Разделы презентаций


История отечественной педиатрии. Периоды детского возраста презентация, доклад

Содержание

Педиатрия—слово греческого происхождения (paid— ребенок, iatrea—врачевание)Педиатрия - «врачевание дитя»Предмет изучения педиатрии - причины и механизмы развития болезней у детей, их проявления, способы диагностики, лечения и профилактикиИстория педиатрии

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История отечественной педиатрии. Периоды детского возраста
Лекция 1
д.м.н. , профессор Н.К. Тихонова


ФГУ им. И.Канта, Калининград - 2011 г.

История отечественной педиатрии. Периоды детского возраста Лекция 1д.м.н. , профессор Н.К. Тихонова ФГУ им. И.Канта, Калининград -

Слайд 2Педиатрия—слово греческого происхождения
(paid— ребенок,
iatrea—врачевание)
Педиатрия - «врачевание дитя»

Предмет изучения

педиатрии -
причины и механизмы развития болезней у детей, их

проявления, способы диагностики, лечения и профилактики

История педиатрии

Педиатрия—слово греческого происхождения (paid— ребенок, iatrea—врачевание)Педиатрия - «врачевание дитя»Предмет изучения педиатрии - 	причины и механизмы развития болезней

Слайд 3
«О природе ребенка» - первые упоминания об особенностях детского организма
Гиппократ
(IV

век до н.э.)

История педиатрии

«О природе 			ребенка» - первые упоминания об особенностях детского организмаГиппократ(IV век до н.э.)История педиатрии

Слайд 4Цельс
Врачеватели II – I века до н.э.
История педиатрии
Гален
Ибн - Сина

ЦельсВрачеватели II – I века до н.э.История педиатрииГаленИбн - Сина

Слайд 5Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древности
Гиппократ - «Афоризмы»,


труды Сорана,
Гален - интересные указания по уходу за новорожденными,

по детской диететике.

В сочинениях арабских врачей имеются уже описания отдельных заболеваний, свойственных только детскому возрасту.

М.Ю. Ломоносов (1711-1765) - трактат «О размножении и сохранении российского народа», вопросы детской смертности.

С. Г. Зыбелин – «Слово о правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа» (1775),
«Слово о способе, как предупредить можно немаловажную между прочими медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пищи, даваемой младенцам в первые месяцы их жизни» (1780);

А. И. Данилевский – «Слово о необходимых средствах к подкреплению слабого младенческого возраста для размножения в отечестве нашем народа» (1814).

XVI, XVII и XVIII века до выделения педиатрии как отдельной науки

Первые зачатки педиатрических знаний относятся к глубокой древностиГиппократ - «Афоризмы», труды Сорана, Гален - интересные указания по

Слайд 6«Искусство повивания или о бабичьем деле»:
Уход за ребенком. Описание
детских

отдельных болезней и
способов их лечения.


Нестор Максимович
Максимович-Амбодик
(1744-1812)
Специальные дома для

детей-подкидышей.

Педиатрия как самостоятельная наука XIX век

«Искусство повивания или о бабичьем деле»: Уход за ребенком. Описаниедетских отдельных болезней испособов их лечения.Нестор Максимович Максимович-Амбодик

Слайд 7XIX век Педиатрия - самостоятельная наука Первые детские больницы: 1802- Франция,

1834 – Петербург, 1842- Москва.
«...ребенок есть существо, которое растет

и развивается только по присущим ему законам. Ребенок—это не уменьшенная копия взрослого».

Степан Фомич Хотовицкий
(1796-1885)

XIX век  Педиатрия - самостоятельная наука Первые детские больницы: 1802- Франция, 1834 – Петербург, 1842- Москва.

Слайд 8Конец XIX века Первая детская клиника в России











Н. Ф. Филатов (1847—1902)
В 1834 г. в Петербурге была открыта

первая в России и вторая в мире специальная детская больница на 50 коек, ныне Детская больница имени Н. Ф. Филатова.
Третья детская больница открылась в 1842 г. в Москве (имени Н. Ф. Филатова).

Создал школу педиатров
Труды: «Семиотика и диагностика детских болезней»,
«Лекции об инфекционных болезнях», «Лекции по желудочно-кишечным заболеваниям у детей»,
«Краткий учебник детских болезней»,
«Клинические лекции»
Им впервые описаны:
- скарлатинозная краснуха,
- идиопатическое воспаление шейных лимфатических узлов - инфекционный мононуклеоз - болезнь Филатова.

Вклад Н.Ф. Филатова в развитие педиатрии

Конец XIX века Первая детская клиника в России    Н. Ф. Филатов (1847—1902)В 1834 г.

Слайд 9Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства
Обеспечение доступности и

повышение качества медицинской помощи женщинам и детям.
Снижение материнской, детской и

младенческой заболеваемости и смертности.
Уменьшение детской инвалидности.
Формирование здоровья детей и подростков

Основные направления деятельности службы охраны материнства и детства Обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи женщинам и

Слайд 10Основные направления совершенствования охраны здоровья детей в РФ
Разработка нормативных документов

по организации службы охраны здоровья матери и ребенка.
Обеспечение достаточного уровня

финансирования охраны здоровья матери и ребенка (не менее 30% бюджета здравоохранения).
Дальнейшее развитие специализированного коечного фонда и сети дневных стационаров для детей , создание межрайонных специализированных и реанимационно-консультативных центров.





4. Мониторинг здоровья детей и младенческой смертности.
5. Формирование территориальных и федерального регистров врожденных и наследственных заболеваний и пороков, внедрение мер по их профилактике
6. Увеличение объема профилактических мер в амбулаторных учреждениях.
7. Совершенствование медико-социальной и психологической помощи детям из многодетных, неполных семей, имеющих физические и психические ограничения, беспризорным и безнадзорным.

Основные направления совершенствования охраны здоровья детей в РФРазработка нормативных документов по организации службы охраны здоровья матери и

Слайд 11Роль врача общей практики в сохранении здоровья детского населения
6. Организация

и проведение иммунизации населения 7. Обучение населения простейшим методам самообследования и

самопомощи;
8. Организация медсестринского патронажа; 9. Раннее обнаружение заболеваний, профилактические, целевые, периодические осмотры и диспансеризация здоровых и больных; 10. Организация домов сестринского ухода и хосписов; 11. Организация восстановления здоровья и трудоспособности.

1. Санитарное образование населения, повышение уровня санитарной грамотности и культуры; 2. Профилактическая работа с детьми, молодежью и подростками; 3. Борьба с наркоманией, курением, алкоголизмом; 4. Пропаганда здорового образа жизни; 5 . Улучшение и рационализация питания;
5. Борьба с венерическими болезнями;

Роль врача общей практики в сохранении здоровья детского населения6. Организация и проведение иммунизации населения  7. Обучение

Слайд 12Периоды детского возраста

Периоды детского возраста

Слайд 13Периоды детского возраста: период внутриутробного развития
Период внутриутробного развития длится
около 280

дней и складывается из двух фаз:
1. фаза эмбрионального развития –

от момента оплодотворения до 2 месяцев беременности;
2. фаза плацентарного развития (фетальный период) – с 3-го месяца беременности до рождения.

Периоды детского возраста:  период внутриутробного развитияПериод внутриутробного развития длитсяоколо 280 дней и складывается из двух фаз:1.	фаза

Слайд 14Периоды детского возраста: период внеутробного развития

4. дошкольный период –

4 - 6 лет;
5. младший школьный период – 7 –

11 лет;
6.старший школьный период (период полового созревания) – 12 – 18 лет, подразделяется на
- подростковый период: мальчики – 13 – 16 лет, девочки 12 -15 лет
- юношеский период: мальчики 17 – 21 год, девочки 16 – 20 лет

этапы:
1. период новорожденности, который состоит из двух фаз - раннего неонатального периода (первые 7 суток жизни c момента перевязки пуповины) и позднего (8 – 28 сутки жизни)
2. грудного возраста - с 29 суток жизни до 1 года
3. преддошкольный (ранний период) – 1 – 3 года

Периоды детского возраста:  период внеутробного развития 4. дошкольный период – 4 - 6 лет;5. младший школьный

Слайд 15Антенатальный период – внутриутробный период;
Перинатальный период продолжается с 28 недели

внутриутробного развития до 7 дня жизни (включает в себя поздний

фетальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды);
Интранатальный период - отрезок времени от начала схваток до момента перевязки пуповины (2 – 18 часов);
Постнатальный период длится от рождения до смерти человека, а в педиатрии – до 17 - 18 лет.

Периоды детского возраста

Антенатальный период – внутриутробный период;Перинатальный период продолжается с 28 недели внутриутробного развития до 7 дня жизни (включает

Слайд 16Внутриутробный период
Во внутриутробном периоде средовыми факторами, влияющими как благоприятно, так

и неблагоприятно, является организм матери. При неблагоприятном воздействии на плод

могут возникнуть малые аномалии развития, задержка развития плода и хронические воспалительные процессы, которые утяжеляют период новорожденности.















Фетальный период характеризуется исключительно интенсивным ростом и продолжающейся дифференцировкой органов и тканей.

В фазу эмбрионального развития происходит закладка органов и тканей, поэтому это наиболее важный этап в развитии организма. При поражении эмбриона могут возникнуть тяжелые пороки развития, подчас несовместимые с жизнью.

Внутриутробный периодВо внутриутробном периоде средовыми факторами, влияющими как благоприятно, так и неблагоприятно, является организм матери. При неблагоприятном

Слайд 17Неонатальный (период новорожденности) 0-28 дней

происходит адаптация новорождённого к внеутробной жизни;

начинается

формирование условных рефлексов, происходит активное физическое и нервно-психическое развитие

neonatus

– новорожденный (лат. )
От первого вдоха до конца 4-й недели жизни (28 дней):
ранний неонатальный (0-7 дней),
поздний неонатальный (8-28 дней)

проявляются нарушения, связанные с действием перинатальных факторов риска (эмбрио - и фетопатии, гипоксические и травматические поражения ЦНС, внутриутробные инфекции )

!

Неонатальный  (период новорожденности)  0-28 днейпроисходит адаптация новорождённого к внеутробной жизни;начинается формирование условных рефлексов, происходит активное

Слайд 18
1. Последствия родового акта и внутриутробной гипоксии,

(травма, РДС, кровоизлияния, парезы и параличи)
Гемолитическая болезнь новорожденных, ВУИ
Болезни

легких и сердца (врожденные пороки развития, пневмонии)
Эндокринопатии
Нарушения метаболизма (транзиторные и врожденные)
Сепсис
Нарушение питания и трофики
Интестинальные расстройства
Трисомии
Воздействие токсинов






Возможные патологические состояния у новорожденных

1.  Последствия родового акта и  внутриутробной гипоксии, (травма, РДС, кровоизлияния, парезы и параличи)Гемолитическая болезнь

Слайд 20Грудной период 1-12 мес.

заканчивается адаптация ребёнка к внеутробной жизни;

высокая интенсивность обмена

веществ с преобладанием процессов анаболизма;

интенсивное физическое, нервно-психическое и интеллектуальное развитие



Функциональные способности органов и систем несовершенны и находятся под угрозой «срыва»
(острые расстройства пищеварения, ХРП, рахит, диатезы, дефицитные анемии, острые воспалительные заболевания ВДП, пневмонии)

!

Грудной период 1-12 мес.заканчивается адаптация ребёнка к внеутробной жизни;высокая интенсивность обмена веществ с преобладанием процессов анаболизма;интенсивное физическое,

Слайд 21Преддошкольный период (ясельный) или период раннего возраста 1-3 года
Совершенствование пищеварительной

системы, двигательных навыков ребенка, речи и психики.
Ребенок очень подвижен, любознателен,

активно знакомится с окружающей средой.
Основной формой развития является игра. Особенно важны для этого возраста: гигиена, режим в связи с повышенной чувствительностью ребенка к неблагоприятным влияниям окружающей среды.











снижение темпов физического развития;

функциональные способности органов и систем становятся более зрелыми;

интенсивное НПР и эмоциональное развитие, формируются черты характера

В связи с расширением круга общения
увеличивается заболеваемость острыми детскими инфекциями

!

Преддошкольный период (ясельный) или  период раннего возраста  1-3 годаСовершенствование пищеварительной системы, двигательных навыков ребенка, речи

Слайд 22Дошкольный период 4-7 лет
 


снижение темпов физического развития;
созревание органов и систем достигает

высокой степени;
совершенствуется НПР , формируются индивидуальные интересы, половые различия поведения

(период подражания взрослым)

На первом месте в структуре патологии - детские инфекции; развивается сенсибилизация к аллергенам, появляются БА, нефриты, ревматоидный артрит и др.

!

Дошкольный период 4-7 лет снижение темпов физического развития;созревание органов и систем достигает высокой степени;совершенствуется НПР , формируются индивидуальные

Слайд 23Период младшего школьного возраста
Продолжается совершенствовании функций организма ребенка.
Усиленно развивается

и крепнут мышечная система и скелет. Молочные зубы полностью заменяются 

постоянными.
Школьный ритм жизни способствует развитию усидичивости.

от 7 до 12 лет

В школьном возрасте клиника заболеваний все больше напоминает таковую у взрослых.
В младшем школьном возрасте полностью заканчивается дифференцировка клеток коры головного мозга и проводящих путей.

Период младшего школьного возрастаПродолжается совершенствовании функций организма ребенка. Усиленно развивается и крепнут мышечная система и скелет. Молочные

Слайд 24Период старшего школьного возраста
Подростковый период
(с 10 до 18 лет,

по мнению экспертов ВОЗ) является заключительным и одним из наиболее

сложных этапов развития, который характеризуется бурным ростом, перестройкой эндокринной системы, созреванием половых органов и формированием окончательного фенотипа индивидуума.

от 12 до 18 лет
является периодом полового созревания.
Характеризуется:
выраженной перестройкой эндокринной системы,
усиленным ростом.
У девочек вторичные половые признака обычно развиваются раньше, чем у мальчиков, на 1-1,5 года.

Период старшего школьного возрастаПодростковый период (с 10 до 18 лет, по мнению экспертов ВОЗ) является заключительным и

Слайд 25Основные показатели развития ребенка

Основные показатели развития ребенка

Слайд 26

Это процесс роста и созревания, обусловленный морфологическими и функциональными свойствами

организма, которые сформирова-лись под влиянием наследственных и внешнесредовых факторов.

Физическое развитие

Это процесс роста и созревания, обусловленный морфологическими и функциональными свойствами организма, которые сформирова-лись под влиянием наследственных и

Слайд 27Длина тела (L) - наиболее стабильный показатель, который характеризует пластические

процессы в организме
Прибавка по 3,0 - 3,5 см в мес.

I квартал
по 2,5 см в мес. II квартал
по 1,5 см в мес. III квартал
по 1,0 см в мес. IV квартал
Масса тела (m) - лабильный показатель, отражает степень развития костной и мышечной систем, подкожно-жировой клетчатки
Прибавка за 1-й мес. - 600 г
за 2-й мес. - 800 г
за 3-й мес. - 800 г
за 4 – 12-й мес. - минус 50 г от прибавки
предыдущего месяца

Физическое развитие

Основные параметры

Эти параметры оцениваются с помощью центильных таблиц

Длина тела (L) - наиболее стабильный показатель, который характеризует пластические процессы в организмеПрибавка 	по 3,0 - 3,5

Слайд 28Окружность головы - важен в первые 3 года жизни

Окружность груди

- у новорождённых окружность груди меньше окружности головы. После 7

- 8 мес преобладает окружность груди.




Поверхность тела - коррелирует с физическими функциями организма

Физическое развитие

Основные параметры

Вычисляется по номограмме

Эти параметры оцениваются в сантиметрах

Окружность головы - важен в первые 3 года жизниОкружность груди - у новорождённых окружность груди меньше окружности

Слайд 29Половое созревание (0 - 4 балла)
у девочек
рост волосяного покрова

на лобке (Р)
рост волосяного покрова в подмышечной впадине (А)
развитие грудных

желёз (Ма)
возраст первой менструации (Ме)

у мальчиков
рост волосяного покрова на лобке (Р)
рост волосяного покрова в подмышечной впадине (А)
мутация голоса (V)
формирование кадыка


Физическое развитие

Биологическая зрелость

Половое созревание (0 - 4 балла)у девочек 	рост волосяного покрова на лобке (Р)	рост волосяного покрова в подмышечной

Слайд 30Длина тела – е/годно, до 1 года - е/месячно
Масса тела

- е/годно, до 1 года - е/месячно
Окружность грудной клетки -

е/годно
Окружность головы – до 7 лет е/годно
Подкожно-жировой слой - е/годно
Степень развития костных образований – после 1года (от 6 до 12 мес – зубы)
Функциональные характеристики ФР – после 7 лет (спирометрия, динамометрия, становая сила)
Психомоторное развитие - е/годно, до 1 г - е/месячно
Биологическое развитие

Физическое развитие

Методика оценки ФР

Длина тела – е/годно, до 1 года - е/месячноМасса тела - е/годно, до 1 года - е/месячноОкружность

Слайд 31Для оценки ФР используют центильный метод и характеризуют его как
среднее

ФР - 25 - 75 центили
выше среднего ФР  75

центиля
ниже среднего ФР  25 центиля
за пределами шкалы высокое ФР и низкое ФР
Для оценки гармоничности ФР используют двухмерные центильные шкалы (длины по возрасту, масса по длине)

Физическое развитие

Методика оценки ФР

!

Комплексная оценка ФР:
определение морфофункционального состояния организма центильным методом
определение соответствия календарного возраста и биологического развития - отставание биологического возраста от календарного (ретардация), опережение (акселерация)

Для оценки ФР используют центильный метод и характеризуют его каксреднее ФР - 25 - 75 центиливыше среднего

Слайд 32Нервно-психическое развитие

Нервно-психическое развитие

Слайд 33У детей до 1 года (1 раз в мес)
зрительные ориентировочные

реакции
движения общие
движения руки
речь понимаемая
речь активная
навыки

На 2 году жизни (1 раз

в квартал)
сенсорное развитие (величина, форма предметов)
движения
речь понимаемая, речь активная
игра
навыки

Нервно-психическое развитие

Оценка НПР

У детей до 1 года (1 раз в мес)зрительные ориентировочные реакциидвижения общиедвижения рукиречь понимаемаяречь активнаянавыкиНа 2 году

Слайд 34На 3 году жизни (1 раз в 6 мес)
сенсорное развитие

(цвета)
движения
речь активная
игра
навыки

У детей старше 3 лет (1 раз год)
мышление и

речь
моторика
внимание и память (специальные задания)
социальные контакты
психическое здоровье (наблюдение и опрос)

Нервно-психическое развитие

Оценка НПР

На 3 году жизни (1 раз в 6 мес)сенсорное развитие (цвета)движенияречь активнаяигранавыкиУ детей старше 3 лет (1

Слайд 35Эмоциональный статус
а - для детей до 1 года - положительный,

отрицательный, неустойчивый, малоэмоциональный
в - для детей после 1 года -

настроение бодрое, жизнерадостное; раздражительное, возбуждённое; спокойное, подавленное; неустойчивое; страхи
Вегетативный статус
сон, аппетит, характер бодрствования (активное, пассивное), потливость, наличие болей, не связанных с заболеванием , мышление и речь
Психомоторная стабильность (энурез, энкопрез)
Особенности личности - отношение детей и взрослых, моторика, эмоции, вредные привычки

Нервно-психическое развитие

Показатели НПР

Эмоциональный статуса - для детей до 1 года - положительный, отрицательный, неустойчивый, малоэмоциональныйв - для детей после

Слайд 36I группа - Нормальное развитие
Ia - соответствует возрасту
Ib

– с опережением
на 1 эпикризный срок - ускоренное
на 2

эпикризных срока - высокое развитие
на разное количество - негармоничное опережающее)

Отставание по эпикризным строкам:
II группа - начальные отклонения НПР (на 1 эп.с.)
III группа - начальные отклонения НПР (на 2 эп.с.)
IV группа - выраженные отклонения НПР(на 3 эп.с.)
V группа - пограничные состояния (более чем на 3 э.с.)

Нервно-психическое развитие

Заключение по НПР (5 групп)

I группа - Нормальное развитие Ia - соответствует возрасту Ib – с опережением на 1 эпикризный срок

Слайд 37Группы здоровья

Группы здоровья

Слайд 38Особенности онтогенеза
Уровень физического развития
Уровень НПР
Уровень резистентности (по кратности острых заболеваний

в течение года)
а. до 3 раз в год -

высокая
b. 4 - 7 раз в год - сниженная
с. 8 раз и более - низкая
Уровень функционального состояния (показатели крови, мочи, кровообращения, дыхания, полового развития и т.п.)
Наличие или отсутствие хронических заболеваний и ВПР

Группы здоровья

Критерии формирования групп здоровья

Особенности онтогенезаУровень физического развитияУровень НПРУровень резистентности (по кратности острых заболеваний в течение года) а. до 3 раз

Слайд 39I группа здоровья Без отклонений

(благополучный анамнез, нормальное НПР и ФР, функциональные состояния без отклонений,

высокая резистентность, нет хр. заболеваний и ВПР)
II группа здоровья Группа риска
(неблагополучный анамнез, нормальное НПР и ФР или с начальными отклонениями, функциональные состояния без отклонений, резистентность снижена, нет хр. заболеваний и ВПР)
III группа здоровья Состояние компенсации
(неблагополучный анамнез, нормальное НПР и ФР или с начальными отклонениями, функциональные отклонения в шоковом органебез клинических проявлений, хр. патология с редкими обострениями)



Группы здоровья

I группа здоровья  Без отклонений     (благополучный анамнез, нормальное НПР и ФР, функциональные

Слайд 40IV группа здоровья - Состояние субкомпенсации (неблагополучный анамнез, НПР и

ФР с начальными или выраженными отклонениями, функциональные отклонения в шоковом

органе, других органах и системах, хр. патология с частыми обострениями)
V группа здоровья - Состояние декомпенсации (неблагополучный анамнез, НПР и ФР с начальными или выраженными отклонениями, функциональные отклонения в шоковом органе, других органах и системах, резистентность низкая, хр. патология с частыми обострениями)

Группы здоровья

IV группа здоровья - Состояние субкомпенсации (неблагополучный анамнез, НПР и ФР с начальными или выраженными отклонениями, функциональные

Слайд 41История педиатрии Периоды детства и возрастная патология Физическое развитие Нервно-психическое развитие

Н.к.

История педиатрии  Периоды детства и возрастная патология  Физическое развитие  Нервно-психическое развитиеН.к.

Слайд 42Благодарю за внимание!
Жду на следующей лекции

Благодарю за внимание! Жду на следующей лекции

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика