Разделы презентаций


История педагогики и образования

Содержание

План лекцииХарактеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв. Просвещение на Украине и в Белоруссии. Братские школы. Просвещение и школа в Русском централизованном

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1История педагогики и образования

Лекция 5. Исторические и социокультурные особенности становления

и развития образования в России. Образование в допетровской Руси

История педагогики и образованияЛекция 5. Исторические и социокультурные особенности становления и развития образования в России. Образование в

Слайд 2План лекции
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Состояние

просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.
Просвещение на Украине

и в Белоруссии. Братские школы.
Просвещение и школа в Русском централизованном государстве. Распространение грамотности в ХVII в.
План лекцииХарактеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.

Слайд 3 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)

988

г. – принятие христианства на Руси

Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) 988 г. – принятие христианства на Руси

Слайд 4 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)

Педагогические

идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и

восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии

Слайд 5 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Педагогические

идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии славянской языческой традиции и

восточного христианства, сохранили самобытность, чему способствовало то, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом.
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Педагогические идеи древней Руси, зародившись при взаимодействии

Слайд 6 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Появление

первых школ на Руси было вызвано как потребностями духовенства, так

и увеличением числа грамотных людей.
Освобождение от влияния Византии: необходимость
подготовки
собственных
священнослужителей
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Появление первых школ на Руси было вызвано

Слайд 7 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Мастера

грамоты

Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Мастера грамоты

Слайд 8 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Обучение

в школах Древней Руси
В качестве учебных пособий доступных всем использовались

особые дощечки, на которых была вырезана азбука. Сначала учили писать и произносить буквы, потом – читать молитвы по Псалтырю. Писали (выцарапывали буквы) на бересте, создавая берестяные грамоты. Первые берестяные грамоты относятся к 10-11 вв. Для начального уровня было необходимо освоить 26-буквенный алфавит, который был достаточен для записи речи, ведения торговых и деловых записей, но недостаточен для «учения книжного», основанного на 43-буквенном алфавите
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Обучение в школах Древней РусиВ качестве учебных

Слайд 9 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Первая

дворцовая школа учения книжного открылась при князе Владимире в Киеве

в 988г. Эта школа была учебным заведением повышенного типа, т.к. ее ученики уже владели начальным образованием, т.е. умели читать и писать.
С 10-13 вв. школы возникли не только в Киеве и Новгороде, но и в Суздале. Чернигове, Муроме, Переяславле, Галиче, Ростове и др. Школы создавались при княжеских дворах, церквях и монастырях и предназначались для обучения детей из высших сословий. В основном обучали церковному чтению, письму, пению, счету, занимались нравственным воспитанием.
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Первая дворцовая школа учения книжного открылась при

Слайд 10 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Книжная

мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического характера. Таков, например, «Изборник

Святослава» (1073). Это был курс семи свободных искусств, где давались материал для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений.
Обучали также и искусству делать книги. Ученик изготавливал «собственный» изборник, самостоятельно переписывая , иллюстрируя, и переплетая.
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Книжная мудрость осваивалась по «изборникам» (хрестоматиям) энциклопедического

Слайд 11 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Памятники

педагогической
литературы XI—XIII веков:
«Поучение князя
Владимира Мономаха детям».

Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Памятники педагогической литературы XI—XIII веков:«Поучение князя Владимира

Слайд 12 Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.)
Памятники

педагогической литературы XI—XIII веков:
Сборники под названиями «Пчела», «Изамрагд» (т. е.

изумруд), «Изборник» Святослава, «Златоструй», «Златоуст» (по прозвищу греческого церковного писателя и проповедника Иоанна Златоуста) содержались высказывания и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля.
«Русская Правда» (XI век) — юридический памятник Киевской Руси
Характеристика просвещения и воспитания в Киевской Руси (Х-ХП вв.) Памятники педагогической литературы XI—XIII веков:Сборники под названиями

Слайд 13 Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.
Развитие культуры,

так высоко стоявшей в Киевском государстве, в XIII—XIV веках затормозилось

вследствие нараставшей феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия на Русь.
Развитие просвещения в Новгородской земле, Тверском и Владимирском княжествах
Рукописные книги
Берестяные грамоты
Обучение буквослагательным методом
Азбуковники, словари энциклопедического типа, составленные в Новгороде в XV веке
Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв. Развитие культуры, так высоко стоявшей в Киевском государстве,

Слайд 14 Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.
Берестяные грамоты

Состояние просвещения в русских княжествах в XIII-ХVI вв.Берестяные грамоты

Слайд 15 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI

веках.
В XV—XVI веках на огромной территории, занятой обособленными

русскими княжествами, шел процесс образования единого централизованного Русского государства. В это время происходит развитие товарно-денежных отношений, ремесла и промыслов, рост городов, культуры и просвещения.
Создание единого Русского государства сопровождались образованием единой великорусской народности, что активно способствовало росту культуры и просвещения
Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI веках. В XV—XVI веках на огромной

Слайд 16 Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI

веках.
Педагогические идеи в памятниках литературы XVI в.: впервые

напечатанная в 1574 году кирилловскими буквами славянская «Азбука» (букварь) первопечатника Ивана Федорова (2 части).
К XVI веку относится также сборник наставлений относительно быта, хозяйствования и воспитания детей в семье — «Домострой», который учил, как «в правде жить и в кривде не жить», и содержал советы относительно домашнего «устроения». Ряд глав «Домостроя» («Како детей своих воспитати во всяком наказании и страхе божий», «Како дети учити и страхом спасати» и др.) целиком посвящен вопросам воспитания детей.
Просвещение, школа и педагогическая мысль в Русском государстве в XV—XVI веках. Педагогические идеи в памятниках литературы

Слайд 17 Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI—XVII веках.


Украина и Белоруссия находились в XVI и первой половине

XVII века под властью Польско-Литовского государства. Польские паны угнетали украинский и белорусский народы, стремились при помощи иезуитов ополячить их и сделать католиками.
Особые религиозно-национальные организации — братства, в которых дела решались по демократическому принципу (общим собранием, большинством голосов и т. п.)
Братские школы как средство борьбы с национальным и религиозным угнетением.
Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI—XVII веках. Украина и Белоруссия находились в XVI

Слайд 18 Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI—XVII веках.


Первой украинской братской школой была Львовская, возникшая в 1586

году.
Устав школы. Ректор и учителя братской школы избирались общим собранием братства. Кроме того, братство избирало двух попечителей — общественных наблюдателей за школой. Договор ректора с родителем. Дети всех сословий, без различия их социального и материального положения.
Сироты содержались на полном иждивении братства.
Содержание обучения: славянский, греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектикаарифметика, геометрия, астрономия, музыка
Братские школы на Украине и в Белоруссии в XVI—XVII веках. Первой украинской братской школой была Львовская,

Слайд 19 Киево-Могилянская академия
1632 год – открытие Киево-Могилянской академии

Киево-Могилянская академия 1632 год – открытие Киево-Могилянской академии

Слайд 20 Киево-Могилянская академия
8 классов; они разделялись на отделения: младшие —

4 класса, средние — 2 класса и старшие — 2

класса. Продолжительность обучения доходила до 12 лет.
В младшем отделении преподавались славянский, греческий, латинский и польский языки (чтение, письмо, грамматика), молитвы, катехизис, арифметика, музыка, пение; в средних классах — поэзия (пиитика) и риторика; в старших — философия, а с конца XVII века — богословие.
После открытия Харьковского университета в 1805 году Киевская академия перестала играть роль культурного центра Южной России, а в 1819 году была реорганизована в духовную академию.
Киево-Могилянская академия 8 классов; они разделялись на отделения: младшие — 4 класса, средние — 2 класса

Слайд 21 Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке. Начальные и

греко-латинские школы.
Число начальных школ при церквах и в

монастырях, где обучали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатным букварям.
Школы повышенного типа: греческие школы, греко-латинские школы. Число начальных школ при церквах и в монастырях, где обучали чтению и письму, возросло. Обучение чтению велось во второй половине XVII века по печатным букварям.
Рост просвещения в Русском государстве в XVII веке. Начальные и греко-латинские школы. Число начальных школ при

Слайд 22 Славяно-греко-латинская академия
1687 г. – открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии

Славяно-греко-латинская академия 1687 г. – открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии

Слайд 23 Славяно-греко-латинская академия
1687 г. – открытие в Москве Славяно-греко-латинской академии
Академия

имела целью подготовку образованных людей, необходимых государству и церкви.
Основными преподавателями

академии были два ученых греческих монаха — братья Ионикий и Софроний Лихуды, доктора наук Падуанского университета. Они подбирали учителей, вели сами в старших классах академии риторику и философию, составляли на греческом и латинском языках учебники грамматики, пиитики и риторики православного содержания.
Семь свободных искусств, богословие и наука правосудия

Славяно-греко-латинская академия 1687 г. – открытие в Москве Славяно-греко-латинской академииАкадемия имела целью подготовку образованных людей, необходимых

Слайд 24 Славяно-греко-латинская академия
Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство, но и

учащихся для медико-хирургических школ, многие из которых затем стали студентами

университета, открытого в 1725 году при Академии наук. В Славяно-греко-латинской академии обучались М. В. Ломоносов, известный писатель А. Д. Кантемир, архитектор В. И. Баженов и другие известные деятели культуры, науки и просвещения XVIII века.
С открытием в 1755 году Московского университета академия потеряла свое значение как высшее учебное заведение филологического и философского характера и превратилась в духовную академию. В начале XIX века она была переведена в Троице-Сергиевскую лавру.

Славяно-греко-латинская академия Славяно-греко-латинская академия подготовляла не только духовенство, но и учащихся для медико-хирургических школ, многие из

Слайд 25 Учебные книги XVII века.
Рукописные азбуковники:
учебные пособия, в

которых помещался букварь, краткие сведения по грамматике, по арифметике, религиозно-нравственные

поучения;
словари энциклопедического типа.
Книга «Гражданство обычаев детских» (творческий перевод произведения Эразма Роттердамского о нравственном воспитании, составленный Епифанием Славинецким). В этом сборнике «благолепных обычаев детских», изложенных в 164 вопросах-ответах, даются подробные указания детям, как прилично держать себя (поза, жесты, мимика, одежда и пр.), как вести себя дома и в гостях за столом, при встрече с кем-либо, в играх с детьми, правила поведения в школе и т. п.
Учебные книги XVII века. Рукописные азбуковники: учебные пособия, в которых помещался букварь, краткие сведения по грамматике,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика