Слайд 1Кафедра неврологии и нейрохирургии
с курсом медицинской реабилитации
ЛЕКЦИЯ №2
Современная концепция
последствий болезни
Слайд 2Три уровня воздействия болезни на организм человека
последствия на
органном уровне морфофункциональные изменения со стороны отдельных органов или
систем («нарушения» или «дефект»);
последствия на организменном уровне или ограничение жизнедеятельности нарушение интегративных функций целостного организма или его способностей (к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению, обучению, труду), позволяющих индивидууму адаптироваться к окружающей среде и не зависеть от посторонних лиц;
последствия на социальном уровне социальная недостаточность или дезадаптация (невозможность выполнения общественной роли, определяемой возрастом, воспитанием, образованием, профессией и конкретными условиями среды).
Слайд 3Номенклатура нарушений:
1. Умственные психические нарушения.
2. Другие психологические нарушения.
3. Языковые и
речевые нарушения.
4. Слуховые или ушные слуховые и вестибулярные нарушения.
5. Зрительные
нарушения.
6. Висцеральные нарушения.
7. Локомоторные (костно-мышечно-суставная система) или двигательные нарушения.
8. Уродующие нарушения.
9. Общие нарушения (сенсорные).
Слайд 4Ограничение жизнедеятельности —
любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности
осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека
данного возраста. Ограничение жизнедеятельности представляет собой объективное выражение нарушения и в этом качестве отражает расстройство на уровне личности.
Слайд 5Первые последствия болезни проявляются морфологическими изменениями, приводящими к нарушению функции
одного или нескольких органов и систем.
В классификации они обозначаются как
нарушения (дефект) и представляют собой материализацию болезни (патологического процесса) на органном уровне.
Слайд 6 «Функциональный класс» ФК
По шкале ФК могут
ранжироваться:
- состояние функции (при ИБС ФК характеризует
состояние коронарного кровообращения);
- или другого физиологического параметра, например, физической работоспособности (высокая или низкая).
Слайд 7 Шкала «ФК» 5-балльная:
ФК-0 нормальное состояние параметра;
ФК-1 легкое
нарушение функции (от 1 до 25%);
ФК-2 умеренное (от 26 до 50%);
ФК-3 значительное (от 51 до 75%);
ФК-4 резко выраженное
(от 76 до 100%).
Слайд 8По шкале ФК могут быть ранжированы:
степень нарушения функции (в %);
состояние
жизнедеятельности.
ФК-0:
- нет нарушения функций или ограничения жизнедеятельности;
- социальная недостаточность отсутствует, человек трудоспособен.
Слайд 10ФК-1:
- а) легкие нарушения функций (не более, чем на 25%),
не отражающиеся или влияющие незначительно на жизнедеятельность и не вызывающие
социальную недостаточность;
б) более выраженные нарушения, которые с помощью медико-технических средств компенсируются полностью или до степени легких нарушений;
- выявленные нарушения функции могут приводить к легкому ограничению жизнедеятельности, при этом пациент может быть трудоустроен по линии ВКК.
ФК-2:
- а) умеренное нарушение функций
(от 25 до 50%), не компенсируемое с помощью вспомогательных средств;
б) более значительное нарушение, частично компенсируемое до умеренной степени;
- ограничение жизнедеятельности выражены в умеренно степени.
Трудоустройство через ВКК или
III группа инвалидности.
ФК-3:
-
выраженное нарушение функции (от 51 до 75%), не компенсируемое или слабо компенсируемое;
- значительное ограничение жизнедеятельности.
Чаще инвалиды, II группа.
Пациент может работать в специально созданных условиях.
Слайд 13ФК-4:
- а) резко выраженное нарушение функции (свыше 75%), не
компенсируемое;
б) полное (до 100%) нарушение функции;
- резко выраженное
ограничение жизнедеятельности или полное ограничение в одной или нескольких сферах.
Инвалиды, I группа.
Пациент может работать в специально созданных условиях.
Слайд 14 Ограничение жизнедеятельности характеризуется чрезмерностью или недостаточностью выполнения привычной
деятельности. Оно может быть временным или постоянным, обратимым или необратимым,
прогрессирующим или регрессивным.
Ограничения жизнедеятельности может возникать как прямое следствие на физическое, сенсорное или другое нарушение или же как реакция индивида, особенно психологическая.
Слайд 15Номенклатура ограничений жизнедеятельности:
1. Мобильность (способность к передвижению).
2. Самообслуживание.
3. Ориентация.
4. Общение.
5.
Контроль за своим поведением (или способность адекватно вести себя).
6. Способность
к обучению.
7. Способность к труду.
Слайд 16 Измерителями социальной недостаточности являются
критерии «выживания»:
1. Ориентация в окружающей
среде.
2. Физическая независимость.
3. Мобильность.
4. Общение (социальная интеграция).
5. Занятия.
6. Экономическая независимость.
Слайд 17 Передвижение способность эффективно передвигаться в своем
окружении, обеспечивающее мобильность человека.
Способность к передвижению может
быть расширена и компенсирована за счет использования транспортных средств, протезов и других вспомогательных устройств.
Слайд 18Для оценки передвижения используются следующие параметры:
1. Расстояние, на которое больной
может передвигаться (отправная точка постель).
2. Темп передвижения и характер
походки (нормальная, измененная).
3. Возможность использования медико-технических средств для компенсации нарушений передвижения.
4. Необходимость посторонней помощи при передвижении.
5. Возможность использования транспорта (общественного и личного).
Слайд 19 Самообслуживание способность ухаживать за собой, самостоятельно справляться с основными
потребностями, обеспечивать эффективное независимое существование в окружающей среде без помощи
других лиц физическая независимость.
Ориентация способность человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, воспринимать и анализировать ее состояние и соответственно реагировать на ее изменения.
Слайд 20 Общение способность человека устанавливать контакты с другими людьми и
поддерживать привычные общественные взаимоотношения.
Способность к обучению способность воспринимать,
усваивать и накапливать передаваемые знания, формировать опыт, умения и навыки. Способность к обучению одна из важнейших интегративных форм жизнедеятельности.
Слайд 21 Контроль поведения или способности адекватно вести себя касается нарушения умственных
(психических) и психологических функций. Это специфический для психиатрической службы критерий.
Поскольку социальная недостаточность, прямо связанная с ограничением способности адекватного поведения, не выделена, этот критерий здесь не рассматривается.
Способность к труду (трудоспособность) критерии оценки трудоспособности много лет используемые в экспертной практике, сохраняют свое значение в медико-социальной экспертизе и реабилитации и легко могут быть ранжированы по ФК.
Слайд 22 Социальная недостаточность (социальная дезадаптация) неспособность больного человека (вытекающая из
нарушения функций и ограничения жизнедеятельности) выполнять обычную для его положения
роль в жизни (в зависимости от возраста, пола и социального положения). Следствием ее является нарушение возможности интеграции в общество.
Слайд 23 Характеристика степени социальной недостаточности требует специальной оценки по каждому критерию
(передвижение, самообслуживание, ориентация, контроль своего поведения, общение, обучение, трудоспособность).
Слайд 24 Инвалидность
любое ограничение
или отсутствие в результате дефекта способности осуществлять ту или иную
деятельность таким образом или в таких рамках, которые считаются нормальными для человека.
Слайд 25 Классификация основных
инвалидизирующих нарушений:
Умственные сопровождаются нарушением интеллекта, памяти,
инертностью процессов, недостаточной концентрацией внимания.
Психологические личностные особенности: некоммуникабельность, застенчивость, малословие.
Речевые нарушение речи: афазия (моторная, сенсорная, сенсомоторная или тотальная, амнестическая), дизартрия, заикание, немота.
Слуховые вызывают нарушение ориентации, обучения, контроля за своим поведением.
Слайд 26 Зрительные те же, что и слуховые,
а также нарушения передвижения и самообслуживания.
Висцеральные нарушения.
1. Сердечно-сосудистые
заболевания.
2. Патология дыхания.
3. Желудочно-кишечного тракта.
4. Печени.
5. Эндокринной системы.
6. Обмена веществ.
Локомоторные нарушения.
1. Костно-мышечной системы.
2. Нервной системы.
3. Сердечно-сосудистой системы.
Уродующие нарушения.
Прочие нарушения.
Слайд 27Причины инвалидности:
1. Общее заболевание, травма.
2. Трудовое увечье.
3. Профессиональное заболевание.
4. Инвалидность
с детства.
5. Инвалидность с детства, связанная с боевыми действиями в
период Великой Отечественной войны.
6. Ранение, контузия, травма, увечье, заболевание, связанное с пребыванием на фронте.
Слайд 287. Ранение, контузия, травма, увечье, заболевание, связанное с пребыванием в
партизанском отряде.
8. Ранение, контузия, травма, увечье, полученное в период прохождения
военной службы.
9. Заболевание, полученное в период прохождения военной службы.
10. Заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.
11. Ранение, контузия, увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы и вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Слайд 29Варианты развития инвалидности
I вариант. Острое проявление инвалидности
последствия острых заболеваний, травмы или обострение хронических заболеваний с прогрессирующим,
регрессирующим или хроническим, вялотекущим процессом.
Выделяют две фазы (стадии):
*ранняя лечебно-реабилитационная;
*поздняя лечебно-реабилитационная.
II вариант: хронический, медленный, постепенный.
Выделяют три фазы (стадии):
1. ранняя;
2. поздняя;
3. стадия реабилитации инвалида.
Слайд 30 Расчет инвалидности
это отношение признанных инвалидов к населению трудоспособного
возраста (на 10 тыс. населения).
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности
устанавливается первая, вторая или третья группа инвалидности.
Слайд 31 Основанием для установления первой группы инвалидности является
резкое ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, врожденными дефектами, приводящими
к резко выраженной социальной дезадаптации, вследствие невозможности обучения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, передвижения, самообслуживания, участия в трудовой деятельности, если указанные нарушения вызывают нуждаемость в постоянном постороннем уходе и помощи.
Слайд 32 Основаниями для установления второй группы инвалидности являются:
*
значительное ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, врожденными дефектами, не
требующими постоянного постороннего ухода и помощи;
* выраженная социальная дезадаптация вследствие резко выраженного затруднения обучения, общения, ориентации, контроля за своим поведением, передвижения, самообслуживания, участие в трудовой деятельности (возможно выполнение труда в специально созданных условиях) или невозможности трудовой деятельности;
* тяжелые анатомические дефекты.
Слайд 33 Основанием для установления третьей группы инвалидности являются:
*
выраженное ограничение жизнедеятельности, обусловленное заболеваниями, последствиями травм, врожденными дефектами.
* значительное
снижение возможности социальной адаптации вследствие выраженного затруднения обучения, общения, передвижения, участия в трудовой деятельности.
группа
определяется вследствие:
* значительного уменьшения
объема трудовой деятельности;
* снижении или потери квалификации;
* затруднения выполнения профессионального труда вследствие анатомического дефекта.