Слайд 2Под избирательным процессом следует понимать урегулированный законодательством порядок организации и
проведения выборов. Он включает в себя деятельность индивидов, органов, организаций
по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Слайд 3Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий:
1) назначение выборов;
2) регистрация избирателей и составление списков избирателей;
3) образование избирательных
округов и избирательных участков;
4) образование избирательных комиссий;
5) выдвижение и регистрация кандидатов;
6) предвыборная агитация;
7) голосование, подсчет голосов и установление итогов голосования;
8) возможный второй тур голосования или новые выборы;
9) определение итогов выборов.
Обжалование результатов выборов
Слайд 4Назначение выборов.
Это начальная стадия избирательного процесса, которая заключается в
установлении даты голосования.
Слайд 5Так, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания
РФ; выборы в Государственную Думу назначаются Президентом РФ, в законодательные
органы субъектов федерации - высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления - главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченным на то органом издается соответствующий нормативный акт.
Слайд 6Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно
быть принято не ранее чем за 110 дней и не
позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.
Слайд 7В некоторых странах нет необходимости назначать выборы и устанавливать дату
голосования, поскольку день выборов раз и навсегда определен законодательством. На
сегодняшний день в России принят акт о едином дне голосования – втором воскресенье сентября.
В США выборы президента проводятся в строго определенный конституцией год и день - в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (досрочные выборы в случае вакантности должности президента не проводятся, исполнение полномочий президента до новых выборов возлагается на вице-президента).
Слайд 8Регистрация избирателей и составление списков избирателей.
Регистрация избирателей является необходимым
условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании
могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей.
Слайд 9В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным
избирательным правом, - т.е. достигшие на день выборов 18 лет,
имеющие постоянное или преимущественное место жительства на соответствующей территории. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории данного муниципального образования, если они дееспособны и свободны.
Слайд 10Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в списки избирателей
особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном
порядке. К ним, в частности, относятся:
а) военнослужащие - учет военнослужащих, а также членов их семей и других избирателей, проживающих в расположении воинской части, осуществляется командиром воинской части;
б) студенты и аспиранты - студенты и аспиранты, являющиеся российскими гражданами и не имеющими постоянной регистрации по месту обучения, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития того учебного заведения, в котором они обучаются;
Слайд 11в) российские граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами Российской
Федерации или находящиеся в длительной заграничной командировке, - их регистрация
осуществляется руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации; если избиратели проживают в странах, где нет консульских учреждений Российской Федерации, они могут обращаться в консульские учреждения на территории близлежащей страны с просьбой о включении в списки избирателей;
г) избиратели, находящиеся в плавании или на полярных станциях, - их учет осуществляется капитанами судов и руководителями полярных станций.
Слайд 12В списках избирателей содержится только самая необходимая информация - фамилия,
имя, отчество, год рождения ( если избирателю исполняется 18 лет
в год проведения выборов, то и дата рождения ), адрес ( место жительства) избирателя.
Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией.
Списки избирателей подписываются председателем и секретарем территориальной и участковой избирательных комиссий и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию.
Слайд 13Избирательная комиссия обязана в течение 24 часов (а в день
голосования - в течение 2 часов) с момента обращения, но
не позднее момента окончания голосования устранить допущенные ошибки или неточности либо дать письменный ответ с указанием причин отказа. Если гражданин не согласен с решением участковой избирательной комиссии, он имеет право обжаловать это решение в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-х дневный срок, а в день голосования - немедленно.
Слайд 14Практика зарубежных государств в отношении регистрации избирателей достаточно разнообразна и,
в зависимости от того, на ком лежит бремя регистрации -
государстве в лице его соответствующих органов или самом гражданине, - она считается публичной (обязательной) или личной (добровольной).
Слайд 15Обязательная регистрация означает, что государство само заботится о регистрации всех
обладающих избирательным правом граждан. В одних странах, где подобно России
ведется принудительная регистрация миграции населения и публичные власти имеют информацию о проживающих на подведомственной им территории лицах, регистрация избирателей осуществляется достаточно просто (Германия, Швеция ).
Слайд 16В таких странах, как Великобритания и Канада, где подобный учет
миграции населения не проводится, перед каждыми выборами (Канада) или раз
в году (Великобритания) списки избирателей составляются путем обходов специальными должностными лицами всех домов - “от двери к двери”. Изменения в списки избирателей после окончания срока регистрации (15 февраля в Великобритании) не вносятся; гражданин, сменивший место жительства после этой даты, может проголосовать только по месту прежнего жительства.
Слайд 17Добровольная регистрация означает, что о включении в списки избирателей должен
позаботиться сам избиратель (США, Франция). Для этого избиратель приходит с
необходимыми документами в соответствующее учреждение и регистрируется для участия в выборах. Следует, однако, иметь в виду, что списки избирателей являются обычно постоянными и ежегодно или перед выборами лишь корректируются, так что зарегистрировавшись однажды, гражданин не обязан (при сохранении прежнего места жительства) проходить перерегистрацию перед каждыми новыми выборами.
Слайд 18Образование избирательных округов и избирательных участков.
Избирательные округа
Для проведения
выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ - это территориальная единица,
объединяющая граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый округ населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и т.д. утверждает соответствующий представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся - президентские, парламентские или муниципальные.
Слайд 19Следует различать одномандатные и многомандатные избирательные округа.
Слайд 20 Одномандатные и (или)
многомандатные
избирательные округа образуются сроком на
десять
лет на основании данных о
численности избирателей
соответствующей территории
Слайд 21В многомандатном (полиноминальном) избирательном округе одновременно избирается несколько депутатов, при
этом число выдвинутых кандидатов превышает число распределяемых депутатских мест, а
избиратель за каждого из избираемых депутатов голосует персонально.
Слайд 22Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа,
определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек
- при численности населения менее 1000 человек;
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Слайд 23Субъекты Российской Федерации могут значительно различаться между собой по размерам
территории, численности населения и, соответственно, по числу избирателей. При проведении
федеральных выборов реальна такая ситуация, когда в некоторых субъектах федерации число избирателей окажется меньше установленной нормы представительства от избирательного округа.
Слайд 24Для обеспечения равенства прав субъектов Российской Федерации на участие в
формировании федеральных органов в отношении вышеуказанных субъектов федерации не применяется
требование равенства избирательных округов - независимо от численности избирателей на территории каждого субъекта федерации должно быть образовано не менее одного избирательного округа.
Слайд 25Избирательные участки
Для проведения голосования и подсчета голосов на территории
избирательного округа образуются избирательные участки. При образовании избирательных участков также
строго учитываются границы административного деления, кроме того, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков.
Слайд 26Для избирательных участков законодательством установлена допустимая общая норма численности избирателей
– по общему правилу не более 3000 избирателей на каждом
избирательном участке.
Слайд 27Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к
избирателям и легкодоступность. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках,
при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свои избирательные права.
Слайд 28
Избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований - соблюдается
примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым
отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 процентов.
При образовании многомандатных избирательных округов отклонение числа избирателей от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства избирателей
Слайд 29Так, избирательные участки могут также образовываться:
- в местах временного
пребывания избирателей ( больницах, санаториях, домах отдыха и т.п.); на
судах, находящихся в день голосования в плавании; на полярных станциях; в труднодоступных и отдаленных местностях;
- в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах;
- для избирателей, проживающих на территории иностранного государства, избирательные участки образуются руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений на территории страны их пребывания.
Слайд 30Избирательные участки образуются главой муниципального образования и публикуются им (
с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных
комиссий и помещений для голосования ) не позднее чем за 25 дней до дня голосования на выборах.
Слайд 31Избирательные комиссии.
В системе избирательных комиссий действуют иерархические отношения
- решения вышестоящей избирательной комиссии обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
Решения избирательных комиссий могут быть отменены только или вышестоящей избирательной комиссией, или судом
Слайд 32Участковая избирательная комиссия формируется вышестоящей территориальной избирательной комиссией в следующем
количестве в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного
участка:
до 1000 избирателей - 3 - 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса;
более 2000 избирателей - 7 - 16 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Слайд 33Выдвижение и регистрация кандидатов.
Выдвижение кандидатов может происходить по-разному. Российское
законодательство о выборах предусматривает два основных способа выдвижения кандидатов:
-
выдвижение избирателями соответствующего избирательного округа ( в том числе и путем самовыдвижения );
- выдвижение партиями и иными общественным объединениями.
Закон предусматривает возможность выдвижения не только отдельных кандидатов, но и списков кандидатов (это касается, главным образом, выдвижения кандидатов партиями– например при формировании Государственной Думы РФ по федеральным спискам кандидатов в депутаты).
Слайд 34Выдвижение кандидатов избирателями.
Слайд 35Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты
кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов.
Непосредственное выдвижение кандидатов может
быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Слайд 36Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве
не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом.
Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата
Слайд 37Кандидат, выдвинутый политической партией, не может выдвинуть свою кандидатуру в
порядке самовыдвижения.
Слайд 38Политическая партия на выборах Президента РФ либо главы субъекта вправе
выдвинуть только одного кандидата.
Слайд 39В поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Количество подписей,
которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа
избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Таким образом, если ранее количество подписей было фиксированным, то сейчас это требуемый процент от общего числа зарегистрированных
избирателей
Слайд 40Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, а также
сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов либо иные формы
поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах - не менее 30 дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации - не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления - не менее 20 дней.
Слайд 41Регистрация кандидатов.
Регистрация кандидатов (списков кандидатов) проводится соответствующей избирательной
комиссией при представлении:
- необходимого количества подписей избирателей, собранных в
их поддержку;
- письменного заявления кандидата о самовыдвижении либо представления отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов ( списки кандидатов );
- личных заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.
Слайд 42Требования к действительности подписей и подписных листов указаны в п.6.4
ст.38 ФЗ-67
Слайд 43Основаниями отказа в регистрации кандидата указаны в п. 24 ст.38:
наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10
процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен;
Слайд 44недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо
выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей
от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;
Слайд 45несоздание кандидатом избирательного фонда;
использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании
помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более
5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;
Слайд 46Кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не позднее чем за
15 дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к
тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования),
кандидат, выдвинутый непосредственно, не позднее чем за пять дней до дня голосования, а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования)
вправе представить в соответствующую избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры
Слайд 47Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван
не позднее чем за пять дней до дня голосования, а
кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования
Слайд 48Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата снять свою кандидатуру, а избирательное
объединение отозвать выдвинутого им зарегистрированного кандидата, понимаются ограничение зарегистрированного кандидата
судом в дееспособности, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Слайд 49Также к указанным обстоятельствам законом может быть отнесено избрание (назначение)
зарегистрированного кандидата на государственную или муниципальную должность (соответственно уровню выборов).
Под обстоятельствами, вынуждающими избирательное объединение отозвать список кандидатов, понимается выбытие по вынуждающим к тому обстоятельствам (в том числе в связи со смертью) кандидатов, занимавших первые три места в списке кандидатов, или более чем 25 процентов кандидатов из списка кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, или более чем 50 процентов кандидатов из списка кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Слайд 50В периодических печатных изданиях, учрежденных органами государственной власти, органами местного
самоуправления исключительно для опубликования их официальных материалов и сообщений, нормативных
правовых и иных актов, не могут публиковаться агитационные материалы, а также редакционные материалы, освещающие деятельность кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума.
Слайд 51Перечень государственных и (или) муниципальных организаций телерадиовещания, а также государственных
и (или) муниципальных периодических печатных изданий, которые обязаны предоставлять эфирное
время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации, публикуется организующей выборы комиссией.
Слайд 52Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать
за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б)
выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения;
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
Слайд 53Ограничения, связанные с должностным или служебным положением – п.5 ст.40
ФЗ
Слайд 54Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном
законе понимается:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной
служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
Слайд 55б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления,
организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими
партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
Слайд 56в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и
информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных
и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума;
Слайд 57г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных
средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за
исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
Слайд 58д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам
референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися
на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
Слайд 59е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой
информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если
иным кандидатам, избирательным объединениям;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Слайд 60Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по
инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из
образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу.
Слайд 61Предвыборная агитация
Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени за
одни сутки до дня голосования.
Слайд 62Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
а) призывы голосовать
за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);
б)
выражение предпочтения какому-либо кандидату, избирательному объединению, в частности указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какое избирательное объединение будет голосовать избиратель;
в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран, тот или иной список кандидатов будет допущен или не будет допущен к распределению депутатских мандатов;
Слайд 63г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо
кандидате (каких-либо кандидатах), избирательном объединении в сочетании с позитивными либо
негативными комментариями;
д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.
Слайд 64Использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица,
высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только
с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов.
Слайд 65Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее на ближайших
предыдущих соответствующих выборах список кандидатов, который получил менее установленного этим
законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. не преодолел заградительный барьер (7%) и не был допущен к распределению депутатских мандатов, либо кандидата, который не был избран и получил менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не вправе воспользоваться бесплатным эфирным временем, бесплатной печатной площадью. Установленное законом число голосов избирателей не может превышать 3 процента от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Слайд 66Общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания
предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен
составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням.
Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням.
Слайд 67Не менее половины общего объема эфирного времени должно быть предоставлено
зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям для проведения совместных дискуссий, "круглых столов"
и иных совместных агитационных мероприятий.
Слайд 68Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе
отказаться от участия в совместном агитационном мероприятии.
Слайд 69Органы местного самоуправления по предложению соответствующей комиссии не позднее чем
за 30 дней до дня голосования обязаны выделить специальные места
для размещения печатных агитационных материалов на территории каждого избирательного участка, участка референдума.
Слайд 70Агитационные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и
иных объектах только с согласия и на условиях собственников, владельцев
указанных объектов. При этом за размещение агитационных материалов на объекте, находящемся в государственной или муниципальной собственности, плата не взимается.
Слайд 71Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках,
зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную
ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Слайд 73Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в
Российской Федерации, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов
выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета).
Слайд 74Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной
кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об
их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.
Слайд 75При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного
фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе
не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Слайд 76Кандидаты вправе, а в случаях, установленных законом, обязаны, избирательные объединения,
инициативная группа по проведению референдума обязаны назначать уполномоченных представителей по
финансовым вопросам.
Слайд 77Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных
объединений:
- иностранным государствам и иностранным организациям;
- иностранным гражданам, за исключением
иностранных граждан, постоянно проживающих в муниципальном образовании на муниципальных выборах;
- лицам без гражданства;
- гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования;
- российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, на день начала кампании референдума (для открытых акционерных обществ - на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год);
- международным организациям и международным общественным движениям;
- органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
Слайд 78- воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам;
- благотворительным
и религиозным организациям, а также учрежденным ими организациям;
- анонимным жертвователям.
Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежном документе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя и отчество, адрес места жительства - или указал недостоверные сведения, либо юридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования не указано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, банковские реквизиты - или указаны недостоверные сведения;
- юридическим лицам, зарегистрированным менее чем за один год до дня голосования на выборах, до дня начала кампании референдума.
Слайд 79При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения
о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства,
серию и номер паспорта или заменяющего его документа, информацию о гражданстве.
При внесении пожертвования юридическим лицом в платежном поручении указываются следующие сведения о нем: идентификационный номер налогоплательщика, наименование, дата регистрации, банковские реквизиты
Слайд 80Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума вправе возвратить
жертвователю любое пожертвование в избирательный фонд
Слайд 81Допускается увеличение до 20 процентов предельных размеров расходования средств избирательного
фонда зарегистрированных кандидатов, включенных в избирательный бюллетень при повторном голосовании.
Слайд 82Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, перечисляются на
специальный избирательный счет
Слайд 83Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со
дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную
комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда.
Слайд 84После дня голосования кандидаты, избирательные объединения, обязаны перечислить неизрасходованные денежные
средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам,
осуществившим пожертвования, пропорционально вложенным средствам.
Слайд 85Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:
а) финансовое обеспечение
организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в
поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании
Слайд 86Для осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, выделенных комиссиям
на подготовку и проведение выборов, референдума, а также за источниками
поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, фондов референдума, для проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений, инициативной группы по проведению референдума, для организации проверок достоверности представленных кандидатами сведений об имуществе, о доходах и об их источниках создаются контрольно-ревизионные службы.
Слайд 87Контрольно-ревизионные службы создаются при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных
комиссиях субъектов Российской Федерации и при иных комиссиях - с
привлечением руководителей и специалистов из государственных и иных органов и учреждений, включая Центральный банк Российской Федерации, Сберегательный банк Российской Федерации, главные управления (национальные банки) Центрального банка Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
Слайд 88Данные органы и учреждения по запросу соответствующей избирательной комиссии не
позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации)
решения о назначении выборов обязаны откомандировать специалистов в распоряжение комиссий.
При этом в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации специалисты откомандировываются на срок не менее пяти месяцев, а в распоряжение иной комиссии - на срок не менее двух месяцев.
Слайд 89Помощь избирателям, участникам референдума, являющимся инвалидами по зрению, по решению
соответствующей комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в
том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
Слайд 90Передача бюллетеней участковым комиссиям осуществляется не позднее чем за один
день до дня голосования (в том числе досрочного голосования). По
каждому избирательному участку, количество передаваемых бюллетеней не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей
Слайд 91О времени и месте голосования территориальные и участковые комиссии обязаны
оповестить избирателей, участников референдума не позднее чем за 20 дней
до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Слайд 92Избиратель, участник референдума, не имеющие возможности самостоятельно расписаться в получении
бюллетеня или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе
воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю
Слайд 93Избирательная комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем
за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников
референдума на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, на полярных станциях.
Слайд 94Российское законодательство о выборах предусматривает признание выборов недействительными и несостоявшимися.
Разница здесь не столько в терминологии, сколько в юридических особенностях
этих процедур. Однако в любом случае будет назначено повторное голосование.
Слайд 95Недействительность тех или иных избирательных процедур означает юридическую ничтожность соответствующих
действий, совершенных избирателями, кандидатами, избирательными объединениями, избирательными комиссиями.
Недействительными могут
быть признаны итоги голосования, результаты выборов. Недействительным может быть признано и само избрание кандидата. В качестве недействительных квалифицируются подписи избирателей, собранные с нарушением закона, а также избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей.
Слайд 96в соответствии с действующим федеральным избирательным законодательством отличие итогов голосования
от результатов выборов заключается в том, что итоги голосования подводятся
в масштабах территории, являющейся частью соответствующего избирательного округа (как правило, это избирательный участок), они являются промежуточным результатом на пути определения результатов выборов. Результаты выборов подводятся на основе суммирования итогов голосования, полученных на территории всего избирательного округа.
Слайд 97При определении результатов выборов вследствие суммирования итогов голосования дается ответ
на следующие вопросы:
1. состоялись ли выборы;
2. можно ли выборы признать
действительными;
3. кто из кандидатов избран. На данный вопрос может быть дан ответ только при условии положительного ответа на два первых вопроса.
Слайд 98На практике суды, рассматривая жалобы об отмене решений избирательных комиссий
о результатах выборов и отменяя указанные решения, нередко самостоятельно признают
выборы недействительными
Слайд 99Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его
прав и свобод, которая не может ограничиваться лишь отменой решений
избирательных комиссий, нарушающих эти права и свободы, а непременно предполагает восстановление судом в полном объеме нарушенных прав и свобод
Слайд 100Недействительными выборы признаются решением соответствующей избирательной комиссией или судом в
случае, если
а) допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования
нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей
б) они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, участников референдума, внесенных в списки избирателей, участников референдума на момент окончания голосования в соответствующем избирательном округе
Слайд 101
Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае,
если:
- голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата
проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.
Слайд 102- менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки
кандидатов получили право принять участие в распределении депутатских мандатов;
- за
списки кандидатов, получившие право принять участие в распределении депутатских мандатов, было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу. Законом указанный процент может быть повышен;
- все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;
- а также в случае, если в бюллетень было включено более двух кандидатов и ни один из них не получил необходимое для избрания число голосов избирателей, соответствующая избирательная комиссия назначает повторное голосование по двум или более кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей
Слайд 103
Заградительный барьер
не может быть более 7 процентов от числа
голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При этом минимальный процент
голосов избирателей должен устанавливаться с таким расчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двух списков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Слайд 104На выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации избранным считается
зарегистрированный кандидат, набравший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие
в голосовании.
Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них не был избран высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, назначается повторное голосование по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей
Слайд 105Решения и действия (бездействие) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются
в Верховный Суд Российской Федерации, решения и действия (бездействие) избирательных
комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, решения и действия (бездействие) иных комиссий обжалуются в районные суды.
Слайд 106Если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены
нарушения закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, вышестоящая комиссия до установления
ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума - о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными.
Слайд 107Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации
кандидата либо списка кандидатов, о заверении, об отказе в заверении
списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Слайд 108После официального опубликования результатов выборов, жалоба на нарушение избирательных прав
граждан, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может
быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов
Слайд 109Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной
кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего
дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно.
Слайд 110Решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие
избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме,
могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:
а) оставить жалобу без удовлетворения;
б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;
в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).
Слайд 11113 июля 2012 года Госдума приняла поправки к закону «О
некоммерческих организациях».
В соответствии с этим законом статус иностранного агента
получили некоммерческие организации, которые:
занимаются «политической деятельностью» на территории России («к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты животного и растительного мира, благотворительная деятельность») и
получают «денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства»
Слайд 112Понятие «иностранный агент» не распространяется на:
иностранцев, работающих в составе Российского
союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и других бизнес-объединений;
зарегистрированные религиозные
организации;
гос.корпорации и госкомпании, а также на НКО, созданные ими.
Согласно закону, иностранные агенты должны зарегистрироваться как таковые в Министерстве юстиции и указывать свой статус во всех публикациях в СМИ и на интернете.