Слайд 1ФЕНОМЕНЫ ГРУППОВОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Подготовила Черная Яна,
группа 351
Слайд 2Жизнь любой организации — это море, в котором представлены разнообразные
поведенческие проявления и эффекты каждого сотрудника.
От руководителя организации в наибольшей степени
зависит, каким путем он поведет управленческий корабль, путешествуя по этому морю человеческих эмоций и страстей.
Слайд 3Психолог Д. Майерс (1997) сумел мастерски все многообразие человеческих проявлений
в группе свести к шести основным групповым феноменам.
Слайд 41.Феномен социальной фасилитации
Феномен социальной фасилитации(от англ, facility — легкость, благоприятные
условия) или закономерность Зайенса: присутствие других всегда действует возбуждающе и благотворно
сказывается на решении простых и привычных задач (в которых доминирует правильный ответ); мешает решению сложных и новых задач (в которых доминирует неправильный ответ, либо ответа нет вовсе).
Слайд 5Феномен социальной фасилитации
Почему же нас возбуждает присутствие других?
Во-первых, из-за боязни
оценки окружающих. Другими словами, мы обеспокоены тем, как нас оценивают
другие.
Во-вторых, из-за отвлечения внимания, конфликта между вниманием к другим и вниманием к задаче. Конфликт вызван перегрузкой когнитивной системы.
В-третьих, из-за присутствия других, как такового.
Слайд 62.Феномен социальной лености
Феномен социальной лености или закономерность, которую выявили Латане, Вильямс
и Харкинс: люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они
объединяют свои взаимные усилия ради общей цели, нежели в случае им визуальной ответственности, когда виден вклад каждого по-отдельности в общее дело.
Слайд 7Феномен социальной лености
Шансы на выполнение работы обратно пропорциональны числу лиц,
по долгу службы обязанных это сделать
Закон Кушнера
Почему это происходит?
В
многочисленных экспериментах выяснилось: люди обычно уверены, что их оценивают только тогда, когда они действуют в одиночку. Групповая ситуация уменьшает боязнь оценки. Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой собственный вклад, их личная ответственность распределяется между всеми членами группы.
Слайд 8Феномен социальной лености
Обобщенные данные сорока девяти экспериментов, в которых участвовало
свыше 4 тыс. испытуемых, показывают, что усилия уменьшаются, а леность
возрастает при увеличении размеров группы. Так, индивидуальная работоспособность, составляющая в группе из двух человек 90 %, падает до 75 % в группе из шести работников.
Слайд 9Феномен социальной лености
Всегда ли проявляется социальная леность?
Многочисленные исследования свидетельствуют, что
далеко не всегда.
Она проявляется гораздо меньше:
* когда совместная деятельность
вызывающе трудна, притягательна и увлекательна;
* когда работники считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности;
* когда члены группы — друзья («сплоченность усиливает старания»);
* когда трудятся работники, принадлежащие к так называемым коллективистским (преимущественно азиатским) культурам;
* когда группа состоит преимущественно из женщин.
Слайд 103.Феномен деиндивидуализации
Феномен деиндивидуализации или почему вместе мы делаем то, чего не
стали бы делать в одиночку.
Когда возбуждение и размывание ответственности комбинируется,
нормативное сдерживание иногда ослабевает.
Результатом могут быть действия, варьирующие от легкого нарушения запретов (выкрики во время собраний, совещаний) до импульсивного самовыражения (групповой вандализм) и даже до разрушительных социальных взрывов (уличные беспорядки, стихия толпы).
В определенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормативное ограничение, утратить чувство индивидуальной ответственности, ощутить то, что психолог Л. Фестингер с коллегами назвали деиндивизуализацией.
Слайд 11Таким образом, под феноменом деиндивидуализации понимается утрата самосознания и боязни оценки,
когда нормативное сдерживание значительно ослабевает.
Слайд 124.Феномен групповой поляризации
Феномен групповой поляризации, впервые описанный С. Московичи и М.
Заваллони. Сущность его проявляется в том, что обсуждение актуальных проблем в
группе зачастую усиливает изначальные установки ее членов, как положительные, так и отрицательные; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
Слайд 13Феномен групповой поляризации
Почему это происходит?
Во-первых, из-за информационного влияния. Во время группового
обсуждения складывается банк идей, большая часть из которых согласуется с
доминирующей точкой зрения.
Во-вторых, из-за нормативного влияния. В соответствии с теорией социального сравнения Л. Фестингера, в человеческой природе заложено желание оценивать свои мнения и способности, а это мы можем делать, только сравнивая свои мнения с чужими. Наибольшее влияние на нас при этом оказывают представители той группы, с которой мы себя идентифицируем. Более того, желая понравиться другим, мы можем начать выражать более жесткие мнения, когда обнаруживаем, что другие разделяют наши взгляды.
Слайд 145.Феномен огрупления мышления
Феномен огрупления мышления, описанный И. Джанисом и заключающийся в
том, что для группы интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистических
решений. Действие этого феномена особенно часто проявляется в деятельности группы, принимающей управленческие решения.
Группа всегда стремится к внутренней гармонии даже вопреки требованиям принципа реализма. Особенно это верно тогда, когда:
* у группы сильна потребность в единстве;
* группа изолирована от альтернативных идей;
* лидер дает понять, чего он хочет от группы.
Слайд 156.Феномен влияния меньшинства
Феномен влияния меньшинства, описанный С. Московичи и заключающийся в
том, что меньшинство группы наиболее влиятельно при условиях последовательности в своих
взглядах, уверенности в своей правоте и способности привлекать сторонников из числа большинства.
Даже если все эти факторы не убедят большинство принять взгляды меньшинства, они пробудят у большинства сомнения в себе и склонят его к смотрению других альтернатив, часто приводящих к лучшему, более творческому решению.