Северин Боэций
Пьер Абеляр
Аристотель
Порфирий
Универсалии – это общие понятия, но
следует помнить, что слово «общее»
употребляется в разных смыслах.
Универсалии
не следует путать
с собирательными понятиями, такими
как «сотня», «толпа», «стадо», «полк»,
«человечество».
Универсалия «лошадь»
относится не к табуну,
а к виду животных.
Не относится она
и к лошади, находящейся
в совместном пользовании.
Истоки проблемы
Амбивалентная концепция Аристотеля
Лошадь (вид)
Человек (вид)
Истоки проблемы
Амбивалентная концепция Аристотеля
Аристотель.
«Категории».
Истоки проблемы
Амбивалентная концепция Аристотеля
Аристотель.
«Категории».
Истоки проблемы
Амбивалентная концепция Аристотеля
Аристотель.
«Категории».
Истоки проблемы
Амбивалентная концепция Аристотеля
Порфирий.
«Введение к “Категориям” Аристотеля».
Истоки проблемы
Амбивалентная концепция Аристотеля
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Логические трудности
возникают при попытке
мыслить универсалии
как существующие
отдельно
от единичных вещей
и в то же время
«присутствующие»
в единичных вещах,
причём
присутствующие
1) во всех и каждой,
2) неделимо,
3) одновременно
и 4) составляя
их сущность
(субстанцию).
Ведь сколько бы ни было видов, во всех них –
один род, причём не то чтобы отдельные виды
получали от него что-нибудь вроде частей – нет,
каждый вид в одно и то же время имеет целый род.
Следовательно, если один род находится в одно
и то же время целиком во множестве отдельных
видов, он не может быть един. Ибо не может быть,
чтобы целое, находясь одновременно во многих
[вещах], было в самом себе едино по числу.
Но в таком случае, если род не может быть
чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо
всё, что есть, именно потому есть, что едино;
и то же самое следует сказать и о виде.
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
Боэций.
«Комментарий
к “Введению”»
Порфирия».
так же как множество живых существ требует
объединения их в один род потому, что у всех них
есть что-то похожее, так же и род, множественный
оттого, что находится во многих, имеет другой
род, тоже не единый оттого, что во многих;
и для этих двух родов требуется [третий общий]
род, а когда он будет найден, тотчас же,
по вышеизложенным соображениям, придётся
искать новый [общий для первых двух и третьего];
таким образом, рассудок по необходимости
будет уходить в бесконечность,
ибо никакого логического предела здесь нет.
Боэций.
«Комментарий
к “Введению”»
Порфирия».
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
ведь он должен
быть общим так,
чтобы и целиком
находиться в
отдельных [видах],
либо она
становится общей для
всех одновременно,
но тогда она не
составляет субстанции
тех, для кого является
общей, как, например
театр, общий для
всех зрителей.
ибо единая вещь
может быть общей
либо частями, и тогда
собственностью
единичных [вещей]
является не вся она
целиком, но её части;
А если род – нечто единое по числу,
то он не может быть общим для многих:
Но род ни одним из перечисленных способов
не может быть общим для видов:
Боэций. «Комментарий к
“Введению” Порфирия».
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
либо всеми
взаимоисключающими
признаками подклассов
Если универсалия существует реально,
а не как идея или имя, она должна, помимо
общего (определяющего) признака класса, обладать
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
(что нелепо);
либо ни чётным,
ни нечётным
либо одновременно
чётным и нечётным
Например, все целые числа подразделяются на чётные и
нечётные; но если, наряду с чётными и нечётными числами,
есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
Проблема универсалий
Аргументация номиналистов
Проблема универсалий
Аргументация реалистов
При этом она должна быть также реально сущим, ибо ничто не существующее
не может быть причиной существующего.
Общее онтологически предшествует единичному: ни одна конечная вещь не есть причина своих свойств, тем более – свойств, общих для множества единичных вещей.
Причина общих свойств единичных вещей сама должна быть чем-то общим.
Проблема универсалий
Аргументация реалистов
Однако, всё наше знание, включая знание
единичных вещей, выражено именами
нарицательными (универсалиями), и если они
не имеют смысла, у нас нет никакого знания.
Следовательно, они должны быть именами
каких-то сущностей, отличных
от единичных вещей.
Однако, если ничего, кроме единичных вещей,
не существует, универсалии – это имена
несуществующих сущностей, т.е. слова,
не имеющие ни значения, ни смысла.
Общее онтологически предшествует единичному: ни одна конечная вещь не есть причина своих свойств, тем более общих для множества единичных вещей – причина общих свойств сама должна быть чем-то общим.
Отрицание объективного (вне ума и речи) существования универсалий лишает объективного смысла все наши понятия,
а вместе с ними – и выраженное в этих понятиях знание.
Проблема универсалий
Аргументация реалистов
Universalia sunt nomina.
Универсалии –
это имена (слова).
Реализм
(лат. realis,
действительный) –
философское учение,
утверждающее, что
универсалии
существуют реально
и независимо
от сознания.
Universalia sunt realia.
Универсалии –
реальные сущности.
Концептуализм
(лат. conceptus,
понятие) –
философское учение,
которое,
не наделяя
общие понятия
самостоятельным
онтологическим
статусом,
утверждает, что
они обозначают
реальные сходные (общие) признаки
единичных вещей.
Universalia sunt concepta.
Универсалии –
это понятия.
Когда мы занимаемся делением или
абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что
есть на самом деле; но при этом само мышление
ни в коей мере не является ложным.
Дело в том, что существует много вещей,
которые имеют бытие в других; от этих других
они либо вообще не могут быть отделены,
либо, раз отделённые, никоим образом
не продолжают своего существования.
Предметы такого рода существуют в телесных
и чувственно воспринимаемых вещах.
Но постигаются они отдельно от чувственного,
и только так может быть понята их природа
и уловлены их свойства.
Проблема универсалий
Аргументация концептуалистов
Боэций.
«Комментарий
к “Введению”
Порфирия».
[Но] никто не назовёт
наше представление
о линии ложным
только оттого, что мы
в уме представляем её
существующей как бы
помимо тела, в то время
как помимо тела она
существовать не может.
Боэций.
«Комментарий
к “Введению”
Порфирия».
Боэций.
«Комментарий
к “Введению”
Порфирия».
Проблема универсалий
Аргументация концептуалистов
Поскольку существовать и мыслиться – не одно и то же, нет ошибки в том, чтобы мыслить нечто в каких-то отношениях не совсем таким, каково оно само по себе, в частности мыслить сущностные признаки вещей как бы отдельно от них; но было бы ошибкой приписывать эти признаки чему-то, реально отличному от тех сущностей, от которых они отвлечены нашей мыслью.
Общее онтологически предшествует единичному: ни одна конечная вещь не есть причина своих свойств, тем более общих для множества единичных вещей – причина общих свойств сама должна быть чем-то общим.
Отрицание объективного (вне ума и речи) существования универсалий лишает объективного смысла все наши понятия,
а вместе с ними – и выраженное в этих понятиях знание.
Проблема универсалий
Аргументация концептуалистов
Universalia sunt concepta.
Универсалии – это понятия.
Пьер Абеляр
Фома Аквинский
Проблема универсалий
Аргументация концептуалистов
Фома
Аквинский
(1225/26 – 1274)
Пьер Абеляр
(1079 – 1142)
Платон
Аристотель
Антисфен
Терминизм
Уильям Оккам
(ок. 1285 – 1347/49)
Концептуализм
Существуют
и мыслимы
только
единичные вещи.
Мыслимо
только общее,
и только
общие сущности
по-настоящему
и существуют.
Существуют
только
единичные вещи,
но мыслимо
только общее.
Что следует понимать под мышлением единичного, если мышление оперирует почти исключительно общими понятиями?
Какое отношение имеют эти общие сущности
к воспринимаемым нашими чувствами единичным вещам?
Не получается ли в таком случае, что существующее
в действительности не мыслимо, а мыслимое на самом деле не существует?
Проблема универсалий
Номинализм, реализм, концептуализм
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть