Слайд 3 Корни народного зодчества следует искать в тех далёких временах, когда
основным строительным материалом было дерево, а самым распространённым населённым пунктом
– деревня, названная так потому, что все строения в ней были деревянными
Слайд 4 В древности жизни и свободе мирных людей постоянно грозила опасность
нападения пришлых врагов или воинственных соседей. Приходилось защищать свои поселения
крепкими стенами
Слайд 5 Деревянные укрепления возводили на земляных валах, высота которых достигала 16
м. Чтобы валы не разрушались, их укрепляли деревянным каркасом. Затем
строили соединённую с каркасом стену - это был тын, который состоял из врытых вплотную друг к другу мощных, заострённых брёвен
Слайд 6Позднее стали строить стену из стоящих рядом деревянных срубов. Срубы
– звенья крепостной стены – назывались «городни», а огороженное поселение
-- городом
Слайд 7 Так же сооружались и укрепления монастырей. Постоянная угроза ордынских набегов
заставляла учиться ратному делу. Так сложилась традиция строить монастыри-крепости с
воинами-защитниками, которыми поневоле становилось монастырское братство
Слайд 8 Мы не знаем гениального изобретателя сруба, знаем лишь, что строили
их с глубокой древности. Каждый крестьянин был дружен с топором
и мог без посторонней помощи за лето поставить сруб будущей избы. И поскольку в душе плотника уживались строитель и художник, он заботился, чтобы жилище было не только прочным, тёплым, удобным, но ещё, обязательно, и красивым
Слайд 9 Дом купца, боярина и даже государя отличался от крестьянской
избы только размерами – количеством клетей – и внутренним убранством
Слайд 10 В городах, где место было ограничено, дома, как правило, строили
с большим количеством этажей. Такой дом называли «палатами» или «хоромами»
Слайд 11 Вершина гражданского деревянного зодчества на Руси – царский дворец в
Коломенском
Слайд 12 Русские деревянные храмы, срубленные народными умельцами, легки, радостны, гармоничны, соразмерны
человеку и неповторимы по красоте
Слайд 13 Самые обычные – клетские часовни и церкви. Они состоят из
трёх, поставленных по продольной оси разных по высоте и размерам
прямоугольных срубов (клетей)
Самая древняя из сохранившихся – деревянная клетская церковь Воскрешения Лазаря ХIV в. находится сейчас в музее деревянного зодчества в Кижах
Слайд 14 Шатровые храмы – это классика русской архитектуры. В основе его
лежит четырёхстенный сруб – четверик, на него поставлен восьмигранный −
восьмерик, а венчает сооружение восьмигранный шатёр с главкой. В старину было принято считать: чем выше здание, тем красивее
Успенская церковь из села Курицко. 1595
Слайд 15 Храмы, состоящие из поставленных друг на друга и постепенно уменьшающихся
кверху частей-клетей, называются в архитектуре ярусными
Церковь Вознесения. Торжок. 1653
Слайд 16 Вершиной русского деревянного храмового зодчества были многоглавые храмы. Шедевром среди
них можно считать многоярусную 22-главую Преображенскую церковь Кижского погоста, построенную
в 1714 году на острове Кижи на Онежском озере
Слайд 19План Преображенской церкви в Кижах - крест, образованный стенами
Слайд 20«Кругла по старине о двадцати стенах»
Структура Преображенской церкви уходит в
глубокое прошлое. Во конце XV века храм такого типа называли
«о двадцати стенах». Что это значит?
Слайд 21Восьмерик -
восьмистенный сруб
Преображенский храм состоит из трех поставленных друг
на друга «восьмериков», т.е. восьмигранных, восьмистенных срубов
Нижняя часть храма
окружена вплотную приставленными к ней и направленными по сторонам света прямоугольными объемами - «прирубами». Число внешних и внутренних стен нижнего восьмерика и прирубов дают в сумме 20
Слайд 22В основании здания церкви Спаса Преображения заложен восьмигранный сруб - «восьмерик»
с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света
Слайд 23 На 3/4 его высоты к нижнему,
самому большому восьмерику,
с четырёх сторон примыкают прямоугольные
в плане пристройки -прирубы
Слайд 24Интерьер церкви Преображения
Мощный восьмигранный сруб, перекрытый подвесным потолком, дает возможность
сделать церковь высокой и вместительной
Слайд 25Основной объем увенчан двумя убывающими по ширине малыми восьмериками, нижний
из которых несет четыре главки, а верхний завершается центральной главой
Двухступенчатые прирубы обеспечивают устойчивость и увеличивают объем помещения
а — план;
б — западный фасад;
в — продольный разрез
Слайд 26С запада пристроено крытое крыльцо с двумя маршами – широкое,
высокое, легкое, дающее вход и выход на две стороны
Слайд 27Основная часть храма ярусная:
три восьмерика, убывающие в размерах, поставлены
один на другой
Слайд 28Устремлённость ввысь подчёркивается и заостренными бочками - фигурными завершениями кровли
Слайд 29Ступенчатость, пирамидальность создаётся за счёт повышения высоты от двухступенчатых прирубов
к центральным восьмерикам
Каждая ступень заканчивается бочкой
Слайд 30Купола на барабанах расположены ярусами, которые поднимаются к центральной главе
Слайд 31Ощущение стремительного подъёма достигает предельной силы в ярусах главок
Слайд 32
Церковь венчают главы - 22 купола по ярусам: 4+4+8+5 и
1 над алтарем
Слайд 33
В результате храм превращается в единый шатер
высотой
37 метров с четырьмя гранями из главок
Слайд 34Стройный силуэт церкви виден издалека
Слайд 35Помимо исключительных художественных достоинств, Преображенская церковь – уникальный памятник строительного
искусства России начала XVIII века
По народной легенде, мастер, создавший этот
храм, промолвил: «Нет, не было и не будет такой…» - и выбросил свой топор в воду
Слайд 36По преданию, возвел ее один-единственный мастер Нестор без использования гвоздей
с помощью одного топора и зубила. После окончания постройки талантливый
плотник с удовлетворением осмотрел свое творение и произнес: «Не было, нет и не будет такой». Сказав это, он размахнулся и со всей силы кинул свой топор в воду в знак того, что подобной красоты никто и никогда создать больше не сможет.
Слайд 37Чудо плотницкого ремесла
Бревна для зданий рубили только топором, потому что
при поперечной рубке древесины поры её накрепко забиваются и становятся
недоступными для влаги. “Рубленые” здания сохраняются дольше и лучше
Слайд 38Срубы храма сложены в основном способом “в обло”
"Облый" значит
круглый
Слайд 39Почему применен такой способ связки сруба ?
В углах сруба остаются
выпуски бревен. Это дает большую устойчивость. Выступающие части бревен хорошо
защищают угол здания от дождя. Ветер такой сруб не продувает. Внутри помещений бывает тепло даже в самые суровые морозы. Так сооружалось большинство деревянных построек. Венцы сруба никогда не соединялись гвоздями
Слайд 40Детали не просто декоративны – они защищают здание от разрушающего
действия осадков. Церковь, которая была открыта для всех ветров, даже
при косом дожде – быстро продувалась и высыхала
Слайд 41Основной восьмигранник представлял собой как бы аэродинамическую трубу, в которой
в зависимости от разницы температуры внутри и снаружи помещения циркулируют
воздушные потоки
Слайд 42Кровля храма имеет разнообразные сложные формы и покрыта лемехом
Слайд 43Лемех (от ломить, ломлю) — тёсаная дощечка для покрытия криволинейной кровли
Слайд 44Дощечки лемеха вытесывают топором из осины слегка изогнутыми, с зубчатым
окончанием
Чтобы избежать вращения, дощечки прибивают "внахлест", каждую одним кованым четырехгранным
гвоздем
Слайд 45Осина хорошо противостоит влаге, с ней не уживаются микробы. Со
временем лемех приобретает характерный серебристый блеск
Слайд 47Наиболее популярная легенда связана с местом возведения храма в 1714
году. По иронии судьбы в это время Петр I рубил
окно в Европу совсем недалеко от Кижей.
Русский флот одержал крупную победу у мыса Гангут, тем самым отодвинув линию фронта Северной войны на территорию Швеции. В честь этого события будто бы и была освящена Преображенская церковь. План ее постройки, по преданию, чертил сам Петр I.
Слайд 48До сражения при Гангуте Кижский погост неоднократно разорялся шведами. Более
- менее жизнь там наладилась лишь в 1617 году, после заключения со
Швецией Столбовского мира. Однако прохождение государственной границы вблизи от Кижей вынудило местное население создать на острове вокруг погоста не сохранившиеся до наших дней крепостные стены с мощными сторожевыми башнями.
Слайд 49Легенда утверждает, что место под 22-главую Преображенскую церковь определили Высшие
силы. Трижды плоты с лесом для ее постройки сплавляли по
воде, и трижды они приставали к одному и тому же месту. Там вскоре и заложили деревянный храм.
Слайд 50Строилась Преображенская церковь по тому же проекту, что и расположенная
относительно недалеко 18-главая церковь Покрова Богородицы в селе Анхимово, заложенная
на шесть лет раньше, в 1708 году.
Слайд 57
Преображенский собор Кижского погоста –– любимая тема творчества российских
художников Пленэр в Кижах
Слайд 59За последние шестьдесят лет в России было погублено 85% памятников
деревянного зодчества…