Слайд 1История становления педагогической психологии
Слайд 2История педагогической психологии насчитывает немногим более 250 лет. Предпосылки ее
развития возникли в середине XVII в., но только в конце XIX в.
она начала оформляться как самостоятельная наука. Весь путь становления и развития педагогической психологии может быть представлен тремя большими периодами (этапами)
Слайд 3ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
1-ый этап- может быть назван общедидактическим с
явно «ощущаемой необходимостью психологизировать педагогику», согласно Песталоцци. Этот период прежде
всего представлен именами самого Яна Амоса Коменского (1592-1670), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Песталоцци (1746-1827), Иоганна Гербарта (1776-1841), Адольфа Дистервега (1790-1866), К.Д. Ушинского (1824-1870), П.Ф. Каптерева (1849-1922). Они
Слайд 4Первый предпосылочный этап
С середины XVII в. и до конца XIX в. – может быть
назван общедидактическим. В этот период возникла педагогическая наука, началом которой послужи знаменитый
труд Я.А. Коменского «Великая дидактика», опубликованный в 1657г. А также этот период представлен именами К. Д. Ушинский , Жан-Жака Руссо, Иоганн Песталоцци, Иоганна Гербарта, Адольфа Дистерверга, П.Ф. Каптерева.
По мнению К.Д. Ушинского, воспитание и обучение должно осуществляться в интересах ребенка. Он считает что, развитие речи и мышления ребенка – основное условие формирования его представлений, понятий и личности в целом.
Огромен вклад в разработку основ педагогической психологии Петра Федоровича Каптерева. Он разрабатывал проблемы развивающего и воспитывающего обучения. Ввел в научный обиход современное понятие образования как совокупности обучения и воспитания, связи деятельности педагога и учеников, проанализировал педагогические проблемы учительского труда и подготовки учителя, проблемы эстетического развития и воспитания и многие другие.
Слайд 5Таким образом, первый предпосылочный этап характеризуется созданием преимущественно умозрительных, логических
построений, основанных на наблюдении, анализе и оценке педагогической действительности. В
этот период возникает необходимость интеграции знаний педагогики и психологии для более полного и глубокого анализа и эффективного решения проблем обучения и воспитания.
Слайд 6Второй этап
С конца XIX в. до начала 50-х годов XX в. экспериментальный. Педагогическая
психология начинает оформляться как самостоятельная наука. Психологические проблемы представлены в работах
А.П. Нечаева, А. Бине и Б. Анри, М. Оффнера, Э. Меймана, В.А. Лайя и др.,
В этот период начинает развиваться тестовая психология, психодиагностика. Одним из первых психологов, разрабатывавших новые методы диагностики индивидуальных различий – тесты, стал американский исследователь Д.М. Кеттел.
В Европе образовался ряд психологических лабораторий при школах. Приборы и методики, созданные в лабораториях университетов, использовались для решения учебных и воспитательных задач. В Англии вопросами экспериментального изучения типологических особенностей школьников занимался известный детский психолог Джеймс Селли.
Во Франции психолог Альфред Бине настойчиво добивается организации экспериментальной детской лаборатории, которая была основана при одной из школ Парижа. В лаборатории изучались физические и душевные способности ребенка, а также методы преподавания учебных дисциплин.
Слайд 7В конце XIX в. в европейской и американской детской и педагогической психологии
формируется особое направление – педология, в котором комплексно на основе совокупности психофизиологических,
анатомических, психологических и социологических измерений определялись особенности поведения ребенка в целях диагностики его развития.
Основателем педологии признан американский психолог Стенли Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию.
Таким образом, формирование педагогической психологии было связано с использованием тестовой психодиагностики, широким распространением школьных лабораторий, экспериментально-педагогических систем и программ, возникновением науки о комплексном изучении ребенка – педологии; а также первыми попытками научной рефлексии образовательного процесса, его строгого теоретического осмысления, реализация которого в полной мере началась в третьем периоде развития науки.
Слайд 8Третий этап
С 50-60-х годов XX в. – теоретическое осмысление образовательного процесса знаменуется созданием целого
ряда собственно психологических теорий обучения. Так, в 1954 г. американский психолог
Б.Ф. Скиннер выдвинул идею программированного обучения, а в 60-х годах российский психолог Л.Н. Ланда сформулировал теорию его алгоритмизации, в 70-80-е годы польский педагог и психолог В. Оконь и российский педагог М.И. Махмутов разработали целостную систему проблемного обучения. В 1957–1958 гг. появились первые публикации выдающегося российского психолога П.Я. Гальперина и затем в начале 70-х годов – его ученицы Н.Ф. Талызиной, в которых излагались основные позиции теории поэтапного формирования умственных действий. В то же время разрабатывается теория развивающего обучения, возникшая в 70-х годах в работах известных российских психологов Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова на основе общей теории учебной деятельности.
Слайд 9В 60-70-е годы в педагогической психологии возникло принципиально новое направление
– суггестопедия, суггестология Г. К. Лозанова, основой которого является управление
педагогом неосознаваемыми психическими процессами восприятия, памяти учеников с использованием эффекта внушения.
Слайд 10Заключения.
Таким образом, педагогическая психология представляет собой междисциплинарную самостоятельную отрасль знания,
основывающегося на знании общей, возрастной, социальной психологии, психологии личности, теоретической
и практической педагогики. Она имеет собственную историю становления и развития, анализ которой позволяет понять сущность и специфику предмета ее исследования.