Разделы презентаций


История науки о ФКиС

Содержание

Направления исследований по ФКиС- всеобщая история физической культуры и спорта (Н.И. Пономарев, С.Д. Синицын, Ф.И. Самоуков, Н.И. Торопов, Г.Д. Харабуга, Ю.П. Симаков и др.); - история отечественной физической культуры и спорта

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ИСТОРИЯ НАУКИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Организационные периоды развития

науки о физической культуре и спорте:
I - вторая половина

XIX в. - 1917 г. - период зарождения и формирования вузовской науки;
II - 1917 г. - конец 20-х гг. - период разделения учебной и научной деятельности;
III - конец 20-х - середина 50-х гг. - период развития научной работы по кафедральному принципу;
IV - середина 50-х - середина 80-х гг. - период активного развертывания научно-исследовательской работы в виде отраслевых и проблемных лабораторий;
V - середина 80-х гг. - начало XXI в. - период реформирования науки как системы (до 1990 г. - в рамках социалистического пространства, с 1990 г. - в условиях рыночных отношений).
ИСТОРИЯ НАУКИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫОрганизационные периоды развития науки о физической культуре и спорте: I

Слайд 2Направления исследований по ФКиС
- всеобщая история физической культуры и спорта

(Н.И. Пономарев, С.Д. Синицын, Ф.И. Самоуков, Н.И. Торопов, Г.Д. Харабуга,

Ю.П. Симаков и др.);
- история отечественной физической культуры и спорта (А.В. Грачев, Е.Ю. Зеликсон, Д.А. Крадман, И.Г. Чудинов, Т.М. Каневец, Г.С. Деметер, К.А. Кулинкович, А.Е. Цимбадзе, О.А. Мильштейн, Л.А. Финогенова и др.);
- история международного спортивного и олимпийского движения (П.А. Соболев, Н.Н. Бугров, Н.И. Любомиров, В.П. Козьмина, А.Б. Суник, А.О. Романов, Р.М. Киселев, В.С. Родиченко, В.В. Столбов, Ю.А. Талалаев, С.И. Гуськов и др.);
- социология физической культуры и спорта (В.И. Жолдак, В.П. Козьмина, И.Г. Кукушкин, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.);
- медико-биологические аспекты (А.Н. Крестовников, М.Ф. Иваницкий, И.М. Саркизов-Серазини, Н.М. Зимкин, Д.Д. Донской и др.);
- роль физической культуры и спорта в жизни общества (А.И. Крячко);
- физическая культура и здоровье (М.А. Герд);
- возрастные аспекты спорта (Н.П. Новоселов, Ф.П. Шувалов и др.);
- роль спорта в формировании социально активной личности (И.Д. Беляев, А.С. Игнатьев, А.В. Лотоненко и др.).
- социальное и психологическое направления исследований физической культуры и спорта (А.А. Нечаев, А.Ц. Пуни, В.Ф. Чиж, М.А. Арвисто, Д.А. Богданова, И.П. Волков).
Направления исследований по ФКиС- всеобщая история физической культуры и спорта (Н.И. Пономарев, С.Д. Синицын, Ф.И. Самоуков, Н.И.

Слайд 3Педагогические исследования по теории физической культуры и спорта:
- общие

принципы, цели, средства и формы физического воспитания (А.Д. Бутовский, В.В.

Гориневский, Г.И. Кукушкин, А.Д. Новиков);
- биомеханические основы тренировки (Н.Н. Яковлев, Н.А. Бернштейн);
- основы воспитания физических способностей (В.Г. Гришин, В.М. Зациорский, Г.Г. Наталов, Ю.В. Верхошанский);
- общая теория физической культуры и спорта (В.М. Выдрин, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев).
Педагогические исследования по теории физической культуры и спорта: - общие принципы, цели, средства и формы физического воспитания

Слайд 4Литература
Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме

развития физкультурного знания) // Теория и практика физ. куль-туры. 1991,

№ 7, с. 37-41.
Визитей Н.Н. Физическая культура и спорт как социальное явление: философ-ские очерки. - Кишинев: Штиинца, 1986. - 160 с.
Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). Л., 1988. - 45 с.
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму / Сб. офиц. документов и материалов. - М.: Советский спорт, 2002, № 3, с. 14, 15.
Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 1, с. 4-6.
Добрынина В.И., Добрынин В.В., Кухтевич Т.Н. и др. Общество - высшая школа - молодежь. - М.: НИИВО, 1995, с. 139, 159.
Евстафьев Б.В. Понятийный словарь по теории физической культуры. Л.: 1990. - 45 с.
Исаев А.А. Олимпийская педагогика: опыт моделирования психолого-педаго-гических технологий детско-юношеского спорта. - М.: ФиС, 1998. - 236 с.
Исаев А.А. Спортивная политика России. - М.: Советский спорт, 2002, с.98, 100, 102.
Крячко И.А. Физическая культура: Основы советской физической культуры в научно-популярном изложении. - М.: ФиС, 1958. - 286 с.
Литература Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика

Слайд 5
Лахтин Г.А. Организация советской науки: история и современность. - М.:

Наука, 1990, с. 76, 77, 82.
Муравьев В.И., Ворожко Ю.В.

Философские и теоретико-социологические аспекты знания о физической культуре и спорте: Учеб. пос. - Омск: СибГАФК, 2001. - 36 с.
Пономарев Н.А. Методологические основы наук о физической культуре // Сб. науч. тр. Л., 1978. - 48 с.
Пономарев Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека. - СПб.: СПбГАФК, 1996. - 279 с.
Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 2000. - 423 с.
Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. - М.: Политиздат, 1975. 247 с.
Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теория и практика физ. культуры. 1985, № 7, с. 45-49.
Столяров В.И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. М., 1984. - 99 с.
Суник А.Б. Становление и развитие в СССР истории физической культуры как науки (1917 - середина 80-х годов): Автореф. докт. дис. М, 1987. - 33 с.
Физическая культура и советский образ жизни / К.В. Адамсон, Х. Титма, М.А. Арвисто, А.С. Чесноков. - М.: ФиС, 1982. - 240 с.

Лахтин Г.А. Организация советской науки: история и современность. - М.: Наука, 1990, с. 76, 77, 82. Муравьев

Слайд 6ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные периоды развития науки

о физической культуре по составу знаний, способу их получения и

изложения:
1) эмпирический (до XVI в.) - обобщение практического опыта применения физических упражнений и его изложение в форме описательного свода правил искусства утилитарной гимнастики;
2) аналитический (XVI - XIX вв.) - основанное на дифференци-рованном изучении строения и функций организма антропо-логическое учение о средствах физического развития и фи-зического образования;
3) прогностический (ХХ - ХХI в.) - интеграция научных знаний о законах управления индивидуальным развитием челове-ка и системное их изложение в форме социальных теорий физического воспитания, спорта и физической культуры.
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫОсновные периоды развития науки о физической культуре по составу знаний,

Слайд 7В рамках первых двух периодов объект науки номинально не выделялся,

таким объектом были физические упражнения. Изучались условия и способы формирования

искусства двига-тельных действий и получения полезного эффекта их воздейст-вия на организм. Смена этих направлений познания в развитии науки составляет объективную основу периодизации ее истории.
На рубеже ХХ столетия сложилось противостояние двух методо-логических позиций по вопросу о специфике и сущности физи-ческого воспитания – "воспитание физического в человеке" и "воспитание через физическое". Первая исходила из потребнос-тей развития и целей воспитания (В.В. Гориневский, Д. Сарджент и др.), вторая – из возможностей используемых средств – физи-ческих упражнений (П.Ф. Лесгафт, Г. Холл, Т. Вуд и др.).
Со временем эти позиции в связи с расширением предметной области науки и развитием научного потенциала трансформи-ровались в аксиологическую и кинезиологическую. В первом случае науку строят "сверху", исходя из ценностей физической культуры и спорта, во втором – "снизу", ориентируясь на их предметно-содержательную основу – двигательную деятельность.
В рамках первых двух периодов объект науки номинально не выделялся, таким объектом были физические упражнения. Изучались условия

Слайд 8 В России обобщающая наука официально (программы, учебники) формировалась

по названию предметной области:
"Физическое образование" (П.Ф. Лесгафт, 1901; В.В.

Гориневский, 1913),
"Физическое воспитание" (В.Е. Игнатьев, 1911, И.М. Коряковский, 1940),
"Теория (основы, методика) физической культуры" (Г.А. Дюперрон, 1925; В.Е. Игнатьев, 1925; В.В. Белинович, 1939),
"Теория физического воспитания" (А.Д. Новиков, 1949; Л.П. Матвеев, 1976, и др.)
"Теория спорта" (А.А. Тер-Ованесян, 1967; Н.Г. Озолин, 1970; Л.П. Матвеев, 1977; В.Н. Платонов, 1980),
"Теория и методика физической культуры и спорта" (Л.П. Матвеев, 1980).

В России обобщающая наука официально (программы, учебники) формировалась по названию предметной области:

Слайд 9 Официальная наука о физической культуре развивалась в

русле телеологической и аксиологической концепций (Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев, В.М.

Выдрин, В.И. Столяров и др.). При этом теория физического воспитания и теория спорта из формальных соображений были втиснуты под крышу (строим "сверху") только зарождавшейся теории физической культуры, приняли ее название, наполнив неадекватным содержанием. Так, в послед-нем издании по физической культуре (Л.П. Матвеев, 1991), 83% объема составляет содержание теории физического воспитания, 13% - теории спорта и только 4% - теории физической культуры.
В рамках двигательной концепции интегральной науки о физи-ческой культуре появилась отечественная биомеханика (Донской Д.Д., Коренберг В.В., Бальсевич В.К.), взявшая на вооружение физиологию двигательной активности, психологическую теорию действия и биофизику, которая переросла в кинезиологию.
Согласно аксиологической концепции объектом теории физи-ческой культуры является физическая культура (ее ценности, физкультурно-спортивная деятельность). Она же в совокупности особых ее форм (физическая рекреация, физическое воспитание и спорт) является предметной (объектной) областью познания. Предмет - закономерности ее развития (вариант - система знаний о ней).
Официальная наука о физической культуре развивалась в русле телеологической и аксиологической концепций (Л.П. Матвеев,

Слайд 10С позиций кинезиологии объектом служит двигательная дея-тельность; предмет - закономерности

ее использования в сфере физической культуры, спорта и физического воспитания

как предметной области знаний.
Объединяющая позиция - культурологическая. В качестве пред-метно-содержательной основы, фундамента физической культу-ры, спорта и физического воспитания она рассматривает не цен-ности физической культуры, не физкультурно-спортивную дея-тельность и не двигательную деятельность как таковую, а куль-туру двигательной деятельности как всеобщую технологию раци-онального и эффективного ее осуществления. В рамках этой кон-цепции объект науки - культура двигательной деятельности; предмет - закономерности ее развития, распространения и освое-ния; предметная область знаний - сфера физкультурно-спор-тивной деятельности, которая включает физическую культуру, физическое воспитание и спорт как основные направления развития и освоения культуры двигательной деятельности.
Есть и другие сферы ее развития и освоения - труд (эргономика), искусство (хореография и др.). Интегральной, обобщающей для всех этих сфер наукой будет, вероятно, теория формирования культуры двигательной деятельности.
С позиций кинезиологии объектом служит двигательная дея-тельность; предмет - закономерности ее использования в сфере физической культуры, спорта

Слайд 11Литература
Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития

физкультурного знания) // Теория и практика физической культуры, 1991, №

6.
Бальсевич В.К. Эволюционная биомеханика: теория и практические приложе-ния //Теория и практика физической культуры, 1996, № 11.
Батищев Г.С. О логико-методологическом исследовании науки //Проблемы исследования структуры науки. - Новосибирск, 1967.
Воробьев Н.Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. - Волгоград, 1997.
Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект). Л., 1988.
Гросс Х. Методология педагогической кинезиологии. - Таллинн, 1987.
Давыдов В.В. Взаимосвязь идей научных школ Л.С. Выготского и Н.А. Бернштейна //Теория и практика физической культуры, 1996, № 11.
Давыдов В.В., Зинченко В.П. Принцип развития в психологии //Вопросы философии, 1980, № 12.
Даугс Р. Наука о моторике перед лицом кризиса //Теория и практика физичес-кой культуры, 1997, № 5.
Дмитриев С.В., Донской Д.Д. Категориальный контекст теории антропоцен-трической биомеханики. Нижний Новгород, 1993.
Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Н.А. Бернштейн и развитие отечественной био-механики //Теория и практика физической культуры, 1996, №11.
Зиновьев А.А. Проблема строения науки в логике и диалектике //Диалектика и логика. Формы мышления. М., 1962.
ЛитератураБальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теория и практика физической

Слайд 12Зиновьев А.А. Логика науки. М., 1970.
Кедров Б.М. О творчестве в

науке и технике. - М., 1987.
Коренберг В.Б. Проблема физических и

двигательных качеств //Теория и прак-тика физической культуры, 1996, № 11.
Кузнецов И.В. Структура научной теории и структура ее объекта //Вопросы философии, 1968, № 5.
Матвеев Л.П. К уточнению центральной категории теории физической куль-туры //Очерки по теории физической культуры. М., 1984.
Наталов Г.Г. Историко-логический анализ предмета и структуры теории физи-ческого воспитания: Автореф. канд. дисс. М., 1975.
Наталов Г.Г. Теория формирования культуры двигательной деятельности //Сб. научн. тр. Кубанской ГАФК. - Краснодар, 1994.
Наталов Г.Г. Фундамент специальности "Физическая культура и спорт" //Вест-ник Южно-Российского отделения международной академии наук высшей школы. - Краснодар, 1996, № 1(4).
Никитюк Б.А. Загребская модель спортивной науки и высшего физкультур-ного образования //Теория и практика физической культуры, 1987, № 7.
Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности //Теория и практика физической культуры, 1997, № 6.
Новиков А.Д. Физическое воспитание. М., 1949.
Новиков А.Д., Зациорский В.М. О перестройке преподавания курса теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки //Теория и прак-тика физической культуры, 1970, № 11.
Пономарев Н.И. Предмет теории физического воспитания. Л., 1975.
Зиновьев А.А. Логика науки. М., 1970.Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. - М., 1987.Коренберг В.Б.

Слайд 13Пономарев Н.И., Серебряков А. О теоретическом отображении явлений физи-ческой культуры

и спорта в США (критический анализ) //Очерки по теории физической

культуры. М., 1984.
Селуянов В.Н. Развитие теории физической подготовки спортсменов в 1960 - 1990 гг. //Теория и практика физической культуры, 1995, № 1.
Сичивица С.М. Интеграция знаний и развитие науки о физической культуре и спорте //Теория и практика физической культуры, 1987, № 4.
Столяров В.И. Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. - М., 1984.

Пономарев Н.И., Серебряков А. О теоретическом отображении явлений физи-ческой культуры и спорта в США (критический анализ) //Очерки

Слайд 14ТЕОРИЯ СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
Формирование теории спорта

Оформление теории спорта как самостоятельной отрасли научно-го знания началось -

в минувшем веке, хотя осмысление явлений спорта шло вместе с развитием спортивной практики и дало серь-езные обобщения уже в первый период расцвета Олимпийских игр древности. Главным стимулом, ускорившим формирование современной теории спорта, стало возобновление Олимпийских игр на рубеже ХIХ-ХХ вв. и обусловленное этим интенсивное развертывание мирового спортивного движения.
В XX веке проблематика теории спорта рассматривалась в рам-ках теории и методики физического воспитания, так как до пос-ледних десятилетий наиболее широко обобщающей отраслью научно-прикладного знания в сфере физической культуры и спорта была именно теория физического воспитания, а познава-тельные положения, возникавшие на основе спортивной прак-тики, имели эмпирический и частнопредметный характер.
ТЕОРИЯ СПОРТА КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТФормирование теории спорта  Оформление теории спорта как самостоятельной отрасли научно-го

Слайд 15Первыми были детально изучены проблемы теории спортивной тренировки, так как

проблематика теории спорта долго разраба-тывалась, главным образом, в свете теории

физического воспита-ния. При этом спорт выступает в основном в качестве фактора физического воспитания.
На первые позиции при таком подходе выступает проблематика обучения спортсмена технике двигательных действий и воспита-ния его физических способностей, спортивная же тренировка в целом предстает как специализированная разновидность процес-са физического воспитания.
В 1940-1950-х гг. была выполнена серия крупных обобщающих работ (К.X. Грантынь, А.Д. Новиков и др.). В последующие два десятилетия в стране стремительно нарастало число работ, кон-кретизирующих и углубленно решающих обобщенную теоретико прикладную проблематику спортивной тренировки на материале спортивной практики и экспериментальных исследований, в том числе по общим основам спортивной тренировки и закономер-ностям ее построения, а также по основным разделам ее содержа-ния - физической и технической подготовке, возрастным аспек-там спортивной подготовки, ее перспективному планированию, структуре тренировочного процесса и ее оптимизации.
Первыми были детально изучены проблемы теории спортивной тренировки, так как проблематика теории спорта долго разраба-тывалась, главным образом,

Слайд 16В последние десятилетия усилилось стремление целостно осве-тить интегративную проблематику общей

теории спорта, вклю-чив в нее, кроме теории спортивной тренировки, концепцию

соб-ственно соревновательной деятельности и другие концептуаль-ные положения, которые в совокупности со сложившимися ранее давали бы наиболее полное представление о сущности спорта и сопряженных с ним явлениях.
Есть основания считать, что первый этап становления теории спорта в качестве широко обобщающей отрасли научно-приклад-ного знания в основном пройден. В результате дискуссий, проб-лемно-постановочных и концептуально-исследовательских раз-работок определились в первом приближении ее предмет, струк-тура и основные разделы содержания.
Теория спорта - обобщающая отрасль научного знания, призван-ная отображать сущность спорта, общие закономерности его функционирования и дальнейшего развития в обществе.
Стержневым разделом теории спорта является концепция ос-новного содержания и форм оптимального построения подго-товки спортсмена к высоким достижениям в спорте, наиболее существенных закономерностей, путей и условий спортивного совершенствования.
В последние десятилетия усилилось стремление целостно осве-тить интегративную проблематику общей теории спорта, вклю-чив в нее, кроме теории

Слайд 18В качестве широко обобщающей, интегрированной отрасли научного знания она связана

со многими другими его отраслями, в том числе с естественными

и гуманитарными науками.
В своих фактологических основах она непосредственно опирает-ся на данные частнопредметных спортивных дисциплин - теорию и методику отдельных видов спорта и типологических групп ви-дов спорта, а также на материалы прикладных ответвлений наук, избирательно ориентированных на познание реалий спорта и соп-ряженных с ним явлений (физиология, биохимия, биомеханика спорта и другие спортивно-прикладные отрасли естественных наук, психология, психопедагогика, конкретная социология и др.
Опираясь на данные смежных научных дисциплин, теория спорта не суммирует их, а выделяет и интегрирует то, что необходимо для познания сущности спорта в целом, выявления наиболее об-щих закономерностей его функционирования и развития (часто это «ускользает» от внимания частнопредметных отраслей спор-тивной науки из-за ограничений предмета исследования).
Интегративно-познавательное значение общей теории спорта и ее несводимость к частнопредметным или профильно-суженным отраслям наук в том, что сведения, добываемые в смежных от-раслях традиционных биологических и гуманитарных наук, не способны заменить ее собственного содержания.
В качестве широко обобщающей, интегрированной отрасли научного знания она связана со многими другими его отраслями, в том

Слайд 19В конечном счете основным источником теории спорта является обобщающее познание

реальностей спортивной практики. В сис-теме межнаучных связей особую ценность для

нее представляют культуроведческие подходы и общие концепции междисципли-нарного характера, объясняющие закономерности деятельности индивида (теория деятельности), закономерности его развития и управления процессом индивидуального развития (теория онто-генеза и филогенеза, теории воспитания и общесоциальной опти-мизации индивидуального развития).
По типу наук общая теория спорта принадлежит к комплексной отрасли научного знания, которая, соединяя культуроведческие, человековедческие, педагогические, биологические и другие ас-пекты познания, имеет целостную теоретико-прикладную ориен-тацию на сферу спорта и является интегративной по отношению к частнопредметным научно-спортивным дисциплинам, ее мож-но назвать общим спортоведением (или общей спортологией).
В конечном счете основным источником теории спорта является обобщающее познание реальностей спортивной практики. В сис-теме межнаучных связей

Слайд 20Современная проблематика и методологические аспекты теории спорта
1. Разработка

общей концепции сущности спорта, его струк-турно-функциональных свойств и тенденций дальнейшего

раз-вития.
Накопленные ранее материалы и представления, выработанные на их основе позволяют охарактеризовать смысл спорта, его роль и место в жизни индивида и общества, проследить его истоки и тенденции развития, однако требует углубленного исследования и целостного осмысления.
Большинство публикаций по этой проблематике носит в основ-ном описательно-социологический характер. Надо комплексно раскрыть биопсихосоциальную природу спортивной деятельнос-ти, основные закономерности функционирования и развития спорта в современном обществе, вскрыть основные объективные противоречия, существующие в различных направлениях и раз-делах спортивной практики (в том числе в общедоступном, про-фессионализированном супердостиженческом и профессиональ-но-коммерческом спорте), пути и условия их преодоления в инте-ресах личности и общества. Эти проблемы теории спорта имеют крупное теоретическое и социально-практическое значение.
Современная проблематика и методологические аспекты теории спорта  1. Разработка общей концепции сущности спорта, его струк-турно-функциональных свойств

Слайд 21 2. Проблематика теории спортивного состязания.
Детальное осмысление

сути спортивного состязания как соревно-вательной деятельности, ее движущих сил, закономерностей

и условий эффективного осуществления это ключевой раздел теории спорта, поскольку состязание - «ядро» спорта, основа его специфики.
До недавних пор эта проблематика недостаточно подвергалась интегративному научно-теоретическому исследованию, хотя накоплено достаточно много эмпирических материалов и резуль-татов фрагментарных узкопредметных исследований.
Требуется также разработка содержательно-обобщающих пред-ставлений о динамике мотивов и личностных установок в сорев-новательной деятельности, об адекватных средствах и формах результативного состязания (спортивной технике и тактике), со-отношении собственно соревновательной деятельности и подго-товительных форм ее моделирования, оправданных величинах спортивно-соревновательных нагрузок, принципах регулирова-ния их и рациональных вариантах системы состязаний в различ-ных условиях спортивной практики. Без этого невозможно реше-ние многих частных проблем теории и практики спорта.
2. Проблематика теории спортивного состязания. Детальное осмысление сути спортивного состязания как соревно-вательной деятельности, ее

Слайд 22 3. Проблематика теории спортивной тренировки и системного

использования других факторов спортивных достижений
Данные проблемы рассматривалась в основном в

узком аспекте теории и методики спортивной тренировки. Есть развернутые концепции содержания и структуры процесса спортивной трени-ровки, закономерностей и принципов ее построения с подробным освещением теоретико-методических основ физической, техни-ческой и других сторон подготовки спортсмена к соревнованиям.
Наряду со спортивной тренировкой внимание исследователей привлекали иные факторы и содействующие условия прогресси-рования индивида в спорте, то есть система подготовки спортс-мена в ее единстве с системой соревнований и образом жизни, согласно требованиям и условиям спортивной деятельности.
В теории спорта и в ее «технологических» (системно-методичес-ких, прикладных) аспектах рассматривается и такая проблемати-ка, как проблема спортивной ориентации и отбора приобщаемых к спортивной деятельности, оптимального построения многолет-ней спортивной подготовки, начиная от первого этапа обучения и воспитания спортсмена до высших ступеней спортивной деятель-ности, прогнозирования, планирования, контроля и целесообраз-ного использования дополнительных факторов в системе мер ее оптимизации.
3. Проблематика теории спортивной тренировки и системного использования других факторов спортивных достиженийДанные проблемы рассматривалась

Слайд 23Философско-методологической основой научного познания является диалектико-материалистическая методология, ориенти-рующая на рассмотрение

объективной реальности, сущность которой не зависят от субъективных представлений о

ней. При диалектико-материалистическом подходе следует понять сущ-ность исследуемых явлений не только через их возникновение, становление, развитие, но и в связи с объективными противоре-чиями, свойственными процессам развития, и закономерностями преодоления их как движущей силе развития.
В процессе развития науки о спорте, кроме частных методов ис-следования, свойственных отдельным ее отраслям (естественно-научным, обществоведческим и т. д.), возникают общенаучные формы и методы познания, которые не замыкаются в рамках отдельных отраслей науки, а применимы во всех ее отраслях. В числе их по мере взаимопроникновения различных отраслей сов-ременного научного знания и выявления общих закономерностей познания интенсивно разрабатываются интегративные научно­ познавательные подходы. Они направлены на целостное осмыс-ление сути исследуемых объектов, явлений, процессов и потому, особенно методологически ценны для обобщающих теоретичес-ких исследований. В общей теории спорта все шире используют-ся таксономический (обобщающе-классификационный) и системный подходы, а также теоретическое моделирование.
Философско-методологической основой научного познания является диалектико-материалистическая методология, ориенти-рующая на рассмотрение объективной реальности, сущность которой не зависят от

Слайд 24Таксономический (обобщающе-классификационный) подход характеризуется последовательным упорядочением информации об исследуемых объектах

на основе выявления их общих (сход-ных) и дифференцировочных (различительных) признаков

по совокупности относящихся к ним данных, полученных путем систематического накопления фактических материалов, выделе-нием в зависимости от этого в строго логическом порядке опре-деленных «таксонов» — систематизационных группировок - и составлением с опорой на них общих концептуальных представ-лений о совокупности осмысливаемых объектов, в том числе об их взаимосвязанности и специфике, субординационных и других соотношениях. В общей теории спорта объектами таксономичес-кого подхода являются, в частности, виды спорта, средства и методы подготовки спортсмена, структуры тренировочного процесса (формы построения спортивной тренировки), уров-ни достигаемых спортивных результатов и многое другое.
Системный подход по методологической основе противополо-жен «элементаристскому» подходу, который познает целостные объекты путем их расчленения на элементы с детальным рассмо-трением выделенных частей. Системный подход исходит из того, что целое не сводится к частям и потому для познания сложно организованных целостных объектов необходимо сосредоточить-ся на том, чем целое отличается от его частей.
Таксономический (обобщающе-классификационный) подход характеризуется последовательным упорядочением информации об исследуемых объектах на основе выявления их общих (сход-ных) и

Слайд 25Парадокс целостности - несводимость целого к составным час-тям в том,

что «целое больше, чем сумма входящих в него час-тей» или

«целое более всего характеризуется тем, чего нет у вхо-дящих в него частей» (пример, свойства межличностных отноше-ний, какие присущи спортивному состязанию как противобор-ству соревнующихся спортсменов, исчезают, когда спортсмен выполняет соревновательные упражнения в одиночку, как бы состязаясь сам с собой). Он исходит и из того, что приоритетное внимание в познании сложно организованных объектов должно быть сосредоточено на выявлении системообразующих факторов, интегративных связей, объединяющих элементы в целое. Ибо только через обнаружение таких факторов, связей и отношений можно понять закономерности функционирования и развития объективно существующих систем и научиться управлять ими.
Назвать системой тот или иной объект либо их совокупность – недостаточно, нужна трудоемкая работа по анализу и обобщению фактологического материала для выявления элементов и дейст-вительной структуры системы, интегративных связей в ней и главных системообразующих факторов. На данный момент в теории спорта раскрыты такие ее системные объекты, как систе-ма функционирования спорта в обществе, система спортивной тренировки и система подготовительно-соревновательной дея-тельности спортсмена в целом.
Парадокс целостности - несводимость целого к составным час-тям в том, что «целое больше, чем сумма входящих в

Слайд 26Теоретическое моделирование заключается в формировании логическими средствами модели исследуемого объекта

(его аналога) и оперировании с нею для получения выводов, которые

могут быть перенесены на суждения об оригинале. Модели представлены не в вещественном виде, а в знаковой форме (логико-символической, математической, графической, словесной).
В теории спорта моделирующий подход используется довольно широко, в упрощенных и недостаточно строгих формах (моделируют параметры соревновательной деятельности спортсмена и их соотношения, некоторые факторы спортивных достижений и их соотношения). Моделирование затрудняется сложностью целостных объектов (комплексных явлений, процессов, систем и подсистем, их случайным характером), которые исследуются в общей теории спорта и недостаточностью точной количественной информации об их параметрах, структурно-функциональных свойствах и взаимосвязях.
Теоретическое моделирование заключается в формировании логическими средствами модели исследуемого объекта (его аналога) и оперировании с нею для

Слайд 27Самое простое - использование экстраполяционных математи-ческих моделей для прогноза динамики

спортивных результа-тов. В этих случаях прибегают к математике не на

основе фактов спортивной практики, а выражающих предпочтительно некото-рые общие тенденции и в ее сфере (уравнения, описывающие тенденцию динамики результатов, в графическом выражении). Модели этого типа позволяют представить ориентировочно, в каком направлении и в какой мере будут изменяться рассматри-ваемые показатели, рассмотреть временную зависимость, срав-нить, насколько совпадают либо расходятся спрогнозированные и фактические тенденции динамики показателей, сделать предва-рительные заключения о состоянии комплекса факторов, влияю-щих на динамику результирующих показателей. Эти модели, ос-нованные лишь на частичной аналогии, не несут конкретной ин-формации относительно сути рассматриваемых закономерностей. Для спортивного совершенствования, более важны модели, в ко-торых отображаются соотношения между факторами направлен-ного воздействия на спортсмена и динамикой его достижений (моделирование статистически выявленных соотношений дина-мики суммарного объема основных тренировочных нагрузок и динамики спортивных результатов по годам спортивной специа-лизации; расчеты нагрузок по годам углубленной спортивной специализации, проверка рассчитанных параметров).
Самое простое - использование экстраполяционных математи-ческих моделей для прогноза динамики спортивных результа-тов. В этих случаях прибегают к

Слайд 28Логика построения теоретического исследования предпола-гает последовательное поэтапное выполнение ряда исследова-тельских

процедур, обеспечивающих: в начальной стадии вы-явление проблемной ситуации (противоречия между

состоянием теоретического знания и потребностями научно-теоретического решения той или иной проблемы, четкую постановку проблемы, определение предпосылок ее решения формулирование рабочей гипотезы; в следующей стадии - проверку рабочей гипотезы, вытекающих из нее конкретных следствий, поддающихся провер-ке на фактологической основе и в завершающей стадии – результирующую разработку концептуальных положений.
В первой стадии значительное место занимают анализ и обоб-щение специальной научнолитературной и документальной информации, имеющей отношение к проблеме (библиографи-ческий поиск, прикладная документалистика, выявление сведе-ний, систематизированных с помощью информационных сис-тем), а также методы опроса, интервьюирование, анкетирование, выявление экспертных оценочных суждений, прямое выборочное обследование реальных явлений в проблемной области.
Логика построения теоретического исследования предпола-гает последовательное поэтапное выполнение ряда исследова-тельских процедур, обеспечивающих: в начальной стадии вы-явление проблемной

Слайд 29Во второй стадии исследования при проверке рабочей гипоте-зы, основу составляют

методы получения фактического матери-ала, достаточного для ее проверки или опровержения.

В теорети-ческом исследовании это не обязательно методы эксперимен-тальные или прямого наблюдения эмпирических фактов. Полу-чить лишь такими методами достаточный материал для широко-го обобщения невозможно (объем фактического материала, в от-дельном педагогическом эксперименте или прямом наблюдении довольно жестко ограничен). Исследователю для широких обоб-щений и проверки рабочей гипотезы приходится накапливать фактологические материалы различными методами (сравнитель-ный анализ и целевая обработка фактов других исследователь-ских публикаций и документальных источниках, в протоколах спортивных соревнований, в статистических сводках, в архивных материалах), проведение массовых обследований по строго про-думанной программе, а в ряде случаев выборочную опытную проверку отдельных положений методами естественного или лабораторного эксперимента. Важную роль в доказательности фактических материалов и проверке гипотезы играют статисти-ческие, методы их обработки. Рабочая гипотеза считается подт-вержденной, если вся совокупность полученных фактических данных не опровергает основных логических следствий, вытека-ющих из нее, а напротив - согласуется с ними.
Во второй стадии исследования при проверке рабочей гипоте-зы, основу составляют методы получения фактического матери-ала, достаточного для ее

Слайд 30В завершающей стадии теоретического исследования, где нуж-но вывести относительно законченные,

результирующие положе-ния концептуального характера, решающую роль играют логи-ческие методы. Это

методы интерпретации (объяснения, истол-кования) фактов, обнаруженных в исследовании, в их сопостав-лении с известными фактами и выводами, полученными в других ранее выполненных исследованиях, методы аналитически-содер-жательной оценки выявляющихся при сопоставлении соответ-ствий и несоответствий, строго аргументированного обсуждения их, формулирования выводов по законам логики, корректной экстраполяции (правомерного распространения) итоговых поло-жений за пределы эмпирического материала, использованного в рамках исследования.
При всей важности отдельных фактов, установленных в теорети-ческом исследовании, его научная значимость отнюдь не сводит-ся лишь к их констатации - она заключена более всего в концеп-туальном содержании результатов, аргументированных как его фактологической основой, так и с позиций фундаментальных концепций, утвердившихся в науке. Теоретические разработки, выполненные в рамках каждого отдельного исследования, можно считать завершенными лишь в условном смысле, поскольку принципиально процесс научного познания бесконечен.
В завершающей стадии теоретического исследования, где нуж-но вывести относительно законченные, результирующие положе-ния концептуального характера, решающую роль играют

Слайд 31 ЛИТЕРАТУРА
Блауберг И. В., Юдин Э.

Г. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973.
Введение в теорию

физической культуры: Учеб. пособие для ИФК / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: ФиС, 1983.
Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС, 1970.
Воронин Ю.А. Введение в теорию классификаций. Новосибирск: СО АН СССР, 1982.
Зациорский В. М. Физические качества спортсмена: Основы теории и методики воспитания. М.: ФиС, 1966.
Зациорский В. М. Кибернетика, математика, спорт. М.:ФиС,1969.
Кузнецов В. В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: ФиС, 1970.
Матвеев Л. П. Общие основы спортивной тренировки // Очерки по теории физического воспитания. М.: ФиС, 1959.
Матвеев Л. П. Проблема периодизации спортивной тренировки. М.: ФиС, 1964-1965.
Матвеев Л. П. Развитие научных основ советской школы спорта // Теория и практика физ. культуры. 1967. №11-12.
ЛИТЕРАТУРАБлауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука,

Слайд 32Матвеев Л. П. Планирование и построение спортивной трениров-ки. М.: ГЦОЛИФК,

1972.
Матвеев Л. П. Теория спорта как наука и учебный предмет

// Тео-рия и практика физ. культуры. 1972. № 3.
Матвеев Л. П. Совершенствование системы подготовки спортс-менов (проблемы построения тренировки). М.: ГЦОЛИФК, 1974.
Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. М.: ФиС, 1977.
Матвеев Л. П. От теории спортивной тренировки к общей теории спорта // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перс-пективы: Тез. докл. междунар. конгр. М.: ФОН РГАФК, 1998.Т.1.
Матвеев Л. П., Молчиниколов К. Г. О закономерностях началь-ной спортивной специализации // Теория и практика физ. культуры. 1979. № 1.
Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М.: ФиС, 1970.
О структуре многолетней тренировки (многолетняя динамика тренировочных нагрузок) / Под общ. ред. Л. П. Матвеева. М.: ГЦОЛИФК, 1974.
Перспективное планирование спортивной тренировки / Под общ. ред. М. Я. Набатниковой, Н. Д. Граевской и др. М.: ФиС, 1961.

Матвеев Л. П. Планирование и построение спортивной трениров-ки. М.: ГЦОЛИФК, 1972.Матвеев Л. П. Теория спорта как наука

Слайд 33Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олим-пийском спорте.

Киев: Олимпийская литература, 1997.
Проблемы юношеского спорта (серия) / Под общ.

ред. В.Э. Нагорного, В.П. Филина. М.: ФиС, 1961-1965.
Совершенствование технического мастерства спортсменов (педагогические проблемы управления) / Под общ. ред. В.М. Дьячкова. М.: ФиС, 1972.
Специальная выносливость спортсмена / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. М.: ФиС, 1972.
Теория спорта: Программа для ин-тов физ. культуры / Сост. Л.П. Матвеев. М.: ГЦОЛИФК, 1980.
Теория спорта: Метод, разраб. / Под общ. ред. Л.П. Матвеева. М.: РИО ГЦОЛИФК, 1986. Вып. I-IV.
Теория спорта / Под общ. ред. В. Н. Платонова. Киев: Вища шк., 1987.
Тер-Ованесян А. А. Спорт: обучение, тренировка, воспитание. М.: ФиС, 1967.
Тренировка юных спортсменов / Под общ. ред. В. П. Филина. М.: ФиС, 1965.
Физическая подготовка спортсменов высшего класса / Под общ. ред. С. М. Вайцеховского. М.: ФиС, 1969.
Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олим-пийском спорте. Киев: Олимпийская литература, 1997.Проблемы юношеского спорта (серия)

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика