Слайд 1История педагогики и образования
Лекция 5. Исторические и социокультурные особенности становления
и развития образования в России. Образование в допетровской Руси
Слайд 2План лекции
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Состояние
просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.
Просвещение на Украине
и в Белоруссии. Братские школы.
Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Распространение грамотности в ХVII в.
Слайд 3
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
988
г. – принятие христианства на Руси
Слайд 4
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Педагогические
идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и
восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.
Слайд 5
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Педагогические
идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и
восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.
Слайд 6
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Появление
первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так
и увеличением числа грамотных людей.
Освобождение от влияния Византии: необходимость
подготовки
собственных
священнослужителей
Слайд 7
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Мастера
грамоты
Слайд 8
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Обучение
в школах Древней Руси
В качестве учебных пособий доступных всем использовались
особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. Писали (выцарапывали буквы) на бересте, создавая берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 вв. Для начального уровня было необходимо освоить 26-буквенный алфавит, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите
Слайд 9
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Первая
дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве
в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать.
С 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др. Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием.
Слайд 10
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Книжная
мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник
Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений.
Обучали также и искусству делать книги. Ученик изготавливал «собственный» изборник, самостоятельно переписывая , иллюстрируя, и переплетая.
Слайд 11
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Памятники
педагогической
литературы XI—XIII веков:
«Поучение князя
Владимира Мономаха детям».
Слайд 12
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Памятники
педагогической литературы XI—XIII веков:
Сборники под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е.
изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля.
«Русская Правда» (XI век) — юридический памятник Киевской Руси
Слайд 13
Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.
Развитие культуры,
так высоко стоявшей в Киевском государстве, в XIII—XIV веках затормозилось
вследствие нараставшей феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия на Русь.
Развитие просвещения в Новгородской земле, Тверском и Владимирском княжествах
Рукописные книги
Берестяные грамоты
Обучение буквослагательным методом
Азбуковники, словари энциклопедического типа, составленные в Новгороде в XV веке
Слайд 14
Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.
Берестяные грамоты
Слайд 15
Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI
веках.
В XV—XVI веках на огромной территории, занятой обособленными
русскими княжествами, шел процесс образования единого централизованного Русского государства. В это время происходит развитие товарно-денежных отношений, ремесла и промыслов, рост городов, культуры и просвещения.
Создание единого Русского государства сопровождались образованием единой великорусской народности, что активно способствовало росту культуры и просвещения
Слайд 16
Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI
веках.
Педагогические идеи в памятниках литературы XVI в.: впервые
напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова (2 части).
К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье — «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» («Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий», «Како дети учити и страхом спасати» и др.) целиком посвящен вопросам воспитания детей.
Слайд 17
Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI—XVII веках.
Украина и Белоруссия находились в XVI и первой половине
XVII века под властью Польско-Литовского государства. Польские паны угнетали украинский и белорусский народы, стремились при помощи иезуитов ополячить их и сделать католиками.
Особые религиозно-национальные организации — братства, в которых дела решались по демократическому принципу (общим собранием, большинством голосов и т. п.)
Братские школы как средство борьбы с национальным и религиозным угнетением.
Слайд 18
Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI—XVII веках.
Первой украинской братской школой была Львовская, возникшая в 1586
году.
Устав школы. Ректор и учителя братской школы избирались общим собранием братства. Кроме того, братство избирало двух попечителей — общественных наблюдателей за школой. Договор ректора с родителем. Дети всех сословий, без различия их социального и материального положения.
Сироты содержались на полном иждивении братства.
Содержание обучения: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектикаарифметика, геометрия, астрономия, музыка
Слайд 19
Киево-Могилянская академия
1632 год – открытие Киево-Могилянской академии
Слайд 20
Киево-Могилянская академия
8 классов; они разделялись на отделения: младшие —
4 класса, средние — 2 класса и старшие — 2
класса. Продолжительность обучения доходила до 12 лет.
В младшем отделении преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки (чтение, письмо, грамматика), молитвы, катехизис, арифметика, музыка, пение; в средних классах — поэзия (пиитика) и риторика; в старших — философия, а с конца XVII века — богословие.
После открытия Харьковского университета в 1805 году Киевская академия перестала играть роль культурного центра Южной России, а в 1819 году была реорганизована в духовную академию.
Слайд 21
Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке. Начальные и
греко-латинские школы.
Число начальных школ при церквах и в
монастырях, где обучали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатным букварям.
Школы повышенного типа: греческие школы, греко-латинские школы. Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обучали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатным букварям.
Слайд 22
Славяно-греко-латинская академия
1687 г. – открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии
Слайд 23
Славяно-греко-латинская академия
1687 г. – открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии
Академия
имела целью подготовку образованных людей, необходимых государству и церкви.
Основными преподавателями
академии были два ученых греческих монаха — братья Ионикий и Софроний Лихуды, доктора наук Падуанского университета. Они подбирали учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания.
Семь свободных искусств, богословие и наука правосудия
Слайд 24
Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство, но и
учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами
университета, открытого в 1725 году при Академии наук. В Славяно-греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII века.
С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и превратилась в духовную академию. В начале XIX века она была переведена в Троице-Сергиевскую лавру.
Слайд 25
Учебные книги XVII века.
Рукописные азбуковники:
учебные пособия, в
которых помещался букварь, краткие сведения по грамматике, по арифметике, религиозно-нравственные
поучения;
словари энциклопедического типа.
Книга «Гражданство обычаев детских» (творческий перевод произведения Эразма Роттердамского о нравственном воспитании, составленный Епифанием Славинецким). В этом сборнике «благолепных обычаев детских», изложенных в 164 вопросах-ответах, даются подробные указания детям, как прилично держать себя (поза, жесты, мимика, одежда и пр.), как вести себя дома и в гостях за столом, при встрече с кем-либо, в играх с детьми, правила поведения в школе и т. п.