Слайд 1
«Учебник
на уроке музыки:
часть 7
Суслова Нелли Вячеславовна
кандидат педагогических наук,
Методист Центра художественно-эстетического
и физического образования
Слайд 2Предыдущие вебинары цикла:
Часть первая: 19 ноября 2015 https://my.webinar.ru/record/615013
Часть вторая: 17
декабря 2015 https://my.webinar.ru/record/639945
Часть третья: 4 февраля 2016 https://my.webinar.ru/record/681515
Часть
четвёртая: 18 марта 2016 https://my.webinar.ru/record/714651
Часть пятая: 21 апреля 2016 https://events.webinar.ru/9331/30219/record/31621
Часть шестая: 19 мая 2016 https://events.webinar.ru/9331/37031/record/38987
Слайд 3Учебно-методический комплект
Учебник
Творческая тетрадь
Нотная хрестоматия
Пособие для учителя
Музыка: планируемые результаты
аудиохрестоматия (CD)
А.С.Соколов. Мир музыки
в зеркале времён
Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах
Слайд 4«Переходный период»
В соответствии с новыми примерными программами предмет «Музыка» преподаётся
по 8 класс включительно.
Издательство «Просвещение» подготовило новые учебники для 7
и 8 класса.
Выпуск УМК запла-нирован на 2017 г.
Слайд 7Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 1.
Особенности музыкальной драматургии
Классика и
современность
Музыкальная драматургия – развитие музыки
В музыкальном театре. Опера
Опера «Иван Сусанин»
В
концертном зале. Симфония
Симфония № 40 В.А. Моцарта
Литературные страницы («Улыбка» Р.Бредбери)
Симфония № 5 Л. ван Бетховена
Героическая тема в музыке
7 кл.
Слайд 8Изменения в учебниках 7-8 кл.
В музыкальном театре . Балет
Балет
В.Гаврилина «Анюта»
Камерная музыка
Вокальный цикл
Инструментальная музыка
Этюд
Транскрипция
Прелюдия
Концерт
Концерт для скрипки с оркестром А.
Хачатуряна
Кончерто гроссо и «Сюита в старинном стиле» А.Шнитке
7 кл.
Слайд 9М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин»
Слайд 10Исторический контекст
Именно в 7 классе в рамках курса «История России»
изучается данный период.
О личности Ивана Сусанина и его подвиге
есть информация в УМК «История»
в § 3 «Итоги и последствия Смутного времени» учебника 7 класса (по концентру). Данный параграф учащиеся 7 класса изучают в сентябре.
Если школа уже перешла на линейную систему, то тема «Окончание смутного времени» (§ 16 новых учебников по истории России) изучается в 7 классе во втором полугодии (в третьей четверти).
4 ноября – праздник «День народного единства»
27 ноября (9 декабря) – 180 лет со дня первой постановки оперы «Жизнь за царя» в Санкт-Петербурге в 1836 г.
Слайд 12В музыкальном театре. Опера
Опера «Иван Сусанин»
Слайд 13Актуализация знаний
Игровые сюжеты для командной работы:
КВН «Призрак оперы»
«Битва хоров»
Оперный марафон
и т.д.
Слуховые викторины
«Кто откуда?» - игра по принципу «съедобное-несъедобное»
Собери либретто
(работа с фрагментами текста) и другие интеллектуальные игры на выбор, сортировку, классификацию.
Слайд 14Игра в несколько раундов
Принципы строения оперного спектакля
Русские-композиторы и их оперы
(сюжеты, жанры, отдельные номера)
Оперные исполнители (названия голосов, фамилии певцов)
Образы русской
музыки (героизм, лирика, молитва, эпос, природа, фольклор)
Русский фольклор (песенные жанры, обряды)
Жизнь и творчество М.И. Глинки (романсы, симфонические произведения, факты биографии)
Слайд 16«Твоё действие»
4 команды (по количеству действий оперы). Каждой команде нужно
собрать как можно больше карточек-фишек (по принципу лото):
тексты, названия номеров,
музыкальные темы и пр…
Нарисовать эскизы костюмов и декораций к своему действию
…..
Слайд 18Эволюция, «приращение» знаний
Бельканто – искусство прекрасного пения
Глинка изучал искусство бельканто
в Италии
Музыка оперы сочинена раньше текстов.
Партии Антониды, Вани, Собинина требуют
настоящего виртуозного владения своим голосом
Глинка сам репетировал с артистами императорского театра их партии
Современные постановки часто идут с купюрами по причине недостаточного вокального мастерства солистов
Слайд 19Интонационная «соборность» оперы
Народ в качестве главного героя постановки на сцене
императорского театра
Народные жанры как основа хоровой фактуры (сравн. хоровую интродукцию
с «Камаринской» М.И. Глинки)
Лирические, романсовые интонации сольных партий
Красота и виртуозность
Преобладание хора – дань традициям духовного концерта и, шире, всей традиции православной богослужебной музыки.
Слайд 20Культурологический контекст
Идея «соборности» в русской философии (А. С. Хомяков, В.
С. Соловьев).
Золотой век. Появление большой лирики (Пушкин и поэты его
круга)
Столетний опыт «присвоения» западной культуры
Национальное самосознание (события 1812 года, движение декабристов).
Сознательная попытка связать «узами законного брака» достижения европейской музыкальной культуры и русский характер, духовность, интонационную самобытность.
Слайд 21Т. В. Чередниченко об идее соборности
В рукописи М.И. Глинки Иван
Сусанин = «ИСус»
Главному герою - 33 года.
В предсмертной арии Сусанина
слова «мой крестный путь» подтверждаются эмблематическими мотивами креста как в пассионах И. С. Баха.
Главные герои – одна семья. Они – РОД, почти модель народа. Антонида и Собинин идут к венчанию. Сусанин старший идет своим крёстным путем. Сусанин младший – полный тёзка главного героя – стучится в ворота монастыря.
Исторический контекст – первый Романов венчается на царство.
Три венчания: семейное, государственно-народное и церковное переплетаются в опере.
«Славься, славься Святая Русь!»
Слайд 22Симфоническое развитие
Увертюра
I и II действие – экспозиция двух начал: русского
песенного и польского танцевального
III действие – завязка драмы. По сути
разработочный принцип развития музыкального материала.
IV действие – кульминация. «Сюжетная» гибель оборачивается интонационной победой
Эпилог – жизнеутверждающий финал.
Слайд 23Вершина русской музыки
Хотя бы одну оперу дети должны услышать целиком.
Пусть
это будет
«Иван Сусанин» М. И. Глинки
Примеры творческих заданий
проектного
типа:
Монтаж видеоролика
Эссе от лица одного из героев
«Раскадровка» для создания мультфильма по мотивам оперы
Слайд 24Почему это важно?
Из великого мы выхватываем доступное, нередко умалчивая о
главном, так как дети к нему «не готовы»…
В результате, внешнюю
звуковую оболочку -запомнили и даже начали узнавать на слух, не понимая внутренней логики, содержания, смысла…
Это всё равно что пушкинские строки «Буря мглою небо кроет…» трактовать в смысле сводки о погоде….
Слайд 25Музыкальный кинозал:
Документальный фильм «Иван Сусанин»
(https://youtu.be/9LkNf5SfGek )
Опера М. И.
Глинки «Жизнь за царя» в постановке Большого театра
(https://youtu.be/xCc0uc3QoU4 )
Фрагмент
из к/ф М.И. Глинка
(https://youtu.be/MNdyLgStf2Y )
Песня Вани (3 д.)в исполнении Валерии
(https://youtu.be/1dgmL12cprc )
Песня Вани (3 д.)в исполнении Елены Зарембы (https://youtu.be/tuanTQTy3dA )
Слайд 26В. Гаврилин балет «Анюта»
Основой либретто является рассказ А. П. Чехова
«Анна на шее»
Премьера на телеэкране в 1982 г. (https://youtu.be/onKL5NvOcxU )
Премьера
на сцене Большого театра 1986 г.
В главных ролях – звёздный дуэт Екатерина Максимова и Владимир Васильев.
Задания для слушания на основе двух номеров балета: «Вальс» и «Тарантелла»
Режиссёр А. Белинский, услышав «Вальс» сразу почувствовал в нём «чеховские нотки»
«Тарантелла» – яркая, гротескная кульминация балета
Слайд 28За каждым акцентом – своя линия накопления слухового опыта
Слайд 29Методическая «тактика»
Взаимодействие с учителем литературы.
Разные варианты знакомства:
а) сначала прочитать
рассказ, затем посмотреть фильм-балет;
б) сначала посмотреть фильм-балет, потом прочитать
Чехова.
Метод «Сочинения сочинённого»:
прочитать рассказ А. Чехова «Анна на шее» и составить либретто для балета.
или
прочитать либретто и составить сценарный план с указанием характера музыки, возможных жанровых подробностей танца и т.п.
Метод сопоставления литературного текста и фильма
Слайд 30Поиски смысла жизни
Разговор о любви и браке.
Новогодняя «сказка наоборот». Тема
судьбы и несправедливости жизни.
Смысловой контраст-антитеза «Щелкунчик»
П. Чайковского и
«Анюта» В. Гаврилина.
Смысловой контраст-антитеза «Иван Сусанин»
М. Глинки и «Анюта» В. Гаврилина.
Слайд 31Романтизм: личность под микроскопом
Любовь к «малому».
Но пьеса мыслится как часть,
а не целое, как мгновение в череде других мгновений.
Поэтому романтики
объединяют свои миниатюры в циклы.
Мгновение как «эпоха» в «истории души».
«Мир раскололся, и трещина прошла через сердце поэта»
Г. Гейне
Слайд 32Камерная вокальная музыка (с. 46-49)
Ф. Шуберт. Цикл «Прекрасная мельничиха»: ,
«В путь», «Колыбельная ручья», «Охотник», «Мельник и ручей», «Куда?»
Ф. Шуберт.
Цикл «Зимний путь»: «Спокойно спи», «Шарманщик»
Йонас Кауфман
Слайд 33Инструментальная музыка
Этюд (стр. 50-53, раньше 92-93) -
Транскрипция (стр. 54-57, раньше
94-97)
Прелюдия (стр. 58-61, новый материал)
Концерт (стр. 62-65, раньше 138-141)
Кончерто гроссо
(стр. 66-67, раньше 98-99)
Сюита (стр. 68-69, раньше 100-101)
Слайд 34Этюд. Изобразительное искусство
К. Коровин. Северная идиллия
Слайд 35Этюд. Изобразительное искусство
В. Васнецов. Алёнушка
Слайд 36А. С. Питерских. Г. Е. Гуров. Изобразительное искусство 7 кл.
Слайд 38В. Серов. Портрет З. Юсуповой. Этюд
Слайд 39Прелюдия. Эволюция жанра
И.С. Бах. Прелюдия и фуга (контраст)
Ф. Шопен.
24 прелюдии – дневник музыкальных образов (романтизм).
К. Дебюсси. Поэтические видения,
жанровые и пейзажные зарисовки (импрессионизм).
С. Рахманинов.
А. Скрябин. 24 прелюдии
Д. Кабалевский. 24 прелюдии на темы русских народных песен.
Слайд 40Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 2.
Основные направления музыкальной культуры
Религиозная
музыка
Сюжеты и образы религиозной музыки
«Высокая месса» И.-С. Баха
Литературные страницы. Д.
Гранин «Могила Баха»
С. Рахманинов «Всенощное бдение»
Литературные страницы. И. Шмелёв. «Христова всенощная»
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
7 кл.
Слайд 41Изменения в учебниках 7-8 кл.
Светская музыка
Соната № 8 «Патетическая» Л.
Бетховена
Соната № 2 С. Прокофьева
Соната № 11 В.-А. Моцарта.
Рапсодия в
стиле блюз Дж. Гершвина
Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси
Симфония № 1 В. Калинникова
Музыка народов мира
Популярные хиты
Рок-опера «Юнона и Авось» А.Рыбникова
Исследовательский проект
Вместо заключения («Музыканты извечные маги»)
7 кл.
Слайд 42Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 1.
Классика и современность
Классика в
нашей жизни
В музыкальном театре. Опера
Опера «Князь Игорь»
В музыкальном театре. Балет
Балет
Ярославна
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера
Рок-опера «Преступление и наказание» Э.Артемьева
Мюзикл «Ромео и Джульетта: от ненависти до любви» Пресгурвика.
8 кл.
Слайд 43Изменения в учебниках 7-8 кл.
Музыка к драматическому спектаклю
«Ромео и Джульетта».
Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра
«Пер Гюнт». Музыка Э.Грига к
драме Г.Ибсена
«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»
Музыка в кино
«Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день…» Музыка к фильму «Властелин колец» Г. Шора
В концертном зале . Симфония: прошлое и настоящее
Симфония № 8 («Неоконченная») Ф. Шуберта
Симфония № 5. П.Чайковского
Симфония № 1 («Классическая») С.Прокофьева
«Музыка – это огромный мир, окружающий человека…»
8 кл.
Слайд 44Изменения в учебниках 7-8 кл.
Раздел 2.
Традиции и новаторство в
музыке
Музыканты – извечные маги
И снова в музыкальном театре
Опера «Порги и
Бесс» Дж. Гершвина
Опера «Кармен» Ж. Бизе
Портреты великих исполнителей. Елена Образцова
Балет «Кармен-сюита» Р. Щедрина
Портреты великих исполнителей. Майя Плисецкая
Современный музыкальный театр
Великие мюзиклы мира
Классика в современной обработке
8 кл.
Слайд 45Изменения в учебниках 7-8 кл.
В концертном зале
Симфония № 7 («Ленинградская»)
Д. Шостаковича
Литературные страницы.
Письмо к Богу неизвестного солдата.
Музыка в храмовом
синтезе искусств
Литературные страницы. Стихи русских поэтов.
Галерея религиозных образов
Неизвестный Свиридов (Цикл «Песнопения и молитвы»)
Свет фресок Дионисия – миру («Фрески Дионисия» Р. Щедрина)
Музыкальные завещания потомкам («Гейлигенштадтское завещание Бетховена» Р. Щедрина)
Исследовательский проект
Вместо заключения («Пусть музыка звучит!»)
8 кл.
Слайд 46По вопросам приобретения просьба обращаться
ОПТОВЫЕ ЗАКУПКИ
За бюджетные средства или за
безналичный расчёт от 25 экз.
Тел. 8(495)789-30-40
доб. 4144 или 4115
E-mail:
gtrofimova@prosv.ru
E-mail: rea@prosv.ru
РОЗНИЧНЫЕ ЗАКУПКИ
В магазинах вашего города
или в интернет-магазинах
«Ozon.ru» (http://www.ozon.ru/), «Лабиринт» (http://www.labirint.ru/)
Если вы сделали заказ в книготорговой компании на продукцию издательства «Просвещение» и он не был выполнен в течении 5 дней, просьба сообщить об этом в издательство:
Тел.: 8(495)789-30-40 доб. 4075
E-mail: mbarsukova@prosv.ru