Слайд 1Вступительная беседа
Вы попадаете в мир Достоевского. Есть что-то новое, что
вы открыли для себя? Сравните роман с произведениями писателей, уже
изученных вами.
Какие чувства пробудил роман? Заставил ли о чем-либо задуматься?
Современник Достоевского Н. К. Михайловский назвал роман «жестоким». Согласны ли вы с этим утверждением?
На чьей стороне симпатии Достоевского в романе «Преступление и наказание»?
Слайд 2В чём причина преступления Раскольникова? Какое преступление он совершил первым?
Какие
особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам бы хотелось
получить ответ?
Каково ваше отношение к героям романа?
Слайд 3Преступление
и
наказание
«Лик мира сего мне самому даже очень не
нравится…»
Слайд 4«Есть в «преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит,
так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что
в нём тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но – силён, бес!»
А. Фадеев
Слайд 5Герои
Сколько всего действующих лиц в романе?
Более 90
Около 10 –
центральные: имеют резко очерченные характеры, взгляды, играют важную роль в
развёртывании сюжета.
Эпизодические (несколько)
- Люди на
улицах Петербурга
Слайд 6Жанр – проблемный, психологический роман
Психологический отчёт одного преступления.
Замысел:
Роман «Пьяненькие» (история
Мармеладова)
«Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было
пойти… Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?..»
Замысел изменился, но изменилось ли авторское отношение к Мармеладову?
Слайд 7Мармеладов
Когда встречаемся впервые?
Гл. 2, после «пробы» Раскольникова
На что обращаем
внимание в облике?
Образ «маленького человека»: бывший служащий одного из департаментов;
одет в «старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна ещё только держалась кое-как, и на неё-то он и застёгивался, видимо желая не удаляться приличий»
Противоречивый образ:
-безвольный пьянчуга;
-жену довёл до чахотки;
-дочь пустил по «жёлтому билету»;
-сам опустился ниже некуда.
Впервые уволен со службы не за пьянство, а «по изменению в штатах», т.е. по сокращению.
Слайд 8Судьба Мармеладова
ТИПИЧНА:
1865 год (действие в романе) – самый разгар
эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата.
Кого увольняют в первую очередь? –
мелких служащих, самых слабых и незащищённых.
Водка очень дешева, на 30 коп. можно упиться до положения риз.
Слайд 9ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
ПЕЙЗАЖИ
СЦЕНЫ УЛИЧНОЙ ЖИЗНИ
ИНТЕРЬЕРЫ
Слайд 10Петербург Достоевского
1. Комната:
Каморка, клетушка, шкаф, сундук, каюта, гроб… (описание
– гл. 3)
Вывод:
духота и теснота давят на героя: «Он
решительно ушёл от всех, как черепаха в свою скорлупу».
Доказательства:
«Он был задавлен бедностью..» - углубился в себя – «На какое ДЕЛО хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!»
2. Дело:
новый шаг, собственное слово, это, фантазия, игрушки, замысел, собственная дерзость, мечта, безобразная мечта, предприятие…
Слайд 11Кто же мечтатель?
«Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными
тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».
Почему «кстати»?
важна не внешность, а характер героя. Личность проявляется в поступках и в их динамике.
Слайд 12Первые слова о герое: «…и медленно, как бы в нерешимости…»
?
Почему медленно, если не хочет ни с кем встречаться? –
3.
Решимость!
Однокоренные слова:
Решение, разрешение, не решаться
Ключевое понятие
ВЫВОД
Это роман неразрешимых ситуаций и роковых, чреватых трагическими последствиями решений.
Слайд 134. Лестница –
психическое и физическое движение героя вверх или
вниз
Все действия – «на пороге»:
Раскольников не живёт в каморке, а
«уходит» из неё;
Встречается с членами семьи Мармеладовых;
Разговаривает с Алёной Ивановной;
Общается с Разумихиным;
Переживает самые страшные минуты своей жизни..
Слайд 145. Странный
(150 раз)
«Подумал он со странною улыбкою…»
«Странно было бы
и удивляться при встрече с иною фигурою»…
Слайд 15?
Чего люди больше всего боятся?
Философский вопрос: «Нового шага, нового собственного
слова…»
«Мелочи, мелочи главное!
Вот эти-то мелочи и губят всегда и
всё»
Формула романа:
Эти-то мелочи и привели героя к странному выводу, заставили его решиться на безобразную мечту, приведшую героя шаг за шагом на лестницу нравственного эшафота.
Слайд 16Домашнее задание
Для всех:
Устно: История семьи Мармеладовых
Письменно: В чём преступление
Родиона Раскольникова
Устно: Как возникла теория Раскольникова