Разделы презентаций


Деревянное зодчество Руси на урок

Содержание

Корни народного зодчества следует искать в тех далёких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом – деревня, названная так потому, что все строения в ней были

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 3 Корни народного зодчества следует искать в тех далёких временах, когда

основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом

– деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными
Корни народного зодчества следует искать в тех далёких временах, когда основным строительным материалом было дерево, а самым

Слайд 4 В древности жизни и свободе мирных людей постоянно грозила опасность

нападения пришлых врагов или воинственных соседей. Приходилось защищать свои поселения

крепкими стенами
В древности жизни и свободе мирных людей постоянно грозила опасность нападения пришлых врагов или воинственных соседей. Приходилось

Слайд 5 Деревянные укрепления возводили на земляных валах, высота которых достигала 16

м. Чтобы валы не разрушались, их укрепляли деревянным каркасом. Затем

строили соединённую с каркасом стену - это был тын, который состоял из врытых вплотную друг к другу мощных, заострённых брёвен
Деревянные укрепления возводили на земляных валах, высота которых достигала 16 м. Чтобы валы не разрушались, их укрепляли

Слайд 6Позднее стали строить стену из стоящих рядом деревянных срубов. Срубы

– звенья крепостной стены – назывались «городни», а огороженное поселение

-- городом
Позднее стали строить стену из стоящих рядом деревянных срубов. Срубы – звенья крепостной стены – назывались «городни»,

Слайд 7 Так же сооружались и укрепления монастырей. Постоянная угроза ордынских набегов

заставляла учиться ратному делу. Так сложилась традиция строить монастыри-крепости с

воинами-защитниками, которыми поневоле становилось монастырское братство
Так же сооружались и укрепления монастырей. Постоянная угроза ордынских набегов заставляла учиться ратному делу. Так сложилась традиция

Слайд 8 Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили

их с глубокой древности. Каждый крестьянин был дружен с топором

и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он заботился, чтобы жилище было не только прочным, тёплым, удобным, но ещё, обязательно, и красивым
Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили их с глубокой древности. Каждый крестьянин был

Слайд 9 Дом купца, боярина и даже государя отличался от крестьянской

избы только размерами – количеством клетей – и внутренним убранством

Дом купца, боярина и даже государя отличался от крестьянской избы только размерами – количеством клетей –

Слайд 10 В городах, где место было ограничено, дома, как правило, строили

с большим количеством этажей. Такой дом называли «палатами» или «хоромами»

В городах, где место было ограничено, дома, как правило, строили с большим количеством этажей. Такой дом называли

Слайд 11 Вершина гражданского деревянного зодчества на Руси – царский дворец в

Коломенском

Вершина гражданского деревянного зодчества на Руси – царский дворец в Коломенском

Слайд 12 Русские деревянные храмы, срубленные народными умельцами, легки, радостны, гармоничны, соразмерны

человеку и неповторимы по красоте

Русские деревянные храмы, срубленные народными умельцами, легки, радостны, гармоничны, соразмерны человеку и неповторимы по красоте

Слайд 13 Самые обычные – клетские часовни и церкви. Они состоят из

трёх, поставленных по продольной оси разных по высоте и размерам

прямоугольных срубов (клетей)

Самая древняя из сохранившихся – деревянная клетская церковь Воскрешения Лазаря ХIV в. находится сейчас в музее деревянного зодчества в Кижах

Самые обычные – клетские часовни и церкви. Они состоят из трёх, поставленных по продольной оси разных по

Слайд 14 Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. В основе его

лежит четырёхстенный сруб – четверик, на него поставлен восьмигранный −

восьмерик, а венчает сооружение восьмигранный шатёр с главкой. В старину было принято считать: чем выше здание, тем красивее

Успенская церковь из села Курицко. 1595

Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. В основе его лежит четырёхстенный сруб – четверик, на него

Слайд 15 Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся

кверху частей-клетей, называются в архитектуре ярусными
Церковь Вознесения. Торжок. 1653

Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся кверху частей-клетей, называются в архитектуре яруснымиЦерковь Вознесения.

Слайд 16 Вершиной русского деревянного храмового зодчества были многоглавые храмы. Шедевром среди

них можно считать многоярусную 22-главую Преображенскую церковь Кижского погоста, построенную

в 1714 году на острове Кижи на Онежском озере
Вершиной русского деревянного храмового зодчества были многоглавые храмы. Шедевром среди них можно считать многоярусную 22-главую Преображенскую церковь

Слайд 19План Преображенской церкви в Кижах - крест, образованный стенами

План Преображенской церкви в Кижах - крест, образованный стенами

Слайд 20«Кругла по старине о двадцати стенах»
Структура Преображенской церкви уходит в

глубокое прошлое. Во конце XV века храм такого типа называли

«о двадцати стенах». Что это значит?
«Кругла по старине о двадцати стенах» 		Структура Преображенской церкви уходит в глубокое прошлое. Во конце XV века

Слайд 21Восьмерик - восьмистенный сруб
Преображенский храм состоит из трех поставленных друг

на друга «восьмериков», т.е. восьмигранных, восьмистенных срубов
Нижняя часть храма

окружена вплотную приставленными к ней и направленными по сторонам света прямоугольными объемами - «прирубами». Число внешних и внутренних стен нижнего восьмерика и  прирубов дают в сумме 20
Восьмерик - восьмистенный сруб  Преображенский храм состоит из трех поставленных друг на друга «восьмериков», т.е. восьмигранных,

Слайд 22В основании здания церкви Спаса Преображения заложен восьмигранный сруб - «восьмерик»

с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света

В основании здания церкви Спаса Преображения заложен восьмигранный сруб - «восьмерик» с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света

Слайд 23 На 3/4 его высоты к нижнему,

самому большому восьмерику,
с четырёх сторон примыкают прямоугольные

в плане пристройки -прирубы
На 3/4 его высоты к нижнему,   самому большому восьмерику,   с четырёх

Слайд 24Интерьер церкви Преображения
Мощный восьмигранный сруб, перекрытый подвесным потолком,  дает возможность

сделать церковь высокой и вместительной

Интерьер церкви ПреображенияМощный восьмигранный сруб, перекрытый подвесным потолком,  дает возможность сделать церковь высокой и вместительной

Слайд 25Основной объем увенчан двумя убывающими по ширине малыми восьмериками, нижний

из которых несет четыре главки, а верхний завершается центральной главой


Двухступенчатые прирубы обеспечивают устойчивость и увеличивают объем помещения

а — план;
б — западный фасад;
в — продольный разрез

Основной объем увенчан двумя убывающими по ширине малыми восьмериками, нижний из которых несет четыре главки, а верхний

Слайд 26С запада пристроено крытое крыльцо с двумя маршами – широкое,

высокое, легкое, дающее вход и выход на две стороны

С запада пристроено крытое крыльцо с двумя маршами – широкое, высокое, легкое, дающее вход и выход на

Слайд 27Основная часть храма ярусная: три восьмерика, убывающие в размерах, поставлены

один на другой

Основная часть храма ярусная:  три восьмерика, убывающие в размерах, поставлены один на другой

Слайд 28Устремлённость ввысь подчёркивается и заостренными бочками - фигурными завершениями кровли

Устремлённость ввысь подчёркивается и заостренными бочками - фигурными завершениями кровли

Слайд 29Ступенчатость, пирамидальность создаётся за счёт повышения высоты от двухступенчатых прирубов

к центральным восьмерикам
Каждая ступень заканчивается бочкой

Ступенчатость, пирамидальность создаётся за счёт повышения высоты от двухступенчатых прирубов к центральным восьмерикам Каждая ступень заканчивается бочкой

Слайд 30Купола на барабанах расположены ярусами, которые поднимаются к центральной главе

Купола на барабанах расположены ярусами, которые поднимаются к центральной главе

Слайд 31Ощущение стремительного подъёма достигает предельной силы в ярусах главок

Ощущение стремительного подъёма достигает предельной силы в ярусах главок

Слайд 32 Церковь венчают главы - 22 купола по ярусам: 4+4+8+5 и

1 над алтарем

Церковь венчают главы - 22 купола по ярусам: 4+4+8+5 и 1 над алтарем

Слайд 33 В результате храм превращается в единый шатер высотой

37 метров с четырьмя гранями из главок

В результате храм превращается в единый шатер   высотой 37 метров с четырьмя гранями

Слайд 34Стройный силуэт церкви виден издалека

Стройный силуэт церкви виден издалека

Слайд 35Помимо исключительных художественных достоинств, Преображенская церковь – уникальный памятник строительного

искусства России начала XVIII века
По народной легенде, мастер, создавший этот

храм, промолвил: «Нет, не было и не будет такой…» - и выбросил свой топор в воду
Помимо исключительных художественных достоинств, Преображенская церковь – уникальный памятник строительного искусства России начала XVIII векаПо народной легенде,

Слайд 36По преданию, возвел ее один-единственный мастер Нестор без использования гвоздей

с помощью одного топора и зубила. После окончания постройки талантливый

плотник с удовлетворением осмотрел свое творение и произнес: «Не было, нет и не будет такой». Сказав это, он размахнулся и со всей силы кинул свой топор в воду в знак того, что подобной красоты никто и никогда создать больше не сможет.
По преданию, возвел ее один-единственный мастер Нестор без использования гвоздей с помощью одного топора и зубила. После

Слайд 37Чудо плотницкого ремесла
Бревна для зданий рубили только топором, потому что

при поперечной рубке древесины поры её накрепко забиваются и становятся

недоступными для влаги. “Рубленые” здания сохраняются дольше и лучше
Чудо плотницкого ремеслаБревна для зданий рубили только топором, потому что при поперечной рубке древесины поры её накрепко

Слайд 38Срубы храма сложены в основном способом “в обло”
"Облый" значит

круглый

Срубы храма сложены в основном способом “в обло”

Слайд 39Почему применен такой способ связки сруба ?
В углах сруба остаются

выпуски бревен. Это дает большую устойчивость. Выступающие части бревен хорошо

защищают угол здания от дождя. Ветер такой сруб не продувает. Внутри помещений бывает тепло даже в самые суровые морозы. Так сооружалось большинство деревянных построек. Венцы сруба никогда не соединялись гвоздями
Почему применен такой способ связки сруба ?В углах сруба остаются выпуски бревен. Это дает большую устойчивость. Выступающие

Слайд 40Детали не просто декоративны – они защищают здание от разрушающего

действия осадков. Церковь, которая была открыта для всех ветров, даже

при косом дожде – быстро продувалась и высыхала
Детали не просто декоративны – они защищают здание от разрушающего действия осадков. Церковь, которая была открыта для

Слайд 41Основной восьмигранник представлял собой как бы аэродинамическую трубу, в которой

в зависимости от разницы температуры внутри и снаружи помещения циркулируют

воздушные потоки

Основной восьмигранник представлял собой как бы аэродинамическую трубу, в которой в зависимости от разницы температуры внутри и

Слайд 42Кровля храма имеет разнообразные сложные формы и покрыта лемехом

Кровля храма имеет разнообразные сложные формы и покрыта лемехом

Слайд 43Лемех (от ломить, ломлю) —  тёсаная дощечка для покрытия криволинейной кровли

Лемех (от ломить, ломлю) —  тёсаная дощечка для покрытия криволинейной кровли

Слайд 44Дощечки лемеха вытесывают топором из осины слегка изогнутыми, с зубчатым

окончанием
Чтобы избежать вращения, дощечки прибивают "внахлест", каждую одним кованым четырехгранным

гвоздем
Дощечки лемеха вытесывают топором из осины слегка изогнутыми, с зубчатым окончаниемЧтобы избежать вращения, дощечки прибивают

Слайд 45Осина хорошо противостоит влаге, с ней не уживаются микробы. Со

временем лемех приобретает характерный серебристый блеск

Осина хорошо противостоит влаге, с ней не уживаются микробы. Со временем лемех приобретает характерный серебристый блеск

Слайд 46Легенды Кижей

Легенды Кижей

Слайд 47Наиболее популярная легенда связана с местом возведения храма в 1714

году. По иронии судьбы в это время Петр I рубил

окно в Европу совсем недалеко от Кижей.
Русский флот одержал крупную победу у мыса Гангут, тем самым отодвинув линию фронта Северной войны на территорию Швеции. В честь этого события будто бы и была освящена Преображенская церковь. План ее постройки, по преданию, чертил сам Петр I.
Наиболее популярная легенда связана с местом возведения храма в 1714 году. По иронии судьбы в это время

Слайд 48До сражения при Гангуте Кижский погост неоднократно разорялся шведами. Более

- менее жизнь там  наладилась  лишь в 1617 году, после заключения со

Швецией Столбовского мира. Однако прохождение государственной границы вблизи от Кижей вынудило местное население создать на острове вокруг погоста не сохранившиеся до наших дней крепостные стены с мощными сторожевыми башнями.
До сражения при Гангуте Кижский погост неоднократно разорялся шведами. Более - менее жизнь там  наладилась  лишь в 1617 году,

Слайд 49Легенда утверждает, что место под 22-главую Преображенскую церковь определили Высшие

силы. Трижды плоты с лесом для ее постройки сплавляли по

воде, и трижды они приставали к одному и тому же месту. Там вскоре и заложили деревянный храм.
Легенда утверждает, что место под 22-главую Преображенскую церковь определили Высшие силы. Трижды плоты с лесом для ее

Слайд 50Строилась Преображенская церковь по тому же проекту, что и расположенная

относительно недалеко 18-главая церковь Покрова Богородицы в селе Анхимово, заложенная

на шесть лет раньше, в 1708 году.
Строилась Преображенская церковь по тому же проекту, что и расположенная относительно недалеко 18-главая церковь Покрова Богородицы в

Слайд 51Кижи в живописи

Кижи в живописи

Слайд 52Борис Щербаков Утро в Кижах

Борис Щербаков Утро  в Кижах

Слайд 53Галина Трешкина Кижский мотив

Галина Трешкина  Кижский мотив

Слайд 54Сергей Зверев Кижи

Сергей Зверев Кижи

Слайд 55Детский рисунок Кижи

Детский рисунок Кижи

Слайд 56Детский рисунок Кижи

Детский рисунок  Кижи

Слайд 57 Преображенский собор Кижского погоста –– любимая тема творчества российских

художников Пленэр в Кижах

Преображенский собор Кижского погоста –– любимая тема творчества российских художников Пленэр в Кижах

Слайд 59За последние шестьдесят лет в России было погублено 85% памятников


деревянного зодчества…

За последние шестьдесят лет в России было погублено 85% памятников деревянного зодчества…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика