Слайд 1ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Громова Виктория Ивановна,
к.ф.н., заведующий кафедрой
филологического
образования ГАУ ДПО «СОИРО»
1 февраля 2019 года
Слайд 2План вебинара
1. Специфика процедуры проведения итогового собеседования по русскому языку
2. Особенности работы в качестве экзаменатора-собеседника
Слайд 3Хорошая речь
Речь целесообразная (признан умершим).
Речь правильная.
Речь понятная.
Речь творческая.
Слайд 4Типы речевой культуры
Элитарный тип
Неполнофункциональный тип
Среднелитературный тип
Обиходный тип (литературно-разговорный,
фамильярно-разговорный)
Слайд 5Хорошая речь – целесообразная речь, успешная для адресанта и эффективная
для адресата
(О.Б. Сиротинина).
Слайд 61. Специфика процедуры проведения итогового собеседования по русскому языку
Слайд 7Ис-9
Итоговое собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции
преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи
у школьников.
Прохождение итогового собеседования для выпускников 9-х классов - допуск к ГИА.
Слайд 9Экзаменатор-собеседник
В качестве экзаменатора-собеседника привлекаются лица из числа учителей
образовательной организации (с высшим образованием, владеющих коммуникативными навыками).
Слайд 10Экзаменатор-собеседник должен знать
нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок проведения итогового собеседования по
русскому языку;
инструкцию, определяющую порядок работы экзаменатора-собеседника;
правила оформления ведомостей, протоколов, заполняемых
при проведении итогового собеседования в аудитории.
Слайд 11Процедура ИС-9
На этапе проведения итогового собеседования экзаменатор-собеседник должен не позднее
8.50 по местному времени получить в штабе:
ведомость учета проведения итогового
собеседования в аудитории, в которой фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника;
материалы для проведения итогового собеседования: тексты для чтения, листы с тремя темами беседы (по 2 экземпляра на аудиторию), карточки с планом беседы по каждой теме (по каждой теме на аудиторию) (возможно тиражирование большего количества материалов);
конверт для упаковки протоколов оценивания ответов участников итогового собеседования (на каждую аудиторию).
Слайд 12Процедура ИС-9
Перед началом проведения итогового собеседования экзаменатор-собеседник должен разложить в
аудитории на рабочем столе материалы для проведения итогового собеседования отдельными
стопками:
тексты для чтения,
листы с тремя темами беседы,
карточки с планом беседы по каждой теме, предварительно ознакомившись с заданиями, темами беседы и примерным кругом вопросов для обсуждения с участниками итогового собеседования.
Слайд 13Процедура ИС-9
Во время проведения итогового собеседования с участником экзаменатор-собеседник должен
проверить паспортные данные и внести в ведомость учета проведения итогового
собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
класс;
время начала и время завершения ответа участника;
ФИО, подпись и дата проведения итогового собеседования;
выдать участнику итогового собеседника КИМ;
проводить итоговое собеседование;
следить за соблюдением временного регламента.
Слайд 14Процедура ИС-9
По окончании ответа каждым участником итогового собеседования участник ставит
подпись в ведомости учета проведения итогового собеседования.
По окончании итогового собеседования
экзаменатор-собеседник в аудитории собирает все материалы и передает в штабе ответственному организатору:
материалы, использовавшиеся для проведения итогового собеседования;
запечатанный конверт с протоколами для оценивания ответов участников итогового собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования.
Слайд 15Экзаменатор-собеседник должен
вести экзамен;
создавать доброжелательную рабочую атмосферу;
выполнять роль собеседника
Слайд 182. Особенности работы в качестве экзаменатора-собеседника
Слайд 19МОДЕЛЬ ИТОГОВОГО УСТНОГО СОБЕСЕДОВАНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Слайд 21Диалог "Праздник":
вопросы экзаменатора
Слайд 22Диалог "Поход":
вопросы экзаменатора
Слайд 23Диалог "Мода":
вопросы экзаменатора
Слайд 25Типы вопросов
Закрытый. Это самый простой вариант, когда нужно получить минимум
информации. Такой вид вопросов отличается тем, что ответ на него
может содержаться в одном или двух словах. Чаще всего это «да», «нет», «не знаю».
Открытый. Отличается от предыдущего тем, что подразумевает получение полного и развернутого ответа от собеседника.
Слайд 26Особенности, характерные для открытых вопросов
вовлечение собеседника в обсуждение. Фразы, задаваемые
в таком ключе, заставляют его думать и аргументировать свой ответ;
собеседник сам выбирает, что именно сказать и как ответить;
заданная фраза – это хороший способ вывести человека из состояния замкнутости и сдержанности и устранить все существующие барьеры в общении;
собеседник воспринимается как главный источник информации, предложений и идей
Слайд 29ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ
(ОБЪЯСНЯЮЩИЕ)
ВОПРОСЫ
Обычно начинаются со слова «Почему?»
Слайд 30ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
«Что изменилось бы в …, если бы…?»
«Как вы думаете,
как будет развиваться ... после (если) …?»
Слайд 31ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ
Почему … хорошо, а … плохо?»
«Чем … отличается
от …?»
Слайд 32ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
«Как бы вы поступили на месте этого человека?»
«Где вы
в обычной жизни можете наблюдать…………..?»
Слайд 33Главное правило
Ни в коем случае не нужно начинать вопрос с
частицы «не». Соответственно стоит избегать вопросов: «не хотели бы вы?»,
«не желаете ли вы?», «не поможете ли вы?».
Слайд 34Что необходимо иметь в виду?
1. Перед тем как задавать вопросы,
необходимо понимать, что в итоге вы хотите узнать или получить,
какой результат для себя желаете вынести.
2. Нужно формулировать достаточно простые и краткие вопросы. Лучше задать пару дополнительных, чем запутать человека одним длинным предложением.
3. Постарайтесь заранее один и тот же вопрос сформулировать несколькими вариантами.
4. Не забывайте задавать дополнительные уточняющие вопросы.
5. В большинстве случаев старайтесь задавать вопрос, начиная со слова «почему?». Так вы подталкиваете человека к размышлению.
Слайд 35Основные ошибки
Предложение формулируется таким образом, что в нем заранее заложен
ответ.
Постоянное использование только лишь закрытых вопросов.
Создание давления в
вопросе, который задается.
Не понять ответ, но сделать вид, что все ясно. Лучше переспросить информацию два или три раза, переформулировать вопрос полностью.
Слайд 36Пример
Тема 2. Посещение музея
Расскажите о своём посещении
музея, которое запомнилось больше всего.
Не забудьте рассказать,
• в каком музее
Вы были;
• когда и с кем;
• что Вы увидели;
• что понравилось и запомнилось больше всего.
Слайд 37Пример
Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 2. Посещение музея
Расскажите
о своём посещении музея, которое запомнилось больше всего.
1) Какие музеи Вам
больше нравятся: исторические, художественные, научно-технические или естественнонаучные?
2) Как Вы считаете, должны ли школьники посещать музеи? Почему?
3) Слышали ли Вы о виртуальных музеях? Какими возможностями, на Ваш взгляд, они обладают?
Слайд 38Специфика вопросов
Вопросы собеседника-экзаменатора носят расширяющий характер: заставляют учащегося задуматься над
ролью музеев в образовании, организации досуга школьников, использовать лексику публицистического
стиля («научно-технические, естественнонаучные»), терминологию («виртуальный музей»).
Слайд 39Сложные моменты в организации диалога
Необходим естественный переход от монолога ученика
к диалогу с собеседником. Не следует отдельно анонсировать переход к
заданию 4 («Теперь мы переходим к следующему заданию. Вы должны будете полно ответить на мои вопросы»). Диалог, как и в обычной речи, должен создавать впечатление спонтанности, непосредственной реакции слушающего на высказывание ученика.
Слайд 40Сложные моменты в организации диалога
2. Цель экзаменатора-собеседника – эмоционально расположить
экзаменуемого к беседе, стимулировать его речевую деятельность.
Если учащийся отказывается
отвечать на вопросы (произносит фразы типа: «Я не знаю», «У меня нет никаких интересов», «Мне нечего рассказать» и т.п.), необходимо задать ряд стимулирующих высказывание вопросов, попытаться «разговорить» ученика. То же речевое поведение экзаменатора-собеседника рекомендовано и в ситуации односложных ответов учащихся.
Слайд 41Сложные моменты в организации диалога
К примеру, разберём диалог:
– Чьё мнение
для Вас важно?
– Папы.
В данной ситуации получен односложный ответ на
вопрос, который будет оценен 0 баллов. Чтобы избежать коммуникативной неудачи, экзаменатору необходимо помочь ученику развить своё высказывание: выразить удивление, переспросить, уточнить его ответ.
– Папы? А почему? Какие важные советы Вы получили от него?
Слайд 42Типичные ошибки экзаменатора-собеседника
• неумение создать атмосферу «живой» беседы;
• отсутствие непосредственной реакции слушающего
на высказывание ученика;
• вопросы задаются формально, читаются по бумажке;
• неумение стимулировать речь
учащегося;
• неумение создать комфортную психологическую обстановку для учащегося, в которой он не боится устного ответа.
Слайд 44Список источников
http://www.fipi.ru/about/news/model-itogovogo-sobesedovaniya-9-klassov-po-russkomu-yazyku
http://www.fipi.ru/newrubank
http://sarrcoko.ru/page/id/79
Слайд 45Контакты
Громова Виктория Ивановна
Телефон: 8917-211-6234
E-mail: grom-v07@mail.ru