Слайд 2Учение об идеальном государстве (Диалог «Государство»)
Государство возникло с целью удовлетворения
различных потребностей людей, возможного только в совместном поселении, полисе. (принцип
разделения труда).
Платон – сторонник теории регресса: изначально существовала гармония, к которой возможно вернуться, если основываться на законах развития общества – которые являются природными законами.
Человек состоит из души и тела. Души могут быть разные:
Разумные души – философы – выполняют роль правителей в обществе – способны познавать законы развития общества, природы – не д. иметь собственности.
Страстные души – воины, стражи – защищают общество
Вожделеющие души – торговцы, ремесленники, земледельцы - не могут пренебречь своими земными интересами, стремятся к земле – их нельзя допускать к власти.
Платон верит в создание идеального государства, но признаёт, что всё равно оно не будет вечным и в силу неизбежной порчи человеческой натуры сменится другими формами правления.
Слайд 3Каждая форма государственного проявления гибнет из-за внутренних противоречий.
Слайд 4Аристократия - единственно правильное государственное устройство, которое основано на 4
добродетелях – мудрости, мужестве, благоразумии и справедливости и реализуется на
практике только при условии правления философов.
Вырождение аристократии приводит к частной собственности, превращению свободных в рабов. Вместо разумного начала в государстве господствует яростный дух. Такое государство будет постоянно воевать.
Слайд 5Тимократия (власть честолюбцев, военных).
Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению
Олигархия (власть небольшой группы наиболее богатых) –строй основан на имущественном
различии. Существуют как бы 2 государства: одно- бедных, другое – богатых. У неимущих зреет ненависть к богатым, между ними идет непрерывная борьба, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии, власти большинства.
Слайд 6Демократия – власть большинства. Не имеет должного управления. Равенство уравнивает
равных и неравных. Демократия опьяняется свободой и из нее вырастает
ее продолжение и противоположность – тирания.
Тирания – наихудший вид гос. устройства, царит насилие, произвол и беззаконие тирана – ставленника народа.(чрезмерное рабство)
Слайд 7Предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Большое внимание уделял
исследованию государства. Критикует Платона за общность имущества, жен, детей. Защищал
права индивида, семьи и частной собственности. Частная собственность коренится в природе человека.
Слайд 8Полития – самая правильная форма государства. Правит средний класс.
Демократия –
зло, если верховная власть принадлежит демосу, а не закону.
Политическое
правление – это правление закона, а не людей. Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – уравновешенный разум.
Слайд 9Власть – божественное установление – поэтому она является благом. Однако
властью может завладеть зло, когда правитель приходит к власти при
помощи несправедливых средств, либо властвует несправедливо. И то, и другое есть нарушения завета Бога. Следовательно, подданные вправе оказывать такому правителю сопротивление.
Слайд 10Задача политической науки – объяснять действительное положение вещей на основе
исторического опыта.
Политика и мораль: возможно нарушать нравственные нормы в интересах
государства.
Слайд 11Теория естественных прав человека:
- право на жизнь;
- право быть свободным
в убеждениях и действиях;
- право частной собственности;
- равенство всех людей.
До образования государства люди находились в состоянии «войны всех против всех». Чтобы избежать самоуничтожения люди заключили договор и создали государство.
Государство обеспечивает мир, порядок, благоденствие.
Слайд 12Догосударственное состояние – свободное, равноправное положение людей, но не имеющее
специального органа обеспечения общественного порядка – в связи с этим
люди пришли к общественному договору об образовании государства.
Выдвинул принцип разделения властей на законодательную и исполнительную
Слайд 13родоначальник теории разделения властей на 3 ветви – законодательную, исполнительную
и судебную.
Цель этого разделения:
- гарантировать безопасность граждан от произвола
и злоупотребления властей;
- обеспечить политическую свободу граждан;
-сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством.
Возникновение государства – это закономерный исторический процесс.
Слайд 14представители классического утопического социализма. Критика капиталистического общества, частной собственности на
средства производства как источника социального неравенства. При капитализме растут богатство
и обнищание, увеличивается кол-во безработных. Историческая неизбежность социалистического переустройства общества: необходимость общественной собственности на средства производства, превосходство коллективности, плановости ведения хозяйства. Принцип социального равенства, социальной справедливости, равноправия мужчины и женщины.
Слайд 15Государство – неизбежное зло, необходимое для урегулирования отношений между противоборствующими
классами. Выражает интересы правящего класса. При коммунизме классы отомрут, будет
бесклассовое общество – следовательно, необходимость в государстве также исчезнет.
Слайд 16Особенности, повлиявшие на политическую мысль:
Особое географическое положение – огромное пространство
с богатыми ресурсами промежуточное положение между Европой и Азией, Западом
и Востоком.
Свой путь, отличный от Европы (крепостное право, абсолютная монархия).
Идея освобождения народа от крепостного права.
Слайд 17Радищев А.Н. (1749-1802)
Крепостничество противоречит естественному праву. Самодержавие- препятствие на пути
прогрессивного развития, это - царство произвола. Лучшая форма правления –
республика.
Пестель П. И. (1793-1825), Муравьев Н.М. (1796-1843)- декабристы. Выступали за ликвидацию монархии и крепостного права путем военного переворота. Россия должна стать республикой.
Слайд 18Славянофилы - Аксаков К.С., Хомяков А.С. –– Выступали против сближения
России с Западной Европой и усвоения её экономического и политического
опыта. Идея самобытности России. Высказывались за отмену крепостничества сверху. Основа развития России – христианство, добро и согласие (в отличие от Запада, где составляющими развития были, по их мнению, атеизм, вольнодумство, порождавшие вражду и противоречия). Необходимость сохранения самодержавия.
Западники – Анненков П.В., Вернадский В.И., Чичерин Б.Н. – Россия должна развиваться по западному пути.
Слайд 19Революционно-демократические традиции – Белинский В.Б., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г. -
критика самодержавия, крепостничества. Принцип социального и имущественного равенства. Уничтожение частной
собственности. Власть рабочих и крестьян.
Социалистическое учение российских марксистов –Плеханов Г.В., Ленин В.И. – движущая сила социалистической революции – пролетариат.