Слайд 2Формирование мусульманского права
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации
на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая
со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII--Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
Слайд 3Формирование мусульманского права
Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих
правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие
в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Византии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций
Слайд 4Становление шариата
Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда
и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем
толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман -- Коран и Сунна.
Слайд 6Коран
Важнейшим источником шариата считается Коран - священная книга мусульман, состоящая
из притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммеду. Исследователи находят
в Коране положения, которые заимствованы из более ранних правовых памятников Востока и из обычаев доисламской Аравии.
В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "И так мы ниспослали его как арабский судебник". Коран предписывает арабам также покинуть "обычаи отцов" в пользу правил. Коран состоит из 114 глав (сур), расчлененных на 6219 стихов (аята). Большая часть этих стихов имеет мифологический характер, и лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман. При этом не более чем 80 из них можно рассматривать как собственно правовые, остальные касаются религиозного ритуала и обязанностей.
Слайд 7Сунна
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была
Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях
и поступках самого Мухаммеда. В хадисах также можно встретить различные правовые напластования, отражающие развитие социальных отношений в арабском обществе. Из сунны также выводятся нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебного права, правила о рабах и т.д. Хадисы Сунны, несмотря на их обработку, содержали много противоречащих друг другу положений, и выбор наиболее "достоверного" из них всецело относился к усмотрению богословов-правоведов и судей. Считалось, что имеют силу лишь те хадисы, которые были пересказаны сподвижниками Мухаммеда, причем, в отличие от суннитов, шииты признавали действительными лишь те хадисы, которые восходили к халифу Али и к его сторонникам.
Слайд 8Иджма
рассматривалась как "общее согласие мусульманской общины". Наряду с Кораном
и Сунной она относилась к группе авторитетных источников шариата. Практически
иджма складывалась из совпадающих мнений по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (число которых насчитывало более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текста Корана или Сунны,
Слайд 9Кияс
кияс -- решение правовых дел по аналогии. Согласно киясу правило,
установленное в Коране, Сунне или иджме, может быть применено к
делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволял быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата в целом ряде моментов от теологического налета. Но в руках мусульманских судей кияс часто становился и орудием откровенного произвола
Слайд 10Фетва
Фе́тва (фатва, фатуа)— в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое
муфтием или факихом и основываемое на принципах ислама и на
прецедентах мусульманской юридической практики.
Фетвы выносятся выдающимися мусульманскими учёными-законоведами, имеющими общепризнанный авторитет в мусульманском мире — муджтахидами. Фетва является мнением муджтахида по конкретной правовой проблеме и должна быть основана на принципах шариата. В конечном счете фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата.
Слайд 11Урф, Адат, Фирманы, Кануны
качестве дополнительного источника права шариат допускал
и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в само мусульманское право
в период его становления, но не противоречившие прямо его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных в результате арабских завоеваний или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты), в частности у народов, населявших нашу страну.
Наконец, производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов -- фирманы. В последующем в других мусульманских государствах с развитием законодательной деятельности в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы -- кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его прежде всего нормами, регламентирующими деятельность государственных органов и регулирующих административно-правовые отношения государственной власти с населением.
Слайд 12Мусульманин в светском обществе
Мусульманин в светском обществе… Как ему жить,
не нарушая законов Шариата и Российской Федерации? На сегодняшний день
это один из самых актуальных вопросов для мусульман страны, поскольку некоторые из них считают, что невозможно одновременно соблюдать и то, и другое.
Национальные общины, регионы и территории, традиционные конфессии существовали в России испокон веков, и все они принимали активное участие в формировании российского общества и государства. Мусульмане и христиане вместе строили и расширяли российское государство, вместе защищали его от врагов. Но до сих пор не все об этом знают. В некоторых регионах когда речь заходит о мусульманах, о них говорят как о пришлых народах. Хотя история свидетельствует нам о том, что мы в этом регионе уже более тысячи лет.
Государство открыто поддерживает проекты, которые повышают уровень религиозных знаний у мусульманских деятелей. К сожалению, многие имамы, особенно в сельских местностях не очень хорошо знают то, что проповедуют, поэтому государство поддерживает проекты духовных управлений мусульман, направленные на повышение квалификации духовных наставников
Слайд 13Не всё у мусульман России так, как бы этого хотелось,
но в любом случае их положение позволяет им жить в
России и соблюдать в той или иной мере законы Шариата. Более того, в России мусульмане по некоторым параметрам чувствуют себя комфортнее, чем в некоторых странах с мусульманским большинством. Например, в Турции до недавнего времени представительницы женского пола не имели возможности находиться на территории любого учебного заведения в платке. До сих пор женщины в платках не имеют права работать в госучреждениях.
Слайд 14Мусульманское право в теократических государствах
Исламским государством является государство, которое приняло
исключительно ислам, в частности шариат как основу своих политических институтов
или законов. Хотя существует много споров о том, какие государства или группы действуют в строгом соответствии с мусульманским правом, Саудовская Аравия и Иран поддерживают религиозные суды по всем аспектам права и религиозной полиции для поддержания социальных требований. Большинство мусульманских стран Ближнего Востока имеют правовые системы, в различной степени находящиеся под влиянием шариата; в то же время Турция, Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Мавритания используют в основном светские конституции и правовые системы (последние называют себя «Исламская республика»).
Индия и Филиппины официально признают гражданские мусульманские законы, полностью основанные на шариате, для тех, кто так выбирал для себя. Законы шариата также применяются в различных частях Судана, Нигерии, Афганистане, Ливии и других странах.