Слайд 1Итоговое сочинение - 2016
Голубева Елена Альбертовна,
методист РЦДО по литературе
Слайд 27 декабря – итоговое сочинение
Слайд 3Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по
одной теме от каждого открытого тематического направления).
Объем – не
менее 300 слов
Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Информация ФИПИ
Слайд 4Итоговое сочинение:
вопросы и ответы
Какие задачи решает итоговое сочинение?
Итоговое сочинение
является допуском к государственной итоговой аттестации (оценка школой: «зачет/незачет») и
оценкой индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ, если вуз такое решение принял). Учет результатов сочинений в вузах осуществляется по желанию абитуриента и решению вуза.
Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?
При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (изложения).
На скольких произведениях нужно строить рассуждение?
Можно строить рассуждение с опорой на одно произведение. Темы
позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он
будет опираться в своих рассуждениях.
Слайд 5Итоговое сочинение:
вопросы и ответы
Что подразумевается под литературным материалом, на
который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из
отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо
выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке) и одном из критериев 3-5;
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
Слайд 6Итоговое сочинение:
вопросы и ответы
Что подразумевается под литературным материалом, на
который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из
отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо
выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке) и одном из критериев 3-5;
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
Слайд 7Итоговое сочинение:
вопросы и ответы
Что подразумевается под литературным материалом, на
который нужно опираться при написании итогового сочинения?
Литературный материал берется из
отечественной или мировой литературы – это художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика.
В каких случаях за сочинение может быть выставлен «зачет»?
Для получения «зачета» необходимо
выдержать объем (сочинение не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 (соответствие теме) и № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) – в обязательном порядке) и одном из критериев 3-5;
В каком жанре нужно писать итоговое сочинение?
Выпускник должен написать сочинение-рассуждение, что отражено в критериях оценивания.
Будут ли формулировки тем итогового сочинения только в виде вопроса?
Формулировки тем будут разные: констатирующие, цитатные, в форме вопроса.
Слайд 8Тематические блоки на 2016-2017 гг.
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и
поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»
Слайд 9Формулировка тем
Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг
в друге.
Согласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее
можно потерять».
«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Сартр)
Какой опыт дает человеку война?
Способен ли современный человек дружить?
Тема-тезис
Тема-вопрос
Тема-цитата
Слайд 10Алгоритм написания сочинения
Внимательно прочитайте темы сочинения. При выборе прежде
всего следует определить, какая из них кажется вам наиболее конкретной,
близкой и понятной.
Примечание: правильное понимание темы сочинения,
глубина и полнота ее раскрытия является
первым критерием оценивания сочинения.
1
Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге.
Согласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».
«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Сартр)
Какой опыт дает человеку война?
Способен ли современный человек дружить?
Выбрать тему.
Слайд 11Алгоритм написания сочинения
Выделите в теме ключевые слова, в которых заключен
главный смысл. Необходимо вдуматься в каждое слово формулировки, найти ключевые
понятия (тему и идею), обдумать содержание этих понятий, определить их взаимосвязь.
2
Разум и чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге.
Согласны ли вы с утверждением: «Честь нельзя отнять, ее можно потерять».
«История любой человеческой жизни есть история поражения» (Сартр)
Какой опыт дает человеку война?
Способен ли современный человек дружить?
Выделить ключевые слова.
Слайд 12Алгоритм написания сочинения
От ключевых слов – к написанию вступления.
«Разум и
чувства – две силы, равно нуждающиеся друг в друге»
2
Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум - это способность логически мыслить, постигать смысл и связь явлений. В основе же чувств лежат эмоции. Разум и чувство - важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки.
Выделить ключевые слова и написать вступление.
Слайд 13Алгоритм написания сочинения
Поставьте вопрос к теме или сформулируйте тему в
виде вопроса и постарайтесь конкретно и четко ответить на этот
вопрос. Ответ на этот вопрос и составит тезис или идею сочинения. Это точка зрения пишущего по данному вопросу, которую нужно доказать.
3
Разум и чувства – это две силы, которые нуждаются друг в друге
Разум и чувства – это две силы, которые нуждаются друг в друге. Докажу эту мысль, обратившись к литературе.
Сформулировать тезис (основную мысль).
Слайд 14Алгоритм написания сочинения
Подберите аргументы для доказательства вашего тезиса (или идеи)
сочинения. Вспомните литературные произведения, которыми можно проиллюстрировать данные аргументы.
4
Я
согласен с этим утверждением. Действительно, человек может лишиться чести, если совершит бесчестный поступок.
А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
Примечание: При написании сочинения необходимо обратиться не менее,
чем к одному произведению русской или зарубежной литературы.
Это второй важный критерий оценки сочинения.
Подобрать аргументы
Слайд 15Алгоритм написания сочинения
Продумайте композицию (построение) работы:
I (вступление) – то,
что нам дано. Формулируем тему (можно идти от ключевых слов)
и тезис.
II (основная часть) – то, что нам требуется доказать.
III (заключение, выводы) – то, что нам требовалось доказать.
Напишите план будущего сочинения.
5
Слайд 16Алгоритм написания сочинения
Приступайте к написанию черновика.
6
Слайд 17Первое направление –
«Разум и чувство»
«Направление предполагает раздумье о разуме
и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые
влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».
Слайд 18Из толкового словаря
«Разум»
Способность логически мыслить, постигая смысл и
связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить
целесообразные способы их преобразования.
Сознание чего-либо, взгляды как результат определенного миропонимания».
Слайд 19«Чувства»
Способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. (зрения, слуха, обоняния,
осязания, вкуса).
Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими
душевными и умственными способностями.
Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».
Слайд 20Слова-синонимы
Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.
Чувства: ощущение, впечатление,
душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.
Слайд 22Возможные формулировки тем
Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и
разумом?
«За криком души часто не слышно голоса разума».
Как проявляются
разум и чувства в экстремальных ситуациях?
Почему сложные решения рекомендуют принимать «с холодной головой»?
Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)
Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?
Слайд 23Пробуйте,
и у вас все получится!
Слайд 24
http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/136487634.a3b/0_d5b7c_44e066c2_XL.png http://energyru.com/vector-clipart/objects-and-things/226-svitki-pero-chernilnica-i-knigi-v-vektore.html
http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10da/0_a8af5_549a1244_XL.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6703/28257045.10db/0_a8b06_ba691d72_XL.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/28257045.10db/0_a8b1a_e5c00db1_XL.png
http://papillondereve.p.a.pic.centerblog.net/5f5774e4.png
http://www.ailona.ru/_ph/97/725785527.png
http://ulnovosti.ru/upload/img/7830_big_1.jpg
Интернет – ресурсы:
Слайд 25Источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей
№21
г. Иваново
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/