Слайд 1Итоговое сочинение
2018-2019 учебный год
Слайд 2Сроки проведения сочинения (изложения)
5 декабря 2017 года
6 февраля 2018 года
8
мая 2018 года
Слайд 3Направления итогового сочинения 2018/2019
Слайд 4Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия,
связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов»
и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения
Слайд 5Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и
одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о
мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Слайд 6Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально
противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и
зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Слайд 7Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении
произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять
о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Слайд 8Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных
основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с
одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
Слайд 9Рекомендации по подготовке к сочинению
Слайд 10Формулировки тем сочинений
Обратите внимание учеников на то, что направления итогового
сочинения и темы сочинения – ЭТО НЕ ОДНО И ТО
ЖЕ!
Формулировки тем сочинений могут включать как оба понятия, определяющие тематические направления, так и одно из них.
Слайд 11Обязательно познакомьте учеников с критериями оценки сочинения (изложения)
Слайд 12Выполнение требования №1 «Объём итогового сочинения»
Рекомендуемый объемом итогового сочинения –
350 слов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Качество
сочинения напрямую не зависит от объема. Выпускник должен создать самостоятельный полноформатный связный текст, объем которого задается целями и логикой авторского высказывания. Пишущий сам определяет объем, достаточный для раскрытия темы (но не менее 250 слов), и разворачивает свои рассуждения в жанре сочинения.
Слайд 13Выполнение требования №1 «Объём итогового сочинения»
Если ВСЕ требования к сочинению
выполнены, кроме требования №1, за работу всё равно ставится «незачёт»
Слайд 14Выполнение требования № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Не допускается списывание
сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти
чужого текста (работа другого участника; текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.).
В том случае, если сочинение списано частично и фрагменты подверглись некоторой обработке (упрощению), но несамостоятельность установлена и списанный текст составляет значительную часть сочинения – «незачёт».
Слайд 15Выполнение условий критерия № 1 «Соответствие теме»
В прошлом учебном году
только 1,5 % учеников не получили «зачёт» по этому критерию.
ОШИБКИ:
-
непонимание формулировки темы
- неумение выявить ключевые слова
- нечёткое понимание терминов и понятий
Слайд 16Рекомендации
Необходимо объяснить ученикам, как выбирать тему
Следует выявить ключевые слова в
формулировке
При подготовке к сочинению использовать словари для уяснения смысла терминов
и понятий
Слайд 17Выполнение условий критерия №2«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Ошибки:
- неумение формулировать главную
мысль сочинения и последовательно доказывать её
- неудачный подбор литературного материала
-
искажение литературных текстов
Слайд 18Рекомендации
Упражнения на формулирование основной мысли сочинения на определённую тему
В соответствии
с главной мыслью отбирается литературный материал (обширный литературный контекст, привлечённый
поверхностно – плохо!)
Слайд 19Способы привлечения литературного материала
Комментированный пересказ
Актуализация проблематики литературного произведения
Аспектная характеристика литературного
героя
Обращение к системе образов произведения
Сопоставление фрагментов и героев разных произведений
Слайд 20Тренировочные упражнения
Включить в пересказ фрагмента из произведения комментирование и
оценку
Исключить из сочинения литературные примеры, не относящиеся к теме
Определить соответствуют
ли литературные примеры выдвинутым тезисам и аргументам
Исправить фактические ошибки
В процессе подготовки важно научить учеников проверять всю информацию по справочникам и энциклопедиям.
Слайд 21Выполнение условий требования №3 «Композиция и логика рассуждения»
Ошибки:
- непродуманность структуры
и композиции сочинения, что приводит к логическим ошибкам
- отсутствие смысловых
связей между частями сочинения, особенно между вступлением и заключением
Слайд 22Рекомендации
!!! Нельзя начинать писать текст, не обдумав его структуру
Это можно
делать разными способами
Слайд 26Последовательность работы над сочинением
Слайд 27Тренировочные упражнения
Составить кластер (схему) сочинения; определить последовательность частей сочинения, представленных
в кластере
Сформулировать логические «мостики» между смысловыми частями сочинения
Сопоставить вступление и
заключение, определить их смысловые связи; исправить заключение так, чтобы оно соответствовало
Слайд 28Выполнение условий критериев № 4 и 5 (Речь и грамотность)