Слайд 1История развития науки о клетке
Слайд 2Вопросы о клетке
Наука о клетке называется?
(Цитология)
Почему клетку
принято считать единицей всего живого?
(Клетка является единицей всего
живого, так как она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражителя)
Слайд 3Цитология исследует элементарные единицы строения, функционирования и воспроизведения живой материи.
Объекты
ее исследования – клетки многоклеточных организмов, бактериальные клетки и клетки
простейших, грибов и растений.
Слайд 4Захарий Янсен
В 1590 году этот голландский учёный изобрёл первый микроскоп
Слайд 5Роберт Гук
(1635-1703гг)
английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист
обнаружил, что пробка разделена на множество
крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти
ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»).
Слайд 6Р.Гук обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших
ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски
cell означает «келья, ячейка, клетка»).
Слайд 7Антони ван Левенгук (1632—1723)
В 1674 году этот голландский мастер
с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» —
движущиеся живые организмы.
Слайд 8Я. Э. Пуркине
Впервые наблюдал яйцо в яйцеклетке курицы
Слайд 9Галилео Галилей
Итальянский ученый (1564-1642гг)
В 1609-1610гг сконструировал первый микроскоп, в 1624г
усовершенствовал его для использования
Слайд 10Марчелло Мальпиги
итальянский анатом, который первым применил микроскоп для систематических и
сравнительных исследований растений и животных
Слайд 11Карл Максимович Бэр
(1792-1876гг)
Открытия, сделанные К.М.Бэром, показали, что клетка –
единица не только строения, но и развития организмов.
Слайд 12Роберт Броун
В 1831-1833 годах обнаружил в растительной клетке сферическую структуру,
которую затем назвал ядром.
Слайд 13Создание клеточной теории
1838
г.
ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформировали «клеточную теорию», утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют
собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
Слайд 14Маттиас Якоб Шлейден
(1804-1881гг)
В 1837 Шлейден предложил новую теорию образования
растительных клеток, признавая решающую роль в этом процессе клеточного ядра
В 1842 он впервые обнаружил ядрышки в ядре
Слайд 15Теодор Шванн (1810- 1882гг)
Выдвинул идею об общности строения животных и
растений и универсальности клеточной организации, впервые применив термин «клеточная теория».
Слайд 16Основные положения клеточной теории
Все ткани состоят из клеток;
Клетки растений и
животных имеют общие принципы строения, так как возникают одинаковыми путями;
Каждая
отдельная клетка самостоятельна, а деятельность организма представляется суммой деятельности отдельных клеток.
Слайд 17Рудольф Вирхов (1821—1902)
Описал процесс деления клетки и сформулировал одно
из важнейших положений клеточной теории: "Всякая клетка происходит из другой
клетки".
Слайд 18ФЛЕМИНГ, АЛЕКСАНДР
(1881–1955)
Английский бактериолог. В 1945 удостоен Нобелевской премии по
физиологии и медицине (совместно с Х.Флори и Э.Чейном) за открытие
антибиотика пенициллина.
Открыл митоз в 1879-1882гг
Слайд 19Иван Дорофеевич Чистяков
(1843-1877гг )
Русский ботаник
Описал фазы митотического деления
Слайд 20Иван Николаевич Горожанкин (1848-1904гг)
Русский ботаник
Установил цитологические основы оплодотворения у
растений
Слайд 21Сергей Гаврилович Навашин (1857 – 1930гг
Цитолог и эмбриолог растений
Открыл
двойное оплодотворение (1898) у покрытосеменных растений.
Заложил основы морфологии хромосом
и кариосистематики
Слайд 22Илья Ильич Мечников
(1845-1916)
Биолог, почетный член Императорской Санкт -Петербургской Академии
наук
Открыл явление фагоцитоза
Способствовал развитию иммунологии
Слайд 23До начала 30-х гг. ХХв. в цитологии преобладало морфологическое изучение
структур клетки, видимых в световой микроскоп
Современный световой микроскоп:
Слайд 24В 1928- 1931гг был сконструирован электронный микроскоп
В середине ХХ
века – сканирующий электронный микроскоп
Сканирующий электронный микроскоп:
Слайд 25Кровь
Кровь млекопитающих
Т-лимфоциты атакуют раковую клетку
Слайд 28Срез эпидермиса человека. В зеленый цвет окрашены клетки кожи, в
синий - ядра здоровых клеток, в розовый - ядра клеток,
пораженных вирусом папилломы.
Слайд 29Срез сетчатки глаза человека, обработанный несколькими разными антителами
Слайд 30Выявление структуры цитоскелета в клетках
Слайд 31Основные методы изучения клеток
Использование светового микроскопа
Использование электронного микроскопа
Слайд 32Использование центрифугирования
Для биохимического изучения клеточных компонентов клетки необходимо разрушить –
механически, химически или ультразвуком. Высвобожденные компоненты оказываются в жидкости во
взвешенном состоянии и могут быть выделены и очищены с помощью центрифугирования .
Слайд 33Хроматография и электрофорез
Хроматография — метод основан на том, что в неподвижной
среде, через которую протекает растворитель, каждый из компонентов смеси движется
со своей собственной скоростью, независимо от других; смесь веществ при этом разделяется.
Электрофорез применяется для разделения частиц, несущих заряды, широко применяется для выделения и идентификации аминокислот.
Слайд 34Радиоавтография
Радиоавтография – сравнительно новый метод, обязанный своим возникновением развитию ядерной
физики, которое сделало возможным получение радиоактивных изотопов различных элементов. Один
из способов обнаружения радиоактивности основан на ее способности действовать на фотопленку подобно свету. Радиоактивное излучение проникает сквозь черную бумагу, используемую для того, чтобы защитить фотопленку от света, и оказывает на пленку такое же действие, как свет.
Слайд 35Задача 1
Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать
не только продукты питания , но и живую ткань. Действуя
по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до t -269
или -253 градуса, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Так же успешно размораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей.
Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?
Слайд 36Ответ к задаче 1
Создание банка глубоко замороженных половых и соматических
клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся
в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.
Слайд 37Задача 2
В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание
учёных мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной
гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.
Слайд 38Ответ к задаче 2
Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных
животных и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли
используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это «симбиоз».