Слайд 1Итоговое сочинение
Начын Мариана Маадыровна, учитель русского языка и литературы МБОУ
СОШ № 3 г.Чадан
Слайд 2Сочинение
вид письменной работы учащихся, в котором они рассуждают, размышляют
на конкретно заданную тему
Слайд 3Выпускники 2015 г
Итоговое сочинение (20 ноября – апробация, 3 декабря-
допуск к ЕГЭ);
Сочинение (Часть 2 ЕГЭ– задание 25 с развёрнутым
ответом )
Слайд 4Открытый пакет 5 направлений:
Недаром помнит вся Россия… (к 200-летию М.Ю.Лермонтова);
Вопросы,
заданные человечеству войной;
Человек и природа в отечественной и мировой литературе;
Спор
поколений: вместе и врозь;
Чем люди живы?
Слайд 5Итоговое сочинение
Объём- 350 слов;
Пишут 3 ч 55 мин в ППЭ;
Бланк
регистрации (как в ЕГЭ, НО «название работы»- сочинение, «код работы»-
20);
Бланк для развёрнутого ответа (как в ЕГЭ);
Разрешается пользоваться орфографическим словарём;
Темы сочинений основаны как на программных произведениях, так и не программных;
обязательный этап завершения среднего образования
Слайд 6Темы итогового сочинения
разрабатываются в закрытом режиме, но в рамках открытых
тематических направлений, сформулированных
Советом по вопросам проведения итогового сочинения в
выпускных классах
под председательством Натальи Солженицыной,
президента Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Слайд 7Критерии оценивания итогового сочинения
(утверждены Рособрнадзором)
К1 – соответствие теме (2б, 1б, 0б)
К
2- аргументация (2б, 1б, 0б) основные
К 3- композиция и логика рассуждения(1б, 0б)
К 4 – качество письменной речи (2б, 1б, 0б)
К 5 – грамотность (2б, 1б, 0б)
9 б
+1 б за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля. 10 б
Слайд 8Отличие композиции итогового сочинения от традиционного сочинения и
сочинения части
С ЕГЭ
Литературное сочинение
Вступление
Основная часть
Вывод
Сочинение части С ЕГЭ
Формулировка проблемы
Комментарий к проблеме
Авторская
позиция
Своя позиция
Аргумент № 1
Аргумент № 2
Вывод
Итоговое сочинение
Вступление
Собственное рассуждение
Аргумент № 1
Аргумент № 2
Заключение
Слайд 9Композиция сочинения-рассуждения
(итогового сочинения)
Вступление;
Собственное рассуждение, ответ на вопрос;
Лит аргументы (пересказ-анализ, смысловой
анализ, комплексный анализ);
Выводы
Слайд 10Итоговое сочинение
Вступление – вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения
о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
Собственное рассуждение –
даётся ответ на вопрос заданной темы;
Аргументы (№1, №2) – знание текста лит.произведения, их смысловой, комплексный анализ;
Заключение – подведение итога, обобщение сказанного, обращение внимания на самое главное
Слайд 11Возможные темы сочинений по регионам
Красноярский край
1) "Что в имени
твоём" (значение творчества М. Ю. Лермонтова для молодого поколения 21
века).
2) "Между жизнью и смертью" (нравственный выбор человека на войне).
3) "Счастье - это быть с природой, видеть и говорить с ней." - Л. Н. Толстой (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
4) "Блудный сын - вечная притча в жизни и в литературе" (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
5) "Совесть, Благородство, Достоинство - вот оно, святое наше воинство" - Б. Окуджава (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).
Слайд 12Возможные темы по направлению
«Недаром помнит вся Россия»
Печально я гляжу
на наше поколенье! (тема поколения в творчестве М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.
Сопоставительный анализ.).
Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова.
"Лермонтов и Кавказ","Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ..."," То сердце, где кровь кипела...".
"А что такое счастие?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Восприятие традиций и обычаев народов Кавказа в романе «Герой нашего времени» через призму современности.
Слайд 13Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда
раб другого»
Я думал жалкий человек.
«В наш век все чувства лишь
на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
"Большое видится на расстоянье". Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова "Валерик".
"Пушкину и в тюрьме было бы хорошо. Лермонтову и в раю было бы скверно". Василий Розанов
"Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии". Дм. Мережковский
Что в имени моём? (Значение творчества М.Ю.Лермонтова для молодого поколения 21 в)
Имя Лермонтова на карте России
Слайд 14Возможные темы по направлению
«Вопросы, заданные человечеству войной»
Между жизнью и смертью
(Нравственный выбор человека на войне).
Тема любви в произведениях о Великой
Отечественной войне
Дети и война
891 день мужества ленинградцев
Мемориал - памятник с особым значением
Значение войн для государства и для человека
Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Женщина и война
Победа без победителей
"По ком звонит колокол"
Слайд 15Возможные темы по направлению «Человек и природа»
Человек и природа -
единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть.
Окружающая природа
может изменить человека, сделать его счастливым.
Необходимо бережно относиться к природе.
Мы в ответе за тех, кого приручили.
Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?
Слайд 16Какие картины природы я представляю, читая стихи о природе?
Поэзия родной
природы.
Красота природы глазами писателей и поэтов.
Как описание природы может передать
внутреннее состояние героя?
О чем приём олицетворение помогает сказать авторам произведений?
Роль пейзажа в произведениях русских писателей.
Почему надо беречь природу?
Как я представляю себе борьбу за чистоту природы?
Слайд 17Благодарная природа и неблагодарный человек.
Что разрушает связь человека с природой?
Как
человек преобразует природу?
Что может случиться, если человек вмешается в устройство
мира?
Может ли человек изменить законы природы?
Всё живое на Земле хочет жить.
Что даёт человеку природа?
Что даёт мне природа?
Зачем мы ходим в лес?
Чудо, сотворённое природой.
Слайд 18Скрытые тайны природы.
Роль природы в жизни человека.
Человек - дитя природы.
Собачья
верность.
Почему некоторые любят животных больше людей?
Жестокое отношение к животным недопустимо.
Человек
- хищное животное.
Какие опасности таит в себе природа?
Кто сильнее: человек или природа?
Слайд 19Возможные темы по направлению
«Спор поколений: вместе и врозь»
Любовь и уважение
к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г.Белинский).
«Любовь к
родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети»(В.А.Сухомлинский).
«Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г.Мопассан).
Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
Слайд 20Кто такие дети в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"?
Смысл
названия романа "Отцы и дети"
«Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности» (А.С.Пушкин).
Дети и детство в русской литературе
Современные проблемы детей
Любовь и дети
Роль семьи в жизни человека
«Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
«Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми»(Р.Роллан).
Слайд 21Возможные темы по направлению
«Чем живы люди»
Чем люди живы?
Как исполнить
цель своей жизни?
В чём проявляется сила и слабость человека?
В наш
век все чувства лишь на срок
Какие человеческие качества почитаются в народе
Формулировка «Чем люди живы?» подразумевает, что люди живы духовными ценностями: любовью к ближнему, верой в Бога, мечтой, верой в справедливость, в дружбу…
Слайд 22Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. (Вольтер)
В
чём жизнь? В чём её смысл? В чём цель? Ответ
только один: в самой жизни (В. Вересаев)
Человека создаёт его сопротивление среде (М. Горький)
Безволие, никчёмность – родная сестра подлости (В. Сухомлинский)
Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни ( А.П. Чехов)
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон).
Слайд 23Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству
(В.Г. Белинский)
По тому, ради чего человек живёт, можно судить и
о его самооценке – низкой или высокой (Д. Лихачёв).
Если человек живёт, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека (Д.С. Лихачёв)
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. (Д.С. Лихачёв)
От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка…- неправильно выбранная главная задача в жизни. (Д.С. Лихачёв)
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять всё (Д.С. Лихачёв)
Слайд 24На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли
и противостоять её вихрю; это есть духовная жизнь (И. Ильин)
Искусство
сносить лишения требует от человека… условий… у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви (И. Ильин)
Люди всегда сваливают вину на силу обстоятельств. Я не верю в силу обстоятельств. В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создает их сам. (Д. Б. Шоу)
Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего, идти. (Оноре де Бальзак)
Слайд 25Видеть и слышать, как лгут,.. сносить обиды, унижения, не сметь
открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей и
самому лгать, улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно! (А.П. Чехов)
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. …если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чём-то более разумном и великом. Делайте добро! (А.П. Чехов)
Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те… могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. (М.Е. Салтыков-Щедрин)
Когда труд – удовольствие – жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! (А.М.Горький)
Человек – выше сытости! (А.М. Горький).
Слайд 26Оценивание работы учащейся 11а класса «Тема одиночества в творчестве
М.
Лермонтова»
К1 – соответствие теме - (2б)
К 2- аргументация (2б)
К 3-
композиция и логика рассуждения(1б)
К 4 – качество письменной речи (1б)
К 5 – грамотность (1б)
Итого: 7 б + 1 б = 8 б (зачёт)
Слайд 27Оценивание работы учащейся 11а класса «Влияние войны на судьбу человека»
К1
– соответствие теме - (1б)
К 2- аргументация (1б)
К 3- композиция
и логика рассуждения(1б)
К 4 – качество письменной речи (1б)
К 5 – грамотность (0б)
Итого: 4 б (зачёт)