Слайд 1
ИВАНОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГПС МЧС РОССИИ
Кафедра экономики, государственного и муниципального
управления
Лекция по дисциплине
«История государственного управления»
Тема :
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА.
ГОСУДАРСТВО, ВЛАСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ:СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Слайд 2Учебные вопросы
Возникновение государства. Государство, как политический институт. Бюрократия и бюрократизм.
Особенности национальной бюрократии.
Зарождение и развитие Русского
государства в IX-XIV вв.
Государственное управление в России
в XV - XVIII вв.
Слайд 31-й учебный вопрос:
Возникновение государства. Государство, как политический институт. Бюрократия
и бюрократизм. Особенности национальной бюрократии.
Слайд 4Классификация функций государства :
по сфере общественной жизни:
на
внутренние и внешние;
по продолжительности действия:
на постоянные (осуществляемые на
всех этапах развития государства)
временные (отражающие определенный этап развития государства),
по значению:
на основные и неосновные,
по влиянию на общество:
- на охранительные и регулятивные
Слайд 5Внутренние функции:
Правововая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих
общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека
и гражданина.
Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
Слайд 6Внутренние функции:
Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов
с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической
активности, осуществления санкций.
Социальная функция — обеспечение обстановки солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, развитие общественного транспорта и пр.
Слайд 7Внешние функции:
Обеспечение национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества,
защита территориальной целостности, суверенитета государства.
Поддержание мирового порядка — участие
в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
Взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Слайд 8Теории возникновения и развития государства :
Теологическая (XVIII-XIX вв.: Г. Гегель
(1770–1831) , К.П. Победоносцев (1827–1907));
Патриархальная (XVIII в., Р. Филмер
(1588-1653));
Теория общественного договора (III в. до н.э.: Эпикур (341–270 гг. до н.э.) ; XVII-XVIII вв.: Т.Гоббс (1588–1679), Дж. Локк (1632–1704), Ж.Ж.Руссо (1712–1778));
Теория насилия (покорения) (XIX в.: Л.Гумплович (1838–1909), Е. Дюринг (1833–1921));
Марксистская теория (XIX-XX вв.: К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), В.И. Ленин(1870-1924));
Современная теория генезиса государства
Слайд 9Факторы, способствовавшие
формированию государства :
углубленное общественное разделение труда,
возникновение
в ходе развития общественного производства частной собственности и эксплуататорских классов,
- демографические факторы – рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений.
Слайд 10По организации высшей власти (форме правления) государства делятся на:
МОНАРХИИ
абсолютная монархия
конституционная (ограниченная) монархия
РЕСПУБЛИКИ
парламентская республика
президентская республика
полупрезидентская (или смешанная) республика
Слайд 11Разделение государств по распределению власти между центром и территориальными единицами:
унитарные
федерации
конфедерации.
Унитарное
государство – единая, политически однородная организация; объединяет административно-территориальные единицы, которые
собственной государственности не имеют. Как правило, унитарные государства существуют в странах с мононациональным населением (Швеция, Финляндия и т.д.)
Слайд 12Федеративное государство – союз государств, которые являются самостоятельными в пределах
распределенных между ними и центром компетенций. Они имеют собственную конституцию,
законодательные, исполнительные и судебные органы, иногда даже двойное гражданство.
Конфедерация – постоянный союз самостоятельных государств, объединенных для осуществления конкретных совместных целей. Члены конфедерации полностью сохраняют государственный суверенитет. Такая форма государственного образования недостаточно прочна, она эволюционирует в федерацию или распадается.
Слайд 13По политическому режиму государства подразделяются на демократические, авторитарные и тоталитарные.
Политический
режим определятся сочетанием политической культуры, соотношением государства и общества, соотношением
властей, политических сил и выражается в своеобразии осуществления государством его функций – стиле политического руководства.
Слайд 14Демократические государства – государства, в которых установлены демократические политические режимы.
Признаки демократического государства:
1. Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём
честных и состязательных выборов.
2. Народ является единственно легитимным источником власти.
3. Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов.
Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т.д.(страны Западной Европы, США и т.д.)
Слайд 15Авторитарные государства - государство в котором политическая власть сосредоточена в
руках одного лица или группы лиц, народ подчинен бесконтрольной авторитарной
власти и где отсутствует законодательно утвержденный порядок смены правительства. Подобные системы могут иметь как правую, так и левую ориентацию и быть как военными, так и гражданскими. В таких гос-вах могут проводиться выборы, но обычно на однопартийной основе; государственные перевороты, полит. убийства — зачастую единств, способ осуществления полит, преобразований (Ливия при режиме М. Каффафи, Сирия при режиме С. Хусейна).
Слайд 16Тоталитаризм — форма отношения общества и власти, при которой политическая
власть берёт под полный (тотальный) контроль общество, полностью контролируя все
аспекты жизни человека. Проявления оппозиции в любой форме жестоко и беспощадно подавляются или пресекаются государством. Также важной особенностью тоталитаризма является создание иллюзии полного одобрения народом действий этой власти (Германия в период правления А. Гитлера, СССР в период правления И. Сталина).
Слайд 17Бюрократия – синоним «управление», когда все вопросы государственного управления сосредоточены
в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства)
и через предписание (подчинённым); организация профессиональных государственных служащих для квалифицированного, эффективного исполнения общественной политики.
Типы бюрократии:
имперскую (традиционную) бюрократию, где главной опорой социального порядка являлась вера в авторитет традиций, обязательных для исполнения всеми членами общества, в том числе и для власти;
рационально-легальную бюрократию, возникающую при переходе от традиционного общества к индустриальному.
Слайд 18«Плюсы» бюрократической организации:
эффективность, которая достигается за счет строгого разделения
обязанностей между членами организации, что в свою очередь дает возможность
использовать высококвалифицированных специалистов на руководящих должностях;
строгая иерархия во власти, позволяющая вышестоящему должностному лицу осуществлять контроль за выполнением задания нижестоящими сотрудниками и т.д.;
формально установленная и четко зафиксированная система правил, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок;
безличность административной деятельности, в рамках которой каждый член организации выступает не как индивид, а как носитель социальной власти, представитель определенной должности.
Слайд 19«Минусы» бюрократической организации:
общественные дела, требующие вмешательства государства, ведутся чаще дурно,
чем хорошо;
управляемые вынуждены терпеть вмешательство власти в такие отношения,
где в этом нет надобности;
- соприкосновение с органами власти редко обходится без того, чтобы не страдало личное достоинство граждан.
Слайд 20Бюрократизм - состояние управления, когда:
Деятельность органов исполнительной власти излишне
осложнена и направлена на обеспечение ведомственных интересов в ущерб интересам
общества, во вред ему.
2. Канцелярщина, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей.
Основные признаки бюрократизма:
перенос функционерами бюрократической организации акцента с целей организации на ее средства, в результате чего средства (иерархия власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и т.д.) превращаются в самоцель;
- раздутый, запутанный аппарат управления и бумажный стиль работы;
- подмена закона инструкциями под видом конкретизации закона;
- чрезмерная мелочная регламентация и формализм в выполнении обязанностей, произвол и коррупция в аппарате;
- повиновение, превращающееся в верноподданничество к власть предержащим.
Слайд 212-й учебный вопрос:
Государственное управление в Русском государстве до
начала XVIII в.
Слайд 22Управление Древнерусским государством в IX-X вв.
Князь
Родовая знать
Народное собрание (вече)
Договор
законодательная
исполнительная
судебная власть
Слайд 23Управление в Новгородской республике в IX-X вв.
Князь
Совет
(боярская верхушка)
Народное собрание (вече)
Договор
Высшая
законодательная
и
судебная власть
Сбор налогов
Исполнительная власть
Слайд 24Управление в Древнерусском государстве
(XII – начало XIII вв.)
Великий князь
Удельные
князья
Высшая
законодательная,
исполнительная
и судебная власть
Боярская дума
Боярская дума
Податные сословия
законодательная,
исполнительная
и судебная власть
Церковь (митрополит)
Церковь
Слайд 25Управление в Древнерусском государстве
(XII – начало XIII вв.)
Удельный князь
Боярская
дума
(совещательный орган)
Волостители
(в сельской местности)
Биричи
(объявление указов,
сбор податей
и пр.)
Посадники
( в
городах)
Вирники
(сбор штрафов)
Княжеская администрация
Огнищане
тиуны
Слайд 26Управление в Новгородской республике
(XII – начало XIII вв.)
Князь
Посадник
Вече
Уличане
( в
городах)
Концы
Уличане
( в городах)
Объединение
соседей
(уличан)
Концы
Концы
Концы
Городские
концы
Епископ
Слайд 27Феодальное управление в Русском государстве
в период централизации
Великий князь
Боярская дума
Уличане
( в
городах)
Уличане
( в городах)
Дьяки и подъячие
Бояре и
служилые князья
Бояре и
служилые
князья
Пути
Слайд 28Государственное управление в
Русском государстве в XVIIв.
Царь
Боярская дума
Уличане
( в городах)
Уличане
(
в городах)
Столы
Земский собор
Бояре и
служилые князья
Приказы
Приказы
Губные и земские
учреждения
Местное
управление