Слайд 2Красна девица идет,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в
косе,
На головушке перо.
А сама-то величава,
Выступает словно пава.
Слайд 3Одежда на Руси.
Одежда на Руси была свободной, длинной
и необычайно красивой. Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Слайд 4Наибольшей яркостью всегда отличалась женская одежда молодых женщин.
Слайд 5Праздничная одежда, север России
Слайд 6Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний
Слайд 7Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии
Слайд 8В народе русский костюм описывают так:
Заговор-заклятье.
Пойду ль я во чисто
поле –
Под красное солнце,
Под светел месяц,
Под полетные облака,
Стану я
во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
Слайд 9Украшения костюма
Украшения передавались из поколения в поколение.
Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл:
Слава божеству! Праздник.
Просьба
плодородия.
Благодарность богу за содеянное.
Слайд 11Вышивка
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче,
но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото
всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Слайд 12Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Слайд 13Женский костюм
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник
или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан.
Слайд 14Женский костюм
Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские
головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы.
Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.
Слайд 15Рубаха
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого
льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».
Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
Слайд 16Сарафан
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом, узорными пуговицами.
Слайд 17Епанечка
Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из
парчовой ткани.
Душегрейка.
Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась
поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.
Слайд 18
Понёва
Понева - древняя одежда. Юбка, состоящая из трех полотнищ
шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском
- гашником; ее носили только замужние женщины.
Слайд 19Передник
Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского
костюма был передник, или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами.
Слайд 20Головной убор
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом,
его украшали символами солнца, звезд, дерева,
птиц. Нити жемчуга и
височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Слайд 221. "Сорока" с рогатой "кичкой"-Тамбовская губ., 2 пол.19в.
2. "Сорока
с мохрами"-Орловская губ., 2 пол.19в.
1.
2.
Слайд 231. Кокошник -Московская губ., 2 пол.18в.
2. "Сборник"-Вологодская губ., 2 пол.19в.
3. "Повязка"-Нижегородская губ., нач.19в.
4. "Повязка"-центр России, 18в.
Слайд 24Женские украшения
Девичьи накосники
Гайтан
Слайд 26Русский народный костюм в произведениях известных художников
И.А. Аргунов. Портрет неизвестной
крестьянки в кокошнике.
И.А. Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в кокошнике.
Слайд 27Русский народный костюм в произведениях известных художников
В.Е. Маковский. Крестьянка
А.Г.Венецианов. На
пашне.