Слайд 11Задание 1
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.
Казалось(1) что кто-то тихо вздыхал среди глубокой(2) холодной ночи(3)
и клубы пара(4) вылетавшие из гигантской груди(5) бесшумно проносились по небу от края(6) и затем тихо угасали в глубокой синеве.
Слайд 12Задание 2
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.
И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в
Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины (7) отдавших свои жизни за то (8) чтобы сегодня мы жили в мире.
Слайд 13Задание 3
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.
За 75 лет(1) прошедших после гибели парохода «Челюскин»(2) и
спасения всех (3)оказавшихся на льду людей(4) в печати появились десятки статей(5) легенд(6) фантастических и псевдонаучных публикаций(7) посвященных подготовке и ходу выполнения этого необычного (8)по тем временам рейса.
Слайд 14Задание 4
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.
В раскопках под Новгородом(1) которые велись в продолжение десяти
лет(2) были найдены сверхинтересные(3) берестяные грамоты(4) свидетельствующие о том(5) что восточные славяне обладали сравнительно высоким уровнем письма(6) подтверждая тем самым факт(7) что Русь была страной(8) высокой и прекрасной письменной культуры.
Слайд 15Задание 5
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны
стоять запятые.
Однажды(1) возвращаясь из Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3)
где под корнями дубов(4) вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.
Слайд 16Ответами к заданиям 2 – 8 являются слово (несколько слов),
цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в
тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.
(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.
2. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.
2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами.
4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.
Слайд 173. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на
месте которых в предложении должны стоять запятые.
Лабиринты Заяцкого острова (1)
настоящая загадка Соловецкого архипелага. Это невысокие сооружения (2) выложенные в виде спирали из мелких булыжников (3) и (4) имеющие один вход (5) и выход. Над загадкой острова учёные бьются с начала XX века (6) однако (7) единого мнения о происхождении этих лабиринтов до сих пор не существует. Тайна (8) завесу которой пока никто не может приподнять (9) манит к себе большое количество туристов.
Слайд 184. Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «жизнь моря», построенное на основе управления,
синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 195. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение
написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении
без ударения пишется приставка НЕ-.
2) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.
3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.
4) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.
5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.
Слайд 20Прочтите текст и выполните задания 6 – 9.
(1)Весной 1942 года
по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и
Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р. А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
Слайд 21(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров
ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет,
ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.
(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час...», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.
(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных... (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады...
Слайд 22(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные
кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям
выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.
(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.
(По Л. Овчинниковой)*
* Л. Овчинникова – современная российская писательница.
Слайд 236. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите
номера ответов.
1) Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А.
Варшавской собрать детей во Дворце пионеров.
2) Рая Иванова поступила в ремесленное училище.
3) Во время войны, в мае 1942 года, во Дворце пионеров работал только кружок рисования.
4) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
5) Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.
Слайд 247. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности
речи является метафора.
1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно
шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
2) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.
3) В каждый дом ворвалось горе.
4) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.
5) Впереди было ещё почти два года блокады...
8. Лексический анализ. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.