Слайд 1История образования и педагогической мысли в России
17 -18 вв.
Слайд 2План лекции
Новые тенденции в общественной жизни и отечественной педагогике 17в.
Реформы
Петра I в области образования.
Русские просветители 18 века
Слайд 3
1. 17 в. Новые тенденции в общественной жизни России
Подъем всех
сфер жизни российского общества.
Расширение контактов с Западом.
Проникновение европейской образованности.
Формирование
нетипичных для древнерусской педагогической традиции подходов к осмыслению природы человека, целей, способов и средств его воспитания и обучения.
Человек - божественное творение -
начинает также рассматриваться как
существо природное и общественное.
Типичные характеристики такого человека:
рациональная познавательная деятельность;
усиление светского элемента в культуре;
поиск смысла жизни человека во "внешней", нерелигиозной сфере.
Слайд 4Первые государственные школы в России
С 40-х гг. XVII в. при
московских монастырях (Андреевском, Чудовом, Иверском, Спасском и др.) создаются школы,
где изучаются греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика, богословие.
1681 г. - создана Типографская школа (спустя три года после открытия обучалось около 200 учащихся).
Это учебное заведение было одновременно начальной школой и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.
Слайд 5Первые государственные школы в России (продолжение)
1685 г. - В Москву
из Константинополя приглашены братья Лихуды - Иоанникий (1639—1717) и Софроний
(1652—1730), получившие образование в Италии.
1686 г. - Они открыли школу при Богоявленском монастыре.
1687 г. - При Заиконоспасском монастыре создали учебное заведение (впоследствии - Славяно-греко-латинская академия).
Слайд 6Педагогическая деятельность Симеона Полоцкого
60—80-е гг. - Расцвет педагогической деятельности Симеона
Полоцкого (1629—1680).
Преподавал в школе Заиконоспасского монастыря, был наставником детей
в царской семье.
Активно участвовал в просветительской деятельности правительства в годы царствования Федора Алексеевича (1676—1680).
Будучи европейски образованным человеком, ориентировался на традиции православной педагогики.
Свои взгляды на воспитание и обучение изложил в проповедях (в сборниках "Обед душевный" и "Вечеря душевная")
Слайд 7Россия накануне эпохи Просвещения (18 в)
В 17 в. Россия интенсивно
вовлекалась в орбиту европейской политики.
Пример Западных стран для Московской
Руси:
экономические достижения,
развитие наук и искусств,
эффективно действующий государственный аппарат,
боеспособная армия .
Несмотря на различия западного и восточного христианства, а также на традиционное неприятие "латинской учености", единая христианская основа культуры создавала духовную предпосылку для сближения России и Запада.
Слайд 8
2. Европеизация России при Петре I
Политика Петра I (1672—1725):
Насильственное внедрение
западной культуры, основанное на признании безусловности европейских достижений и необходимости
их освоения.
Церковь превратилась в департамент гос. аппарата и лишилась своей земельной собственности.
Православие оставалось доминантой духовной жизни, особенно в массовом сознании.
1763 г. Вступление на престол императрицы Екатерины II
Слайд 9 18 в. Реформы Петра I в области образования
Навязывание России
западного образа жизни и культурных
ценностей, трансформация русских педагогических традиций:
идею "душевного
строения" сменила установка на "выращи-вание новой породы людей";
православные идеалы воспитания стали составной частью идеи формирования верноподданного гражданина;
на первый план выдвигаются задачи развития разума, а не "образования сердца";
нарушена обязанность безусловного следования православно-религиозным принципам (знакомство с западной культурой способствовало развитию "вольнодумства").
Создана светская школа, призванная обеспечить государство кадрами военных, чиновников, инженеров, учителей.
Слайд 103. Михаил Васильевич Ломоносов
М. В. Ломоносов (1711-1765)
Внес большой вклад
в развитие гимназии Академии наук и Московского университета.
«Проект регламента
Академической гимназии»: "Гимназия является первой основой всех свободных искусств и наук. Из нее, следует ожидать, выйдет просвещенное юношество: молодые люди должны приучаться там к правильному образу мышления и добрым нравам".
Слайд 11Иван Иванович Бецкой
И.И. Бецкой (1704—1795). "Генеральное учреждение о воспитании
обоего пола юношества"(1763).
Сформулировал ряд положений, отражающих педагогические настроения эпохи Просвещения:
вера
в практически безграничное могущество воспитания как фактора преобразования людей;
установка на "выращивание" новой человеческой породы, способной переустроить общество в русле идеологии просвещенного абсолютизма, верности "царю и отечеству".
Слайд 12Николай Иванович Новиков
Н.И. Новиков (1744-1818 ) – представеитель либерального крыла
российского просвещения.
Ставил задачу воспитания не только полезных граждан,
но
и счастливых людей.
Образование должно включать в себя:
физическое развитие, касающееся тела,
нравственное, развивающее сердце (чувства и волю людей),
разумное, просвещающее разум.
Слайд 13Московский университет
1755 г. - основан Московский университет (философский, юридический и
медицинский факультеты):
обладал академическими свободами,
был автономен,
имел свой суд,
освобожден от сборов и политического надзора.
Первый состав студентов состоял из разночинцев. Обучение велось на русском языке.
Слайд 14
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Какие социокультурные процессы определили новые тенденции
в
развитии отечественной педагогики XVII в.?
Какие уроки древнерусской педагогики могут быть
полезны для решения современных проблем образования?
Письменно:
Какие основные различия характеризовали педагогические традиции России и Запада накануне реформ Петра I?
В чем состояли "сильные" и "слабые" стороны каждой из этих традиций?
Какие последствия для дальнейшего развития отечественного образования имел излишний радикализм петровских реформ?
Слайд 15Сообщения
братья Лихуды - Иоанникий (1639—1717) и Софроний (1652—1730),
Симеон Полоцкий (1629—1680),
М.
В. Ломоносов (1711-1765),
И.И. Бецкой (1704—1795),
Н.И. Новиков (1744-1818 )