Слайд 1
Василий Макарович Шукшин 1929 – 1974 г.
Особенности героев Шукшина
Цели: показать
своеобразие творчества писателя;
познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,
закрепить
умение давать сравнительную характеристику и видеть авторскую позицию;
проанализировать его рассказы «Срезал», «Микроскоп»
Сулейманоаа Марина Юрьевна
Слайд 2 Наверное, вам уже приходилось слышать имя Василия Макаровича Шукшина, смотреть
фильмы, в которых он участвовал как актёр и режиссер. Сегодня
вам предстоит познакомиться с Шукшиным - писателем, мастером короткого рассказа.
- Рассмотрите фотографию Шукшина. Ответьте на вопросы.
- Как вам кажется, откуда родом этот человек?
- Много ли ему довелось пережить в жизни, много ли препятствий пришлось преодолеть?
-
Слайд 3 Как вы думаете, какой характер скрывается за этой внешностью?
- Каких рассказов
вы ждёте от него?
Слайд 4Нельзя постичь до конца творческую природу Шукшина, не побывав в
Сростках, не повидав Алтая, где живут родные, близкие, дорогие его
сердцу люди. Дороги ведут к берегу Катуни.
Слайд 5Здесь стоял дом,
в котором родился В.М. Шукшин
Слайд 6Кинотеатр "Катунь"
На этом месте раньше стояло подворье С.Ф. Попова - деда
В.М. Шукшина по линии матери.
Слайд 7Сергей Федорович и Агафья Михайловна Поповы, дед и бабушка В.М. Шукшина
по линии матери.
Слайд 8Дом, где прошли детские и
юношеские годы В.М. Шукшина
Слайд 9В январе 2002 года дом был приобретен музеем. В июле
в мемориальной части дома открыта выставка "Далекие зимние вечера", где
представлены личные вещи, фотографии и письма из архива матери, считавшиеся утерянными.
Слайд 10В 1949 году В.М.Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот.
Сначала
он матрос на Балтийском флоте, затем – радист на Черноморском
Слайд 11Здание бывшей Сростинской школы,
где учился и работал В. М. Шукшин
Слайд 12Похоронен В.М.Шукшин в
г. Москве на Новодевичьем кладбище
Слайд 13В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но
оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером.
Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.
Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного чудаковатых.
Слайд 14Словарная работа:
«Чудик» - человек странный с виду, не похожий на других,
но обладающий доброй душой, тянущейся к прекрасному, к знаниям, искусству
и потому чуждый и непонятный обывателю.
Мне бы только правду рассказать о жизни...
Не было бы добрых людей.
Жизнь давно бы остановилась...
В. Шукшин.
Слайд 15Искусство должно учить добру.
Шукшин в способности чистого человеческого сердца
к добру видел самое дорогое богатство.
«Если мы чем-нибудь сильны
и по-настоящему умны, так это в добром поступке», - говорил он. С этим жил, в это верил В.М. Шукшин.
Слайд 16
Обсуждение прочитанного рассказа «Срезал».
- Какое событие встревожило жителей новой деревни?
-
Почему Глеба Капустина можно назвать местной «знаменитостью»?
-На что надеялись мужики,
направляясь вместе с Глебом к дому старухи Агафьи Журавлевой?
- Как встретили гостей в доме бабки Агафьи?
- С чего начал Глеб «атаку» на кандидата?
-Из каких областей человеческих знаний задавал Глеб Капустин свои вопросы?
(Философия, физика, филология, астрономия.)
Слайд 17Как отнесся к вопросам Глеба Константин Иванович?
Почему он не
торопился с ответом?
(Константин Иванович, как человек воспитанный и интеллигентный, пытался
парировать, но, видя напор гостя, позвал на помощь жену.)
Слайд 18 Многие вопросы Глеба звучали риторически: не дождавшись ответа, он сам
отвечал на поставленный вопрос. Но у окружающих создалось мнение, что
«кандидаты» не могут дать ответ, а следовательно, дать отпор Глебу. Преимущество явно было на его стороне. Это и называлось у мужиков «срезать», т.е. показать собственное превосходство и несостоятельность оппонента.
Слайд 19- Что хотел доказать Глеб подобным отношением к людям, приезжавшим
в деревню из города, достигшим определенного отношения?
(Глебу казалось, что люди,
стоявшие выше его на социальной лестнице, его презирают, не уважают, и чтобы возвысить себя, он устраивал для односельчан такие «спектакли».)
Слайд 20Подумай.
- Действительно ли Глеб «срезал» кандидата филологических наук?
На чьей
стороне были мужики?
Кем восхищались?
Кого жалели?
Действительно, в поведении Глеба
много нарочитой грубости, нетактичности. Это особенно заметно, когда он начинает поучать ученого, обвинять его в том, что не имело место. Мужикам даже становится неловко за поведение Глеба. Но Глеб их восхищал. «Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, не любил еще».
Слайд 21- Как вы думаете, в чем причина жестокости Глеба к
«знаменитым» людям? Почему ему так хотелось их «щелкнуть по носу»?
(Сам Глеб
многого не смог добиться в жизни – он работал на пилораме.)
Человек достаточно начитанный, имеющий некоторые знания, он пытался компенсировать отсутствие образования тем,
что «поучал» других людей, искал
возможности их унизить.
Слайд 22
Анализ рассказа В. Шукшина «Микроскоп».
Сам Шукшин говорил об искусстве рассказа:
«Вот рассказы, какими они должны быть:
1). Рассказ - судьба.
2). Рассказ - характер.
3). Рассказ
— исповедь. Самое мелкое, что может быть, это рассказ - анекдот».
- Как вы думаете, к какому типу рассказов относится «Микроскоп»?
- Каков сюжет рассказа?
(Для Шукшина сюжет - это характер персонажа. «Будет одна и та же ситуация, но будут действовать два разных человека, будет два разных рассказа - один про одно, другой совсем-совсем про другое», - говорил он).
Слайд 23Побеседуем.
- Что вы можете сказать о характере главного героя?
(С одной стороны,
увлеченность неведомой стороной жизни, азарт любознательности; с другой - страх
пред женой.)
- Кто прав, по-вашему, в конфликте героя с женой? А на чьей стороне ваши симпатии ? Почему?
(Сочувствие вызывает герой рассказа, стремяшийся к знаниям, озабоченный борьбой с микробами и вопросом о продлении человеческой жизни. Но по-своему права и Зоя: нельзя ребятишек лишать самого необходимого из-за причуд отца.)
Слайд 24 Как вы понимаете последний диалог Андрея Ерина с сыном:
- Понимаю: она
продаст его.
- Продаст. Да... Шубки надо. Ну ладно - шубки, ладно. Ничего...
Надо, конечно...
(В коней концов Андрей понимает правоту своей жены Зои.) Не менее важна для писателя речь персонажей. Большую часть его рассказов занимает диалог.
Слайд 25Задание:
Прочитать диалог Андрея с Сергеем Куликовым, который «под хмельком» забрёл
и к Сергею от нечего делать, заодно «микробов посмотреть».
- Как в
диалоге проявляются особенности характеров героев?
(Здесь автор показывает и невежество, и самоунижение, и душевную пустоту, и нравственную глухоту Сергея. В сравнении с его обыденностью и приземленностью ярче выступает фанатическая увлечённость Андрея. Тяга к знаниям вызывает уважение.)
Язык шукшинских персонажей изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как разговаривают в жизни простые деревенские люди.
Слайд 26
Задание: найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите
примеры.
- Что скрывает Шукшин — писатель за юмором? Как он относится
к людям и жизни в целом?
(За юмором, который у писателя подчёркнут грустью, скрывается любовь к человеку, неприятности всего, что уродует нашу жизнь, и утверждение высоких норм нравственности, человеческого достоинства.)
Слайд 27 Итог урока.
- Почему героя рассказа Андрея Ерина можно отнести к «чудикам»?
Слайд 28Вывод.
Герои Шукшина – люди из народа. Он показывает их такими,
какими они были. Задиристыми, смешными, со всеми их слабостями и
недостатками. Нужно было обладать огромным талантом, чтобы с любовью и уважением рассказать о своих земляках простую, строгую правду. И правда эта стала фактом искусства. В его героях поражает непосредственность действий, импульсивность, естественность. У них обостренная реакция на унижение человека человеком. И эта реакция принимает различные формы, ведет к самым неожиданным результатам.