Слайд 1История эротической культуры
Автор курса:
Вероника Валерьевна Беркутова
Восточно-Европейский институт психоанализа
2018
Слайд 2Мазаччо, «Изгнание из рая» (1426—1427).
Слайд 3«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему; он пасет между
лилиями» (Песня Песней 2:16);
«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты
прекрасна! глаза твои голубиные под кудрями твоими; волосы твои — как стадо коз, сходящих с горы Галаадской; зубы твои — как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними; как лента алая губы твои, и уста твои любезны; как половинки гранатового яблока — ланиты твои под кудрями твоими; шея твоя — как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем — все щиты сильных; два сосца твои — как двойни молодой серны, пасущиеся между лилиями» (Песня Песней 4:1-5).
Слайд 4«О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как
много ласки твои лучше вина, и благовоние мастей твоих лучше
всех ароматов!» (Песня Песней 4:10);
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный» (Песня Песней 8:6).
Слайд 5Марк Шагал, «Песнь Песней II» (1957).
Слайд 6Эдвард Мунк, «Мадонна» (1894).
Слайд 7ГИЛЬЕМ ДЕ КАБЕСТАНЬ
(поэзия трубадуров)
Я сердцем таю,
Забыв весь мир порой,
Воображаю
Вас, Донна,
пред собой.
Стихи слагаю
Я только вам одной,
Изнемогаю,
Томим своей мечтой.
Как от любви
бежать?
Где б ни укрылся, глядь,
Любовь уже опять
Мной овладеть готова.
Отверженный сурово,
Вновь стану воспевать
Ваш нрав, красу и стать.
Я почитаю
Любви завет святой,
Не уступаю
Я прихоти пустой,
О вас мечтаю,
Не нужно мне другой.
И счастье знаю,
И одержим тоской.
О Донна, вам под стать
На свете не сыскать!
Так мог ли вам давать
Я клятвы суеслова!
Нет, не забыть былого,
И невозможно снять
С себя любви печать.
Слайд 8Жан-Огюст-Доминик Энгр, «Джанчотто настигает Паоло и Франческу» (1819).
Слайд 9Пояс верности из книги «Сила в войне» — «Bellifortis» (1405).
Слайд 10Гобелен «Предложение сердца». Аррас (ок. 1410).
Слайд 11Иероним Босх, триптих «Сад земных наслаждений» — фрагмент (ок. 1500).
Слайд 12Жан Фуке, «Богоматерь с младенцем»
(ок. 1450).
Слайд 13«Роман о Розе» (1493)
Гийом де Лоррис и Жан де Мён
Мне
шёл тогда двадцатый год:
Амур в ту пору дань берёт
Со всех. Однажды в час ночной
Я спал, как будто бы хмельной,
Так крепко, что во сне был явлен
Мне мир иной, и им оставлен
В душе моей глубокий след, —
Сон сбылся через много лет.
Картин небесных череда
Передо мной прошла тогда.
Для вас хочу я сон тот вспомнить,
Чтоб радостью сердца наполнить. —
Ведь сам Амур мне приказал,
Чтоб я в романе рассказал,
Что видел. Ваш черед просить
Его названье огласить:
Роман о Розе вы прочтёте,
Любви искусство всё найдёте.
А ту, которой в первый раз
Я посвящаю свой рассказ,
Прошу принять его как есть,
Ей послужить сочту за честь,
Ей нет воистину цены, —
Её мы Розой звать должны.
Слайд 14«Декамерон» (1352)
Джованни Боккаччо
День третий, новелла шестая
Риччьярдо Минутоло любит жену Филиппелло
Фигинольфи; узнав, что она ревнива, он, рассказав ей, что Филиппелло
на следующий день назначил свидание в бане его жене, устраивает так, что сама дама отправляется туда и, воображая, что была с мужем, узнает, что отдалась Риччьярдо.
Слайд 16Русские пословицы и поговорки:
«Дородна сласть — четыре ноги вместе скласть»
«Спать
двоим — быть и третьему»
«Стыдиться жены — не видать детей»
«Корову
ты держишь, а люди молоко болтают»
«Пеши ходят, в руках плеши носят»
Слайд 17Реконструкция лубка XVII в. «Баба Яга едет с крокодилом драться».
Надпись на лубке: «Баба-Яга едет с Крокодилом драться на свинье
с пестом да у них же под кустом скляница с вином».
Слайд 19Питер Брейгель Старший, «Триумф смерти» — фрагмент (1562).
Слайд 20Жан Табуро «Оркезография» (1589)
«Танцы — это средство определить, здоровы ли
влюбленные и готовы ли к вступлению в брак; по окончании
танца партнерам дозволено целовать своих возлюбленных, так что они могут обонять друг друга и таким образом убедиться, что у них свежее дыхание; из этой и других возможностей, возникающих во время танца, ясно, что для надлежащего упорядочения общества чрезвычайно необходимо танцевать».
Слайд 21Карта страны Нежности из романа «Клелия».
Слайд 22Леонардо да Винчи, «Иоанн Креститель» (1514—1516).
Слайд 23Копия с утраченной картины Микеланджело Буонаротти «Леда и лебедь» (ок.
1530).
Слайд 24Маркантонио Раймонди, «Поза № 1». Британский музей.
Слайд 25Франческо Петрарка, сонеты из цикла «На жизнь Мадонны Лауры» (начало
XIV в.)
Есть существа, которые глядят
На солнце прямо, глаз не закрывая;
Другие,
только к ночи оживая,
От света дня оберегают взгляд
И есть еще такие, что летят
В огонь, от блеска обезумевая:
Несчастных страсть погубит роковая;
Себя недаром ставлю с ними в ряд.
Красою этой дамы ослепленный,
Я в тень не прячусь, лишь ее замечу,
Не жажду, чтоб скорее ночь пришла.
Слезится взор, однако ей навстречу
Я устремляюсь, как завороженный,
Чтобы в лучах ее сгореть дотла.
Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и придел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрёк меня неволе.
Благословляю сладость первой боли,
И стрел целенаправленный полёт,
И лук, что эти стрелы в сердце шлёт,
Искусного стрелка послушен воле.
Благословляю имя из имён
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.
Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои — её владенья.
Слайд 26М. Сервантес «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605), характеристика Дульсинеи:
«…её
волосы — золото, чело — Елисейские поля, брови — радуги небесные, очи её —
два солнца, ланиты — розы, уста — кораллы, жемчуг — зубы её, алебастр — её шея, мрамор — перси» (Дон Кихот)
«Могу сказать, что барру она мечет не хуже самого здоровенного парня изо всей нашей деревни. Девка ой-ой-ой, с ней не шути, и швея, и жница, и в дуду игрица, и за себя постоять мастерица, и любой странствующий или только ещё собирающийся странствовать рыцарь, коли она согласится стать его возлюбленной, будет за ней, как за каменной стеной. А уж глотка, мать честная, а уж голосина!» (Санчо Панса)