Слайд 1ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Лекция 2
Донаучная экономическая мысль
Слайд 2План лекции
Экономические воззрения античности и средневековья
Меркантилизм как учение
о принципах экономической политики
Слайд 3ЭКОНОМИЯ — УЧЕНИЕ О ДОМОХОЗЯЙСТВЕ
Ойкономия (греч.): «ойкос» - дом,
«ном» - закон, или «нем» - управлять
Ксенофонт (V-IV вв.
до н.э.) трактат «Ойкономия», или «Домострой»:
Распределение семейных обязанностей
Глава: «Отучение жены от косметических средств и приучение к укреплению тела заботами о хозяйстве»
Обустройство домашних помещений
Поддержание хозяйственных запасов
Подбор управляющих и слуг
Навыки земледелия (от обработки почвы до сбора урожая)
Слайд 4РОЛЬ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА
Фактор умелости и качества (Ксенофонт)
Фактор образования городов-государств (Ксенофонт,
Платон)
Предпосылка кастового строя (утопия Платона)
Слайд 5
АРИСТОТЕЛЬ О БОГАТСТВЕ КАК СОВОКУПНОСТИ СРЕДСТВ
Богатство как средство и как
цель
Ограниченность ресурсов - следствие неограничен-ных потребностей
Неограниченные потреб-ности в
условиях исчер-пания невозобновляемых ресурсов: экологические границы роста
Aristotélēs
(384 – 322 гг. до н.э.)
Слайд 6ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сходство: «включённость» экономики в общий контекст повседневной
жизни
Артхашастра (Индия, IV-III до н.э.)
Гуань-Цзы (Китай, IV до н.э.)
Иоанн Златоуст
(Византия, IV в. н.э.): «... не тот беден, у кого ничего нет, но тот, кому много требуется»
Отличия восточных цивилизаций:
отношение к труду
роль государства
Слайд 7АРТХАШАСТРА,
или наука политики
Мир и труд являются основами благополучия. Трудом
мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела.
Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром…
/Царь/ должен устроить рудники, промыслы, рощи ценных деревьев, … водные и сухопутные пути сообщения и торговые города. Он должен построить оросительную систему, снабжаемую постоянной водой… Царь должен заставить непослушных рабов, недоимщиков… выполнять обязанности. Царь должен содержать детей, стариков, больных, убогих и беззащитных, а также женщин, не разрешившихся от бремени, и детей при рождении…
Слайд 8ГУАНЬ-ЦЗЫ (IV до н.э.)
Бывают годы скудные и обильные, и поэтому
зерновые могут быть дороги или дешевы… Но вот государь не
может все это привести в порядок, и потому купцы-богатеи у него творят разгул на рынке и, используя недостаток средств у народа, умножают во сто крат свое достояние. Когда они делят землю, то те, кто по-сильнее, могут удержать ее в своих руках. Когда они распределяют богатство, то те, кто поумнее, могут на-коплять: эти более сметливые присваивают продукт труда десятка людей. А те, кто поглупее, могут не вернуть даже своих основных затрат… Между тем ес-ли народ богат, то невозможно заставить его служить за жалованье, а если он беден, ему не внушить страха наказаниями. И… если масса народа не подчиняется управлению, то причина этого заключается в отсутст-вии уравновешивания /богатства и бедности/.
Слайд 9ВЛИЯНИЕ ИДЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
Путь от Аристотеля к схоластам –
пример взаимосвязи цивилизаций:
ГРЕКИ римляне
ранние христиане
мавры-мусульмане СХОЛАСТЫ
/схоласты – ученые-богословы в европейских католических университетах в Средние века/
Слайд 10СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ИСЛАМА
Позитивное отношение к торговле и прибыли
неприятие административного
регулирования цен
этическая проповедь честной торговли
Запрет ростовщичества
феномен менял-иноверцев
принцип разделения выгоды
Слайд 11СХОЛАСТЫ
Богатство как неизбежное зло
Справедливая цена (опора на
обычай, против монополий)
Критика ростовщичества
ФОМА АКВИНСКИЙ
(1225-1274)
Слайд 12Ростовщичество
Библия: «В конце седьмого года... пусть отпустит вся-кий заимодавец заем,
который он дал своему ближнему»
Евангелие от Луки: «... И взаймы
давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая»
Назианзин (IV в. н.э.): «собирают доход с того, что не сеяли, и жнут то, что не сажали»
Доводы против процента:
не продавай того, что тебе не принадлежит!
не продавай того, чего не существует!
не продавай время, которое принадлежит всем!
Частичные оправдания:
«потери кредитора» и «упущенная выгода»
Слайд 13НАУКА И ТЕОЛОГИЯ
Католическая церковь в средневековой Европе: политика и
наука
Трактат Николая Орезма о деньгах
Поучение монархам о порче монеты («государь
не может и не должен быть господином денег»)
О вытеснении «хороших» денег «плохими» /закон Грэшема, или Орезма – Коперника - Грэшема/
Николай Коперник и Жан Боден о причинах обесценения денег
(«Деньги обесцениваются обычно тогда, когда их становится слишком много»)
Слайд 14МЕРКАНТИЛИЗМ
Формирование национальных государств в Европе:
усиление светской государственной власти
осознание национальных
интересов
Политическая экономия – учение о хозяйстве государя и принципах
экономической политики (Kameralwissenschaft, Polizeiwissenschaft)
Слайд 15МАНИФЕСТ фон ХОРНИКА (1684)
Использовать каждый клочок земли в стране для
сельского хозяйства, добычи полезных ископаемых и их обработки
Всё добытое в
стране - использовать для собственной переработки, поскольку стоимость конечных товаров выше, чем сырья
Стимулировать рост рабочего населения
Запретить всякий вывоз золота и серебра, все отечественные деньги - держать в обращении…
Не допускать импорта товаров, которыми страна сама себя обеспечивает в достаточном количестве и приемлемым образом
Слайд 16СУДЬБА МЕРКАНТИЛИЗМА
В ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Адам СМИТ: «меркантильная
система» - главный объект критики
Полемика «протекционистов» и «фритредеров»; апология Дж.М.
Кейнса
«Неомеркантилизм» сегодня
Слайд 17ДЕНЬГИ как БОГАТСТВО
Богатство – деньги в казне ?
Торговля – «игра
с нулевой суммой»?
Доля правды: нехватка денежного металла (дефляционный эффект)
Доля ошибки:
больше денег – не всегда лучше !
Слайд 18РАЗНОВИДНОСТИ МЕРКАНТИЛИЗМА
Томас Ман
Thomas Mun
(1571-1641)
Внешнеторговая политика:
«Бульонизм» (от bullion – зол.слиток)
Доктрина торгового
баланса
Акцент на протекционизм
Процент:
низкий процент – причина процветания ограничивать!
низкий процент – результат процветания ограничивать нет смысла!
Слайд 19ДИЛЕММА МЕРКАНТИЛИЗМА
Даниэль ДЕФО
(1660-1731)
Бедность=конкурентоспособность?
Даниэль Дефо (1728):
«…если зарплата – низкая
и жалкая, такой же будет и жизнь; если люди получают мало, они смогут мало и тратить, и это сразу скажется на торговле»
Артур Янг (1771):
«Всякий, если он не идиот, знает, что низшие классы следует держать в бедности, иначе они не будут трудолюбивыми…»
Кто прав и есть общий ответ?
…и оценка роли внешней торговли!
Слайд 20ГОСУДАРСТВО И РЫНОК: ЭВОЛЮЦИЯ ПАТЕРНАЛИЗМА
Патернализм правителей:
от «рыбных дней»
в Англии XVI в. и предписаний, в какой одежде хоронить
покойников, там же в XVII в.
до Джеймса Стюарта: «… лучший способ управлять обществом и заставить каждого действовать по плану – создать такую администрацию, которая будет в наибольшей мере соответствовать интересам каждого индивида».
Джеймс СТЮАРТ
Sir James Denham Steuart, (1713-1780)