Слайд 1Тема 1. История социально-культурной деятельности
СКД: актуальные вопросы
Слайд 2До революции бытовал термин «внешкольное образование». Объектом его был неграмотный
взрослый, цель состояла в обучении его грамотности. Выдающиеся теоретики внешкольного
образования В. П. Вахтеров, А. А. Петров, С. Г. Шацкий внесли большой вклад в повышение грамотности дореволюционной России.
Слайд 3На Первом всероссийском съезде по внешкольному образованию (май 1919 года)
был поставлен вопрос о связи внешкольной работы с работой политической.
Н. К. Крупская обосновывала внешкольное образование как политическое и научное (читай - марксистское) просвещение. Клуб она воспринимала как лабораторию, в которой вырабатывается коммунистическое общественное мнение.
Слайд 4Старое название вступало в явное противоречие с новым содержанием. В
1920 году новый статус внешкольного образования нашел отражение в новом
названии - политико-просветительная работа. Как писала Н. К. Крупская, в недрах Наркомпроса создавался сильный аппарат коммунистического просвещения взрослых - Политпросвет, стоявший в гораздо большей мере, чем все другие государственные органы, под непосредственным руководством партии и под ее контролем. Политпросвет - служебный орган партии. За партией, по мнению Н. К. Крупской, оставалось руководство и контроль, за Политпросветом - выполнение.
Слайд 5С 1945 года все виды политико-просветительной работы стали называться культурно-просветительной
работой и организационно в основном перешли в ведение Министерства культуры,
Министерства просвещения и ВЦСПС (Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов). Параллельно с термином «культурно-просветительная работа» широко употреблялись термины «культурно-массовая работа», «культурно-воспитательная работа», «культурно-досуговая деятельность».
Слайд 6Изменение названия не повлекло за собой каких-либо существенных коррективов в
содержании.
В рамках термина «культурно-просветительная работа» шла острая борьба за
смягчение идеологических догматов путем трактовки культурно-просветительной работы как инициативного самодеятельного движения масс.
Слайд 7Период «оттепели» дал выход мощному самодеятельному культурно-просветительному движению. Возникали известные
по всей стране клубы «Сигма», «Под интегралом», Куйбышевский городской клуб
молодежи «Амирани», «Терпсихора», клубы авторской песни, любителей фантастики. Перестройке 90-х годов предшествовали магнитофонная революция 60-х, «самиздат» и «тамиздат», фестивали авторской песни.
Слайд 8в 90-е годы ученые, определяющие стратегию и тактику культурно-просветительной работы,
на организованном Министерством культуры совещании ректоров вузов культуры было принято
решение о замене специальности «Культурно-просветительная работа» «Прикладной культурологией»
Слайд 9возникает потребность в термине, не отменяющем «культурно-просветительную работу» (тем более
по политическим или идеологическим соображениям), а развивающем и обогащающем его.
С. Т. Шацкий был куда как ближе к истине, обозначая клуб как форму организации социальной жизни. Еще точнее - говорить о клубе как о форме организации социально-культурной жизни.
Слайд 10необходим был термин, в котором нашли бы отражение отношения не
между субъектом и объектом культурного влияния, а между равными по
значению субъектами.
представляет определенный интерес зарубежный опыт. В начале 60-х годов во Франции появился термин «социокультурный аниматор», обозначавший организатора социально-культурной деятельности. В соответствии с принятой во Франции терминологией социокультурные аниматоры -лица, владеющие совокупностью методов деятельности, позволяющей им активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь группы.
Слайд 11Социально-культурная деятельность - родовое понятие. Культурно-просветительная работа, культурно-массовая работа, культурно-досуговая
деятельность - видовые понятия. Первоначальная попытка заменить культурно-просветительную работу прикладной
культурологией оказалась несостоятельной. Культурология не является родовой дисциплиной для того класса явлений, о которых здесь идет речь.
Слайд 12В узком смысле, в контексте «социально-культурного» определение «культурный» означает сосредоточение
на нормах, ценностях в сфере свободного времени. Речь идет, к
примеру, не о поведении вообще, а о поведении человека в сфере свободного времени.
Слайд 13Парные категории «социальное» и «культурное» дополняют и обогащают друг друга,
создавая качественно новый феномен единства общего и индивидуального. В самом
деле, определение деятельности как «социальной» указывает на принадлежность человека к социуму, на формирование его как «совокупности социальных отношений» (К. Маркс), на подготовку исполнения в социуме определенной социальной роли.
Слайд 14Определение деятельности как «культурной» указывает на формирование индивидуальной неповторимости каждого
члена общества. Смысл индивидуального существования состоит в обретении самобытности.
Соотношение
социального и культурного может быть прослежено еще по одному параметру: социальное - форма взаимодействия, культурное - его результат-Главный «продукт» социально-культурной деятельности -культурные люди: социальные слои, группы, в широком смысле слова - социум, освоившие культуру
Слайд 15При таком понимании культурного человека становится понятным, почему культура должна
стать приоритетным направлением в деятельности государства. Академик Д. С. Лихачев
говорил, что культура - главный смысл и главная ценность существования отдельных народов, этносов, государств. Вне культуры их самостоятельное существование лишается смысла.
Слайд 16Таким образом, под социально-культурной деятельностью следует понимать взаимодействие людей по
производству, распространению, сохранению значимых культурных ценностей, в ходе которого изменяются
отношения и связи между людьми, сами люди и окружающий их мир.
Слайд 17В разные исторические периоды СКД называлась:
-внешкольное образование (до 1920
г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская работа
(с 1970 по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)
Подитог
Слайд 18СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного
развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские
объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д.
Слайд 19КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает решению многих социальных
проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды
и т.д.)
Слайд 20КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью,
неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных
университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы).