Разделы презентаций


Итальянская композиторская школа XVI века

Содержание

ВенецияВ политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13 века олигархическую, с дожем во главе). Это была богатая, процветающая республика. Венеция являлась крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Итальянская композиторская школа XVI века
Главными художественными центрами Италии на протяжении

XVI века являлись Рим и Венеция. Это объясняется далеко не

простой ситуацией, сложившейся на основной территории раздробленной Италии. Непрестанные войны с Францией (начиная с 1490-х годов), а также завоевательная политика Испании привели к тому, что только Венеция, Папская область (центром которой был Рим) и частично герцогство Савойское сохранили свою независимость.
Итальянская композиторская школа XVI векаГлавными художественными центрами Италии на протяжении XVI века являлись Рим и Венеция. Это

Слайд 2Венеция
В политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13

века олигархическую, с дожем во главе). Это была богатая, процветающая

республика.
Венеция являлась крупным центром посреднической торговли между Западной Европой и Востоком. Именно в Венеции, где мощно развивались не только торговля, но и искусства, в художественной сфере ощущаются взаимодействия византийских, западноевропейских и восточных традиций. Ярким примером тому является собор Св. Марка, где мозаика Византии, скульптура Древнего Рима соседствуют с готическими элементами.
ВенецияВ политическом отношении Венеция представляла собой республику (с кон. 13 века олигархическую, с дожем во главе). Это

Слайд 3Собор Св. Марка

Собор Св. Марка

Слайд 4Внутренний интерьер

Внутренний интерьер

Слайд 5Фрагмент

Фрагмент

Слайд 6Внешне Венеция выглядела городом ярким и праздничным, в котором большое

внимание уделялось различным церемониям и всевозможным торжествам; религиозные праздники превращались

в народные гуляния и карнавалы. Яркое представление о празднично-карнавальном характере общественной жизни и культуры Венеции дают полотна А. Каналетто (1697-1768).
Внешне Венеция выглядела городом ярким и праздничным, в котором большое внимание уделялось различным церемониям и всевозможным торжествам;

Слайд 7Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Слайд 8Праздник Св. Роха

Праздник Св. Роха

Слайд 9Вид гавани Св. Марка

Вид гавани Св. Марка

Слайд 14Художники Венеции
Вероятно, именно этой праздничностью внешней жизни объясняется заметное преобладание

колористического начала над пластическим в живописи венецианских мастеров – Джорджоне

(1476-1510), Тициана (1477-1576), Паоло Веронезе (1528-1588), Якопо Тинторетто (1518-1594).
Художники ВенецииВероятно, именно этой праздничностью внешней жизни объясняется заметное преобладание колористического начала над пластическим в живописи венецианских

Слайд 15Джорджоне. Гроза

Джорджоне. Гроза

Слайд 16Сельский концерт

Сельский концерт

Слайд 17Спящая Венера

Спящая Венера

Слайд 18Три философа

Три философа

Слайд 19Веронезе. Брак в Кане

Веронезе. Брак в Кане

Слайд 20Пир в доме Левия

Пир в доме Левия

Слайд 21Проповедь Иоанна Крестителя

Проповедь Иоанна Крестителя

Слайд 22Тинторетто. Вознесение Христово

Тинторетто. Вознесение Христово

Слайд 23Музицирующие женщины

Музицирующие женщины

Слайд 24Тициан. Аллегория возрастов

Тициан. Аллегория возрастов

Слайд 25Вакханалия

Вакханалия

Слайд 26Венера и кавалер, играющий на лютне

Венера и кавалер, играющий на лютне

Слайд 27Венера и кавалер, играющий на органе

Венера и кавалер, играющий на органе

Слайд 28Даная

Даная

Слайд 29Концерт

Концерт

Слайд 30Мадонна с вишнями

Мадонна с вишнями

Слайд 31Саломея с головой Иоанна Крестителя

Саломея с головой Иоанна Крестителя

Слайд 32Schola cantorum
Согласно декрету венецианского правительства от 18 июня 1403 года.

капелла собора Св Марка стала schola cantorum, где обучали пению.

Пышные церемонии в соборе Св. Марка и во Дворце дожей (избрание дожа, обряд «обручения» его с морем, прием послов и проч.), а также на великолепной площади перед ними и на большом канале (карнавалы, гонки гондол, фейерверки) требовали музыкального оформления, соответствовавшего величию республики.
Schola cantorumСогласно декрету венецианского правительства от 18 июня 1403 года. капелла собора Св Марка стала schola cantorum,

Слайд 33Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Каналетто. Бученторо перед дворцом дожей

Слайд 34Адриан Вилларт (1490-1562)
Большое влияние на формирование профессиональных музыкальных традиций в

Венеции оказал нидерландский композитор Адриан Вилларт, которого считают учеником Жоскена

Депре. С 1527 года и до конца своей жизни он был капельмейстером собора Св. Марка и его по праву считают основоположником венецианской композиторской школы XVI века.
Адриан Вилларт (1490-1562)Большое влияние на формирование профессиональных музыкальных традиций в Венеции оказал нидерландский композитор Адриан Вилларт, которого

Слайд 35Вилларту удалось объединить лучшие традиции нидерландской полифонии с национальными особенностями

венецианской музыки – в первую очередь, с ее красочностью и

декоративностью. Среди его сочинений – мессы, мотеты, мадригалы, шансон, инструментальные ричеркары. Учениками Вилларта были Чиприан де Роре, Дж. Царлино, Н. Вичентино, Андреа Габриели.
Вилларту удалось объединить лучшие традиции нидерландской полифонии с национальными особенностями венецианской музыки – в первую очередь, с

Слайд 36Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612)
Большую роль в развитии

венецианской школы сыграли дядя и племянник – Андреа и Джованни

Габриели - уроженцы Венеции.
Первоначально Андреа был певцом капеллы в соборе Св. Марка, которой руководил Вилларт, затем он несколько лет работал в герцогской капелле Мюнхена, но вновь вернулся в Венецию, где занимал должность органиста собора Св. Марка. Он создал большое количество хоровых композиций для капеллы собора, писал мадригалы, а также органные композиции. В 1584 году он уступил должность органиста собора своему племяннику и ученику Джованни.
Андреа (1510-1586) и Джованни Габриели (1557-1612) Большую роль в развитии венецианской школы сыграли дядя и племянник –

Слайд 37
Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством своего дяди

в Венеции. Затем несколько лет (1575-1579) проработал в капелле баварского

герцога в Мюнхене вместе с О. Лассо. После смерти дяди в 1584 году Джованни Габриели стал первым органистом собора Св. Марка.
Талантливый юноша Джованни освоил композиторское мастерство под руководством своего дяди в Венеции. Затем несколько лет (1575-1579) проработал

Слайд 38Особенности стиля венецианцев
Общее устремление венецианской культуры к пышности, красочности и

декоративности находит свое воплощение и в музыке:
в увеличении состава

исполнителей и количества голосов в хоровых композициях,
в использовании инструментов, располагающихся в различных частях собора,
в чередовании инструментальных и хоровых разделов.
Особенности стиля венецианцевОбщее устремление венецианской культуры к пышности, красочности и декоративности находит свое воплощение и в музыке:

Слайд 39
В конце XV века в соборе Св. Марка был установлен

второй орган, что позволило создавать музыку для двух хоров (то

чередующихся между собой, то звучащих одновременно), сопровождаемых двумя органами и другими инструментами. Благодаря этому венецианским композиторам удалось достичь особой мощи и сочности звучания.
В конце XV века в соборе Св. Марка был установлен второй орган, что позволило создавать музыку для

Слайд 43У Дж. Габриели значительную роль играют красочные сопоставления звуковых масс

в разной тембровой окраске, он пишет многохорные композиции (2-х и

3-х хорные составы) и доводит этот вид техники до совершенства.
В его творчестве, приходящемся на рубеж двух стилевых эпох (полифонической и гомофонной), проявляются черты как уходящего, так и нарождающегося стиля. Это касается, прежде всего, жанрового многообразия: наряду с мессами, он пишет Священные симфонии, Священные песнопения, концерты для голосов, мотеты, мадригалы, инструментальные пьесы.
У Дж. Габриели значительную роль играют красочные сопоставления звуковых масс в разной тембровой окраске, он пишет многохорные

Слайд 44Орландо Лассо (1532-1594)
Родился около 1532 года в Монсе и рано

стал мальчиком-певчим в местной церкви.

Орландо Лассо (1532-1594)Родился около 1532 года в Монсе и рано стал мальчиком-певчим в местной церкви.

Слайд 45Первый биограф Лассо, его соотечественник и современник С. Квикельберг сообщает,

что в 1544 году мальчик с чудесным голосом был приведен

к генералу Ферранте Гонзага, когда тот стоял военным лагерем под Сен Дидье. По-видимому, юный музыкант был обманом увезен из Монса как подлинный вундеркинд. Гонзага оставил его у себя и затем взял в Италию. Сопровождая Гонзага во многих поездках, Лассо побывал, кроме итальянских городов (Мантуи, Палермо, Милана), и во Франции, в Париже.

Первый биограф Лассо, его соотечественник и современник С. Квикельберг сообщает, что в 1544 году мальчик с чудесным

Слайд 46В 1548 году Лассо освободился от службы у Гонзага и

одно время находился в Неаполе, где служил в доме поэта

и любителя искусств Д. Б. д'Адза делла Терца.
Спустя некоторое время Лассо оказался в Риме, куда его пригласил флорентийский архиепископ А. Альтовити.
С 1553 года Лассо стал капельмейстером Латеранского собора. С начала 1555 года по осень 1556-го он находился в Антверпене. Известный нотоиздатель Тильман Сузато выпустил в 1555 году первый сборник сочинений Лассо, включивший 5 мотетов, 7 мадригалов, 6 вилланелл и 6 chansons.
В 1548 году Лассо освободился от службы у Гонзага и одно время находился в Неаполе, где служил

Слайд 47С 1556 года баварский герцог Альбрехт V пригласил Лассо к

своему двору в Мюнхен, где композитор и проработал до конца

дней. Сначала он был певцом в капелле герцога, затем стал ее руководителем. В короткий срок его произведения завоевали европейскую известность: они были изданы в Нюрнберге, Мюнхене, Венеции, Флоренции, Неаполе, Антверпене, Лионе и Париже. Его прославляют и Пьер Ронсар, и римские кардиналы, и католическое духовенство Мюнхена, Нижней Австрии, Швабии, и протестанты. Его называют "божественным Орландо".
С 1556 года баварский герцог Альбрехт V пригласил Лассо к своему двору в Мюнхен, где композитор и

Слайд 48Творческое наследие Орландо Лассо значительно по своему масштабу. Многие его

сочинения издавались при жизни. Вскоре после смерти композитора его сыновья

(они тоже служили в герцогской капелле в Мюнхене) собрали и выпустили отдельным изданием 516 его мотетов под общим названием "Magnum opus musicum" ("Великое музыкальное творение").
Общее число мотетов Лассо превышает 700. Им написано 58 месс, несколько десятков мадригалов, французских шансон, песен на немецкие тексты, виланелл.
Творческое наследие Орландо Лассо значительно по своему масштабу. Многие его сочинения издавались при жизни. Вскоре после смерти

Слайд 49Римская полифоническая школа
Длительный период социально-политических сложностей сменяется восстановлением былого могущества

пап, начиная с Сикста IV (1471-84). Так называемые «ренессансные папы»

— Мартин V, Николай V, Сикст IV, Пий II, Юлий II, Лев X — украшают город многочисленными церквами (прежде всего, это Собор Святого Петра), дворцами, заботятся о благоустройстве улиц, приглашают великих художников и архитекторов.
Римская полифоническая школаДлительный период социально-политических сложностей сменяется восстановлением былого могущества пап, начиная с Сикста IV (1471-84). Так

Слайд 50Собор Св. Петра

Собор Св. Петра

Слайд 51Площадь Св. Петра

Площадь Св. Петра

Слайд 52Леонардо да Винчи работал в Риме с 1513 по 1516

гг..
Рафаэль переехал в Рим в конце 1508 по приглашению папы

Юлия II, где расписал парадные покои Ватиканского дворца, проектировал собор Св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме).
Микеланджело прожил в Риме большую часть своей жизни - скульптурная группа «Пьета» (ок. 1498-99) в соборе Св. Петра, роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12), в 1546 году Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра, строительство которого было начато Браманте).
Леонардо да Винчи работал в Риме с 1513 по 1516 гг..Рафаэль переехал в Рим в конце 1508

Слайд 53Рафаэль. Фрески станца делла Синьятура. Афинская школа.

Рафаэль. Фрески станца делла Синьятура. Афинская школа.

Слайд 54Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы. Сотворение Адама

Микеланджело. Фрески Сикстинской капеллы. Сотворение Адама

Слайд 55Адам

Адам

Слайд 56Страшный суд

Страшный суд

Слайд 57Сикстинская хоровая капелла
Римский папа Сикст IV (понтификат с 1471 по

1484 гг.) основал Сикстинскую хоровую капеллу, чтобы обеспечить высокий музыкальный

уровень богослужения. Первоначально в нее входили 10 певцов, затем их количество достигло тридцати. Все певцы были высоко образованными музыкантами, обладали не просто отличной певческой культурой, но и владели мастерством полифонической композиции. Певцами капеллы в свое время были великие нидерландцы – Дюфаи и Жоскен Депре.
Сикстинская хоровая капеллаРимский папа Сикст IV (понтификат с 1471 по 1484 гг.) основал Сикстинскую хоровую капеллу, чтобы

Слайд 58Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)
Родился в 1525 году в нескольких

милях от Рима в городке Палестрина. В 1537 году уже

числился певчим в римской церкви Санта-Мария Маджоре.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525-1594)Родился в 1525 году в нескольких милях от Рима в городке Палестрина. В

Слайд 59В 1544 году он получает должность органиста и руководителя хора

в соборе родного города, а спустя 7 лет назначается руководителем

хора собора Св. Петра в Риме благодаря покровительству нового папы Юлия III, который прежде был кардиналом в Палестрине и знал Джованни как выдающегося музыканта.

В 1544 году он получает должность органиста и руководителя хора в соборе родного города, а спустя 7

Слайд 60
В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора (первая книга

месс). Войдя в 1555 году в состав Сикстинской капеллы, Палестрина

вскоре вынужден был покинуть ее, так как был женат и имел двух сыновей. В дальнейшем Палестрина работал в Латеранском соборе и в церкви Санта- Мария Маджоре, а с 1571 года и до конца своей жизни (1594) он возглавлял капеллу Юлия собора Св. Петра.
В 1554 году начинается публикация первых произведений композитора (первая книга месс). Войдя в 1555 году в состав

Слайд 61Месса «Папа Марчелло»
В 1562-63 гг. в доме у кардинала Вителли

была исполнена месса (названной впоследствии «Мессой Папы Марчелло»), которая якобы

убедила высшее духовенство в том, что полифоническая музыка способна не разрушать церковный текст, позволяет «слышать» слова. Вслед за этим авторитет Палестрины в вопросах церковной музыки стал непререкаемым,
Месса «Папа Марчелло»В 1562-63 гг. в доме у кардинала Вителли была исполнена месса (названной впоследствии «Мессой Папы

Слайд 62
В 1577 году папа Григорий XIII призвал Палестрину принять участие

в реформе собрания церковных песнопений (градуалов). В 1584 году под

патронажем папства было учреждено «Общество мастеров музыки», из которого в дальнейшем родилась Академия Санта Чечилия. Кроме Палестрины туда вошли музыканты Дж.М. Нанино, О. Гриффи, А. Кривели и др.
В 1577 году папа Григорий XIII призвал Палестрину принять участие в реформе собрания церковных песнопений (градуалов). В

Слайд 63Тесная дружба связывала Палестрину с известным римским священником Филиппо Нери

(1515-95, канонизирован в 1622). Он считается основателем конгрегации ораторианцев. Нери

ввел практику проведения духовных собраний в специальных помещениях - в молельнях (лат. oratorium), после которых исполнялись священные песни (лауды). В дальнейшем из этой традиции родится жанр оратории.

Тесная дружба связывала Палестрину с известным римским священником Филиппо Нери (1515-95, канонизирован в 1622). Он считается основателем

Слайд 64Палестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов (91 –

светский, 49 духовных), 70 гимнов, 68 офферториев, 35 магнификатов, 11

литаний.
В 1555, 1581, 1586 и 1594 годах Палестрина выпустил четыре книги мадригалов, две из них содержали четырехголосные, две другие - пятиголосные образцы. В трех последних книгах мадригалов встречаются распространенные в практике итальянских композиторов (так называемые) "мадригализмы" – музыкально-риторические фигуры: типизированные музыкальные обороты, изображающие те или иные слова поэтического текста.
Палестрина написал 102 мессы, 317 мотетов, 140 мадригалов (91 – светский, 49 духовных), 70 гимнов, 68 офферториев,

Слайд 65Месса
В XVI веке развитии можно выделить три линии:
Традиционные типы месс

a cappella, сложившиеся в творчестве у нидерландских мастеров: теноровая месса

на cantus firmus, использующая одноголосный григорианский или светский источник; месса-пародия; месса-парафраза; как отдельная разновидность – каноническая месса. Помимо этого в творчестве Палестрины развивается практика имитационно-полифонической циклической композиции мессы, свободной от цитированного первоисточника.
МессаВ XVI веке развитии можно выделить три линии:Традиционные типы месс a cappella, сложившиеся в творчестве у нидерландских

Слайд 66
Мессы венецианских композиторов, использующих инструментальное сопровождение.
Органные мессы, представляющие собой рассредоточенный

в процессе богослужения цикл органных пьес, чередующихся с хоровым пением.

Мессы венецианских композиторов, использующих инструментальное сопровождение.Органные мессы, представляющие собой рассредоточенный в процессе богослужения цикл органных пьес, чередующихся

Слайд 67Мотет
Мотет на протяжении XVI века утрачивает бифункциональность и практика его

бытования ограничивается во второй половине столетия лишь духовной сферой. Он

становится однотекстовым, пронизывается сквозным имитационно-полифоническим развитием. Наряду с мотетом развивается жанр духовного мадригала.
МотетМотет на протяжении XVI века утрачивает бифункциональность и практика его бытования ограничивается во второй половине столетия лишь

Слайд 68
Жанровая сфера духовной музыки в значительной мере расширяется: композиторы в

качестве отдельных, самостоятельных композиций пишут гимны, оффертории, магнификаты, литании, респонсории,

пассионы.

Жанровая сфера духовной музыки в значительной мере расширяется: композиторы в качестве отдельных, самостоятельных композиций пишут гимны, оффертории,

Слайд 69Жанры светской музыки

В развитии жанров светской музыки можно выделить две

линии. Одна связана с развитием многоголосной песни, близкой бытовым музыкальным

традициям (фроттола, виланелла), другая – с усвоением полифонических принципов композиции (мадригал).
Жанры светской музыкиВ развитии жанров светской музыки можно выделить две линии. Одна связана с развитием многоголосной песни,

Слайд 70Фроттола
Фроттола (от ит. frotta – толпа) - бытовая уличная песня,

которая в последней трети XV века приобрела многоголосный склад (в

основном 4-хголосие). По своему содержанию песни достаточно разнообразны: среди них любовные, шуточные, комические и нравоучительные. Преобладает аккордовый склад при ведущей роли верхнего голоса.
ФроттолаФроттола (от ит. frotta – толпа) - бытовая уличная песня, которая в последней трети XV века приобрела

Слайд 71В сборнике Петруччи в 1504 году было опубликовано 62 фроттолы

одиннадцати композиторов. К числу первых авторов относится Жоскен Депре, а

самыми популярными считались Бартоломео Тромбончино и Марко Кара.
Всего за три десятилетия было издано более тридцати сборников фроттол, вслед за тем этот жанр вытесняется другими.
В сборнике Петруччи в 1504 году было опубликовано 62 фроттолы одиннадцати композиторов. К числу первых авторов относится

Слайд 72Виланелла
В переводе с итальянского языка слово виланелла означает: villa –

деревня, nella – девушка.
На первых порах виланеллы были трехголосными,

и в них широко применялось параллельное движение голосов. В дальнейшем жанр начинает активно развиваться – в период с 1550 до 1580 г.г. было создано около 1800 виланелл, 3-х и 4-х голосных.
ВиланеллаВ переводе с итальянского языка слово виланелла означает: villa – деревня, nella – девушка. На первых порах

Слайд 73Фактура по преимуществу аккордовая - полифонические приемы используются весьма редко.

Одной из характерных черт является очевидная танцевальность.
Среди авторов –

Бартоломео Тромбончино, Бальдассаре Донато, Джованни Доменико да Нола, Лука Маренцио, Орландо Лассо.
Фактура по преимуществу аккордовая - полифонические приемы используются весьма редко. Одной из характерных черт является очевидная танцевальность.

Слайд 74Мадригал
Со второй трети XVI века после более чем столетнего забвения

в композиторскую практику возвращается мадригал. Большую роль в его возрождении

сыграл Пьетро Бембо, призывавший современных ему поэтов (Людовико Ариосто, Торквато Тассо, Джамбаттиста Гварини и др.) учиться у Петрарки и сам копировавший его поэтические формы.
МадригалСо второй трети XVI века после более чем столетнего забвения в композиторскую практику возвращается мадригал. Большую роль

Слайд 75Содержание мадригала
Мадригал XVI века – четырех-пятиголосное произведение, преимущественно лирического содержания.

Обычно темой поэтических текстов мадригалов была любовь, чаще всего пронизанная

страданием, жалобами, переживаниями, сопровождаемыми картинами природы, порой пересекающимися со сложными вопросами философии жизни:
Содержание мадригалаМадригал XVI века – четырех-пятиголосное произведение, преимущественно лирического содержания. Обычно темой поэтических текстов мадригалов была любовь,

Слайд 76

«Как белый и нежный лебедь
С песнею смерть приемлет,
Так плачу я,

влекомый
К пределу жизни.
Но странно пути различны:
Он - гибнет безутешным,
А

я – отхожу в блаженстве».
«Как белый и нежный лебедь	С песнею смерть приемлет,	Так плачу я, влекомый	К пределу жизни.	Но странно пути различны:	Он -

Слайд 77Этапы развития мадригала
Первый период развития мадригала (1530-1540-е годы – первая

книга мадригалов вышла в 1538 году) связан с творчеством Якоба

Аркадельта (ок.1514-1572; работал во Флоренции и в Риме), Филиппо Вердело (ум. до 1552, работал во флорентийском соборе, затем при папском дворе) и Адриана Вилларта (1480-1562, работал в соборе Св. Марка в Венеции).
Этапы развития мадригалаПервый период развития мадригала (1530-1540-е годы – первая книга мадригалов вышла в 1538 году) связан

Слайд 78В раннем мадригале слились две стилистические ветви – церковная и

светская. С точки зрения фактурного изложения ранний мадригал представлял собой

две разновидности: аккордово-гомофонного типа и имитационно-полифонического. В первом случае можно говорить о близости традициям бытовой песни (в частности, фроттоле), во втором – об усвоении приемов нидерландской полифонии (мотетного письма). Тем самым мадригал синтезировал лучшие достижения в развитии малых форм.
В раннем мадригале слились две стилистические ветви – церковная и светская. С точки зрения фактурного изложения ранний

Слайд 79Второй период
Вторая половина XVI века -Чиприан де Роре, Николо Вичентино,

Андреа Габриели, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. В это время начинает

развиваться хроматический мадригал.
Николо Вичентино (1511-1565) – ученик Вилларта – в 1555 году написал трактат “L’antica musica ridotta alla moderna prattica” («Античная музыка, приведенная в современную практику»). В нем он рассуждает о возможности сочинения музыки в хроматическом роде – как у греков.
Второй периодВторая половина XVI века -Чиприан де Роре, Николо Вичентино, Андреа Габриели, Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. В

Слайд 80Введение genere cromatico (musica falsa) - хроматических звуков тесно связывалось

со стремлением найти интонационно точное воплощение эмоционально-смысловой стороны текста. Использование

повышенных и пониженных тонов способствовало выражению всевозможных оттенков речи.
Помимо этого, начинается смелое и развернутое применение диссонансов в многоголосии и очевидно проявляется процесс перехода от модальной системы ладовой организации к тональной.
Введение genere cromatico (musica falsa) - хроматических звуков тесно связывалось со стремлением найти интонационно точное воплощение эмоционально-смысловой

Слайд 81В этот же период складывается система итальянских «мадригализмов» - музыкально-риторических

фигур, в которых закрепляется соответствие определенных слов и мелодических оборотов.

Например, слово “sospiro” (вздох) изображалось двумя-тремя аккордами с паузой посредине слова;
“volo” (полет) – волнообразным мелодическим рисунком; “pieta” (сострадание), “amaro pianto” (горькие слезы) – передавались при помощи хроматизмов и диссонансов; “morte” (смерть) – влечет за собой торможение ритмического движения и остановку – паузу – во всех голосах… и т.д.
В этот же период складывается система итальянских «мадригализмов» - музыкально-риторических фигур, в которых закрепляется соответствие определенных слов

Слайд 82В сфере формообразования наблюдается не только взаимосвязь с фроттольным и

мотетным принципом формообразования с различными видами куплетной повторности, но и

тяготение к сквозной форме.
В сфере формообразования наблюдается не только взаимосвязь с фроттольным и мотетным принципом формообразования с различными видами куплетной

Слайд 83Третий период
Конец XVI и начало XVII века – Лука Маренцио,

Карло Джезуальдо (князь Венозы), Клаудио Монтеверди.
Одним из конструктивных принципов

становится контрастность: форма строится на чередовании полифонических разделов с гомофонными, диатонических с хроматическими, консонантных с диссонантными.
Третий периодКонец XVI и начало XVII века – Лука Маренцио, Карло Джезуальдо (князь Венозы), Клаудио Монтеверди. Одним

Слайд 84Вершины своего развития хроматический мадригал достигает в творчестве Джезуальдо. Два

типа тематизма – хроматический и диатонический – отчетливо обособляются друг

от друга. Хроматизация приводит не к нейтрализации ладового колорита, а, напротив, подчеркивает выразительность мажора и минора – двух ладов, все более очевидно выделяющихся в ряду других.
Вершины своего развития хроматический мадригал достигает в творчестве Джезуальдо. Два типа тематизма – хроматический и диатонический –

Слайд 85
С конца XVI века в связи с развитием монодии возникает

традиция исполнения мадригала в переложении для солирующего голоса в сопровождении

инструментов.
Начиная со своей V книги мадригалов (1605), К. Монтеверди вводит инструменты в качестве аккомпанирующих голосов.
С конца XVI века в связи с развитием монодии возникает традиция исполнения мадригала в переложении для солирующего

Слайд 86Драматический мадригал
В качестве особой разновидности мадригала в творчестве О. Веки,

А. Банкьери, А. Стриджо развивается драматический мадригал (или мадригальная комедия).

Он представлял собой многочастную хоровую композицию на текст комедийной или пасторальной пьесы. Все партии действующих лиц (включая монологи) исполнялись хоровым ансамблем.
Драматический мадригалВ качестве особой разновидности мадригала в творчестве О. Веки, А. Банкьери, А. Стриджо развивается драматический мадригал

Слайд 87Сюжеты использовались в основном бытовые, часто сатирические, с традиционными персонажами

народной комедии dell’arte. Наиболее ранняя мадригальная комедия в 5-ти частях

- «Болтовня женщин за стиркой» А. Стриджо стала прототипом для других образцов этого жанра («Приятные маскарады» Дж. Кроче, «Амфипарнас» О. Веки, «Старческое сумасбродство» А. Банкьери).
Драматический мадригал стал важным этапом на пути рождения оперы.
Сюжеты использовались в основном бытовые, часто сатирические, с традиционными персонажами народной комедии dell’arte. Наиболее ранняя мадригальная комедия

Слайд 88Лютневая музыка
Излюбленным инструментом в итальянской светской практике была лютня -

струнный щипковый инструмент с коротким грифом и отогнутой назад головкой,

на которой расположены колки для настройки струн. На остров Сицилия и в Испанию она была завезена сарацинами и маврами, и в дальнейшем получила широкое распространение по всей Европе.
Лютневая музыкаИзлюбленным инструментом в итальянской светской практике была лютня - струнный щипковый инструмент с коротким грифом и

Слайд 89На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы

и знатные любители искусства, она постоянно звучала в кружках гуманистов,

во всевозможных «академиях» XVI века, в домашнем быту горожан, на открытом воздухе, в различных ансамблях, включая театральные. На лютне играли Леонардо да Винчи, Бенвенуто Челлини, Джорджоне, Караваджо.
На лютне играли при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства, она постоянно звучала

Слайд 92В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV

известны пятиструнные инструменты). Строй лютни был различным, чаще всего использовалась

настройка квартово-терцового типа: A D G Н Е' А'. На протяжении столетия издавались ряд авторских сборников, но в основном пьесы для лютни распространялись в многочисленных рукописных собраниях.
В XVI веке наиболее распространенной была шестиструнная лютня (в XV известны пятиструнные инструменты). Строй лютни был различным,

Слайд 93Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные пьесы, обработки

вокальных произведений, танцев.
Для лютни перекладывали и обрабатывали все, что

нравилось слушателям: популярные песни и танцы, даже духовную музыку крупнейших мастеров.
Их национальная принадлежность была весьма разноликой: в итальянских рукописях появлялись немецкие танцы, в немецких - итальянские, польские, французские. Это были своего рода интернациональные сборники, где происходил свободный обмен жанрами бытовой музыки.

Рукописные сборники в значительной своей части содержат анонимные пьесы, обработки вокальных произведений, танцев. Для лютни перекладывали и

Слайд 94Франческо Милано (ок. 1497-ок.1543)
Расцвет лютневого искусства наступает в середине

XVI века, и в Италии он связан с именем выдающегося

лютниста Франческо да Милано, прозванного современниками “божественным”. Его “Семь книг для лютни” приобрели общеевропейское значение.
Франческо да Милано был придворным лютнистом герцога Гонзаго в Мантуе, с 1530 по 1535 год служил лютнистом у кардинала Ипполито Медичи во Флоренции, позднее - личным лютнистом папы Павла III.
Франческо Милано  (ок. 1497-ок.1543) Расцвет лютневого искусства наступает в середине XVI века, и в Италии он

Слайд 95
Строго-полифонический склад не характерен для лютни.
Обычно лютнисты чередуют имитации, аккордовые

звучности, унисоны, переплетая их гаммообразными и другими пассажами, причем число

голосов изменяется - в созвучиях их может быть и три, и четыре, в пассажах чаще перекликаются или параллельно движутся два.
Строго-полифонический склад не характерен для лютни.Обычно лютнисты чередуют имитации, аккордовые звучности, унисоны, переплетая их гаммообразными и другими

Слайд 96Винченцо Галилеи (ок. 1520—1591)
Среди других итальянских лютнистов нужно назвать

Винченцо Галилеи — ученика крупнейшего музыкального ученого, органиста собора Св.

Марка в Венеции — Джозеффа Царлино,
отца знаменитого астронома Галилео Галилеи, автора трактатов о музыке, композитора, виртуоза-лютниста, участника “Флорентийской Камераты”, объединившей создателей нового жанра – оперы.

Винченцо Галилеи (ок. 1520—1591) Среди других итальянских лютнистов нужно назвать Винченцо Галилеи — ученика крупнейшего музыкального ученого,

Слайд 97Лютневая табулатура

Лютневая табулатура

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика