Разделы презентаций


ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Содержание

План лекцииПроблема периодизации в науке.Эволюция от мифологии к рациональному знанию. Натурфилософия. Аристотель. Утверждение научного метода и первая научная революция. Формирование методологии.Классическое естествознание. И. Ньютон. Вторая научная революция.Триумф и кризис классической физики.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Слайд 2План лекции

Проблема периодизации в науке.
Эволюция от мифологии к рациональному знанию.

Натурфилософия. Аристотель.
Утверждение научного метода и первая научная революция. Формирование

методологии.
Классическое естествознание. И. Ньютон. Вторая научная революция.
Триумф и кризис классической физики.

2

План лекцииПроблема периодизации в науке.Эволюция от мифологии к рациональному знанию. Натурфилософия. Аристотель. Утверждение научного метода и первая

Слайд 4Концептуальный подход,

но: многие концепции остаются нереализованными в течение длительного периода, не определяют эволюции науки.

Деление по общественно-экономическим формациям, но: развитие науки (особенно естествознания) не связано напрямую с общественно-экономическими формациями.

Хронологический подход, но: неравномерность развития различных наук и разделов науки..

4

Концептуальный подход,

Слайд 5История науки как реализация исследовательских программ,

но:

сохраняется и углубляется барьер между различными подходами в науке; завершение программ вследствие их ограниченности создает проблему «создания» новых программ.

5

История науки как реализация исследовательских программ,

Слайд 8Предпосылки формирования мифологической картины мира (КМД):

1) отрывочность объективных знаний; 2) отсутствие методологии познания; 3) передача информации – в устной, образной форме; 4) анимализация окружающего мира.

3. Натурфилософия (VI –IV вв до н. э ) – преимущественно умозрительное исследование природы, рассматриваемой как единое целое.
Идея познаваемости мира, приоритет рационального знания, основные естественнонаучные идеи как прообразы естественнонаучных концепций.

8

Предпосылки формирования мифологической картины мира (КМД):

Слайд 10Идея единой материальной первоосновы: окружающего мира: вода (Фалес Милетский, VII-VI

вв. до н.э.); апейрон (Анаксимандр, VI в.); огонь (Гераклит, V-IV

вв. до н. э. ). В XX в. идея возрождена в образе преонов – наименьшей структурной единице вещества.

2. Идея атомизма (дискретности материи): Левкипп (V в. до н.э.); Демокрит (V-IV вв. до н. э); Эпикур (IV-III вв. до н. э.). По Демокриту, все состоит из неделимых атомов и пустоты ; все определяется различием, числом и порядком атомов. Идея атомизма дала начало атомистической исследовательской программе.

10

Идея единой материальной первоосновы: окружающего мира: вода (Фалес Милетский, VII-VI вв. до н.э.); апейрон (Анаксимандр, VI в.);

Слайд 113. Идея непрерывности:

По Аристотелю (IV вв. до н. э.), мир – непрерывная бесконечная субстанция, находящаяся в непрерывном движении. Идея непрерывности дала начало континуальной исследовательской программе.

4. Идея причинности: Демокрит, Аристотель и др. – каждое событие имеет свою причину. Идея причинности явилась прообразом концепции детерминизма.

5. Космологические идеи: Аристотель – автор идеи геоцентризма, Аристарх Самосский (III в. до н. э.) – автор идеи гелиоцентризма.

11

3. Идея непрерывности:

Слайд 12АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг до н. э.)
Первый систематизатор

в науке (описал 454 вида животных, дал

их классификацию, придал четкую форму идее о 4 –х элементах и 4-х стихиях), он первым использовал мысленный эксперимент, автор идеи непрерывности, положившей начало континуальной исследовательской программе

12

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг до н. э.)   Первый систематизатор    в науке (описал 454

Слайд 13СТРОЕНИЕ МАТЕРИИ ПО АРИСТОТЕЛЮ
13

СТРОЕНИЕ МАТЕРИИ ПО АРИСТОТЕЛЮ13

Слайд 14«ДОКАЗАТЕЛЬСТВО» ГЕОЦЕНТРИЗМА (по Аристотелю)
Аристотель:

Все тяжелые тела в любой точке Земли

при ненасильственном движении стремятся к центру Земли, следовательно, Земля неподвижна и является центром Вселенной

14

«ДОКАЗАТЕЛЬСТВО» ГЕОЦЕНТРИЗМА (по Аристотелю)Аристотель:          Все тяжелые тела в

Слайд 15ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАТУРФИЛОСОФИИ
1. Знания имели нерасчлененный,

недифференцированный характер.

2. Выводы строились на основе умозрительных заключений. 3. Практически отсутствовала связь с математикой. 4. Отсутствовала связь с практикой. 5. Имела место крайняя неравномерность уровня знаний в различных науках. 6. Знания нередко представляли собой конгломерат рационального знания и мифологии.

15

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАТУРФИЛОСОФИИ1. Знания имели нерасчлененный,       недифференцированный характер.

Слайд 16ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ
1. Создана система рациональных знаний.

2. Выдвинуто множество идей, многие из которых стали прообразами естественнонаучных концепций: - идея познаваемости природы; - идея первичной субстанции; - идея причинности; - идея дискретности; - идея непрерывности; - идеи геоцентризма и гелиоцентризма. 3. Созданы целостные учения (например, Аристотелем).

16

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ИТОГИ НАТУРФИЛОСОФИИ1. Создана система рациональных знаний.

Слайд 183. НАУЧНЫЙ МЕТОД . ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ
Средневековое естествознание:

- в основном, религиозное содержание; - эзотерический характер; - авторитарный характер; - дифференциация наук (например, механика); - осознание связи науки с практикой (прежде всего, взвешивание); - осознание связи науки с математикой; - первые высшие учебные заведения.

18

3. НАУЧНЫЙ МЕТОД . ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИСредневековое естествознание:

Слайд 20Николай Коперник (1473 – 1543 гг)
В своем труде «Об обращении

небесных сфер» утвердил научный метод, обосновав гелиоцентрическую систему мира.

Гелиоцентризм Н. Коперника означал переворот в миропони- мании, удар по религиозному, догматическому образу мышления.

Произошла первая научная революция!

20

Николай Коперник (1473 – 1543 гг)В своем труде «Об обращении небесных сфер» утвердил научный метод, обосновав гелиоцентрическую

Слайд 21ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ
21

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ21

Слайд 233. Симон Стевин (ХVII в.) использовал метод мысленного эксперимента (в

частности, в доказательстве закона Архимеда);

4. Рене Декарт (XVII в.) провозгласил метод дедукции в качестве основного метода; основоположник теоретического метода в физике;
5. Галилео Галилей (XVII в.) провозгласил и обосновал экспериментальный метод; основоположник экспериментальной физики.

23

3. Симон Стевин (ХVII в.) использовал метод мысленного эксперимента (в частности, в доказательстве закона Архимеда);

Слайд 24Галилео Галилей (1564 – 1642 гг.)
Основоположник экспериментальной физики. провел фундаментальные

исследования в области механики, утвердив тем самым экспериментальный метод. Первый

ученый, применявший комплекс методов для получения результата: наблюдение, измерение, мысленный эксперимент, математическая обработка результатов эксперимента.

24

Галилео Галилей (1564 – 1642 гг.)Основоположник экспериментальной физики. провел фундаментальные исследования в области механики, утвердив тем самым

Слайд 254. КЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Наука в середине XVII века:

- первые сообщества ученых: 1645 г. - кружок любителей естествознания, в Лондоне, с 1660 – Лондонское королевское общество; 1657 г. – Флорентийская, академия наук; 1666 – Парижская академия наук; - первые научные издания: 1665 – труды Лондонского Королевского общества; 1682 – научный журнал Acta Eroditorum в Лейпциге; - осознание и реализация связи науки с практикой; - использование математики (количественных отношений) в научных исследованиях.

25

4. КЛАССИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕНаука в середине XVII века:

Слайд 26химия:

1661 - Р.Бойль: основная задача химии – поиск новых элементов. биология: 1543 – Везалий: «О строении человеческого тела»; 1553 – М. Сервет открыл малый круг кровообращения; 1628 – У. Гарвей: физиологические исследования на основе количественных измерений. физика (механика): 1543 – Коперник: «Об обращении небесных сфер»; 1609 – 19 – Кеплер: законы движения планет; 1-я пол. XVII в. - Галилей: эксперимент. метод; 1640-е – Декарт: теоретический метод.

26

химия:

Слайд 31Основные черты

классического естествознания
1. Дифференциация

и математизация наук:

31

Основные черты

Слайд 322. Утверждение в научных исследованиях методологии Ньютона:
1. Метод принципов (законов);

примеры: законы борьбы за существование, периодический закон химических элементов, закон

Ома. 2. Метод аналогий; пример: закон всемирного тяготения F = (km1m2)/r2 (1687) и закон Кулона F = (kq1q2)/r2 (1789).

3. Разграничение теоретических и прикладных наук:

32

2. Утверждение в научных исследованиях методологии Ньютона:1. Метод принципов (законов); примеры: законы борьбы за существование, периодический закон

Слайд 335. ТРИУМФ И КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ
XIX век – период триумфа

классического естествознания:

- утвердилась первая ЕНКМ – механическая картина мира; -открыт закон сохранения энергии; - создана равновесная термодинамика; - создана классическая электродинамика; - создана теория электромагнитного поля, утвердилась ЭМКМ; - создано эволюционное учение в биологии; - открыт периодический закон химических элементов.

33

5. ТРИУМФ И КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЗИКИXIX век – период триумфа классического естествознания:

Слайд 34Закон сохранения энергии
Энергия не исчезает и не возникает из ничего,

но переходит из одного вида в другой в эквивалентных количествах.


34

Закон сохранения энергииЭнергия не исчезает и не возникает из ничего, но переходит из одного вида в другой

Слайд 35Второе начало термодинамики
Энтропия изолированной системы не убывает .
Все виды энергии

могут превращаться в тепловую энергию полностью, в то время как

тепловая энергия не превращается полностью в другие виды энергии.

35

Второе начало термодинамикиЭнтропия изолированной системы не убывает .Все виды энергии могут превращаться в тепловую энергию полностью, в

Слайд 36Теория электромагнитного поля
Существует единое электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве

в виде электромагнитных волн со скоростью света.

Максимальная скорость – это скорость света в вакууме.

Утвердилась электромагнитная картина мира, характерным звеном которой явилась концепция близкодействия .

36

Теория электромагнитного поля Существует единое электромагнитное поле, распространяющееся в пространстве в виде электромагнитных волн со скоростью света.

Слайд 37Биологический вид есть результат естественного отбора. В основе механизма естественного

отбора лежит борьба за существование. Человек как биологический вид произошел

от общего с человекоообразными обезьянами предка.

Эволюционная теория в биологии

Впервые в истории биологии создана фундаментальная теория.

37

Биологический вид есть результат естественного отбора. В основе механизма естественного отбора лежит борьба за существование. Человек как

Слайд 38Периодический закон химических элементов
Впервые в истории химии создана фундаментальная

теория, обладающая предсказательностью.
С увеличением атомного веса химические и физические свойства

элементов строго периодически изменяются. Свойства неизвестного элемента можно определить через свойства известных элементов, исходя из периодического закона.

38

Периодический закон химических элементов Впервые в истории химии создана фундаментальная теория, обладающая предсказательностью.С увеличением атомного веса химические

Слайд 40Кризис классической физики:
1. «Ультрафиолетовая катастрофа» - резкое расхождение теории

теплового излучения с экспериментом в области высоких частот.

2. Линейчатые спектры газов. 3. Фотоэффект. 4. Рентгеновское излучение. 5. Противоречие теории Максвелла и теории Ньютона при описании процессов в различных системах отсчета.

40

Кризис классической физики: 1. «Ультрафиолетовая катастрофа» - резкое расхождение теории теплового излучения с экспериментом в области высоких

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика