Разделы презентаций


История и философия науки

Содержание

Средневековая философия Проблема универсалий Истоки проблемыПлатоновская ноуменализация и абсолютизация общего и наивный сенсуализм АнтисфенаАмбивалентная концепция Аристотеля Три варианта решения проблемыНоминализм против реализмаАргументация номиналистовАргументация реалистовКонцептуализм в поисках «золотой середины»Аргументация концептуалистов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История и философия науки
Тема 6 Проблема универсалий в античной и средневековой

философии

История и философия наукиТема 6  Проблема универсалий в античной и средневековой философии

Слайд 2Средневековая философия Проблема универсалий
Истоки проблемы
Платоновская ноуменализация и абсолютизация общего и

наивный сенсуализм Антисфена
Амбивалентная концепция Аристотеля
Три варианта решения проблемы
Номинализм против

реализма
Аргументация номиналистов
Аргументация реалистов
Концептуализм в поисках «золотой середины»
Аргументация концептуалистов
Средневековая философия Проблема универсалий Истоки проблемыПлатоновская ноуменализация и абсолютизация общего и наивный сенсуализм АнтисфенаАмбивалентная концепция Аристотеля Три

Слайд 3Средневековая философия Проблема универсалий
Основные сочинения
Аристотель. Категории (IV в. до н.э.).
Порфирий. Введение

к «Категориям» Аристотеля (О пяти общих понятиях) (III в.).
Боэций. Комментарий

к «Введению» Порфирия (VI в.).
Абеляр. Логика «для начинающих» (XII в.).

Северин Боэций

Пьер Абеляр

Аристотель

Порфирий

Средневековая философия Проблема универсалийОсновные сочиненияАристотель. Категории  (IV в. до н.э.).Порфирий. Введение к «Категориям» Аристотеля (О пяти

Слайд 4Проблема универсалий
Универсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может

сказываться о единичных вещах (их свойства, отношения).
Универсалии следует также отличать от того, что является общим «по

частям» или «по очереди».

Универсалии – это общие понятия, но следует помнить, что слово «общее» употребляется в разных смыслах.

Универсалии не следует путать с собирательными понятиями, такими как «сотня», «толпа», «стадо», «полк», «человечество».

Универсалия «лошадь» относится не к табуну, а к виду животных.

Не относится она и к лошади, находящейся в совместном пользовании.

Проблема универсалийУниверсалии (лат. universalis, общий) – слова (термины), обозначающие всё то, что может сказываться о единичных вещах

Слайд 5Истоки проблемы Платоновская ноуменализация и абсолютизация общего и наивный сенсуализм Антисфена
Антисфен
Платон

Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.
– Это

потому что ты смотришь телесным, а не духовным оком.
Истоки проблемы Платоновская ноуменализация и абсолютизация общего и наивный сенсуализм АнтисфенаАнтисфенПлатон– Человека и лошадь я вижу, а

Слайд 6Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля
Универсалии образуют высший уровень бытия.
Универсалии находятся в самих вещах.
Человеческий ум образует универсальные

понятия, абстрагируя общие признаки единичных вещей.
Единичные вещи обладают общими свойствами, потому что следуют универсальным прообразам.
Платон
Аристотель

Истоки проблемы Амбивалентная концепция АристотеляУниверсалии образуют высший уровень бытия.Универсалии находятся в самих вещах.Человеческий ум образует универсальные понятия,

Слайд 7Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)
(Отдельная) лошадь
(Отдельный) человек
Сущность, называемая так в самом основном, первичном и

безусловном смысле, – это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и

не находится ни в каком подлежащем, как, например, отдельный человек или отдельная лошадь.

Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля

Сущность (греч. ουσία, лат. substantia)(Отдельная) лошадь(Отдельный) человекСущность, называемая так в самом основном, первичном и безусловном смысле, –

Слайд 8Сущность (вторая)
Живое существо (род)
А вторыми сущностями называются те, к которым как к

видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, – и эти виды, и

их роды; например, отдельный человек принадлежит к виду «человек», а род для этого вида – «живое существо».

Лошадь (вид)

Человек (вид)

Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля

Сущность (вторая)Живое существо (род)А вторыми сущностями называются те, к которым как к видам принадлежат сущности, называемые так

Слайд 9Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто. Что касается первых

сущностей, то бесспорно и истинно, что каждая из них означает

определенное нечто. То, что она выражает, есть нечто единичное и одно по числу.

Аристотель. «Категории».

Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля

Всякая сущность, надо полагать, означает определенное нечто.  Что касается первых сущностей,  то бесспорно и истинно,

Слайд 10Что же касается вторых сущностей, то из-за формы наименования кажется,

будто они в равной степени означают определенное нечто, когда, например,

говорят о «человеке» или о «живом существе»; однако это не верно. Скорее они означают некоторое качество, ведь в отличие от первых сущностей подлежащее здесь не нечто одно: о многих говорится, что они люди и живые существа.

Аристотель. «Категории».

Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля

Что же касается вторых сущностей,  то из-за формы наименования  кажется, будто они в равной степени

Слайд 11Однако вторые сущности означают не просто какое-то качество, как, [например],

белое: ведь белое не означает ничего другого, кроме качества. Вид

же и род определяют качество сущности: ведь они указывают, какова та или иная сущность. Род при этом определяет нечто большее, чем вид: тот, кто говорит «живое существо», охватывает нечто большее, чем тот, кто говорит «человек».

Аристотель. «Категории».

Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля

Однако вторые сущности означают  не просто какое-то качество,  как, [например], белое:  ведь белое не

Слайд 12… я не стану говорить относительно родов и видов, существуют

ли они самостоятельно, или же находятся в одних только мыслях,

и если они существуют, то тела ли это, или бестелесные вещи, и обладают ли они отдельным бытием, или же существуют в чувственных предметах и опираясь на них: ведь такая постановка вопроса заводит очень глубоко и требует другого, более обширного исследования.

Порфирий. «Введение к “Категориям” Аристотеля».

Истоки проблемы Амбивалентная концепция Аристотеля

… я не стану говорить  относительно родов и видов, существуют ли они самостоятельно,  или же

Слайд 13Проблема универсалий Номинализм против реализма
Номинализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а

универсалии сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.
Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена

(слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Логические трудности возникают при попытке мыслить универсалии как существующие отдельно от единичных вещей и в то же время «присутствующие» в единичных вещах, причём присутствующие 1) во всех и каждой, 2) неделимо, 3) одновременно и 4) составляя их сущность (субстанцию).

Проблема универсалий Номинализм против реализмаНоминализм (лат. nomen, имя) – философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи,

Слайд 14Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же

образуются разумом и одним лишь мышлением. Однако роды и виды существовать не

могут.

Ведь сколько бы ни было видов, во всех них – один род, причём не то чтобы отдельные виды получали от него что-нибудь вроде частей – нет, каждый вид в одно и то же время имеет целый род.

Следовательно, если один род находится в одно и то же время целиком во множестве отдельных видов, он не может быть един. Ибо не может быть, чтобы целое, находясь одновременно во многих [вещах], было в самом себе едино по числу.

Но в таком случае, если род не может быть чем-то единым, то он и вообще ничто. Ибо всё, что есть, именно потому есть, что едино; и то же самое следует сказать и о виде.

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Боэций. «Комментарий к “Введению”» Порфирия».

Роды и виды или существуют и имеют самостоятельное бытие, или же образуются разумом и одним лишь мышлением.

Слайд 15А если роды и виды существуют, но не единые по числу,

а многочисленные, то не будет последнего рода, но над всяким родом будет

другой, вышестоящий, чьё имя включит в себя всю эту множественность:

так же как множество живых существ требует объединения их в один род потому, что у всех них есть что-то похожее, так же и род, множественный оттого, что находится во многих, имеет другой род, тоже не единый оттого, что во многих;

и для этих двух родов требуется [третий общий] род, а когда он будет найден, тотчас же, по вышеизложенным соображениям, придётся искать новый [общий для первых двух и третьего];

таким образом, рассудок по необходимости будет уходить в бесконечность, ибо никакого логического предела здесь нет.

Боэций. «Комментарий к “Введению”» Порфирия».

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

А если роды и виды существуют, но не единые по числу, а многочисленные, то не будет последнего

Слайд 16и одновременно,
либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её

обладателей, как могут быть общими колодец и источник, раб или лошадь;
и при этом составлять

и образовывать субстанцию тех, для кого он является общим.

ведь он должен быть общим так, чтобы и целиком находиться в отдельных [видах],

либо она становится общей для всех одновременно, но тогда она не составляет субстанции тех, для кого является общей, как, например театр, общий для всех зрителей.

ибо единая вещь может быть общей либо частями, и тогда собственностью единичных [вещей] является не вся она целиком, но её части;

А если род – нечто единое по числу, то он не может быть общим для многих:

Но род ни одним из перечисленных способов не может быть общим для видов:

Боэций. «Комментарий к “Введению” Порфирия».

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

и одновременно,либо она общая потому, что в разное время переходит в пользование разных её обладателей, как могут

Слайд 17Следовательно, универсалия как самостоятельная сущность невозможна.
(тогда она не будет универсалией);
либо каким-то

одним из взаимоисключающих признаков подклассов
(тогда она не будет их сущностью).
(что нелепо);
либо ни одним

из взаимоисключающих признаков подклассов

либо всеми взаимоисключающими признаками подклассов

Если универсалия существует реально, а не как идея или имя, она должна, помимо общего (определяющего) признака класса, обладать

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Следовательно, универсалия  как самостоятельная сущность невозможна.(тогда она не будет  универсалией);либо каким-то одним из взаимоисключающих признаков

Слайд 18Следовательно, «целое число [вообще]», как самостоятельная сущность, невозможно.
(тогда оно не

будет целым числом «вообще»);
либо только чётным (вариант: только нечётным)
(тогда чётные и нечётные числа не

будут целыми числами).

(что нелепо);

либо ни чётным, ни нечётным

либо одновременно чётным и нечётным

Например, все целые числа подразделяются на чётные и нечётные; но если, наряду с чётными и нечётными числами, есть ещё и «целое число [вообще]», оно должно быть

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Следовательно, «целое число  [вообще]», как самостоятельная  сущность, невозможно.(тогда оно  не будет целым  числом

Слайд 19Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным

единством.
Допущение существования лишённых субстанциального единства множеств ведёт к «дурной бесконечности».
Не

может быть реально сущим то, что, подобно видам и родам, соединяет в себе несовместимые признаки единичных вещей.

Проблема универсалий Аргументация номиналистов

Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным единством.Допущение существования лишённых субстанциального единства множеств ведёт

Слайд 20Единичные вещи не существуют, во всяком случае, не возникают в

изоляции от других вещей того же вида.
Свойства, определяющие их принадлежность

к тому или иному виду, они получают именно благодаря этой принадлежности, например – от других вещей того же вида.

Проблема универсалий Аргументация реалистов

При этом она должна быть также реально сущим, ибо ничто не существующее не может быть причиной существующего.

Общее онтологически предшествует единичному: ни одна конечная вещь не есть причина своих свойств, тем более – свойств, общих для множества единичных вещей.

Причина общих свойств единичных вещей сама должна быть чем-то общим.

Единичные вещи не существуют,  во всяком случае, не возникают  в изоляции от других вещей того

Слайд 21Положим, универсалии – это имена. Но имена чего?
Они не могут быть

именами единичных вещей (именами собственными), потому что тогда они не будут

универсалиями.

Проблема универсалий Аргументация реалистов

Однако, всё наше знание, включая знание единичных вещей, выражено именами нарицательными (универсалиями), и если они не имеют смысла, у нас нет никакого знания.

Следовательно, они должны быть именами каких-то сущностей, отличных от единичных вещей.

Однако, если ничего, кроме единичных вещей, не существует, универсалии – это имена несуществующих сущностей, т.е. слова, не имеющие ни значения, ни смысла.

Положим, универсалии – это имена. Но имена чего?Они не могут быть именами единичных вещей (именами собственными), потому

Слайд 22Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным

единством.
Допущение существования лишённых субстанциального единства множеств ведёт к «дурной бесконечности».
Не

может быть реально сущим то, что, подобно видам и родам, соединяет в себе несовместимые признаки единичных вещей.

Общее онтологически предшествует единичному: ни одна конечная вещь не есть причина своих свойств, тем более общих для множества единичных вещей – причина общих свойств сама должна быть чем-то общим.
Отрицание объективного (вне ума и речи) существования универсалий лишает объективного смысла все наши понятия, а вместе с ними – и выраженное в этих понятиях знание.

Проблема универсалий Аргументация реалистов

Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным единством.Допущение существования лишённых субстанциального единства множеств ведёт

Слайд 23Проблема универсалий Концептуализм в поисках «золотой середины»
Номинализм (лат. nomen, имя) –

философское учение, утверждающее, что реальны лишь единичные вещи, а универсалии

сами по себе (вне мышления и речи) не существуют.

Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).

Реализм (лат. realis, действительный) – философское учение, утверждающее, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Universalia sunt realia. Универсалии – реальные сущности.

Концептуализм (лат. conceptus, понятие) – философское учение, которое, не наделяя общие понятия самостоятельным онтологическим статусом, утверждает, что они обозначают реальные сходные (общие) признаки единичных вещей.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Проблема универсалий Концептуализм в поисках «золотой середины»Номинализм  (лат. nomen,  имя) –  философское учение,

Слайд 24Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие,

которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит его не так, как оно само

есть.

Когда мы занимаемся делением или абстрагированием, мы тоже мыслим не то, что есть на самом деле; но при этом само мышление ни в коей мере не является ложным.

Дело в том, что существует много вещей, которые имеют бытие в других; от этих других они либо вообще не могут быть отделены, либо, раз отделённые, никоим образом не продолжают своего существования.

Предметы такого рода существуют в телесных и чувственно воспринимаемых вещах. Но постигаются они отдельно от чувственного, и только так может быть понята их природа и уловлены их свойства.

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

Боэций. «Комментарий к “Введению” Порфирия».

Не обязательно рассматривать всякий раз как ложное и бесплодное такое понятие, которое, происходя от некоего подлежащего, мыслит

Слайд 25Проблема универсалий Аргументация концептуалистов
Линия в теле есть нечто; и тем, что

она есть, обязана телу, то есть получает своё бытие благодаря

телу, в чём нетрудно убедиться – ведь если она отделена от тела, она больше не существует.

[Но] никто не назовёт наше представление о линии ложным только оттого, что мы в уме представляем её существующей как бы помимо тела, в то время как помимо тела она существовать не может.

Боэций. «Комментарий к “Введению” Порфирия».

Проблема универсалий Аргументация концептуалистовЛиния в теле есть  нечто; и тем, что она  есть, обязана телу,

Слайд 26… мы мыслим роды и виды, отбирая из единичных предметов,

в которых они находятся, черты, делающие эти предметы похожими. Так,

например, из единичных людей, непохожих друг на друга, мы выделяем то, что делает их похожими – человеческое; и эта [черта] сходства, помысленная и истинным образом рассмотренная духом, становится видом; в свою очередь рассмотрение сходства различных видов, которое не может существовать нигде, кроме как в самих видах или в составляющих их индивидах, производит род. Таким образом, они [т.е. роды и виды чувственного] существуют именно в единичных вещах. Мыслится же [только] общее (universalia), и видом следует считать не что иное, как мысль, выведенную из субстанциального сходства множества несхожих индивидов; родом же – мысль, выведенную из сходства видов.

Боэций. «Комментарий к “Введению” Порфирия».

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

… мы мыслим роды и виды, отбирая из  единичных предметов, в которых они находятся,  черты,

Слайд 27Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным

единством.
Допущение существования лишённых субстанциального единства множеств ведёт к «дурной бесконечности».
Не

может быть реально сущим то, что, подобно видам и родам, соединяет в себе несовместимые признаки единичных вещей.

Поскольку существовать и мыслиться – не одно и то же, нет ошибки в том, чтобы мыслить нечто в каких-то отношениях не совсем таким, каково оно само по себе, в частности мыслить сущностные признаки вещей как бы отдельно от них; но было бы ошибкой приписывать эти признаки чему-то, реально отличному от тех сущностей, от которых они отвлечены нашей мыслью.

Общее онтологически предшествует единичному: ни одна конечная вещь не есть причина своих свойств, тем более общих для множества единичных вещей – причина общих свойств сама должна быть чем-то общим.
Отрицание объективного (вне ума и речи) существования универсалий лишает объективного смысла все наши понятия, а вместе с ними – и выраженное в этих понятиях знание.

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

Реально сущим может быть признано лишь то, что характеризуется субстанциальным единством.Допущение существования лишённых субстанциального единства множеств ведёт

Слайд 28Универсалии существуют трояко:
до вещей (ante rem) – как их прообразы

в Божественном уме;
в вещах (in rem) – как их общие

свойства;
после вещей (post rem) – как понятия нашего ума.

Universalia sunt concepta. Универсалии – это понятия.

Пьер Абеляр

Фома Аквинский

Проблема универсалий Аргументация концептуалистов

Универсалии существуют трояко:до вещей (ante rem) – как их прообразы в Божественном уме;в вещах (in rem) –

Слайд 29Проблема универсалий Номинализм, реализм, концептуализм
Реализм
Номинализм
Крайний реализм
Умеренный реализм
Умеренный номинализм
Крайний номинализм
Ансельм Кентерберийский
(1033/34 – 1109)
Гийом из Шампо (ок.

1070 – 1121)
Росцеллин (ок. 1050 – ок. 1125)
Альберт Великий

(ок. 1200 – 1280)

Фома Аквинский
(1225/26 – 1274)

Пьер Абеляр (1079 – 1142)

Платон

Аристотель

Антисфен

Терминизм

Уильям Оккам (ок. 1285 – 1347/49)

Концептуализм

Проблема универсалий Номинализм, реализм, концептуализмРеализмНоминализмКрайний реализмУмеренный реализмУмеренный номинализмКрайний номинализмАнсельм Кентерберийский (1033/34 – 1109) Гийом из Шампо

Слайд 30(Крайний) номинализм
Universalia sunt nomina. Универсалии – это имена (слова).
(Крайний) реализм
Universalia

sunt realia. Универсалии – реальные сущности.
Концептуализм
Universalia sunt concepta. Универсалии –

это понятия.

Существуют и мыслимы только единичные вещи.

Мыслимо только общее, и только общие сущности по-настоящему и существуют.

Существуют только единичные вещи, но мыслимо только общее.

Что следует понимать под мышлением единичного, если мышление оперирует почти исключительно общими понятиями?

Какое отношение имеют эти общие сущности к воспринимаемым нашими чувствами единичным вещам?

Не получается ли в таком случае, что существующее в действительности не мыслимо, а мыслимое на самом деле не существует?

Проблема универсалий Номинализм, реализм, концептуализм

(Крайний) номинализмUniversalia sunt nomina.  Универсалии –  это имена (слова).(Крайний) реализмUniversalia sunt realia.  Универсалии –

Слайд 31Вопросы?

Вопросы?

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика