Слайд 1Итоговое сочинение: работа над ошибками
Красовская Светлана Игоревна, доктор филологических наук,
профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы Издательства «Просвещение».
Слайд 2Цель сочинения –
уйти от шаблонов и «тестового» мышления и научиться/научить
детей думать.
По словам Дмитрия Ливанова: « …самый главный результат, который
мы ожидаем увидеть и в этом году, и в ближайшие годы – это повышение интереса детей к изучению литературы в школе, чтению, их способности формулировать мысль, аргументы».
Слайд 3Что было необходимо?
В рамках выбранной темы необходимо было сформулировать свою
позицию и аргументировать её на основе не менее одного произведения
отечественной или мировой литературы по выбору. При этом количество упомянутых в сочинении произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
Слайд 4Как оценивались сочинения?
Работы школьников оценивались по пяти критериям:
соответствие теме;
аргументация и привлечение литературного материала;
композиция;
качество письменной речи;
грамотность.
Два первых критерия из этого списка являются обязательными. Чтобы получить «зачет», помимо них нужно выполнить еще как минимум один критерий.
Слайд 5Темы для выпускников Центрального федерального округа
«Кто говорит, что на войне
не страшно, тот ничего не знает о войне»
«Какие события
и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?»
«Что важнее – любить или быть любимым?»
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному читателю?»
«Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс».
Слайд 6Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«…я бы обратилась к
теме “Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?”, потому
что она очень благодатная с точки зрения материала. В первую очередь, можно написать о собственном опыте: об опыте своих родителей, cвоей семьи»
Слайд 7Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«… я бы выбрала
тему: “Какие события и впечатления жизни помогают человеку повзрослеть?” У
каждого человека к 17-18 годам есть уже опыт взросления; есть события, пережив которые, ты почувствовал, что стал взрослее – либо мудрее (это самый желаемый результат), либо сильнее, либо жёстче, либо циничнее. Взросление, ведь, имеет разные стороны и не всегда оценивается даже самим человеком как совершенствование. Пушкинская Татьяна, помнится, сказала Онегину при последней встрече: “Онегин, я тогда моложе,/ я лучше кажется была…”».
Слайд 8Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«В рамках темы войны,
помимо литературных аргументов, я бы наверное, обратилась и к истории
своей собственной семьи, задумалась бы, загрустила…»
«Пожалуй, из предложенных тем, я выбрал бы “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”. И выбор этот обусловлен тем, что война, к сожалению, вновь стучится в двери наших соседей, совсем близко от нас самих…»
Слайд 9Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Мой выбор мог пасть
на тему “Что важнее – любить или быть любимым?”, потому
что такой первичный опыт у старшеклассников уже есть. Эта тема – повод для размышления и о любви в конкретном узком значении этого слова, и в более широком – о том, что важнее – дарить или получать; любить или позволять любить себя; что значит быть активным и пассивным, всегда ли очевидный ответ является верным…»
Слайд 10Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
«…свой выбор я бы
остановила на теме “Какие события и впечатления жизни помогают человеку
повзрослеть?”. В жизни часто не находится времени, чтобы ответить на этот вопрос, ответ возникает скорее как красноречивый факт после определённых событий. А потому, я бы взялась именно за эту тему, как за некое философское исследование, аргументированное множеством литературных примеров».
Слайд 11Что выбрали бы взрослые, будь они детьми
Тема о Лермонтове могла
бы быть интересной мне, потому что творчество Лермонтова и сама
его личность психологически и по возрасту очень близки старшеклассникам: бунтарство, одиночество, максимализм, азарт, игра – всё это обязательные атрибуты юношеской поры, юношеской поэзии. Кто в 17 лет не повторял про себя лермонтовских строк: “И скучно, и грустно, и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды…”? Кто не восхищался Печориным? Не влюблялся в него? Кто не мечтал о свободе так же страстно, как Мцыри?..»
Слайд 12Что выбрали дети
«Вопросы, заданные человечеству войной» – 50% школьников.
«Чем люди
живы?» – 20% школьников.
«Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.
Ю. Лермонтова) – 10% школьников.
«Человек и природа в отечественной и мировой литературе» – 10% школьников.
«Спор поколений: вместе и врозь» – 10% школьников.
Слайд 13Трудности
«Ученики трудно слышат и видят тему, особенно если она
в виде цитаты, как например: «Кто говорит, что на войне
не страшно, тот ничего не знает о войне»
Есть трудности с выделением ключевого слова в формулировке темы, например в «военной» теме было трудно расслышать слово «страшно»; в теме о любви – вопрос «что важнее?».
Нехватка базового литературного бэкграунда.
Короткая оперативная память – детям трудно вспомнить произведения, которые они читали в основной школе, например, «Детство» Л. Толстого и М. Горького.
Есть трудности с выстраиванием логичного стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, фактами.
Слайд 14Ошибки
Непонимание темы; неумение увидеть в ней вопрос, проблему.
Опора на домашние
заготовки, готовые идеологемы и смысловые блоки; как следствие – не
соответствие сочинения теме, сочинение около темы.
Не соответствие аргументов теме – искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление литературных примеров, но не рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.
Слайд 15Предварительные итоги
Результаты сочинения такие: 95% получили «зачет», около 5% –
«незачет».
Но
Часто выпускники выступали не в роли самостоятельных авторов, формулирующих свою
позицию, а в роли ретрансляторов существующего авторитетного знания, чьего-то ранее произведённого высказывания.
Сочинения содержат множество шаблонных структур, идеологических и смысловых клише, имеющих застывшую легко узнаваемую форму.
Значит
В достижении поставленных задач мы только в начале пути.
Слайд 16Работа над ошибками с книгами «Просвещения»
М. Ю. Лермонтов «Бородино»
Л. Н.
Толстой «Война и мир»
Л. Н. Андреев «Красный смех»
М. А. Шолохов
«Тихий Дон», «Судьба человека»
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
В. П. Астафьев «Пастух и пастушка»
В. Л. Кондратьев «Сашка»
Слайд 17Работа над ошибками с книгами «Просвещения»
Слайд 18«Разрешающие» правила
Первое из них гласит:
Сочинение – дело личное. Надо писать
не то, что положено, что и так всем известно, а
только то, что ты сам чувствуешь и думаешь.
Второе напоминает:
Сочинение – дело направленное. Нельзя написать сочинение, не обращённое ни к кому; надо мысленно представить своего адресата-читателя (даже, если это ты сам) и начать с ним диалог – согласие или спор.
Третье обнадёживает:
Сочинение – дело выполнимое. Даже, если ты много не читал, всё равно есть что-то, что ты читал, знаешь, помнишь, и на это можно опереться.
Слайд 19«Запрещающие» правила
Нельзя имитировать чувства, бездумно повторять чужие мысли. Если тебе
понравилась чья-то мысль, то потрудись объяснить, прежде всего, самому себе
– почему она тебе понравилась, с чем ты согласен. Если не согласен с нею – тебе опять же придётся потрудиться, аргументируя свою точку зрения.
Нельзя писать о том, чего не знаешь, рассуждать о том, чего не понимаешь.
Нельзя излагать отвлечённые идеи, не подкрепленные примерами, доказательствами.
Слайд 20От темы к тексту сочинения
В формулировке темы важно не пропустить
те слова, которые определяют её своеобразие. Их игнорирование может привести
к невольной подмене темы.
Пример:
Тема 1. «Почему природа вдохновляет человека на художественное творчество?»
Сочинение-рассуждение о причинах воздействия природы на человека.
Тема 2. «Природа вдохновляет человека на художественное творчество».
Сочинение-описание примеров вдохновляющего воздействия природы на человека.
Слайд 21Пример:
Тема 1. «Кто говорит, что на войне не страшно, тот
ничего не знает о войне»
Сочинение-рассуждение о страхе смерти, о страхе
войны и преодолении этого страха; о несовпадении романтического представления о войне, героических рассказов о ней с её настоящими буднями. Л. Толстой «Война и мир»; М. Шолохов «Тихий Дон»; М. Шолохов «Донские рассказы».
От темы к тексту сочинения
Слайд 22Пример:
Тема 2. «Подвиг человека на войне»
Сочинение-рассуждение о том, что такое
подвиг на войне, каким он бывает; рассказ об описаниях военных
подвигов в литературе. М. Шолохов «Судьба человека», А. Кондратьев «Сашка», К. Воробьёв «Это мы, господи!» и т.д.
От темы к тексту сочинения
Слайд 23Учимся рассуждать и строить рассуждение
Рассуждение – такой тип текста, который
содержит:
мысли (утверждения, тезисы), которые должны быть доказаны или мысли-антитезисы, которые
должны быть опровергнуты;
доказательства (аргументы);
выводы.
Слайд 24Учимся рассуждать и строить рассуждение
Важно уметь различать тезисы и аргументы
в тексте и подбирать для каждого тезиса подходящий убедительный пример.
Однако обычно связное рассуждение строится не так сухо, оно не должно походить на таблицу с двумя графами: тезис – аргумент, в нем есть и другие элементы, например предложения – переходы от одной мысли к другой; комментарии и уточнения к уже высказанным суждениям.
Вводные слова и предложения, выполняющие связующую функцию:
Я думаю, мне кажется, на мой взгляд, во-первых, следовательно, таким образом и т.д.
Слайд 25Структурная схема № 1
«Чем творчество Лермонтова может быть интересно современному
читателю?»
Т (тезис)
Д (доказательство-пример)
В (вывод)
Слайд 26Структурная схема № 2
Доказательство разных суждений
Т 1 (тезис 1);
скажем (например, так) Д (доказательство-пример)
(Напротив)
Т 2 (тезис 2);
скажем (например,
так) Д (доказательство-пример)
Такая схема годится, если признается право на существование обеих точек зрения (например, если говорится, что одни любят всюду ходить пешком, а другие всегда предпочитают какой-нибудь транспорт).
Слайд 27Определите, какие из тем можно раскрыть по схеме № 2,
а какие нельзя
Кофе по утрам – это полезно или вредно?
Что
интереснее – фильм по известному литературному произведению или фильм с неизвестным сюжетом?
Какой предмет нужнее – математика или география?
Почему я против войны?
Можно ли использовать эту схему для раскрытия темы «Что важнее – любить или быть любимым?»
Слайд 28Учимся видеть и понимать: от текста – к суждению
Задания к
готовым текстам:
Прочитайте текст, постарайтесь представить себе все, о чем там
говорится. Спросите себя, что вам непонятно, найдите в тексте ответы на свои вопросы.
После текста вы найдёте сформулированные утверждения. Определите, какие из них правильные, какие только похожи на правильные, а в действительности ошибочные; отделите одни от других.
Прочитайте текст, сформулируйте его тему.
Разбейте текст на абзацы.
Слайд 29Учимся понимать и строить текст
Задание 1:
Прочитайте текст
Восстановите правильную последовательность предложений
в тексте, дополнив тезисы первой части переходами, разъяснениями и иллюстрациями
из второй.
Задание 2:
Прочитайте текст
Определите, в какой части текста содержатся тезисы, в какой – доказательства. Восстановите порядок абзацев.
Слайд 30Учимся понимать и строить текст
Задание 3:
Прочитайте текст
Разбейте текст на абзацы.
Добавьте в нужных местах перечисленные примеры и данную цитату.
Задание 4:
Прочитайте
текст, состоящий из двух частей
Разбейте I часть на абзацы.
Дополните I ч. тезисами и переходами из II части.
Составьте план текста.
Слайд 31Итоговое сочинение. Попытка № 2
Пересдать итоговое сочинение (изложение) можно только
1 раз в текущем году. Если участник не справится с
испытанием повторно, он не будет допущен к ЕГЭ.
Слайд 32Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем году:
обучающиеся,
получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
обучающиеся, выпускники прошлых
лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).
Слайд 33Выпускники прошлых лет
Выпускники прошлых лет, которые собираются сдавать ЕГЭ и
поступать в вузы, могут писать итоговое сочинение по желанию. Это касается
тех, кто уже освоил программу среднего общего образования, в том числе за рубежом, и имеет соответствующий документ (аттестат или отметку в дипломе об освоении СПО). Они могут быть допущены к ЕГЭ без результатов итогового сочинения. Выпускникам 2014 года, получившим неудовлетворительные результаты за ЕГЭ по русскому языку и/или математике и планирующим пересдавать эти экзамены в 2015 году, также необязательно писать сочинение для допуска к ЕГЭ.
Слайд 34Выпускники прошлых лет
Так же, как и учащиеся, выпускники прошлых лет
смогут использовать результаты сочинения при поступлении в вуз. Сочинение, как
часть портфолио абитуриента, может добавить к результатам ЕГЭ до 10 баллов. Учитывать ли сочинения абитуриентов при поступлении и на какие специальности, вузы решают самостоятельно.
Выпускники прошлых лет подают заявление на участие в местах регистрации, определенных местным департаментом или министерством образования. При себе необходимо иметь паспорт и документ об образовании (при необходимости, с переводом на русский язык, заверенным нотариально)