Слайд 1История написания
романа
«Анна Каренина»
Слайд 2Как и во всех других случаях, Толстому долго не давалось начало
его романа. Одиннадцать раз начинал он «Анну Каренину», отбрасывая одну
за другой не удовлетворявшие его страницы. Толстой давал роману много названий, однако ни одно из них не закрепилось за произведением. В ранних набросках романа его героиней была светская женщина, которую звали Татьяна Ставрович, не похожая на Анну Каренину ни характером, ни внешним видом, ни поведением.
Слайд 3Мемуаристы сообщают и о других знакомых Толстому женщинах, судьбы которых чем-то
напоминают судьбу героини его романа. Но прототипы и «модели» -
это, по меткому слову Толстого, всего только «первообразы», над которыми ведется творческая работа художника. Поэтому можно утверждать, что все действующие лица Толстого - собирательные типы, а не портреты. Однако созданные Толстым художественные образы обладают такой силой обобщения, что многим современникам писателя казалось, что за ними стоят реальные, хорошо знакомые люди.
Слайд 4Говоря о романе как «лабиринте сцеплений», Толстой уподоблял его самой
жизни, которую он сравнивал с «многоголосной музыкой». Поняв и пережив
музыку самой жизни, запечатленную в сценах «романа широкого, свободного», каким виделась Толстому «Анна Каренина», невозможно не уловить ее лейтмотивов. Они связаны прежде всего с судьбами главных героев романа.
Слайд 5Первое сообщение о работе над романом «Анна Каренина»
в письме Л.
Н. Толстого к Н. Н. Страхову от 25 марта 1873
г.
Слайд 6Начав «Анну Каренину» словами «Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», Толстой как бы предваряет читателей, что его
внимание в романе будет обращено более всего на семьи несчастливые. Однако история «счастливой семьи» Левина подвергается здесь также подробному и глубокому исследованию…
Слайд 7На ее примере Толстой убеждает нас в том, что человека
честного и думающего, каким предстает перед нами Константин Левин, от
бурь века не может спасти семья, даже если она основана на супружеском счастье. Ощущая «недовольство своей деятельностью и смутную надежду найти поправки всему этому», он испытывал «чувство внутренней тревоги и близкого разрешения».
Слайд 8В главах романа, насыщенных атмосферой тревоги, ожидания «развязок», более всего сходятся
развивающиеся параллельно сюжетные линии Анны и Левина. Взаимоотношения эти драматичны,
а для Анны Карениной - трагичны. Брак Анны с Карениным был «устроен» ее теткой как брак по расчету. Анна стала женой человека, который «всю жизнь свою… прожил и проработал в сферах служебных, имеющих дело с отражениями жизни».
Слайд 9
Рисунки Л. Н. Толстого
на рукописи романа «Анна Каренина»
Слайд 10Решающая черта характера Каренина заключалась в том, что «каждый раз,
когда он сталкивался с самою жизнью, он отстранялся от нее».
Не могло не случиться то, что случилось: жизнелюбивая Анна пошла навстречу жизни, оставила Каренина.
Слайд 11Из одной искусственной обстановки Анна попала в другую. В сцене
ночного объяснения с Долли Анна говорит об оставленном ею сыне
Сереже и Вронском: «Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно.
И как-нибудь кончится, и потому я не могу, не люблю говорить про это. Я не стою презрения. Я именно несчастна. Если кто несчастен, так это я,- выговорила она и, отвернувшись от нее, заплакала». Здесь словами самой героини Толстой выразил важнейшую причину трагической безысходности ее положения.
Слайд 12 И здесь же показано отношение Толстого к той коллизии, разрешить
которую героиня романа хотела, но не могла. Семью Анны и
Вронского высоконравственная Долли считает «неправильной семьей», поскольку она возникла ценой разрушения семьи Каренина. Пострадал не только Каренин, но и лишенный материнской заботы и ласки маленький Сережа.
Слайд 14В окончательном тексте романа образ его главной героини соткан из многих и не
только положительных черт. Анна не идеализированная, «серая ворона» семейного романа.
Она бывала и резкой, раздраженной, придирчивой и даже несправедливой в своих оценках не понравившихся ей людей. Она была земным, живым, страстным, увлекающимся человеком.
Слайд 15«…Я живая,- говорит она о себе, я не виновата, что
бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить».
Единственный раз встретившись с Анной, проницательный и чуткий Левин сумел понять в ней самое главное: «Кроме ума, грации, красоты, в ней была правдивость. Она от него не хотела скрывать всей тяжести своего положения».