Слайд 1История образования и педагогической мысли
Западная Европа
11-16 вв.
Слайд 211-16 вв. – господство схоластики
1054 г. - Официальный разрыв двух
христианских церквей – православной (Византия) и католической (Рим)
11-16 век –
в общественной мысли Западной Европы -господство схоластики (универсальной философии и теологии). Выработала культурные ценности, опиравшиеся на аристотелизм и христианское богословие.
Средневековые философы - схоласты выстроили новое философско-педагогическое обоснование воспитывающей функции христианства
(до 12-13 века оно играло положительную роль,
позднее – трансформировалось в религиозно- педагогический фанатизм).
Слайд 3Педагогические деятели - схоласты
Провозвестники Возрождения – увязывали неразрывно религиозное и
светское начала в воспитании:
1079-1142 – Пьер Абеляр – преподаватель Парижской
кафедральной школы (красноречие, поиск нового знания);
1096-1141 – Гуго Сен-Викторский – глава Парижской кафедральной школы, написал «Дидаскалион» (трактат о системе образованности);
1190-1264 – Винсент де Бове – наставник французского короля, автор трактата «О воспитании знатных детей»;
1225-1274 – Фома Аквинский – пытался соединить светское знание и христианскую веру, поставив во главу угла постулаты религии. Абсолютизировал рационалистический способ доказательств. Сочинения Фомы – главный источник изучения богословия.
1235-1316 – Раймон Лулий – испанский мыслитель;
1363-1429 – Жан Шарль Герсон – канцлер Парижской Сорбонны.
Слайд 4Основные педагогические идеи схоластов накануне Возрождения:
постановка на первое место в
развитии человека нравственности;
смягчение методов воспитания;
завоевывание интереса детей игрой;
учет возрастных особенностей
детей в воспитательном процессе;
телесное наказание - крайняя воспитательная мера;
взаимосвязь интеллектуального и нравственного воспитания;
обучение на родном языке;
приучение детей к труду, давая навыки профессии.
Слайд 5Образовательная практика накануне Возрождения
Ученичество - основная форма обучения в среде
ремесленников и купцов (универсальная педагогическая идея). Реализуется в цеховых школах.
Сохраняется
традиция дохристианского воспитания – семейно-домашнее воспитание (окрашено сословными чертами).
Рыцарское воспитание – для детей светских феодалов:
7 лет – паж (при жене рыцаря),
14 лет – оруженосец рыцаря,
21 год – рыцарь.
Обучение рыцаря – программа семи рыцарских добродетелей (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шашки, стихосложение и декламация) .
Содержания воспитания рыцаря – основные начала любви, войны и религии.
Слайд 6Первые европейские университеты
К.11 – н. 12 вв. - возникают первые
университеты (отдельные кафедральные и монастырские школы превращаются в крупные учебные
центры):
1200 г. – Парижский университет
1206 г. – университет в Оксфорде
1224 г. – университет Неаполя
1231 г. – в Кембридже
1290 г. – в Лиссабоне.
Университет – светская альтернатива церковному образованию (программа, организация, методы обучения).
Демократический характер университетского образования.
Появление странствующих студентов (ваганты, голиарды).
Отторжение схоластики (наука пустых слов), деятельная интеллектуальная жизнь университетов.
Слайд 7Система школьного образования
К. 12 -13 вв. - появление первых городских
школ. Три пути:
1) трансформация приходских школ – малых школ (школы
клириков),
2) из системы ученичества, из цеховых и гильдейских школ,
3) из школ счета для детей торговцев и ремесленников.
Учебная программа носила прикладной характер (латынь, арифметика, делопроизводство, география, техника, естественные науки)
Возникновение новой социальной группы – бродячие учителя.
Дифференциация городских школ.
Появление коллежей.
Слайд 814 в. – начало 17 в. Эпоха позднего европейского средневековья
Общественные
движения -
Возрождение (восстановление античной традиции)
Реформация (изменение церкви)
Упадок феодальных отношений,
зарождение индустриального общества.
Пробуждение национального самосознания.
Новое мировоззрение – в центре человек (homo), возлагающий надежды на себя.
На смену философии Аристотеля приходят идеи Платона.
Интенсивное развитие искусства, литературы, научных знаний.
Великие географические открытия 15-16 вв.
Изобретение книгопечатания в середине 15 в.
Слайд 9Общая образовательная ситуация в Европе
Коренное изменение приоритетов и подходов к
воспитанию и образовании - педагогический гуманизм:
Отношение к греко-римской культуре как
к отражению лучшего, что есть в человеке.
Классическая литература (прежде - материал обучения) становится олицетворением идеалов воспитания.
Классическое наследие – источник традиции воспитания физически и эстетически развитого человека, способного на самостоятельные полезные обществу действия
Слайд 10Педагогические идеи Возрождения
Педагогический идеал - духовно и физически развитая личность.
Педагогическая
триада Возрождения:
- классическое образование (идеи античности),
- интенсивное физическое развитие (идеи
средневековья – рыцарское воспитание),
- гражданское воспитание (прогрессивные идеи будущего нового общества)
Слайд 11Мыслители эпохи Возрождения
1401-1464 – Николай Кузанский
Первый подверг критике средневековую
схоластику
Его основные философско-педагогические идеи:
единственный возможный путь познания мира и Бога
– отрицательное мышление;
познание беспредельно, ибо истина неисчерпаема;
знание – это интеллектуальное прозрение, постижение непостижимого.
Слайд 12
Итальянское Возрождение
В педагогических трудах – ярко выражена
гуманистическая тенденция –
идеи гражданского воспитания.
1378-1446 – Витторино де Фельтре
(первый школьный
учитель новейшего типа)
В г. Мантуе, дворцовая школа - Дом радости;
цель - гармоничное развитие человека, его «тела, ума и характера».
Основные педагогические идеи:
ядро содержания обучения – классические языки, как живые;
энциклопедичность знаний;
активные методы и формы обучения; с
амоуправление в организации жизни детей.
Слайд 131350-1444 – Пьетро Паоло Веджерио
Сочинение «О благородных нравах и свободных
занятиях науками».
Главная цель образования – нравственное воспитание (религиозный, собственно
нравственный и физический элементы).
Гуманность воспитания – это учет индивидуальных особенностей ребенка.
Слайд 141374-1460 - Леон Батисто Гуарини
– переворот в представлениях о детских
учебниках (осознание специфики детства и ребенка) – главное доступность учебных
текстов.
1406-1458 – Матео Веджио
– сочинение в 6 т. «О воспитании детей и их хороших нравах» - основы воспитания ребенка с рождения до юношества. Цель - нравственное воспитание.
Слайд 15
1568-1639 – Томазо Кампанелла
Трактат-утопия «Город солнца» - образец общества
экономического и политического равенства.
Педагогические идеи:
- отрицание книжности и
слепого подражания авторитетам;
возврат к природе;
отказ от узкой специализации, энциклопедизм и универсализм образования;
совместное обучение мальчиков и девочек.
Слайд 16Возрождение во Франции
«Аристократический» гуманизм - педагогические идеи будущего:
необходимость свободного и
индивидуального воспитания,
развитие женского образования,
важность включения в воспитание физического
труда.
Слайд 171494-1553 - Франсуа Рабле
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» :
критика средневековой
школы (бесчеловечность, схоластичность, догматичность, неэффективность обучения),
идеал гуманистического воспитания –духовное
и телесное развитие личности.
Основные педагогические идеи:
- принцип наглядности в обучении,
связь содержания обучения и воспитания с жизнью;
идея индивидуального воспитания;
- особое значение физического воспитания.
Слайд 181553-1592 - Мишель Монтень
«Опыты»: наивысшая ценность – природная индивидуальность
ребенка. Школа должна считаться с физическими возможностями и здоровьем детей.
Обучение – от конкретных фактов, наблюдений к обобщению и правилам.
Развитие детской самостоятельности.
Отказ от физических наказаний детей.
Необходимость изучения родного языка
Слайд 19Возрождение в Германии
Проявление демократических тенденций
Идея национального образования
Идея о всеобщем образовании,
необходимости организации массовой народной школы.
1445-1485 - Рудольф Агрикола –
создание
школ на севере Европы.
Слайд 201450-1522 - Яков Вимпфелинг
– разработал концепцию национального воспитания, написал учебник
«Очерк германских деяний» - новая школьная дисциплина – национальная история.
Слайд 21
1466-1536 – Дезидерий Эразм
(Эразм Роттердамский)
«Похвала глупости», «Беседы».
Цель
воспитания – благочестие и нравственность.
Широким массам – изучение Библии
и катехизиса (всеобщее обучение).
Прогрессивные взгляды на образование женщины.
Слайд 223. Христианская антропология и
педагогические идеи Реформации
Широкое общественное движение
- Реформация
(начало 16 в.)
Реформация – религиозная форма борьбы
против римско-католической церкви.
Цель – обновление общества и всех его основ.
Социально-экономическая предпосылка Реформации – противоречие между католической церковью и светской властью.
1522 г. - революционные восстания крестьянства и мелкого дворянства.
Распространение иных религиозных конфессий:
Протестанская церковь (Германия),
Англиканская церковь (пуритане в Англии)
Слайд 23
Религиозный антропологизм
реформаторских учений
Провозглашение принципа индивидуальности, «самости» человека, несущего
личную ответственность перед Богом.
Идеологи Реформации:
1483-1546 – Мартин Лютер (Германия) -
инициатор учреждения светскими властями протестантских школ (1524),
1490-1525 – Томас Мюнцер – создал проекты учебных программ для народного образования в Германии.
1497-1560 - Филипп Меланхтон (наставник Германии) – цель образования – приобретение научного мышления и красноречия.
1509-1564 - Жан Кальвин (Франция) – проповедовал светский аскетизм, смирение и покорность Богу.
1484 – 1536 - Уильям Тиндель (Англия) – обучение на родном языке.