Разделы презентаций


СКД: актуальные вопросы

Содержание

До революции бытовал термин «внешкольное образование». Объектом его был неграмотный взрослый, цель состояла в обучении его грамотности. Выдающиеся теоретики внешкольного образования В. П. Вахтеров, А. А. Петров, С. Г. Шацкий внесли

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 1. История социально-культурной деятельности
СКД: актуальные вопросы

Тема 1. История социально-культурной деятельностиСКД: актуальные вопросы

Слайд 2До революции бытовал термин «внешкольное образование». Объектом его был неграмотный

взрослый, цель состояла в обучении его грамотности. Выдающиеся теоретики внешкольного

образования В. П. Вахтеров, А. А. Петров, С. Г. Шацкий внесли большой вклад в повышение грамотности дореволюционной России.

До революции бытовал термин «внешкольное образование». Объектом его был неграмотный взрослый, цель состояла в обучении его грамотности.

Слайд 3На Первом всероссийском съезде по внешкольно­му образованию (май 1919 года)

был поставлен вопрос о связи внешкольной работы с работой политической.

Н. К. Крупская обосновывала внешкольное образование как политическое и научное (читай - марксистское) просвещение. Клуб она вос­принимала как лабораторию, в которой вырабатывается ком­мунистическое общественное мнение.

На Первом всероссийском съезде по внешкольно­му образованию (май 1919 года) был поставлен вопрос о связи внешкольной работы

Слайд 4Старое название вступало в явное противоречие с новым содержанием. В

1920 году новый статус внешкольного образо­вания нашел отражение в новом

названии - политико-просвети­тельная работа. Как писала Н. К. Крупская, в недрах Наркомпроса создавался сильный аппарат коммунистического просве­щения взрослых - Политпросвет, стоявший в гораздо большей мере, чем все другие государственные органы, под непосред­ственным руководством партии и под ее контролем. Политпро­свет - служебный орган партии. За партией, по мнению Н. К. Крупской, оставалось руководство и контроль, за Полит­просветом - выполнение.

Старое название вступало в явное противоречие с новым содержанием. В 1920 году новый статус внешкольного образо­вания нашел

Слайд 5С 1945 года все виды политико-просветительной работы ста­ли называться культурно-просветительной

работой и организа­ционно в основном перешли в ведение Министерства культуры,

Министерства просвещения и ВЦСПС (Всесоюзного Централь­ного Совета Профессиональных Союзов). Параллельно с терми­ном «культурно-просветительная работа» широко употреблялись термины «культурно-массовая работа», «культурно-воспитатель­ная работа», «культурно-досуговая деятельность».

С 1945 года все виды политико-просветительной работы ста­ли называться культурно-просветительной работой и организа­ционно в основном перешли в

Слайд 6Изменение названия не повлекло за собой каких-либо суще­ственных коррективов в

содержании.
В рамках термина «культурно-просветительная работа» шла острая борьба за

смягчение идеологических догматов пу­тем трактовки культурно-просветительной работы как ини­циативного самодеятельного движения масс.
Изменение названия не повлекло за собой каких-либо суще­ственных коррективов в содержании. В рамках термина «культурно-просветительная работа» шла

Слайд 7Период «оттепели» дал выход мощному самодея­тельному культурно-просветительному движению. Возникали известные

по всей стране клубы «Сигма», «Под интегралом», Куйбышевский городской клуб

молодежи «Амирани», «Тер­психора», клубы авторской песни, любителей фантастики. Перестройке 90-х годов предшествовали маг­нитофонная революция 60-х, «самиздат» и «тамиздат», фести­вали авторской песни.
Период «оттепели» дал выход мощному самодея­тельному культурно-просветительному движению. Возникали известные по всей стране клубы «Сигма», «Под интегралом»,

Слайд 8в 90-е годы ученые, определяющие стратегию и тактику культурно-просветительной работы,

на организо­ванном Министерством культуры совещании ректоров вузов культуры было принято

решение о замене специ­альности «Культурно-просветительная работа» «Прикладной культурологией»
в 90-е годы ученые, определяющие стратегию и тактику культурно-просветительной работы, на организо­ванном Министерством культуры совещании ректоров вузов

Слайд 9возникает потребность в термине, не отменяю­щем «культурно-просветительную работу» (тем более

по по­литическим или идеологическим соображениям), а развивающем и обогащающем его.

С. Т. Шац­кий был куда как ближе к истине, обозначая клуб как форму организации социальной жизни. Еще точнее - говорить о клубе как о форме организации социально-культурной жизни.

возникает потребность в термине, не отменяю­щем «культурно-просветительную работу» (тем более по по­литическим или идеологическим соображениям), а развивающем

Слайд 10необходим был термин, в котором нашли бы отражение отношения не

между субъектом и объектом куль­турного влияния, а между равными по

значению субъектами.
представляет определенный интерес зарубеж­ный опыт. В начале 60-х годов во Франции появился термин «социокультурный аниматор», обозначавший организатора социально-культурной деятельности. В соответствии с приня­той во Франции терминологией социокультурные аниматоры -лица, владеющие совокупностью методов деятельности, позво­ляющей им активно вовлекать членов коллектива в культур­ную и социальную жизнь группы.
необходим был термин, в котором нашли бы отражение отношения не между субъектом и объектом куль­турного влияния, а

Слайд 11Социально-культурная деятельность - родовое понятие. Куль­турно-просветительная работа, культурно-массовая работа, культурно-досуговая

деятельность - видовые понятия. Перво­начальная попытка заменить культурно-просветительную ра­боту прикладной

культурологией оказалась несостоятельной. Культурология не является родовой дисциплиной для того класса явлений, о которых здесь идет речь.

Социально-культурная деятельность - родовое понятие. Куль­турно-просветительная работа, культурно-массовая работа, культурно-досуговая деятельность - видовые понятия. Перво­начальная попытка заменить

Слайд 12В узком смысле, в контексте «социально-культурного» оп­ределение «культурный» означает сосредоточение

на нормах, ценностях в сфере свободного времени. Речь идет, к

примеру, не о поведении вообще, а о поведении человека в сфере свобод­ного времени.

В узком смысле, в контексте «социально-культурного» оп­ределение «культурный» означает сосредоточение на нормах, ценностях в сфере свободного времени.

Слайд 13Парные категории «социальное» и «культурное» дополняют и обогащают друг друга,

создавая качественно новый феномен единства общего и индивидуального. В самом

деле, определение деятельности как «социальной» указывает на принадлежность человека к социуму, на формирование его как «совокупности социальных отношений» (К. Маркс), на подготовку исполнения в социуме определенной социальной роли.
Парные категории «социальное» и «культурное» дополняют и обогащают друг друга, создавая качественно новый феномен единства общего и

Слайд 14Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование индивидуальной неповторимости каждого

члена общества. Смысл индивидуального существования состоит в обретении самобытности.
Соотношение

социального и культурного может быть про­слежено еще по одному параметру: социальное - форма взаи­модействия, культурное - его результат-Главный «продукт» социально-культурной деятельности -культурные люди: социальные слои, группы, в широком смыс­ле слова - социум, освоившие культуру
Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование индивидуальной неповторимости каждого члена общества. Смысл индивидуального существования состоит в

Слайд 15При таком понимании культурного человека становится по­нятным, почему культура должна

стать приоритетным направ­лением в деятельности государства. Академик Д. С. Лихачев

говорил, что культура - главный смысл и главная ценность су­ществования отдельных народов, этносов, государств. Вне куль­туры их самостоятельное существование лишается смысла.

При таком понимании культурного человека становится по­нятным, почему культура должна стать приоритетным направ­лением в деятельности государства. Академик

Слайд 16Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по

производству, рас­пространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются

отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.

Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по производству, рас­пространению, сохранению значимых культурных ценностей, в

Слайд 17В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920

г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа

(с 1970 по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)

Подитог

В разные исторические периоды СКД называлась: -внешкольное образование (до 1920 г.) -политико-просветительская работа (с 1920 по 1970

Слайд 18СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного

развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские

объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.
СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы

Слайд 19КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает решению многих социальных

проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды

и т.д.)

КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство,

Слайд 20КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью,

неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных

университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).

КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика