗаграевскогоВладимир

Слайд 41Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах,

возвел величественный пятикупольный собор, который до сего дня является украшением

Руси.

Дополнительная иллюстрация

Князь Всеволод Большое Гнездо, перестраивая Успенский собор в 1185–1187 годах, возвел величественный пятикупольный собор, который до сего

Слайд 47Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева

Успенский собор во Владимире. Фрески Андрея Рублева

Слайд 48Фрески Успенского собора Владимира. 1408 г. Андрей Рублев и Даниил

Черный

Фрески Успенского собора Владимира. 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный

Слайд 50Икона «Спас в силах» из праздничного чина Успенского собора во

Владимире
Андрей Рублев

Икона «Спас в силах» из праздничного чина Успенского собора во ВладимиреАндрей Рублев

Слайд 51Икона «Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во Владимире
Андрей Рублев

Икона «Вознесение» из праздничного чина Успенского собора во ВладимиреАндрей Рублев

Слайд 52Церковь Покрова на Нерли
Одним из любимейших русских церковных и общенародных

праздников стал праздник Покрова Божией Матери.
Икона «Покров Божией Матери», Новгород,

конец 14 века
Церковь Покрова на НерлиОдним из любимейших русских церковных и общенародных праздников стал праздник Покрова Божией Матери.Икона «Покров

Слайд 53Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник

неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу. Основанием для установления

праздника явилось предание, как святому Андрею, жившему в Царьграде в X веке, явилась Божия Матерь в храме. Люди молились об избавлении от неминуемой гибели от врагов, и Богоматерь распростерла Свой покров-омофор над народом.

Икона «Покров Божией Матери»
15 век

Большинство церковных праздников было заимствовано из Византии, но этот праздник неизвестен ни православному Востоку, ни латинскому Западу.

Слайд 54Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то,

что Богоматерь имеет о Руси особую заботу и покрывает ее

от бедствий и всякого зла.

Икона «Покров Божией Матери», Новгород, 15 век

Праздник Покрова Богородицы выражал веру православных русских людей в то, что Богоматерь имеет о Руси особую заботу

Слайд 55Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем

Боголюбским храм Покрова на Нерли.
Храм Покрова на Нерли. Реконструкция

Первым храмом, освященным в честь этого праздника, был созданный Андреем Боголюбским храм Покрова на Нерли.Храм Покрова на

Слайд 56Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его

из окон своего дворца в Боголюбове.

Зодчие воздвигли храм так, чтобы князь Андрей мог видеть его из окон своего дворца в Боголюбове.

Слайд 57Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в

водах реки.

Поставленный на холме, храм словно вырастает из земли, отражаясь в водах реки.

Слайд 58Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты.

Рельефные изображения на стенах создают впечатление сказочной красоты.

Слайд 59«Церковь Покрова на Нерли, — писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь,

— является не только самым совершенным храмом, созданным на Руси,

но и одним из величайших памятников мирового искусства».
«Церковь Покрова на Нерли, — писал искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь, — является не только самым совершенным храмом,

Слайд 60Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии

и рисунки.

Красоту храма Покрова на Нерли нельзя передать через описания, фотографии и рисунки.

Слайд 61Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в

состоянии оценить это чудо русского искусства.

Только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, в состоянии оценить это чудо русского искусства.

Слайд 62Древнерусская икона
Слово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык

оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое почетное место в

мировом искусстве.

Апостолы Петр и Павел
Конец ХI – начало XII вв.
Новгород

Древнерусская иконаСлово «икона» — греческое, в переводе на славянский язык оно означает «образ». Древнерусская икона занимает самое

Слайд 63Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как

и в искусстве храмоздания, очень скоро они сами достигли высочайших

вершин мастерства.

Спас Нерукотворный
Двусторонняя выносная икона. Византийская школа. Новгород
Первая половина XII в.

Иконописанию русские мастера учились у греков, но так же, как и в искусстве храмоздания, очень скоро они

Слайд 64Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма

принес князь Владимир из Корсуня, когда шел в Киев крестить

киевлян. Поэтому несколько столетий на Руси древнейшие иконы принято было именовать «корсунскими».

Устюжское Благовещение
Новгород
30–40-е годы XII в.

Из «Повести временных лет» мы знаем, что иконы греческого письма принес князь Владимир из Корсуня, когда шел

Слайд 65Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца

первых веков христианства на Руси.
Икона преподобного Алипия, иконописца Печерского

Из «Киево-Печерского патерика» мы знаем имя инока Алипия, искуснейшего иконописца первых веков христианства на Руси.Икона преподобного Алипия,

Слайд 66В XII веке не только Киев, но и Новгород и

Владимир славились своими иконописцами.
Поклонение кресту
12 век

В XII веке не только Киев, но и Новгород и Владимир славились своими иконописцами.Поклонение кресту 12 век

Слайд 67Икона — не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет

изображает лицо человека. А икона — преображенное и просветленное лицо,

то есть лик.

Архангел Гавриил (Ангел Златые Власы)
Новгород
12 век

Икона — не портрет в обычном понимании этого слова. Портрет изображает лицо человека. А икона — преображенное

Слайд 68Иконы — это, по словам священника Павла Флоренского, окна в

духовный мир.
Икона Божией Матери «Умиление»
Начало XIII в.
Происходит из Успенского

собора Московского Кремля
Иконы — это, по словам священника Павла Флоренского, окна в духовный мир.Икона Божией Матери «Умиление»Начало XIII в.

Слайд 69Красота иконы — особая красота. Смысл иконы не заключается в

ее красоте как вещи, но в духовной красоте, которую она

отображает.

Спас Нерукотворный
Ярославль
Первая половина XIII в.

Красота иконы — особая красота. Смысл иконы не заключается в ее красоте как вещи, но в духовной

Слайд 70В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым

изнутри светились лица святых. На иконе этот свет изображается символическим

нимбом — сиянием.

Святые Борис и Глеб
12 век

В житиях святых нередко встречаются свидетельства о необыкновенном свете, которым изнутри светились лица святых. На иконе этот

Слайд 71Цель иконы — возводить ум и сердце человека от образа-иконы

к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона достигала своей цели.
Икона

Божией Матери
XIII век
Псков
Цель иконы — возводить ум и сердце человека от образа-иконы к Первообразу, к Богу. И древнерусская икона

Слайд 72Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский

народ любил и почитал святые иконы.
Спас Вседержитель
Тверь (?)
Конец XIII в.


Сохранилось бесчисленное множество исторических источников, говорящих о том, как русский народ любил и почитал святые иконы.Спас ВседержительТверь

Слайд 73Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века,

во времена величайшего иконописца Руси — Андрея Рублева.
Троица
Андрей Рублев
Около 1411

г.
Наивысшего расцвета древнерусское иконописание достигает во второй половине XIV века, во времена величайшего иконописца Руси — Андрея

Слайд 74 Глава 1. Как изучают родную историю?
Урок 1.

Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы

прошлого
Глава 2. На заре русской истории.
Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга
Глава 3. Просвещение Руси.
Урок 9. Святой равноапостольный князь
Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время
Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе
Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра
Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси.
Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве
Глава 5. Расширение Руси.
Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси
Глава 6. Щит и слава Руси.
Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков
Глава 7. Испытания земли Русской.
Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской
ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский
Глава 8. Возрожденная Русь — Россия.
Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг
Москвы Урок 34. Единство России
Глава 1. Как изучают родную историю?Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика